Аннотация: Письмо другу это отклик на выход в свет сборника стихов талантливейшего поэта Ильина Юрия Ефимовича кадета Тамбовского СВУ.
Здравствуй, дорогой Юрий Ефимович!
Наконец великолепная книга стихов твоих в моих руках! Я держу её бережно, с любовью, нежно поглаживаю гладкую обложку, восхищаюсь и горжусь качеством издания, взвешиваю на руке: тяжеленькая и в прямом, и в переносном смыслах, оно и понятно мал золотник, да дорог.
Но... всё по порядку.
Получил книгу на почте, иду домой, радуясь от одной мысли, что она есть! Она уже у меня! И вдруг, дурь в голову стукает, а что же я на нее не глянул, а вдруг случись, что со мной (кирпич на голову) и, я, её так и не увижу?! Тут же остановился, вскрыл пакет, по добротному, по солдатски, укрепленный скотчем, и посмотрел на нее, пощупал, понюхал даже и остался доволен. Положил обратно и заспешил домой.
Дома рассмотрел повнимательней. Книга даже внешне получилась чудесной, не говоря уже о содержании! Очень хорош дизайн. Художник, что работал над оформлением книги, видимо, читал твои стихи (по крайней мере он должен был это сделать) или ему кто-то подсказывал, кто тебя хорошо знает, наверное, Володя Ледовских. Поэт в осеннем возрасте, в стихах осень жизни в основном, и на обложке осень, стихи прекрасные и обложка прекрасная. Все к месту, все продумано. Когда увидел обложку, мне сразу пришли в голову строчки твоих стихов про парк в Тамбове, по которому ты и мы не раз ходили:
Мой старый парк, приятен мне твой лик.
Ты то задумчив, то порою дик,
Когда шумишь листвой своей высокой
Или грустишь в молчанье одиноком...
( под такими проникновенными строками подписался бы и Пушкин!)
И я подумал, а не того ли это парка снимки?
Очень удобен формат книги - её можно положить в карман и брать с собой на прогулку и там, в тиши, под сенью какого-нибудь развесистого дуба читать. Правда, тексты куплетов надо было дать ближе к середине страниц, удобнее было бы читать, а то сместили их к левому краю и все время надо прижимать страницы, чтобы видеть начала строчек, а это может повредить книге.
Открываю книгу - дарственная надпись!!! Не привык, Юра, я к таким вещам. Не знаю почему, но я не переношу хороших слов в свой адрес. Я недостоин ни одного из них. Но дело сделано, надпись есть, спасибо тебе, естественно огромное, буду гордиться ею незаслуженно, и буду считать, что она огромный аванс мне, как и стихотворение посвящённое нашей книге с прекрасными словами в наш адрес, жаль только, что вряд ли мне удастся, вряд ли я успею его когда - нибудь отработать и вернуть. Ни книга, о которой ты вспомнил, ни мои жалкие подобия стихов, не в счет. Я давно научился смотреть на все, мной сделанное, отойдя на приличную дистанцию. Я одновременно и актер, что играет на сцене и зритель, что сидит в зале. И это помогает мне оценить всю жалкость и ничтожность мною содеянного. И твои слова не поколебали моего понимания в отношении своего, с позволения сказать, " творчества" Однако я очень доволен подарком судьбы, который она преподнесла мне в виде твоей прекрасной книги. Не часто имеешь на руках книгу с дарственной надписью живого классика русской поэзии!!!
Но пойдем дальше.
Смотрю - твоё фото!!! Чему я несказанно обрадовался и опять трижды поблагодарил того, кто догадался его поместить! Я, наконец, тебя увидел таким, каким ты есть сейчас. Фото в Альманахе очень хорошее, но по времени отстоит очень далеко, там ты совсем молодой, а по этому фото, по лицу и по глазам можно судить о тебе как о человеке сегодняшнего дня. Лицо и особенно глаза - это врата души, это матрица на которой отпечаталась вся твоя жизнь. Помнишь " Шагреневую кожу" ? Наши лица это зеркальное отражение нашей жизни. Вижу лицо человека умного, много пережившего, который " Уж исходил по миру столько лет, Что видит то, что, видится немногим." Видно также по сжатым губам, что любишь командовать, повелевать так, сказать, и эта привычка сохранилась у тебя видимо в чем то и по сей день. Это было для меня открытием. Однако что тут удивляться, ведь ты служил полковником. Стало быть, надо было командовать, причем работа у тебя была ответственная. Я имею в виду ПВО.
