Хельга Лу: другие произведения.

Кому важны печали* (О поэзии Мерайли)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние конкурсы на ПродаМан
Открой свой Выход в нереальность
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мерайли - поэт, философ, публицист, критик

  
  
  
  
  "Луна
   уже вся
   обвыта.
   Не надо
   ее мучить.
   Молча
   откиньте копыта,
   когда подопрет случай.
   Когда по живому
   время
   сдирает с души кожу,
   внутри -
   от боли зверея,
   смолчите
   ему
   в рожу.
   Страдайте
   и пропадайте,
   пройдите тысячу бед,
   умрите - но не дайте
   торжествовать судьбе.
   Чтобы когда-нибудь
   из лунных мук
   вызрело
   радостное - и земное.
   И полюбили бы
   дышать
   тишиною,
   все вместе, или по одному,
   не мужчины, не женщины - нет! -
   просто люди.
   И смотрели бы,
   как вносят звездный свет
   на бескрайнейшем черном блюде.
   И чтобы - все равно,
   который век.
   И на всех
   хватило бы
   вечности.
   Чтобы честное имя: "Человек" -
   через память
   разлук и встреч
   нести". *2
   Трудно представить, что эти строки написал человек в реале вряд ли чрезмерно эмоциональный, скорее более сбалансированный, сдержанный. По крайней мере, я воспринимаю Мерайли, как художника, философа, поэта безусловно, не равнодушного к Миру, Природе, но отнюдь не сверх эмоционального, одержимого высокой патетикой чувств и слога, однако, строчки его стихов как раз свидетельствуют именно о последнем.
  Действительно поэзия Мерайли - это "порождение фантазии, сгусток мечтаний, фантомная боль" и много Правды. Читаю, размышляю..
   1976 год. Тридцать лет назад. Другой мир, другой век.
   Это была почти завершающая фаза развитого социализма, детям соцреализма было обещано светлое будущее (вот, собственно, оно и наступило). В той фазе была одна форма собственности, одна партия, одна совесть и одна честь на всю большую страну.
   Сегодня - другой "изм", где много партий, и у каждой из них своя совесть. И собственности теперь хватает, но, увы, не всем. Перемены, а что изменилось?
  
   И вот поэт написал три десятилетия назад:
  
   "Я
   терпеть не могу
   тех, кто
   топчет других
   ради карьеры.
   Противно, когда
   государственные
   деятели
   врут,
   забывая про чувство меры.
   Стало законом,
   пока неписаным,
   гнать из официальных дел
   логику, факты, тактичность, искренность...
   Я
   терпеть не могу
   тех, кто
   серость
   считает нормой разума.
   Тщательнейше
   под толпу подделываясь,
   такие
   человека!
   равняют с грязью" *3
   Тридцать лет прошло, другая общественно-экономическая формация, а дерьмо опять наверху плавает!! Чем противнее от этого на душе, тем приятнее узнать, что поодиночке или маленькими группами, но "революция продолжается":
  
   "Может, когда, -
   дожить бы! -
   лучше будет.
   Но пока
   их
   песенка не спета,
   я стихи
   считаю трибуной.
   Гнева лавины взрывом истины
   сбрасывать
   на груды людской скверны!
   Хочется,
   чтобы жизнь хоть немного
   очистилась,
   чтобы ясней была - и уверенней" *3
  
  
   Вот опять же, у каждого своё понятие красоты. В советское время, к примеру, это ассоциировалось с Порядком, с причудливо построенными пирамидами из тел энергичных товарищей на парадах, с бурными овациями хмельных, счастливых от социалистического образа жизни демонстрантов, гайдаровскими подвигами маленьких заводных человечков в красных галстуках. Венцом совковской красоты и гордостью соцфазы, являлся монументальный образ атлетически сложенной парочки пышущей трудовой воинственностью и многостаночным оптимизмом.
   Конечно, сегодня, для большинства, другое понятие красоты, по мне так ещё более уродливое: аляпистые замки- крепости прижатые друг к другу (видимо от страха), "мажоры" в навороченных машинах вывозившие мешки денег (и не только денег) за пределы матушки России, демократические лозунги холёных политиков, поддерживающих тесную дружбу с этими "мажорами" и т.д. и т.п.
   Так о чём это я? Да, конечно - о поэзии Мерайли, он, кстати, тоже замолвил слово о красоте. Хотелось, чтобы вот так..
  
