Сразу оговорюсь, слово "писатель" употребил только для самопиара текста. На самом деле те люди, о которых я хочу рассказать - не писатели. Они авторы текстов или, по-умному, контента на разных сайтах в Мировой паутине. Писатель - профессия и несуществующая, и сложно определяемая однозначно.
Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, и люди быстро смекнули как им пользоваться. Кто-то ищет в нём: нужную для работы информацию, кто-то общение, кто-то зависает в разных онлайн-играх, у каждого свои цели и свой сектор сети, где он - рыба в воде.
Мгновенно и люди с творческим зудом порифмовать слова или выплёскивать на бумагу свои изливы души в прозе разобрались, что интернет даёт возможность опубликовать, накропанное годами и десятилетиями и складываемое в заветную папочку или записанное в тетрадку. Так же быстро нашлись и молодые люди, смекнувшие, что на тщеславии можно лохов поймать и постричь с них хоть по клоку шерсти.
Как пузыри в луже, в затяжной дождь, возникли разные: порталы, серверы и просто сайты, основным контентом которых и стали выстраданные авторами опусы, как рифмованные так и нет. Количество авторов превысило все мыслимые пределы. Если издать все тексты, выложенные в сеть, на планете просто не останется лесов, все придётся перевести на бумагу. Так же возникнут проблемы с помещениями для библиотек и книжных магазинов. Однако делать этого никто не торопится. А почему же не торопится-то? Мы тут им, а они...
С этим и хочется разобраться поподробнее. Итак, автор накропал какой-то текст. Естественно, ему хочется, чтоб этот текст нашёл читателя. Тут и начинаются у него проблемы и искания. Писатель, который имеет имя, или говоря по-современному - бренд, никогда не потащит текст в сеть. Разве что выложит маленький клочок для того, чтоб застолбить авторство, привлечь к себе внимание и... может быть, может быть заинтересовать тех издателей, с которыми он ещё не работал. Саму же рукопись он в первую очередь попытается пристроить для издания на бумаге, да многие писатели и работают сейчас под заказ. То есть, по договору они должны для издательства столько и того-то написать за определённый срок. С брендами всё понятно - они каждую букву своего творчества ценят и шагу не ступят, чтоб не зарабатывать на этих самых буквах.
Что же делать автору, который никому никто и звать его никак, возьми он себе хоть самый звучный псевдоним вместо Вани Сидорова? Понятно, что будь он хоть каким гением никакое издательство его сходу не возьмёт печатать. У издательств планы, финансы распределены, и "коты в мешке" не вписываются в их деятельность. Люди мало-мальски состоятельные идут другим путём. Находят издательство, где можно издать накропанное за свои деньги. Все издательства сейчас оказывают полиграфические услуги для приработка и просто выживания, конкуренция огромна. И вот такой новоиспечённый "писатель" держит в руках СВОЮ(!!!) книгу, пахнущую типографской краской и с его фото на обложке. Но, но тут выясняется, что продать её негде. Книжный магазин берёт книгу только под реализацию и устанавливает грабительский процент с продажи каждого экземпляра. Богатенький Буратинка от писательства платит, но через месяц магазин ему присылает извещение о том, что ни одна книга не продана и просит книги забрать. Писательская эйфория улетучивается, и книги так и валяются в углу чулана или на антресолях и по одной-две в месяц дарятся забесплатно друзьям и знакомым, которые, скорчив вежливое лицо, берут их и закидываают подальше с глаз. Попытка поинтересоваться: прочитали ли они вашу книгу и как она им понравилась, натыкается на справедливую фразу:
- Извини, старик, так на работе устаю, что не до чтения мне.
Нужно заметить ещё, что издательства дерут такие деньги, что разницы в цене экземпляра для навара практически нет и хорошо, если у новоиспечённого писателя достаёт ума поискать издательство подешевле, а ещё лучше типографию через дорогу. Правда, они сделают брошюрку на плохонькой бумаге без дизайна да ещё и сшитую степлером, но дёшево. Внешний вид книге популярности не добавит.
Но я как всегда отвлёкся - я ж об интернете. Помыкавшись с изданием, автор понимает, что у него одна дорога - в сеть, и он открывает поисковик забивая в него запрос "Литературное творчество". Поисковик вываливает на него сотни или тысячи сайтов такого направления. Писатель озадачивается недолго и выбирает парочку самых крупных. Торчать на сайте, где несколько человек авторов - резона никакого. Замечу так же, никакого резона нет открывать и свой сайт: с ним произойдёт, как с изданной книгой: его посещать будут только заманенные туда знакомые автора.
Итак, писатель регистрируется на паре реже больше порталов от литературы и поэзии, как правило, не читая условий пользовательского договора и ... выкладывает выстраданное в сеть. С этого момента он может поставить крест на двух вещах. Во- первых, на своём авторстве. Все заявления о том, что контент в сети охраняется законом об авторском праве и что сайт выдаёт свидетельство о публикации - не более, чем пустой звук или пустая надпись. У вас сплагиатят любой текст, и вы не сможете ничего с этим поделать. Во-вторых, ни один серьёзный издатель никогда не обратит внимания на ваши тексты. Только коммерческие отделы издательств, а они есть практически на всех крупных литпорталах, предложат вам издаться за деньги. А вы уже это проходили.
Писатель и Сеть, никаких равноправных отношений в этом тандеме нет, потому что у сети свои законы, правила и цели, и они в корне не совпадают с ожиданиями авторов. Да, вы получите якобы читателей, выложив свои тексты в свободный доступ. Некоторые из читателей даже зайдут к вам и дружески похлопают по плечу, а уж самые продвинутые скажут:
- Э, старик, вот тут у тебя удачная фраза, а остальное хреновенько и грамотёшка хромает.
Наберите вы сотни тысяч читателей в сети - это никакого значения для вас иметь не будет, кроме разве что понтов где-нибудь в не очень трезвой компании. Мол, я - писатель! Нет, вы не писатель и никогда им не станете. Да, вы что-то пописываете, и вас почитывают. Со временем, в лучшем случае, у вас сложится кружок почитателей, которые будут похваливать ваши опусы. Не просто так, не безвозмездно, а в ответ на такие же похвалы. Упаси вас кого-нибудь критиковать, разве что у вас туго с врагами.
Мне могут возразить, а вот, Стейси Крамер, ... Да, чудеса случаются, вернее их случают те, кто держит руку на издательском пульсе. Но, мой читатель, ответь себе, ты станешь читать откровения малограмотной соплячки о попытке суицида? Думаю, ты это перерос и те миллионы, что "заработала" Стейси - это дутые читатели раздутого мыльного пузыря её шедевра, которые принесли ей такие же подростки.