Задунайский Вук : другие произведения.

Сказание о том, как князь Милош судьбу испытывал

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Первое сказание из цикла "Балканский венец". Аннотация к циклу: Что есть Истина? Как говорит отец Николай, один из героев сказаний: "Пройдут века, люди забудут о том, что было. Кто им напомнит, кроме нас? Про все забудут - про царей и воевод, про князей и простых людей, про зло и добро. Все стирается из памяти людской. И неоткуда будет людям узнать о корнях своих, кроме как от нас. И будет все так, как в этих книгах". Что это - гордость средневекового ремесленника, возводящего прекрасный собор? Современная тенденция пересматривать, а порой и переписывать историю? Или прозрение будущих концепций, несколько странных для средневекового монаха, но органичных для автора? Мать истины - история, и в сказаниях идет игра с сюжетами из истории Балкан. Балканы - это, в сущности, то место, где уже которую тысячу лет непрерывно творится история. Слишком часто именно здесь начинались мировые войны, и как знать, не здесь ли дано им завершиться в, возможно, недалеком будущем? От гомеровских времен до нас - три с лишним тысячи лет. Почему средневековье? Для нас Балканы средневековые - экзотика, пожалуй, большая, чем античная Греция, а потому идеи, правящие персонажами, кажутся порой странными и дикими. Но для жителей тогдашних Балкан Римская империя была живой и великой до самого падения Константинополя. Подобно наследникам империи Александра, эти наследники Византийской империи творят в тех же, в общем, местах дела столь же странные, великие, гнусные и живописные. О чем бы ни шла речь в сказаниях - о невероятных обстоятельствах битвы на Косовом поле, где турки терпят поражение, о трагической потере и чудесном обретении головы царя Лазаря, о князе Милоше Обиличе, одолевшем саму судьбу в неравной схватке, о султане-чернокнижнике Баязиде, умерщвленном Тамерланом, о зловещем господаре валашском Владе по прозванию Дракула, о падении Константинополя и о монахе, ушедшем в стену, о первых сербских династах Неманичах - святых и грешниках, о Марке-кралевиче, рожденном таинственной вилой (русалкой), - везде мы попадаем в жестокий и необычайно яркий мир фантастических Балкан, необыкновенно реальных запредельной реальностью вымысла, мир, где людьми правят нечеловеческие страсти и где чудо - не роскошь, но данность, порой жестокая. Метафизическая неоднозначность мира кровавой нитью проходит через все повествование, сплетая нити жизней героев, сшивая в причудливые полотна ткань времени. Темным колдовством Баязида возвращается раз за разом Милош в черный день своей славы, пытаясь изменить историю, и как знать, не удастся ли это ему хоть когда-нибудь? Обретение головы царя Лазаря может повернуть вспять историю Балкан, отроку Радко дано решить, каким быть посмертию овеянного легендами господаря Дракулы... А сожженная рукопись "Жеста хунгарорум" ("Деяния венгров") ставит точку в развитии венгерского королевства как самостоятельной политической силы. В последнем сказании из цикла - "Сказании о Дикой Охоте" - все сюжетные линии объединятся, переплетутся уже не в прошлом, а в обозримом будущем. Обретенная голова царя Лазаря, вышедший из стены монах с чудотворной реликвией в руках, услышавший рога Дикой Охоты и восставший из могилы господарь Влад - все это звенья цепи, ведущей нас к грядущим переменам. О таких материях трудно и странно говорить обычным языком, стилизация неизбежна, и она подобна проводнику в тот безумный и яростный, но отчаянно красивый мир, где вершится история и создаются легенды, где эпос и высокий патриотический пафос уживается с пронзительным лиризмом. Сказания следуют в русле традиции древнерусской воинской повести 11-17 вв. В качестве конкретных образцов были взяты "Повесть временных лет", сказания о княжеских усобицах, о борьбе с печенегами и половцами в Галицко-Волынской летописи, "Слово о полку Игореве", "Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 г.". Цикл в некотором роде продолжает традицию литературных мистификаций по балканским мотивам, заданную П. Мериме и А. С. Пушкиным ("Песни западных славян") и продолженную М. Павичем ("Хазарский словарь" и др.). В этом контексте вспоминаются и "Баудолино" У. Эко, и єСад расходящихся тропокЋ Х. Л. Борхеса. История творит легенды, легенды творят историю, а Истина упорно оказывается где-то посередине. Однако настоящий цикл ориентирован на исторические факты, хотя и допускает порой фантастическое развитие событий и их трактовку. И, наконец, в цикле торжествует историческое, линейное время: кульминация ожидается где-то в будущем, и сам текст оказывается то ли прогнозом, то ли пророчеством. Реальность порой субъективна, и как знать, что есть Истина? "Пройдут века, люди забудут о том, что было. Кто им напомнит, кроме нас? Про все забудут - про царей и воевод, про князей и простых людей, про зло и добро. Все стирается из памяти людской. И неоткуда будет людям узнать о корнях своих, кроме как от нас. И будет все так, как в этих книгах".


