Зюлёв Леонтий: другие произведения.

На экзаменах

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мы все учились понемногу...

  
  Рассказ первый. В школе.
  Конечно, трудно что-то достоверное вспомнить, если со школой расстался тридцать пять лет назад, но несколько эпизодов связанных с экзаменами прочно держатся в памяти. Такая уж это штука-наша память, иногда незначительное она хранит прочно, пытаешься вспомнить то, что было для тебя важно тогда, далеко, и не можешь. Несколько таких эпизодов держат мою память в тёплых ладошках детства.
  1. Первые в жизни экзамены мы сдавали в восьмом классе и было их тогда - всего четыре. Три из них не оставили воспоминаний, а вот математика запомнилась. Кажется, что тут такого - обычная контрольная. Тем более, что математика трудностей у меня никогда не вызывала. Когда я увидел, что предстоит решить, то успокоился окончательно. Все задания были типовыми и затруднений вызвать не могли. На горизонте замаячила пятёрка. быстренько решив все примеры и задачу, торопиться сдавать работу я не стал, всё проверил и оказалось не зря, в одном из примеров была ошибка. Как я узнал об этом, ведь экзамен. Элементарно, если в классе сорок человек, то уследить за ними невозможно, а мы договорились, что как только прорешаем всё обменяемся ответами.
  Класс был силён и в математике и в конспирации. Итак, один ответ не лез в рамки. Порешав пример несколько раз я не нашёл ошибки и впал в отчаянье. Пятёрка маячила всё более тускло. Буквально на последних минутах, а в классе я оставался в компании с отпетыми второгодниками, я всё же нашёл ошибку. Благодаря не сильно хорошему зрению один из плюсов я прочитал как минус. Я успел задание переделать. Так один из знаков заставил меня запомнить, что мелочей в математике нет, на всю жизнь
  
  В школе
  2. Один из самых нелюбимых предметов у мальчишек-иностранный язык. Все прекрасно понимают, что говорить не по-нашему после школы никто не будет, как не с кем, так и негде. Тем не менее, язык отравлял жизнь нам с пятого по десятый и заканчивался экзаменом.
  Этот экзамен страшил, как своей неотвратимостью, так и весьма прозаическим подходом к его сдаче. На авось! Выше трояка получить по нему не светило, так и не стоило пытаться. Никто из мальчишей и не пытался. Запомнил я его сдачу по той причине, что сдал его на четвёрку!!!
  Объяснялось всё просто. К концу экзамена измотанные невнятным лепетом по - немецки двое членов комиссии пошли подкрепить силы в столовую, оставив самых тупых и отпетых знатоков немецкого наедине с молодой специалисткой, отработавшей в школе год, учителем французского языка, при основном английском.
  К ней я незамедлительно и направился. Рассказал несколько предложений которые освоил за шесть лет обучения и что-то написал буквами, смахивающими на немецкие. Она чтоб избежать конфуза быстренько выпроводила меня за дверь, где в коридоре я был встречен недоумённым вопросом своего учителя немецкого::
  -"Леонтий ты почему здесь?".
  - Сдал! - ответил я потупившись.
  Я могу только предполагать, какое было лицо у немца , когда ещё оказалось, что сдал я на четвёрку.
  Секрет был прост с француженкой я дружу до сих пор. А на радостях, после окончания школы, я отыграл на аккордеоне, два дня, на её свадьбе, в искупление своего жульничества.
  Кстати эта четвёрка ни от чего меня не спасала, так как была единственной за всю мою жизнь в немецком языке, в школе.
  
