Захаров Григорий Викторович : другие произведения.

Арка Людей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Эпизод Опеки
  
  Люди - очень сложные машины. И их сложно описать.
  Но всё-таки возможно. А вот как быть с тем, кто ещё не то что знает, что и кто он, даже не подозревает об этом?
  Синтет Клейфнир, один из множества сотрудников Опеки космогорода Сингуларон, бесстрастно наблюдал за играющими детьми.
  Они проходили мимо него один за другим. Год за годом. Поколение за поколением. Не обращая особого внимания - ну, кроме как в самом начале, когда для них всё, даже внимательные сенсоры Клейфнира, были в новинку.
  А он помнил всех до единого - каждую разбитую в играх коленку, каждый детский восторг, каждый плачущий всхлип и каждую маленькую победу... Они могли слиться для него воедино, показывая общую схему взросления, такую разную каждый раз и такую одинаковую в общем, а могли дать возможность вспомнить каждого из них, каждую секунду из их жизни под Опекой - здесь, в самом важном месте космогорода.
  При этом, зная всё, Клейфнир почти ничего не делал. И не задумывался об этом - такова его работа, его цель, его смысл жизни - собирать информацию. Использовать её будут другие - мастера Игры, мастергайды, мастера ухода за детьми и те, кто ещё сам учился, чтобы только стать мастером. Их он тоже помнил всех, но - не настолько, как детей. Просто не было нужды.
  Потому что синтет, наблюдающий за одним небольшим коридором, помнил всё. Совсем всё и абсолютно всё. Обратной же стороной этой особенности была невозможность самоперестройки своего мозга на квантовых матрицах. Невозможность развития. Развиваться, строить и перестраивать свой разум, могли другие, люди и оверлюди. Но ценой за это была способность забывать. И это приводило синтета в трепет и восхищение - возможность просто терять часть памяти ради чего-то ещё невесомого была немыслимой.
  Но именно поэтому синтеты и органики сотрудничали. Именно поэтому Опека, как и многое другое в пост-человечестве, была настолько результативной. Потому что они прекрасно друг друга дополняли.
  
  Опека зародилась на заре пост-человечества. Это был первый долгосрочный проект Интеллектов Уно и Кроуфорд, которые в те, первые годы после Падения, стремились починить поломанный механизм человеческой цивилизации, причем починить так, чтобы люди выжили в новом мире, и не просто выжили - а пошли дальше.
  У тех, кто выживал, отстраивая купола, руками держа жизнеобеспечение и из последних сил восстанавливая техносферу, времени задуматься об этом не было. За них подумали. Но делать это так или иначе пришлось самим тогда-ещё-людям.
  Или уже - пост-людям?
  Тогда ещё это не было понятно. Это много лет спустя, когда дети с горящими от интереса глазами слушали истории о подвигах, стало ясно, что переход всё-таки преодолели.
  А тогда люди просто выкручивались как могли.
  И предложения по тому, как поступать с детьми, легли на нужную почву.
  Не хватает рук? Ухаживать за растительностью на грибной ферме могут даже малыши. По мере сил. Совместный труд, общее дело, “я сам!”.
  Рук не хватает везде? Растущим мозгам нужно много разнообразной информации. С множеством полезных, нужных, разных и не слишком сложных дел справятся подростки. Подростки, которые так хотят найти себя и себя же показать.
  Не хватает голов? Детей, которые уже умеют ходить, будут учить (и присматривать за ними) все и постоянно. Да, включая синтетов и не забывая родителей. Что-то да получится впихнуть. А кнопки нажимать и голосом командовать легче даже, чем удобрять грибы.
  Снаружи бушуют бури, светит солнечный ветер и текут радиоактивные дожди? Кто сказал, что детей надо от этого ограждать? Защищать, да, но пусть они увидят это сами. Увидят, даже почувствуют их опасность - и научатся её преодолевать. Купольные города от этого только выиграют.
  Как оценить детей, как показать им их успехи и провалы? Честно и справедливо показать! Какие-то непонятные оценки в какой-то непонятный дневник? Фе. Мы придумаем Игру! Все знают игры. А это - Игра!
  Понемногу оформились профессии мАстера Игры и мастергайда.
  Первые строили Игру - сюжет и квесты. Для каждого игрока, сообразно его личным особенностям и стремлениям, пристрастиям и увлечениям. То, что первично - развивать усиленно, всё остальное - развивать всесторонне.
  А для тех игроков, кто ещё не определился - определять, что же каждый ещё ребёнок будет записывать в графы “особенности”, “стремления”, “параметры личности” и другое - все эти типы социализаций, первичные, вторичные, третичные и четвертичные функции восприятия, уровень и тип мышления, объём, подборка и последовательность изучения знаний, личная стратегия действий, полученный опыт... И делать это, давая посмотреть, попробовать на вкус и поделать как можно больше.
  Мастергайды же занимались тем, что можно было назвать воспитанием.
  Воспитание - это процесс обучения и саморазвития нейросети на всей поступающей информации, не только на той, которую принято считать “учебной”. Поэтому мастергайдам приходилось контролировать ВСЮ поступающую в отдельную конкретную голову информацию.
  И нет - контролировать не значит “это смотри, сюда не смотри”. Воспитанникам нужна вся информация, как можно больше, чтобы быстрее преодолевать барьеры между уровнями мышления - и поэтому запретов как таковых там нет. Мастергайдам обычно приходится заниматься куда менее грозными вещами вроде подбора наиболее усваиваемой формы информации для конкретного воспитанника, в том числе - людей, которые наиболее информационно совместимы с каждой конкретной маленькой личностью. А ещё - поломкой свеженародившихся шаблонов у детей, подкидыванием разнообразных тем, ну и самым страшным - коррекцией этого потока так, чтобы случайно не получить разумного, не способного вписаться в или сотрудничать с пост-человеческим обществом.
  Отдельной строчкой в Опеке была не совсем профессия ухода за детьми. Не все пост-люди, не говоря уже о просто людях, способны ухаживать за детьми, и тем более не все умеют делать это хорошо. Тем не менее за новыми людьми в плотном и открытом обществе пост-людей присматривали и ухаживали все, а некоторые становились мастерами ухода. Почёт и уважение, как и много-много любимой работы - в комплекте.
  