   "Споров нет -
   красота есть!
   Пусть мало,
   пусть редко,
   но есть!
   А значит
   в силах
   человечьих
   мир -
   переиначить.
   Поэт,
   строй батальоны строк!
   Грохотом штурма
   раздери рот свой!
   Пусть
   каждый
   исписанный тобою листок
   в штыки
   атакует
   земное уродство.
   Сломаем, сомнем -
   вот тогда перекур.
   А над землей, от боя стынущей, -
   как взгляд, - полетят
   от цветка к цветку
   люди - потрясающей красотищи". *4
  
  
   Я всегда была и буду в числе бунтарей, возмутителей спокойствия, белой вороной то удивляющей, то пугающей, то отталкивающей от себя публику. Поэтому мне по душе поэзия Мерайли, его поэтический кураж, его революционный дух. Особенно задевают рваные и грубые строчки стихов по форме, плотности и стилю очень схожие с воинствующей поэзией Маяковского.
   Мерайли - поэт-революционер, поэт-патриот, борец. Он презирает богатство и чревоугодие - "Всемогуществом и властью упиваются буржуи. Все доступно, все продажно: Люди, мысли, поцелуи". *5
   Грубо, жестко, нецензурно обвиняет равнодушное, зажравшееся общество, обличает похотливых и продажных людишек, тех, кто живёт сиюминутным удовольствием, и кому глубоко "параллельно" что происходит с заплёванным шариком.
   "Будьте, граждане,
   подлецами.
   Плюйте
   на родины и отечества,
   торгуйте
   матерями и отцами!
   Совесть - рудимент нашего века.
   Что нам до ее нытья?
   Все
   у нас
   для блага
   человека.
   А этот человек -
   я!
   Смелее,
   решительнее,
   наглей!
   Дави ближних,
   дальних бей,
   поворачивайся молотом!
   И ты все, что надо,
   возьмешь
   от людей -
   живи свободно
   и молодо!
   От этой гадости отвернешь глаз,
   а там -
   не легче.
   Мразь у мрази заимствует грязь -
   и все валится
   на человечество:
   Вон, в том отделе
   люди
   продаются.
   Имей сто рублей -
   а друзья
   всегда найдутся!
   Можно купить
   любовь даже..
   Небо чернеет день за днем,
   копоть кругом разбрасывая, -
   мы
   по своей земле
   идем,
   человечья раса.
   Купите,
   купите, люди!
   Природу
   по дешевке
   загоним вам.
   Смотрите,
   потом не будет!
   А мы
   продаем!
   тишину лесов,
   зверей, птиц, рыб..." *6
  
  
   Мы сидим в кафе. Мерайли рассказывает о себе, о Франции, о друзьях и их заветах. На лице блуждает трогательная детская улыбка. Удивительно, в переписке совсем другой, иногда очень резкий. Разный.
   Разговариваем.
  - Нужно ещё много сделать, лишь бы хватило сил и здоровья.
  - Например?
  - Например, выполнить завещание друга. Это связано с музыкой.
  - Это связано с музыкой?! Вот как?!
  - С иной, с новой музыкой!
  - Возможно это революция в музыке?
  - Да, возможно и так, это новая музыка, новый музыкальный ряд.
  - А как же физика?
  - Почти нет, так некоторые научные статьи, чуть-чуть.
  - О чём статьи?
  Я внимательно слушаю. Говорит, что это связано с атомом (с физикой мне тяжеловато, кажется, в физиках я разбираюсь легче).
  - А поэзия?
  - Конечно! Но работы - "море", много работы, и это необходимость, чтобы иметь возможность заниматься любимым делом.
   Весь в планах, заботах, проблемах. Всё расписано почти до минуты. Время на счётчике, он сам себе не принадлежит. В ответ на мою просьбу подписать подаренные им книги, тут же быстро, кривым почерком пишет: "Хотелось бы своей, да весь в чужих..". Смотрю, вглядываюсь, вслушиваюсь, спрашиваю..
   Да он разный - бунтарь, нигилист, безбожник. Смеётся, глумится над верой и почти в глаза обрывисто и холодно бросает: - " Ни в бога, ни в чёрта". Однако, отрицая бога, всё же с ним разговаривает, обращается к нему и даже просит:
  