Сказание о том,

как князь Милош судьбу испытывал

  
  
  
   На Косово царь Мурат выходит.
   Как выходит, шлет посланье сразу,
   в град Крушевац его посылает,
   на колено тому Лазарь-князю:
   "Ой, Лазаре, предводитель сербов,
   не бывало, быть того не может:
   два владыки на едину землю,
   два оброка на едину райю;
   не сумеем царствовать вдвоем мы,
   ты ключи мне вышли и оброки,
   от всех градов ключи золотые
   да оброки за семь лет к тому же.
   Ну а коли платить не желаешь,
   выйди, княже, на Косово поле,
   тут мы землю саблями поделим!"
  
   Плохо, когда разлад среди родичей. А уж когда родичи царских кровей да княжеских, так и вовсе беды жди. Неладно было в семействе царя Лазаря, господаря сербского. Рассорились зятья его, Вук Бранкович да Милош Обилич. И добро бы недругами были, так нет же! Как братья родные всегда ходили, в одних битвах кровь проливали, турок вместе одолели на Плочнике, из одних чаш пили, даже обженились в один день на сестрах родных, дочерях Лазаря, Маре да Любице. Жили всегда душа в душу, а нынче - что случилось? Кошка ли между побратимами пробежала? Околдовал ли кто? Глядят друг на друга волком, вместе не вечеряют, не поднимают чашу заздравную, в совете всегда один супротив другого говорят. А вослед им и семейства их враждовать стали: Южная Сербия - за Бранковича, а Београдский удел - за Обилича стоят. Не успел оглянуться царь Лазарь, а уж по всей земле его вражда, обман и братоубийство - идут, подлые, жатву богатую собирают. Вот уж и босанцы вместе с владетелем своим Тврткой Котроманичем в сторону смотрят, с турками замириться хотят. Бояре да князья повсюду измену замышляют. Что уж о простых людях говорить! Каждый только и ждет, как бы соседу своему свинью подложить. Даже дочери любимые, нежные голубицы, а и те друг с дружкой - как кошка с собакой. И только самая младшая, Мильева, печалится, рукавом расшитым слезы утирает.
   Закручинился царь Лазарь. Господарь - плоть от плоти народа своего, негоже ему пребывать в благости, когда такое вокруг деется, брат на брата дубье поднимает. Испаскудился народ, забыл про веру Христову. Иные уже и вступать в дружбу с нехристями стали, почитая то за доблесть великую. Слабость стала силой, сила - слабостью. А времена наступили страшные: с юга турки наседают, харач берут да юнаков в войско янычарское, с севера - коварные венгры только и ждут, когда господарство ослабнет, хотят отхватить себе кус пожирнее. Буря черная надвигается, а Стефан, единственный сын царя, мал еще, нельзя ему престол отеческий доверить. Сидит царь в своих палатах белокаменных, бороду кулаком подпирает.
   - Не печалься, супруг мой любимый, - говорит ему царица Милица. - Нашептали им злые люди неправду, рассорили. Но даст бог - помирятся братья названые. Не допустит Господь братоубийства.
   - Супруга моя милая, - царь ей ответствует, - не может быть двух солнц на небе, не может быть двух царей на земле. Престол наш един, а их - двое соколов ясных. Как им примириться? Как сговориться друг с другом? На мне вина большая.
   А и впрямь было от чего владыке печалиться. Спорят зятья его и на совете, и на пиру, и даже в святой церкви глас поднимают, никто унять их не может. Негоже вести себя так сербским князьям в годину бедствий. Осерчал царь, ударил кулаком по столу да отослал Вука Бранковича из стольного града Крушеваца на юг, в удел его, крепости строить да войско набирать. А Милоша Обилича отослал в Будву, к Георгию Страцимировичу, владетелю Черногорскому, просить помощи в войне с турками. Услышали про то князья, прогневались, но сдержали они гнев свой. Вскочили на резвых коней, да только их и видели - одна пыль вослед клубится. Едут и серчают, друг про друга плохое думают.
   Гнал князь Милош коня своего до самой Черной горы, пока не пал конь. Заскрипел князь зубами: "Как мог ты, брат мой, поступить так? Всё мы делили поровну, а теперь друг дружке хуже ворогов стали. Не читаю я боле в сердце твоем. Чую только - задумал ты дело черное, хочешь господарем стать супротив наших древних обычаев. Вот уже и динар свой чеканишь - в народе его скадарским кличут. И крепость построил - такой большой и в Византии не сыщешь". Подводят князю Милошу другого коня, и вновь скачет он без оглядки. Судьбу испытываешь, князь.

* * *

   Гой да было тут кому послушать
   Лазарь-князя страшное заклятье:
   "Кто не выйдет на Косово биться,
   не родится ничто в его руку:
   ни пшеница белая на поле,
   ни лозъца винная на склоне!"
  