  И при этом Опека и вообще жизнь в мире пост-людей никого не ограничивали.
  Мир полон связей и взаимосвязей. И эти связи - не ограничивают.
  Они - дополняют. Дают больше свободы, а не отбирают.
  Удивительно, правда?
  Для кого-то - очень. Для кого-то каждая связь означает только проблемы. Взаимонепонимание, безосновательные требования, давление на мозг и не только... И закономерные опасения новых связей, которые все эти проблемы только увеличат.
  Но, внезапно для многих, это может быть не так. Может быть так, что другие люди говорят и делают именно то и именно так, как и что нужно тебе, порой не догадываясь об этом - зато удивляются, что это ты делаешь всё так, как нужно именно им. Дуальные отношения. Иногда это получается не полностью, иногда с точностью до наоборот - они делают именно то и как НЕ нужно тебе. И ещё много вариантов, включающих те, где люди думают и действуют как ты - или почти как ты.
  А безосновательные требования, давление... Что ж, есть такие люди, у которых это зашито чуть ли не в хардкод - по очень верному выражению, это у них “в крови”. Зашитом в геном инстинктивном поведении, сохранившемся от наших предков-обезьян.
  И тогда достаточно понять себя - считаешь ли ты это желательным для себя, что это и есть единственно возможный и желанный путь - или вовсе нет.
  А если нет - понимание такого разумного даёт в том числе и понимание того, как с ним нужно поступать, чтобы добиться уже нужного тебе. Ведь Манипулирование - собрат другого из основных параметров Игрока, Понимания.
  Жаль, что понимание себя и того, что нужно именно тебе - это уже выше третьего уровня по типодинамике. Жаль, что не везде есть Опека, позволяющая проскочить первые два уровня максимально быстро, а третий пройти максимально эффективно.
  Но и до этого, на втором-третьем, протокол понимания важен. Не на первом. Первый уровень по ТД - на этом уровне нейросеть ведёт первичное обучение, а жизненная стратегия одна, “стратегия” “птенца” - ждать, пока положат разжеванное в рот.
  Второй - когда получилось скопировать и успешно повторить чьи-то действия. Или мысли, да. Создать “шаблон”. Это уже можно назвать какой-то стратегией. На третьем уровне собранный нейросетью массив данных наконец-то вынуждает задуматься о том, что более или менее удачные копии чужих действий или мыслей всё-таки не являются идеальными или просто подходящими к твоему конкретному случаю. И левел-ап с третьего происходит именно тогда, когда разумный собирает рабочую конструкцию из уже своих мыслей и действий.
  Пятый уровень, уровень поиска и формирования уже не личной стратегии, а общества, Системы, шестой, уровень, связанный со своим обществом, и седьмой, первый уровень полноценно высокоразумного, куда сложнее. Опека туда уже не заглядывает - её удел - первые три уровня. До левелапа на 4-й.
  И на этих уровнях возможность понять другого - в самом примитивном случае: пробежаться по характеристикам человека, найдя соответствие наблюдаемому значению на спектре возможных - что весьма упрощено уже выставленными оценками в чарлистах, но никто из синтетов-помощников тебе чарлист другого разумного не откроет, разве что ты его сам разгадаешь - поискать, что же значит “социальный тип - Посредник” или “восьмая психическая функция: 58% от типового уровня”, после чего попытаться самостоятельно понять, что же нужно самому сказать или сделать, чтобы тебя услышали и поняли - очень важна.
  Для тех же, кто Играет, это всего лишь постоянный квест на повышение социальных атрибутов, Понимания и Манипулирования. Эмпатия всё-таки больше завязана на прямые ощущения - и квесты для неё другие. Да и без Таланта её далеко не развить, в отличие от.
  