Правда, держу пари, что позу тебе кто-то придумал! Это не твоя поза! Сам бы ты так никогда не сел перед фотоаппаратом. Не твой почерк. Ты бы просто смотрел в объектив как в фотографиях на паспорт. Кто - то подставил тебе руку под подбородок для "пущей солидности", она лишняя, без нее было бы гораздо лучше и проще. Но это болезнь всех оформителей, которые, оформляя самую первую книгу нового поэта, нового имени, всегда стараются сделать фото более убедительным и эффектным, не понимая, что в твоем случае это ни к чему: ты ведь не поэт возраста Есенина, которого ты так любишь.( А ведь он тоже талант-самородок, может, поэтому ты так любишь и его самого, и его поэзию: сродство талантов и душ.) Никаких поз не надо было. Лицо твоё и глаза сами говорят за себя и никакие тут эффекты не нужны. Не знаю, говорил ли тебе кто, что на этом фото ты немного похож на Михаила Светлова, поэта который свой стих "Гренада" считал генералом среди стихов, и который в жизни по собственному выражению ходил, опираясь на палочку Коха ( у него был туберкулез).Он как-то позвонил своему другу часа в три ночи и стал читать ему только что написанные стихи. Когда друг спросил, а ты знаешь который час? Ночь на дворе! Светлов ответил, что он думал, что дружба понятие круглосуточное, и повесил трубку.
Название книги идет по первому стихотворению " Кто был с рожденья наделен"
В нем есть строки про дымку лет.
Стихотворение соответствует тому, что его поставили вначале книги . И здесь все отлично продумано. И стих верен, кроме одного, тебе, по счастью, кроме оков и тернового венка, по жизни выпало и немного признания, благодарности и любви наших кадет. Ты дожил до собственного сборника стихов, прекрасного сборника. Это не то может быть, о чем мечталось, но тоже немало и не каждому такое выпадает на его долю. Прав ты и в том что
Но всё прйдёт...И в дымке лет
Устами новых поколений
Его трудов отыщут след
Под пеплом слов, преданий, мнений.
Найдут! По моему пониманию придет время, когда твоими стихами заинтересуются и историки, и лингвисты, и филологи и профессиональные критики. Твой сборник крупное явление в поэзии последних лет. Тираж маловат.
В твоем сборнике, в твоем таланте есть всё: и волшебный дар песнопенья, и постижение музыки рифмы стиха, и жар магического слога, и огонь божественного слова. В этом смысле ты стоишь в одном ряду с такими поэтами как Пушкин и Лермонтов, Есенин и Бунин. У них правда в целом и в общем тематика была более глобальна и вопросов они подняли много больше, мысль была глубже, взгляд шире, но то, что ты поднял в своих стихах, все о чем писал ты - все на их уровне и ни на сантиметр ниже! В том, что ты написал, есть и широта взгляда, и глубина проблем и философские обобщения, все не хуже, чем у них. Когда - нибудь, историки будут использовать строки твоих стихов в подтверждение всей неприглядности переходной эпохи, которой мы стали свидетелями под конец нашей жизни. В них они найдут много материала. Критики от литературы будут приводить твои стихи как один из образцов классики стиха в последние годы смуты и неразберихи эпохи перестройки.
Одно жаль, что твоими стихами ты выразил (ты вынужден был это сделать)очень неприглядный период нашей жизни. Вся сила таланта ушла на то, чтобы показать всю мерзость свинцового равнодушия государства к своим гражданам. На ту страшную жизнь, которой жили да и посей день живут множество простых людей, на которых государство держится. Какова эпоха (тяжелая и мрачная) такими получились и стихи в большинстве своем. Помнишь, что Пушкин сказал, прочитав поэму Гоголя "Мёртвые души?"
-Боже, как грустна наша Россия.
Перефразируя его слова можно сказать после прочтения твоих стихов- "Боже, как страшна наша Россия".
Подавляющее большинство стихов, даже кое-что из лирики являются тому подтверждением.
