Захаров Алексей: другие произведения.

О вечности

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Мысль, которая привела меня к этим рассуждениям, достаточно проста. В вечности нет пространства и времени, в ней не действует закон причинно-следственных связей, и тем не менее, в Новом Иерусалиме течет река, и тем не менее, там раз в месяц (значит есть время?) созревают плоды на древе жизни, и тем не менее, там есть город с длиной и широтой, которые измерял Ангел, и ворота в нем.
  Стоит ли различать, нужно ли, правильно ли различать вечность сейчас и вечность после Страшного суда? Если сейчас Новый Иерусалим еще не построен, он еще не воздвигнут, а если и воздвигнут, то не населен, то что сейчас есть, что за состояние вечности сейчас?
  Представим иную картину. Вечность не сейчас и не здесь - и значит нам, временным, ограниченным, можно сказать: Новый Иерусалим уже существует, он уже построен и ждет жителей. А можно ли сказать - он уже и населен? В нем уже есть я, точнее я - вечный, я - будущий, я - после смерти? Если есть предопределение, то я уже живу в Новом Иерусалиме, вечность уже осуществилась, и Суд - уже произошел.
  Вечность и время могут существовать параллельно. Или - сломаем оси координат - каждое в своем "мире". Можно перейти из времени в вечность и вернуться (доказано Апостолом Павлом), временным можно обратиться к сущим в вечности и получить от них скорую помощь (доказано обращением к Богу, Богородице и святым), а можно и из вечности перейти во время и стать временным (доказано воплотившимся Господом).
  Как представить вечность? Как космос - без дна и верха, без права и лева, без высоты и ширины, без времени и протяженности? Как вечные слышат голос временных?
  Вечность соотносится со временем и пространством. Грубо говоря - во мне вечном сходятся все грани, все измерения бытия этого мира - все четыре его измерения: высота, длина, ширина и время. Пятое измерение - это вечность. Во мне, как в некоей точке, сходятся лучи всех измерений, так что я вижу и прошлое, и настоящее, и будущее, и их в каждую секунду высоту, длину и ширину, любого человека и любую тварь на Земле и любую песчинку вне Земли. Я могу сделать метафизический шаг в любое время и место. Я могу, не отрываясь от одного места, шагнуть в другое время, я могу преломлять время и место, оставаясь на одном и том же месте и в одно и то же время, быть, однако, в нескольких местах и временах. Я как бы стою в зеркальной комнате, и зеркала, отражая друг друга, множат меня в пространстве и во времени, но я стою на одном месте, я пребываю в вечности - в охватывающем все и вся пространстве без пространства. Зеркала же - суть измерения, времена, пространства, куда я могу дотянуться рукой, могу ходить в них, пребывать в них, не сходя со своего места, отражаясь в других зеркалах, и я могу вести себя в одних отражениях иначе, чем в других.
  Кто населяет вечность уже сейчас, кроме Бога? Кто уже вечен? Ангелы.
  Как Ангелы - небесные сущности, духовные существа - становятся видимыми и осязаемыми в мире? Ведь Ангелы похожи на людей, лицом как люди, но они - не имеют физических тел, они как бы воплощаются в мире, входят в него, сообразуясь с нашими человеческими немощными очами и чувствами. О том спорили заочно святитель Игнатий и святитель Феофан.
  Впрочем, Ангелы в Писании и похожи на людей, и узнаются, как Ангелы, и даже мера человеческая такая же, как и мера Ангела - локоть (см.: Откр. 21: 17).
  И мне всегда было трудно понять: Ангелы один раз за всю вечность должны определиться: с кем они - с Богом или с Люцифером? Они один раз должны были сделать выбор, и кто был с Люцифером - ниспал, а кто был с Богом - остались с Ним. Значит ли это, что новой войны, нового бунта Ангелов уже не будет? Значит ли это, что тот выбор их в вечности окончателен, единственен и непреложен? Нечто в этом духе писал Анатоль Франс в "Восстании ангелов", напомнившем мне сказку о драконе Евгения Шварца.
  Ниспавшие Ангелы вечны, но им предназначено иное место пребывания.
  Есть ли отличие вечной жизни от ада? Почему они противопоставляются? Жизнь в аду - это не жизнь? И вечность в аду - это не бесконечность, но некое иное - вечное - состояние? И простит ли Бог в итоге всех?
  А может быть, рассудить так: ад, геенна огненная уготована дьяволу и аггелам его. Стало быть, геенна - это их "Новый Содом", это их противоположность, антипод Нового Иерусалима. И, следовательно, как в Новом Иерусалиме, праведники, которым он уготован, будут жить вечно, так и в геенне, уготованной бесам, будут пребывать те, кто сроднился с ними. И дело здесь вовсе не в том - простит или не простит их Бог. Это разные измерения жизни, это разные формы существования, это разные виды бытия. Как сказал Авраам - никто не может перейти из одного в другое состояние; нет перехода, нет мостов, и значит - нет и возможности жителям ада стать жителями рая (хотя и К.С.Льюис и провел между ними железную дорогу). Нет и не будет всеобщего рая, потому что то, что уготовано одним, им и принадлежит, а что другим - с ними и остается, и нельзя, невозможно переменить законы бытия тех мест. Просто потому, что так раз и навсегда решил Бог, Он ввел такие законы, Он заранее предусмотрел их.
  Души и люди вечны по благодати. Все, что имеет начало, имеет и конец, если нет энергии, силы, поддерживающей его. Так и душа, тело, человек - они умерли бы, исчезли бы, превратившись в ту материю, из которой они были созданы, если б не было Божией благодати, если бы Бог не поддерживал, не давал им жизни.