  Синтет отвлекся от размышлений по сигналу таймера, осторожно вычленил немногие произошедшие в его коридоре важные события за сегодня: Джейна научилась бегать быстрее, Ван общался с Кеноби, Инна подарила цветок Заре, мастергайд Елена вылечила ушиб Джейны - снабдил логи хронологией и комментариями и отправил записи в архив.
  
  Интермедия Бездны
  
  Она всегда рядом.
  Она... Нет, не стоит за твоим плечом. Ни за левым, ни за правым. Она в тебе.
  Бездна.
  Иногда ты застываешь и у тебя перехватывает дыхание, как будто ты - на краю тёмной бездонной пропасти. Но эта пропасть, эта бездна, находится внутри тебя.
  Есть несколько выходов.
  Ты можешь смириться и упасть, позволяя ей доползти, хищно сомкнуться и пережевать тебя. Тебя, конечно, уже не будет... Но, в конце концов, куску мяса ведь не страшно?
  Ты можешь заклеить пропасть куском бумаги, намалевав на ней что-нибудь, отойти назад и больше никогда не ходить в эту сторону. А зачем, здесь ведь и так тупик?
  Можешь ухватиться за брошенный кем-то канат и надеятся, что не упадешь.
  А можешь просто взлететь, оставив бездну бессильно щёлкать каменными челюстями где-то там внизу.
  И только в последнем случае ты действительно её преодолеешь. Преодолеешь и продолжишь идти дальше.
  Придётся отращивать крылья и учиться летать, ведь такие бездны очень часто встречаются на твоем пути.
  Правда, бездны похожи одна на другую. Когда ты сталкиваешься с тем, чего нет, чего не может быть, не может быть никогда или не могло произойти с тобой... Это всё бездны. Одни возникают как проломы в стенах нарисованного тобой и для себя мира - его можно назвать текстурой скайбокса или границей тонналя, неважно. Другие - бьют по тебе, а ты и не знаешь, что делать - этого ведь “не могло быть” или “не могло произойти с тобой”. Третьи... Третьи - просто есть. Если ты не перешёл Порог. Впрочем, за Порогом - совсем другой разговор. До него и не дойти, не преодолев все эти пропасти, пики и плато.
  Впрочем, хватит общих красивых слов. Их, конечно, можно писать и писать, добавляя всё новые и новые, вроде “мировоззренческий кризис, кризис личной стратегии и экзистенциальный кризис соот-вет-ствен-но”. Но суть не в них.
  Суть в том, что человеческий мозг ограничен. О да, это очень и очень мощная машина нахождения ответов и решения проблем, но и у него есть пределы.
  Он строит представления на исходных данных и живет в них, называя это “картиной мира”. Как любой кремниевый процессор с прогнозированием ветвлений. И если внутренние представления расходятся с тем, что приходит извне, из реальности - впадает в ступор. Оказывается перед бездной, да-да.
  Кто-то может сказать “тем хуже для реальности!”. Это, к слову, и есть вариант “упасть в пропасть”. Кто-то заклеит неприятную ситуацию табличкой “так не бывает!” или “так быть не может!” и отвернется. Ну, а кто-то допилит напильником представления, с учётом новых знаний.
  Мозг строит стратегию решения проблем, решая проблемы и сталкиваясь со всё новыми. Но столкнувшись с нерешаемой привычными способами проблемой - опять попав в Бездну - будет долго и нудно проходить всю известную цепочку: отрицать её, например, “мне показалось!”; агрессировать на неё по старой обезьяньей привычке; торговаться с ней по другой не менее древней привычке; потом тупить и только потом принимать её и собственно начинать решать! Почему не делать этого сразу?! Но... Когнитивные ограничения мозга, экономия энергии на мышлении, чтобы лишний раз не шевелиться, и прочее.
  Какой этот мозг всё-таки ограниченный.
  С третьим вариантом, проблемами экзистенции, всё совсем просто. Два вечных вопроса... Нет, не те - другие. “Зачем жить?” и “Зачем умирать?”. С ними всё просто - если они встали, то без хоть какого-то, пусть плохонького, ответа жить будет сложно и неприятно.
  И именно за это место любит цепляться веер проблем. Потому что упасть в бездну и найти там дно - плохой, но выход, тебя уже больше ничего беспокоить не будет. А как-то отрастить какие-то крылья в падении - и вовсе выход хороший.
  А вот если бездну ты заклеиваешь бумажкой и убегаешь от неё... Это нифига не выход. Это зверская экономия сил и времени, и повод не задумываться, и поэтому это привлекает - но не отменяет проблему. Так же, как и чужие канаты, которые кто-то заботливо повесил рядом с бездной.
  Но ограниченный и жадный - хотя нет, так неприятно, пусть будет “экономный” - мозг исходника любит простые решения.
  Например, такие, как вера и религия. Это не единственные варианты, но самые назойливые.
  Очень легко поверить в то, что “такое невозможно”. Поставить флажок false на чем-либо, заклеить красным “кирпичом” бездну между привычным и тем, где это возможно.
  Очень легко поверить в то, что ты живёшь ради того, чтобы искупить грех, не понимая, что и зачем. Зачем понимать? Это сложно. Проще поверить. Искренне поверить, что этот канат - твоё единственное возможное спасение, что это бесконечно ценная важность...
  Звери. Звери, что стоят перед дверью и за порог не идут.
  В каждом из нас.
  
