Захаров Алексей : другие произведения.

О вечности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Мысль, которая привела меня к этим рассуждениям, достаточно проста. В вечности нет пространства и времени, в ней не действует закон причинно-следственных связей, и тем не менее, в Новом Иерусалиме течет река, и тем не менее, там раз в месяц (значит есть время?) созревают плоды на древе жизни, и тем не менее, там есть город с длиной и широтой, которые измерял Ангел, и ворота в нем.
  Стоит ли различать, нужно ли, правильно ли различать вечность сейчас и вечность после Страшного суда? Если сейчас Новый Иерусалим еще не построен, он еще не воздвигнут, а если и воздвигнут, то не населен, то что сейчас есть, что за состояние вечности сейчас?
  Представим иную картину. Вечность не сейчас и не здесь - и значит нам, временным, ограниченным, можно сказать: Новый Иерусалим уже существует, он уже построен и ждет жителей. А можно ли сказать - он уже и населен? В нем уже есть я, точнее я - вечный, я - будущий, я - после смерти? Если есть предопределение, то я уже живу в Новом Иерусалиме, вечность уже осуществилась, и Суд - уже произошел.
  Вечность и время могут существовать параллельно. Или - сломаем оси координат - каждое в своем "мире". Можно перейти из времени в вечность и вернуться (доказано Апостолом Павлом), временным можно обратиться к сущим в вечности и получить от них скорую помощь (доказано обращением к Богу, Богородице и святым), а можно и из вечности перейти во время и стать временным (доказано воплотившимся Господом).
  Как представить вечность? Как космос - без дна и верха, без права и лева, без высоты и ширины, без времени и протяженности? Как вечные слышат голос временных?
  Вечность соотносится со временем и пространством. Грубо говоря - во мне вечном сходятся все грани, все измерения бытия этого мира - все четыре его измерения: высота, длина, ширина и время. Пятое измерение - это вечность. Во мне, как в некоей точке, сходятся лучи всех измерений, так что я вижу и прошлое, и настоящее, и будущее, и их в каждую секунду высоту, длину и ширину, любого человека и любую тварь на Земле и любую песчинку вне Земли. Я могу сделать метафизический шаг в любое время и место. Я могу, не отрываясь от одного места, шагнуть в другое время, я могу преломлять время и место, оставаясь на одном и том же месте и в одно и то же время, быть, однако, в нескольких местах и временах. Я как бы стою в зеркальной комнате, и зеркала, отражая друг друга, множат меня в пространстве и во времени, но я стою на одном месте, я пребываю в вечности - в охватывающем все и вся пространстве без пространства. Зеркала же - суть измерения, времена, пространства, куда я могу дотянуться рукой, могу ходить в них, пребывать в них, не сходя со своего места, отражаясь в других зеркалах, и я могу вести себя в одних отражениях иначе, чем в других.
  Кто населяет вечность уже сейчас, кроме Бога? Кто уже вечен? Ангелы.
  Как Ангелы - небесные сущности, духовные существа - становятся видимыми и осязаемыми в мире? Ведь Ангелы похожи на людей, лицом как люди, но они - не имеют физических тел, они как бы воплощаются в мире, входят в него, сообразуясь с нашими человеческими немощными очами и чувствами. О том спорили заочно святитель Игнатий и святитель Феофан.
  Впрочем, Ангелы в Писании и похожи на людей, и узнаются, как Ангелы, и даже мера человеческая такая же, как и мера Ангела - локоть (см.: Откр. 21: 17).
  И мне всегда было трудно понять: Ангелы один раз за всю вечность должны определиться: с кем они - с Богом или с Люцифером? Они один раз должны были сделать выбор, и кто был с Люцифером - ниспал, а кто был с Богом - остались с Ним. Значит ли это, что новой войны, нового бунта Ангелов уже не будет? Значит ли это, что тот выбор их в вечности окончателен, единственен и непреложен? Нечто в этом духе писал Анатоль Франс в "Восстании ангелов", напомнившем мне сказку о драконе Евгения Шварца.
  Ниспавшие Ангелы вечны, но им предназначено иное место пребывания.
  Есть ли отличие вечной жизни от ада? Почему они противопоставляются? Жизнь в аду - это не жизнь? И вечность в аду - это не бесконечность, но некое иное - вечное - состояние? И простит ли Бог в итоге всех?
  А может быть, рассудить так: ад, геенна огненная уготована дьяволу и аггелам его. Стало быть, геенна - это их "Новый Содом", это их противоположность, антипод Нового Иерусалима. И, следовательно, как в Новом Иерусалиме, праведники, которым он уготован, будут жить вечно, так и в геенне, уготованной бесам, будут пребывать те, кто сроднился с ними. И дело здесь вовсе не в том - простит или не простит их Бог. Это разные измерения жизни, это разные формы существования, это разные виды бытия. Как сказал Авраам - никто не может перейти из одного в другое состояние; нет перехода, нет мостов, и значит - нет и возможности жителям ада стать жителями рая (хотя и К.С.Льюис и провел между ними железную дорогу). Нет и не будет всеобщего рая, потому что то, что уготовано одним, им и принадлежит, а что другим - с ними и остается, и нельзя, невозможно переменить законы бытия тех мест. Просто потому, что так раз и навсегда решил Бог, Он ввел такие законы, Он заранее предусмотрел их.
  Души и люди вечны по благодати. Все, что имеет начало, имеет и конец, если нет энергии, силы, поддерживающей его. Так и душа, тело, человек - они умерли бы, исчезли бы, превратившись в ту материю, из которой они были созданы, если б не было Божией благодати, если бы Бог не поддерживал, не давал им жизни.