   Красивый город Будва. Красивый, но неверный. В Сербии на ночь двери не запираются, в корчме чужака не встретишь, а тут раздолье им. Греки и турки, болгары и венгры, купцы из Рагузы да Венеции. А уж цыгане - на каждом углу. Кого только не встретишь в Будве! Корабли у пристани со всего света стоят, на базарах что хочешь можно купить и продать, люд пестрый по улицам ходит - нешто за всеми-то уследишь? Здесь и ограбить могут, и порезать. Стоит зазеваться - ан и нет кошелька. Всякое случается в Будве.
   Въехал князь Милош в город через врата северные. Расступаются пред ним люди. Засматриваются цыгане на коня вороного, торговцы - на сбрую богатую, а девушки - на кудри золотые, что по ветру вьются. Минует князь площадь привратную, - и что ж видит он? Люд местный толпой собрался, кричат все, руками машут, суд скорый вершат над чужестранцем, к столбу уже петлю приладили - вешать будут, вестимо. Направил князь Милош коня своего прямо на людей, расступились люди.
   - Что ж это творите вы, люди добрые? - вопрошает князь. - Али темницы в городе переполнены? Али враг к стенам городским подошел? Али веру христианскую отменил кто? Почто человека жизни лишить хотите?
   Отвечают ему люди местные:
   - За то мы повесить его хотим, что лазутчик он турецкий. И колдун вдобавок - вот они, бесовские его снадобья.
   Вываливают они из сумы заплечной склянки разные, странные на вид.
   - Так колдун или лазутчик? - вопрошает их князь.
   Опешили люди местные.
   - Чужой он, княже. Лучше убьем его. Невелика потеря.
   Оглядел князь Милош чужестранца. Странный он человек, добрым его не назовешь. Бродяга. Весь из себя турок-турком, худой, чернявый, глаза темные, как озера на Дурмиторе, повязка на голове грязная. Подвесить бы такого - да и дело с концом. Да только разве ж по-христиански это?
   - И многих из вас околдовал сей колдун? - вопрошает князь Милош.
   Молчит люд местный, головы все поопускали. Никого чужак не тронул, никому вреда не принес.
   - Эх вы, отчизны радетели! - восклицает тут князь в сердцах. - В честной битве не сыщешь вас, как овцы пред турками разбегаетесь. А как человека безвинного смерти предать - так вона вас сколько собралось! Подавай вам борова побольше да бабу потолще - про другое и думать забыли. Грех на душу взять хотите? Невиновного к смерти готовите? Что с того, что чужой он? Коли сделаем чужаков всех козлами отпущения, кто скажет тогда за нас слово доброе?
   Хотел возразить на то местный люд, да посмотрел на острый меч князя да на юнаков его сильных и промолчал. Спас князь Милош чужестранца от смерти неминуемой, посадил к себе на коня и был таков. Легким был чужестранец, на харчах убогих совсем отощал, даже коню нести такого не в тягость. Довез его князь аж до Святой Троицы, опустил на землю. Поклонился чужестранец в ноги князю, молвил: "Должник я твой, светлый князь", - и скрылся в толпе базарной, как сквозь землю провалился. Усмехнулся князь: "Всякие должники были у меня, но таких, пожалуй что, и не видал еще!" Дернул князь поводья и въехал в Цитаделу, где давно поджидал его Георгий Страцимирович, владетель Черногорский. Вошел князь в палаты белокаменные, отпустил юнаков своих, сели с владыкой они, по чарке шливовицы выпили да о многом наперед уговорилися, как друзья старые. А и было о чем речь вести - турки с юга напирают, должно православным господарствам рука об руку сражаться, иначе одолеют их нехристи поодиночке.
   Красивый город Будва. Красивый, но неверный. Народу здесь немало всякого шляется - так и жди беды! Выходит князь Милош от князя Георгия, минует врата Цитаделы, идет через площадь широкую. Но что это? Окружают его люди темные, достают кинжалы булатные - хотят убить князя Београдского. Но заметил их князь, вынимает он меч свой острый да разит душегубов беспощадно. Жаль только, не видит князь того, кто в спину ему ударить хочет. Уже занесен над князем кинжал, но падает убийца замертво с ножом в спине, а подле него - тот самый чужестранец с повязкой на голове. Долг платежом красен.
   - Не люблю, - говорит, - в должниках ходить, светлый князь.
   - Благодарствую! - на то князь ответствует. - Раз уж свела нас опять судьба, не откажешься ли ты, чужестранец добрый, отобедать со мною чем бог послал?
  

* * * Вук Задунайский

  
  
  
Оставил тут только начало сказания, поскольку оно выходит на бумаге в издательстуве ЭКСМО, в моем сборнике "Балканский венец" Князь Милош убивает султана Мурада на Косовом поле [Амок (Роман Папсуев)] Князь Милош Обилич на Косовом поле [Сууле (Ира Голуб)] Князь Милош Обилич на Косовом поле [Сууле (Ира Голуб)]
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"