  Трансформация - даже не переход за Порог, всего лишь осознанное изменение себя, причем неважно чем: имплантами, трансплантами, мистическими техниками - тоже является Бездной. По всем причинам сразу. Требует делать то, что ты никогда не делал, понимать то, что ты никогда не понимал и даже считал невозможным... Но взамен она может легко ответить на те самые вечные вопросы.
  Зачем жить? - Чтобы жить. Чтобы делать. Чтобы общаться. Чтобы развиваться. Чтобы не стать куском мяса, которое просто ещё шевелится.
  Зачем умирать? - А зачем вообще умирать, если можно и не умирать? Чтобы стать призраком, разве что.
  Но если вдруг случится такая неприятность, то ты знаешь, за кого - за всех тех, с кем связан в этом соединённом обществе.
  
  Эпизод существ
  
  - Зе-ен! - Ким замахала руками, пытаясь привлечь внимание наконец-то вынырнувшего из своей норки друга - но тот, заметив её, лишь отвернулся и нырнул в дверь.
  Девочка выскочила из-за стола и побежала за ним, но в коридоре, плавно загибающемся вдалеке вверх, никого уже не было.
  Ким нахмурилась. Это было на него совсем не похоже. Совсем не так. Зен, конечно, был нелюдимым “тигрёнком”, но вот так от неё убегать, с показательным безразличием... Ну неправильно это! Не так всё!
  - Что такое случилась, кроха? - не идущая, а буквально плывущая мимо по коридору плавными шагами девушка - наверное, из зоны высокой гравитации идёт - остановилась и ласково взъерошила длинные чёрные волосы Ким.
  - От меня Зен убежал! - пожаловалась Ким. - Взял и убежал!
  - Ну, может, он захотел побыть один? - попыталась объяснить незнакомая.
  - Нет! То есть он может захотеть и уйти, но так он никогда раньше не делал!
  - Тогда попытайся разобраться, почему он так сделал, - пожала плечами взрослая.
  - Как же я разберусь, если он куда-то убежал и спрятался? - растерянно спросила девочка.
  - Попроси воспиталку и вместе с ней посмотрите логи. - как о чём-то само собой разумеющемся сказала девушка.
  - А... А вы тоже называете воспиталок воспиталками?! - широко распахнула глаза девочка.
  - А как же, - улыбнулась старшая, ещё раз взлохматила ей волосы и ушла дальше.
  Ким закрыла рот и повернулась назад. Это захватывающее открытие, но если с Зеном что-то случилось, это нужно узнать как можно быстрее!
  