Книга получилась тяжелой не только на вес, что определяет рука, но и на вес, который определяет душа и сердце. Её тяжело читать не по вине плохого стиха или рифмы, а по вине тяжелого душу раздирающего содержания. Она оставляет в душе светлую радость от большого очевидного поэтического таланта, а с другой стороны оставляет в душе очень тяжелый осадок от всего прочитанного. Каково время - таковы и песни. Моя жена, например, отказалась читать стих "Годы и судьбы", прочтя начало. Не могу читать и не хочу читать - сказала она - слишком тяжело. Лена, дочь моя, что в Германии плакала над этим стихом и тоже очень сильно была подавлена описанными в нем картинами жизни.
Это составляет основную особенность твоего сборника. С одной стороны весь блеск зрелого поэтического таланта, отточенность рифмы и точность поэтических образов, богатство чувств и сопереживаний авторских, которыми пропитаны стихи насквозь, боль его души и стыд за все происходящее, а с другой - тяжесть на душе и на сердце, и ощущение отсутствия света надежды в конце тоннеля, которое возникает у читателя.. Всё это, оставляет в душе очень тяжелый след, давит на сердце и мозг почти физическим давлением. С третьей стороны хорошо, что всю мерзость запустения современной жизни для большинства людей и всю мерзость обогащения и роскоши для меньшинства отразил талант такой силы, что заставляет людей плакать. Может что-то до кого-то и дойдет.
Все стихи прекрасны. Все разделы сборника хороши, каждый по своему. Очень мне понравилась лирика. Сильно чувствуется влияние Есенина. Стихи про кадетов мне нравились уже давно, так как я их читал. Она (лирика) вызовет большой отклик у читателя, потому в ней так или иначе отражено то, что в той или иной степени случалось с каждым и это настроит душу читателя в резонанс с читаемыми лирическими стихами. Ты здорово открыл свою душу, (может где-то даже слишком широко) я на такое не способен. Кадетам очень понравятся стихи про кадетскую жизнь. Они уже им понравились, и ты это знаешь.
Как будет принята книга рядовым читателем? Кадетам она безусловно понравится и понравится всем и в ней понравится всё.. Потому что ты их поэт, им все понятно, им все близко до слез, они самые благодарные читатели и почитатели твоего таланта. Это понятно. А вот для гражданского читателя все, что связано с кадетством, будет наверное менее интересно, ведь они такой жизнью не жили и слабо представляют что это такое, хотя...как знать.
Многие лирические стихи можно положить на музыку песен или романсов например:
Все это готовые романсы, притом в лучшем и высоком смысле этого слова.
Ну, что загрустил,
Мой товарищ и нежный мой друг
.................................................
Гляжу на ваш наряд я модный,
На перстень нежно голубой,
...........................................
Тебе, подруга моя дорогая,
Пишу, пред Богом помолясь
.............................................
Не зови меня любимым
И объятьями не грей...
...............................
Все это поэтическая классика нашего времени, современности, в которой мы живём. Книгу уже два раза прочел, но этого явно мало. Многое начинаешь ценить ещё больше после второго прочтения. Многое начинаешь понимать ещё больше после третьего прочтения. Так что буду читать и читать. Своими первыми впечатлениями, своим пониманием я поделился. Спасибо тебе огромное, ещё раз, и за книгу, и за талант, и за отзывчивость, и чуткость по отношению к людям, за сопереживание и за сочувствие людскому горю, за честность души и мысли, за трепет сердца и не успокоенность. Володя Ледовских сказал мне, что у него материалов с твоими стихами еще на один сборник это очень прекрасно, потому что такой поэзии, как твоя, много никогда не бывает, хочется ещё твоих стихов ещё и ещё! В душу каждого твоего стиха не полезу, и говорить о своем понимании каждого стиха не буду, потому что, это, значит, лезть не только в душу стиха, но и в твою собственную душу, не приведи и не дай мне Господь такого невежества.
Главное, Юрий Ефимович, живи на радость нам, ешь побольше ржаного хлеба, он укрепляет мышцу сердца, а оно должно работать у тебя как часы, чтобы ты жил и творил многие годы. Спешу отправить тебе это письмо.
С огромным уважением, поклонник твоего таланта Владимир.