  Бог не может уничтожить душу. Нет! Не может. Он Сам придумал (если можно так выразиться) непреложные законы - неуничтожимости души, свободы воли, законы Царства Небесного и проч. И Сам Он их не может, а точнее не хочет отменять. Атеисты были бы рады, если б после смерти они уничтожались, но увы - Бог метафизически разводит руками: вы бессмертны. Атеисты были бы рады, если б люди зависели всецело от обстоятельств и законов этого мира - если бы не было свободы воли. Но Бог снова возражает им: Я дал свободу воли людям и не отменю ее.
  Вечность души дана нам Богом и поддерживается Им. Легко можно опровергнуть все измышления человека о бессмертии - кто и как будет поддерживать бессмертие тела и души? Откуда черпать энергию и силы, откуда взять вечность во временном мире, в мире причин и следствий, в мире энтропии?
  Может быть, мир вечен? Может быть, он цикличен, то есть рождается и умирает, возрождается и снова живет - вечно?.. Как Уроборос никогда, пожалуй, не съест самого себя, так и мир - закольцован и не имеет ни начала, ни конца. Однако - кто все-таки закольцевал его? Кто все-таки замкнул цепочку, и чьим все-таки произволением именно так закручен мир? Почему именно так? Почему не иначе? Почему он вечен, почему не уничтожим? Как он поддерживается, чьей энергией? На чем, в конце концов, держится Вселенная, если она заполняет собою всё?.. В древности, кажется, верили, что Земля стоит на слонах и черепахе, не задумываясь над продолжением ряда - откуда взялась черепаха, слон и т.д.? Так и здесь, впору задать вопрос думающим о вечном мире - а откуда он все-таки взялся?.. И разумные ответят вопросом на вопрос - а откуда взялся ваш Бог, "вечная батарейка", поддерживающая наш мир? И если ответить - Бог не имеет начала, то и ответят - и мир не имеет начала. Точка Большого взрыва тоже когда-то появилась, тоже откуда-то взялась, распутать всю цепочку пока не представляется возможным...
  Однако - всё это предмет веры: и "происхождение" Бога, и происхождение Вселенной. Точных данных нет, а если и говорят, что есть, то это предмет веры. Откуда мне знать, как зародилась Вселенная? Данные науки? Да, конечно, мне могут предоставить полную выкладку - математически и физико-математически точную схему. Но если я спрошу - это точно, так всё и было, это правда, это достоверно? Мне скажут - это гипотеза, это версия... И значит - вера.
  Так и вечность - предмет веры. Кому-то хочется верить в молочные реки и кисельные берега после смерти, в вечность молока и меда, в сладость бесконечного бытия после смерти, даже в случае самоубийства. И попробуйте - разубедите его, скажите ему - ты глуп, откуда взяться такой вечности? А он скажет - отойдите от меня, вы, неразумеющие, я верю в это!..
  Или наоборот. Зачем же мне вечность - резонно может спросить человек. Если я не имею никакого представления о ней, если со всех сторон вокруг мне талдычат, что она вот такая, или нет, вот такая, то куда ни ткнись, всюду можешь ошибиться.
  И каждый вполне может вообразить, создать свою вечность - со своими законами, со своими богами и жителями. Только вот - истинна ли она?
  Каждая религия обещает, сулит свою вечность: где-то рай с гуриями, где-то нирвана, где-то растворение в Брахме, а где-то ликование с Богом-Личностью. Вечность в таком случае - дело вкуса: хотите чувственный рай - пожалуйста, духовный - ради Бога, стирание личности - вот вам ластик. Подробности? О чем-то можно прочесть, что-то можно узнать опытно от "побывавших там", но целая картина, разумеется, непредставима.
  Да и как точно мы можем уразуметь вечность? Как точно мы можем понять ее законы и механизмы? Знает ли гусеница как летать? Помнит ли бабочка - каково быть гусеницей?
  Спор о вечности - спор религиозный. Спор о ее законах - спор внутрирелигиозный. А жизнь в ней - дело и цель каждого человека. Даже атеист хочет быть вечным - хотя бы в детях или в книгах. Конечно, нет ничего лучше, чем жить в детях, которые неизвестно - разродятся ли в свою очередь детьми, и нет ничего лучше, чем жить в книгах, которые легко могут затеряться на полках или попасть в огонь. Земная, мирская вечность небесконечна даже в рамках четырех измерений.
  Так что же такое вечность? Если там будут тела, значит там будут и чувства - зрение, слух, вкус, значит там будут физические законы веса, длины, ширины? Если там есть пространство, значит есть и закон причин и следствий - перемещаясь из точки А в точку Б, я затрачу-таки сколько-то времени? С другой стороны - есть люди, телом уже пребывающие в вечности, в вечности до Нового Иерусалима, и значит уже приобщившиеся вечности телесно, слушающие нас и помогающие нам. Им известно - каково там, но скажут ли они? Передадут ли? Недаром же и выразить словами никто из живущих - ни Апостол Павел, ни преподобный Серафим Саровский - не мог, как там и что там с ними случилось. Будет ли своеобразный "культурный шок" от того, что там всё совершенно иное? В конце концов кому как не Богу смягчить этот "шок" и дать ясно понять, как жить в новом мире и на новой земле. Каждый надеется и рассчитывает на свою вечность, а верующие в Бога надеются на Него и доверяют Ему. "Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2: 9).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"