   "Ты уж прости, боже, что я так
   влез,
   вломился к тебе -
   с моей-то грешной рожей!
   Дело, понимаешь, такое: надо позарез.
   Ты уж отнесись по-божески.
   В сущности прошу-то
   всего ничего,
   взглядом шевельнешь - и станется.
   Ты ведь в небе и поставлен для того,
   самая высокая
   инстанция...
   Злись на меня:
   груб и нахален,
   комкаю хоры светил;
   хочешь - карай за то, что своими стихами
   жизнь тебе
   вконец отравил;
   только уж сделай все, как положено, -
   я ведь все равно
   не отстану,
   пока не добьюсь.
   Трудно и скорбно? - Пусть!
   Только надо,
   чтобы выдержали
   смех и грусть
   двое
   моих друзей.
   И одна
   моя любимая
   тоже.
   Ибо только так может уцелеть Вечность". *7
  
   Мерайли верует и его Бог - Вечность.
  
   Поздним вечером, не справившись с захлестнувшим меня потоком эмоций от воздействия многозвучной, мощной по смысловой нагрузке, разнообразной по стилю и тематике, но всегда яркой и выпуклой поэзии Мерайли, я не выдержала и позвонила ему. В ответ услышала короткое и раздраженное,
   - Да?!
   - Добрый вечер, извините что поздно, ваши стихи замечательные, - я пыталась одной фразой и поприветствовать и сказать о своих впечатлениях, и пожелать дальнейших творческих удач поэту. Но ответ был ещё более раздраженным и холодным,
   - Я очень занят. Извините у меня сейчас срочная работа. Звоните утром или днём.
   Конфуз?! Да нет же! Это он - Мерайли, вот такой, разный. Я не удивилась, и не расстроилась, я улыбнулась. Как женщина, обладающая значительной долей стервизма была удовлетворена уже тем, что вывела из равновесия мужчину. И уж совсем простила резкий тон Мерайли, вспомнив его любовную лирику, так контрастирующую с философско-революционной тематикой стихов: - "Хотите - буду от мяса бешеный и, как небо, меняя тона - хотите - буду безукоризненно нежный, не мужчина, а - облако в штанах!". Это Маяковский. А вот эти строки, трогательно-нежные, это - Мерайли:
  
   "Мне был жребий служить Вам - и всюду Вы были со мною.
   В сарацинских степях паладины спят гибельным сном...
   Но настала весна - посмотрите! - и этой весною
   Я цветущей сиренью проснулся у Вас под окном". *8
  
  Не всегда приветливый, не слишком разговорчивый, колючий, вредный, он продолжает писать нежные, с грустинкой, или псевдогрубые стихи, о себе, о любви, о жизни.
   Замечательный поэт К. Ваншенкин сказал, что "в восприимчивости поэзии должна быть свобода и раскованность", но иногда случается, что именно поэзия дарит эту свободу и раскованность. К примеру - поэзия Мерайли.
  
   "Товарищи!
   Прошу внимания.
   Дело серьезное.
   Разговор не о цветочках на лугу.
   Скажите, зачем некоторые
   взрослые
   лгут?
   ...Эй,
   много ли вас,
   кто шепнул
   хоть раз
   то,
   о чем надо
   орать
   изо всей мочи!
   Что же на смену? Березки и кустики?
   Куцые ямбы окаменелой
   истории?
   Кто
   будет писать
   по законам акустики
   миллионных
   аудиторий?
   Товарищи!
   Поэзия - это не шуточки.
   Нечего тут стесняться и жаться!
   Протрите ваши глаза - или очки,
   видите? - "Революция
   продолжается" *9
  
  
   Мерайли - поэт, философ, публицист, критик
  
  *1. Театр
  *2. Альбинос (микропоэма-сюита)
  *3. Программное
  *4. За красоту (микропоэма)
  *5. *** (Всемогуществом и властью упиваются буржуи)
  *6. Еще раз о...( микропоэма
  *7. Молитва
  *8. Вы знатны и невинны..).
   *9. Революция продолжается (Вступление).
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) О.Дремлющий "Тектум. Дебют Легенды"(ЛитРПГ) Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) К.Леола "Покорители Марса"(Научная фантастика) LitaWolf "Жена по обмену. Вернуть любой ценой"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) М.Зайцева "Трое"(Постапокалипсис) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) А.Робский "Охотник 2: Проклятый"(Боевое фэнтези) М.Боталова "Этот демон будет моим!"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"