  В школе.
  3.Этот экзамен был особый! Только для мальчиков, Наверно догадались? Правильно. Производственное обучение, был когда-то в школах и такой предмет для села это,трактора и сельхозмашины. Сдавали его перед основными экзаменами в конце апреля или начале мая, в десятом.
  Готовились очень упорно, права тракториста давали только при абсолютных пятёрках и те не всем. Странно, но был какой-то лимит. Матчасть сдали почти все успешно. С вождением дело обстояло хуже.
  Трактор был один и старый, ездили мало, практики работы вообще никакой. Драматического ничего не ожидалось, но было одно но. В нашем классе училась одна девочка и её в виде исключения взяли изучать трактора. За неё мы все переживали. Звали девочку просто - Хельга. Она была круглой отличницей и по этому предмету тоже. Мы очень её уважали до того момента, пока она не влюбилась в самого никчёмного паренька из параллельного класса.
  Так видимо и должно быть по диалектическому закону единства и борьбы.... На вождении Эдик, так звали пацана, не смог выполнить ни одного упражнения. Промазал мимо ворот, не смог подъехать к прицепу телеги и когда нечаянно заглушил двигатель не знал с которой стороны он заводится.
  Хельга выполнила с присущей отличнице чёткостью все маневры к нашей огромной радости. Мы думали Эдька, или повесится, или она его, хоть бросит.
  Наивные, она вышла за него замуж и только через несколько лет поняла, что за глупость совершила. Впрочем это уже к экзамену отношения не имеет
  
  В школе.
  4. Литературу в школе я терпеть не мог и не потому, что не хотел читать, или писать сочинения. Я не читал, только, когда спал и ел.
  В школе к литературе вырабатывается отвратное отношение выбором произведений и их трактовкой на неандертальском уровне, что читающему мальчишу - есть смерть. Много зависит и от учителя, а с ним мне не повезло, очень. Он жил в нашем доме и это не способствовало. Однако экзамен по литературе я сдал блестяще, ни на один вопрос не ответив.
  Если кто помнит те времена, в билетах, кроме вопросов, было чтение отрывков из произведений. Мы с Маяковским сделали комиссию бессловесной с открытыми ртами. А попали мне, как нетрудно догадаться, Стихи о Советском паспорте. Ну я и начал:
  Я волком бы выгрыз бюрократизм!
  К мандатам почтения нету!
  К любым чертям с матерями катись,
  Любая бумажка! Но эту!
  Короче я не смогу прочитать сейчас это так, как на экзамене, уже никогда. Члены комиссии были в шоке, это мне потом рассказали. Остапа же, как говорится, несло! И когда я закончил, а я совсем не следил за реакцией зрителей, стояла тишина и мне несколько раз пришлось спросить, что делать со вторым вопросом?
  Директор школы молча показал мне на дверь и я в расстроенных чувствах удалился. Когда объявляли оценки, я ждал худшего и был удивлён пятёркой. Только несколько лет спустя, на вечере встречи, кто-то из участников того экзамена сказал. Мы забыли что сидим на экзамене и не сразу даже сообразили, что тебя уже нет в классе.
  
  В школе.
  5. Закончить же рассказ о школе хочу своим любимым предметом - физикой. Я любил ставить опыты. Учитель был у нас молодой и мы физику изучали приводя все имеющиеся в лаборантской приборы в рабочее состояние.
  Без опытов я физики не мыслил. Подготовка к экзамену заключалась в лабораторных работах и решении задач. Теорию мы повторяли на уроках. Одной из лабораторных была, сборка простейшего детекторного радиоприёмника. собирался он просто, достаточно, соединить блоки и подключить питание.
  Моя соседка Зина боялась этой работы, как огня, и на все мои старания, научить её, отвечала. Мне не попадёт эта работа на экзамене.
  Я вытянул не лабораторную, а задачу и пока расстроенно думал о несправедливости Всевышнего, слева от меня раздался всхлип и кто-то начал терять сознание. Это была Зинуля, взявшая билет, рядом со мной.
  Придержав её от падения и пристроив на стул, кем-то подставленный, я с трудом вынул из её руки билет.
  Правильно! Третьим вопросом в нём значилась: сборка простейшего радиоприёмника.
  
  В институте.
  1.Вступительные. Первые экэамены, которые приходится сдавать, в незнакомом месте, незнакомым людям. Неважно, что ты знаешь и как хорошо, главное произвести впечатление.
  Какое можно произвести впечатление, если ты оказался один в чуждом тебе городе? Правильно, весьма убогое.
  Я никогда бы не поступил в институт, если бы не стечение обстоятельств, которые толкали меня на педагогический путь. Первым было, то, что срок обучения сократили до четырёз лет и упростили специальность. Сразу народ отвернулся от этого факультета.
  Одно дело учитель физики с дополнительной специальностью труд, а совсем другое, просто - учитель труда. Второе вытекало из первого. Чудо, в вуз в средине семидесятых, не было конкурса и нас буквально тащили за уши лишь бы набрать заветных пятьдесят оболтусов, которые на экзаменах, путали параллелепипед с параллелограммом. И третьим было внеконкурсное направление, которое мне выдали, как поступающему из другой области.
  При таких условиях не поступить я не мог, хоть и не хотел этого. А экзамены, конечно же я их сдал. На тройки.
  