  Бог не может уничтожить душу. Нет! Не может. Он Сам придумал (если можно так выразиться) непреложные законы - неуничтожимости души, свободы воли, законы Царства Небесного и проч. И Сам Он их не может, а точнее не хочет отменять. Атеисты были бы рады, если б после смерти они уничтожались, но увы - Бог метафизически разводит руками: вы бессмертны. Атеисты были бы рады, если б люди зависели всецело от обстоятельств и законов этого мира - если бы не было свободы воли. Но Бог снова возражает им: Я дал свободу воли людям и не отменю ее.
  Вечность души дана нам Богом и поддерживается Им. Легко можно опровергнуть все измышления человека о бессмертии - кто и как будет поддерживать бессмертие тела и души? Откуда черпать энергию и силы, откуда взять вечность во временном мире, в мире причин и следствий, в мире энтропии?
  Может быть, мир вечен? Может быть, он цикличен, то есть рождается и умирает, возрождается и снова живет - вечно?.. Как Уроборос никогда, пожалуй, не съест самого себя, так и мир - закольцован и не имеет ни начала, ни конца. Однако - кто все-таки закольцевал его? Кто все-таки замкнул цепочку, и чьим все-таки произволением именно так закручен мир? Почему именно так? Почему не иначе? Почему он вечен, почему не уничтожим? Как он поддерживается, чьей энергией? На чем, в конце концов, держится Вселенная, если она заполняет собою всё?.. В древности, кажется, верили, что Земля стоит на слонах и черепахе, не задумываясь над продолжением ряда - откуда взялась черепаха, слон и т.д.? Так и здесь, впору задать вопрос думающим о вечном мире - а откуда он все-таки взялся?.. И разумные ответят вопросом на вопрос - а откуда взялся ваш Бог, "вечная батарейка", поддерживающая наш мир? И если ответить - Бог не имеет начала, то и ответят - и мир не имеет начала. Точка Большого взрыва тоже когда-то появилась, тоже откуда-то взялась, распутать всю цепочку пока не представляется возможным...
  Однако - всё это предмет веры: и "происхождение" Бога, и происхождение Вселенной. Точных данных нет, а если и говорят, что есть, то это предмет веры. Откуда мне знать, как зародилась Вселенная? Данные науки? Да, конечно, мне могут предоставить полную выкладку - математически и физико-математически точную схему. Но если я спрошу - это точно, так всё и было, это правда, это достоверно? Мне скажут - это гипотеза, это версия... И значит - вера.
  Так и вечность - предмет веры. Кому-то хочется верить в молочные реки и кисельные берега после смерти, в вечность молока и меда, в сладость бесконечного бытия после смерти, даже в случае самоубийства. И попробуйте - разубедите его, скажите ему - ты глуп, откуда взяться такой вечности? А он скажет - отойдите от меня, вы, неразумеющие, я верю в это!..
  Или наоборот. Зачем же мне вечность - резонно может спросить человек. Если я не имею никакого представления о ней, если со всех сторон вокруг мне талдычат, что она вот такая, или нет, вот такая, то куда ни ткнись, всюду можешь ошибиться.
  И каждый вполне может вообразить, создать свою вечность - со своими законами, со своими богами и жителями. Только вот - истинна ли она?
  Каждая религия обещает, сулит свою вечность: где-то рай с гуриями, где-то нирвана, где-то растворение в Брахме, а где-то ликование с Богом-Личностью. Вечность в таком случае - дело вкуса: хотите чувственный рай - пожалуйста, духовный - ради Бога, стирание личности - вот вам ластик. Подробности? О чем-то можно прочесть, что-то можно узнать опытно от "побывавших там", но целая картина, разумеется, непредставима.
  Да и как точно мы можем уразуметь вечность? Как точно мы можем понять ее законы и механизмы? Знает ли гусеница как летать? Помнит ли бабочка - каково быть гусеницей?
  Спор о вечности - спор религиозный. Спор о ее законах - спор внутрирелигиозный. А жизнь в ней - дело и цель каждого человека. Даже атеист хочет быть вечным - хотя бы в детях или в книгах. Конечно, нет ничего лучше, чем жить в детях, которые неизвестно - разродятся ли в свою очередь детьми, и нет ничего лучше, чем жить в книгах, которые легко могут затеряться на полках или попасть в огонь. Земная, мирская вечность небесконечна даже в рамках четырех измерений.
  Так что же такое вечность? Если там будут тела, значит там будут и чувства - зрение, слух, вкус, значит там будут физические законы веса, длины, ширины? Если там есть пространство, значит есть и закон причин и следствий - перемещаясь из точки А в точку Б, я затрачу-таки сколько-то времени? С другой стороны - есть люди, телом уже пребывающие в вечности, в вечности до Нового Иерусалима, и значит уже приобщившиеся вечности телесно, слушающие нас и помогающие нам. Им известно - каково там, но скажут ли они? Передадут ли? Недаром же и выразить словами никто из живущих - ни Апостол Павел, ни преподобный Серафим Саровский - не мог, как там и что там с ними случилось. Будет ли своеобразный "культурный шок" от того, что там всё совершенно иное? В конце концов кому как не Богу смягчить этот "шок" и дать ясно понять, как жить в новом мире и на новой земле. Каждый надеется и рассчитывает на свою вечность, а верующие в Бога надеются на Него и доверяют Ему. "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2: 9).
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"