  В институте.
  2. Курьёзы. Практически все экзамены в институте я помню, будто сдавал их вчера. Но этот рассказик посвящу экзаменам с нетрадиционной сдачей.
  Были у нас преподаватели, которым было в тягость принимать экзамены, просто как обычно. Билет-ответ. И вот тут начинались всякие перлы. Преподаватель начертательной геометрии, спокойно, отпускал с экзамена на перекур, видя, что студент ни черта не знает, провожая его словами. Иди покури, да поклюй чего-нибудь, а то так напрягаешься, кабы чего не лопнуло. А встречал неизменным: С Василием Осиповичем посоветовался? Ну айда будем говорить. В.О. Гордон был автором учебника по начерталке. Гордоном, за глаза, называли и преподавателя.
  Другим интересным способом принимала экзамен по обшей физике наша, весьма экстраординарная, физичка. 13 Билет был пуст, как осеннее небо и назывался Считай повезло. т.е. экзамен можно не сдавать. Если же нужна была оценка, выше тройки, а три ставилось автоматически, можно отвечать на вопросы. Выказав недоверие, что такой билет возможен и получив его в руки, чтоб убедиться, что он существует, главный двоечник пометил его и сдал экзамен не раскрывая рта.
  Запомнилась ещё электротехника. Здесь преподаватель был прекрасно осведомлён в наших познаниях и предложил приехать пораньше, билеты не тянуть, а просто пообщаться на темы, об электричестве. Мы вдвоём с другом так и поступили. И когда народ только стал собираться, чтоб тащить заветные билеты, мы уже направлялись в парк, в заведение именуемое Шайбой, пить пиво. В день сдачи начинать готовиться к следующему экзамену считалось дурным тоном. На недоумённые возгласы согруппников. Куда? Ответили, что забыли зачётки, а в них уже красовались, греющие душу, оценки.
  
  В институте
  3.Изобретатели. Забудьте всё чему вас учили в институте! Эта фраза, классика сатиры и юмора, на мой взгляд точно определяет суть институтской учёбы. Скажу честно, когда начал работать, то ничегошеньки из институтских знаний, по специальности, мне не пришлось применить. Всё изучал самостоятельно и с нуля. К чему я это, да к тому, что самое противное сдавать экзамен, зная, что сдаёшь его лишь ради отметки. Это и порождает немыслимое количество уловок и хитростей, к которым прибегают студенты, чтоб только сдать с минимумом усилий.
  Факультет наш технический, выдумщиков на нём хватало. А тут ещё Шурик вышел, со своими Новыми приключениями. И думающие студенты решили попробовать радиосвязь на экзаменах. Мобильников тогда не было даже в проектах.
  Соорудили приёмник. Антенной была проволока вокруг дверей, или окна аудитории где предстояла сдача экзамена. А подсказывающий сидел в здании рядом, благо это была наша общага.
  И всё работало. Но самое сложное оказалось в том, что, чтоб подсказывать надо знать номер билета. Вот тут были главные чудеса изобретательства.
  Номера билетов определялись по зашифрованным движениям студента, вытянувшего билет. Например почёсывание затылка означало единицу, а вынимание носового платка пятёрку. Ассистент сдающего смотрел за его поведением, двери у нас были стеклянные и определив по условным движениям номер, летел крупной рысью в общагу и сообщал его подсказчику. Тот начинал читать ответы.
  Смешным моментом было наблюдать за сдающим. Он сидел с пустыми глазами, пока не начиналась передача. Студента точно клевал петух, он работал как автомат, или поэт при посещении Музы, Беспрерывно строчил, пока передача не заканчивалась.
  Но самые трагические времена наступали, когда нас переводили сдавать в другую аудиторию. Весь антураж оставался в предыдущей и изобретатели как правило вынуждены были пересдавать. Однако таким образом умудрялись неплохо сдать даже Госы. Смотря сейчас назад, я думаю, усилия затраченные на эту затею вряд ли стоили меньше простой подготовки к экзамену, а уж нервной энергии, они точно, требовали, намного, больше. Нет ни одного события в жизни человека, которое может сравниться по разгулу Фортуны в жизни человека, чем выпускные экзамены в школе. Знать всё невозможно. об этом скажет даже самый рафинированный отличник, и пусть он считает, что свёл к минимуму её игру, не факт, что она не подшутит и над ним. Трудно что-то достоверное вспомнить, если со школой расстался, почти сорок лет назад, но несколько эпизодов, связанных с экзаменами прочно держатся в памяти. Такая уж это штука - наша память, иногда незначительное она хранит прочно, пытаешься вспомнить то, что было для тебя важно тогда, далеко и не можешь. Несколько таких эпизодов держат мою память в тёплых ладошках детства. Литература Литературу в школе я терпеть не мог и не потому, что не хотел читать, или писать сочинения. Я не читал, только, когда спал и ел. В школе к литературе вырабатывается отвратное отношение выбором произведений и их трактовкой на неандертальском уровне, что читающему мальчишу есть смерть. Много зависит и от учителя, а с ним мне не повезло очень. Он жил в нашем доме и это не способствовало. Однако экзамен по литературе я сдал блестяще, ни на один вопрос не ответив. Улыбнулось Её Величество - Фортуна! Кто помнит времена СССРа, в билетах, кроме вопросов, было чтение наизусть отрывков из произведений или стихов. Мы с Владимиром Маяковским сделали комиссию бессловесной. А попали мне, Стихи о Советском паспорте. Ну я и начал: Я волком бы выгрыз бюрократизм! К мандатам почтения нету! Ко всем чертям с матерями катись, Любая бумажка! Но эту! Я не смогу прочитать сейчас это так, как на экзамене, уже никогда. Члены комиссии были в шоке, это мне потом рассказали. Остапа же, как говорится, несло! И когда я закончил, а я совсем не следил за реакцией зрителей, стояла тишина, и мне несколько раз пришлось спросить, что делать со вторым вопросом? Директор школы молча показал мне на дверь, и я в расстроенных чувствах удалился. Когда объявляли оценки, я ждал худшего и удивился пятёрке. Лишь несколько лет спустя, на вечере встречи выпускников, кто-то из участников того экзамена сказал. Мы забыли, что сидим на экзамене и не сразу сообразили, что тебя уже нет в классе. Физика Закончу рассказ об игре, Её Величества Фортуны, любимым предметом - физикой. Нас учил выпускник-первогодок, и мы физику познавали, приводя приборы в лаборантской в рабочее состояние. Без опытов я физики не мыслил. На консультациях мы делали лабораторные работы и решали задачи. Теорию повторяли на уроках. Одной из лабораторных была сборка простейшего детекторного радиоприёмника. Собирался он просто, нужно, соединить блоки между собой и подключить питание. Моя соседка Зина боялась этой работы, как огня, и на мои старания, научить её, отвечала: - Мне не попадёт этот билет. - Ты уверена? - Да! Её Величество, скорчила мне гримаску - в билете оказалась задача. Пока я думал о несправедливости жизни, слева от меня раздался всхлип, кто-то начал терять сознание и падать. Это была Зинуля, взявшая билет одновременно со мной. Придержав её от падения и пристроив на кем-то подставленный стул, я с трудом вынул билет из её руки. Правильно! Третьим вопросом в нём значилась: сборка простейшего радиоприёмника. Это меня успокоило, значит наверху играли не только со мной. Но, Фортуна просчиталась. Я втихаря помог Зинуле, пока, решив задачу и приготовившись отвечать, ждал своей очереди. И оценки мы получили одинаковые.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com О.Грон "Попала — не пропала, или Мой похититель из будущего"(Научная фантастика) Е.Рэеллин "Конкордия"(Антиутопия) И.Головань "Десять тысяч стилей"(Уся (Wuxia)) М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) А.Климова "Заложники"(Боевик) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) Д.Мас "Королева Теней"(Боевое фэнтези) С.Суббота "Шесть секретов мисс Недотроги "(Любовное фэнтези) А.Ефремов "Мертвые земли"(ЛитРПГ) О.Гринберга "По Праву Крови"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"