  [*Не удержусь от пояснения. У меня не получится нормально сформулировать слово, которым дети называют мастергайдов Опеки. Смысл примерно такой, а если пытаться сформировать слово по правилам русского языка начала 21-го века, получится что-то вроде “гайдюшка” - с отсылкой к “наседке-индюшке”, да... Всё как-то криво, поэтому - по смыслу, воспиталка.]
  
  Мастергайд Жения не удивилась просьбе Ким. А вот Ким удивилась этому - она с детства знала, что всё, что она видит, видит и глазок фиксатора, и многие интересные моменты она может пересмотреть потом, попозже. Но чужие...
  Жения не удивилась и вопросу:
  - Да, можешь.
  - Ой. А как же... Разве им не будет неудобно, если я буду смотреть?
  - А как ты думаешь? - Жения отвлеклась от инструметрона.
  - Не знаю, - покраснела Ким.
  - Ну представь, какой-нибудь Интеллект управляет кораблестроительным заводом на поверхности Абеля и немного отвлекся на разговор с другом. Из-за этого вместо тысячи кораблей завод выпустит девятьсот девяносто девять, и какая-нибудь программа из-за этого будет немного замедлена. Как ты думаешь, ему будет неудобно от того, что ты это видела?
  - Да. - всё ещё краснеющая Ким кивнула и задумалась. - Но... Я же даже не пойму, что он сделал?
  - Вот это правильный вопрос. Подумай, что из этого следует?
  Ким не успела как следует подумать - воспиталка как раз вывела на обзор картинку с фиксатора Зена.
  В этот момент он пристально смотрел на работу малого химического конструктора. Из активной емкости поднимался пар, утягивающийся в вентиляцию.
  - Что за трэш? - внезапно произнесла мастергайд. Ким, пытавшаяся разобрать в мелькающем шуме на экране Зена хоть что-то, отвлеклась на взрослую. Та держалась за голову, за лицо, где прятался кристаллик синтета-помощника, и тёрла его, будто пытаясь выцарапать из своей головы эту песчинку.
  - Жения! - Ким ухватила мастергайда за руку. - Оставь! Брось! Что с тобой!?
  - Отстаньте от меня, оба! - внезапно прорычала девушка и одним взмахом откинула Ким на дальнюю стенку отсека.
  Вот только для этого ей пришлось убрать руку от лица.
  И уже в плавном полёте при низкой гравитации Ким увидела...
  Белое пятно, расползающееся по лицу девушки. Глаз, которые уже изменились, медленно превращаясь в один большой и широкий глаз, в черном зрачке которого горело желтое, жгучее пламя. Пламя, от которого начало жечь уже глаза самой Ким. Глаза и всё остальное тело.
  Упав наконец на пол, девочка бездумно глядела на свою руку, по которой плавно, как на записи трансформы биоморфа, бежала обжигающая волна преображения - из человеческой в гладкую белую, похожую на кашу в детской столовой...
  - Ким? Жения? - Ярл, совсем маленький мальчик из их группы, которому было от чего-то очень больно и страшно, пришёл очень не вовремя. Два тела, наполовину розовых человеческих, наполовину белых непонятно чьих, метнули в него свои огненные взгляды - и мальчик задохнулся на вскрике. А потом расползающаяся по его телу волна стала сливать в один и его глаза.
  Тоже превращая в кого-то Чужого.
  А взглянув на девушек уже своим огненным глазом, молча повернулся назад.
  
  ***
  
  Зона заражения была зафиксирована почти мгновенно - синтеты-помощники, хоть и отторгались трансформирующимися телами людей, но хором орали в общую сеть. Аварийные переборки в коридорах Живой Луны плотно замкнулись по команде синтетов СЖО, изолируя зону.
  Через несколько минут синтеты-следящие вышли на тех, кто контактировал с людьми в зоне поражения, но не изменился сам. В том числе - на Варианта Алаолу, которая последняя из неизменившихся говорила с Ким. Именно благодаря ей - ну и воплю синтета-помощника мастергайда Жении - был зафиксирован источник инфекции: нуб второго уровня Зен.
  Инфекция, вброшенная в атмосферу этой секции Живой Луны, была почти классическими вирусоботами, вот только эти вирусоботы, как их далекие предки-вирусы, работали внутри человеческого организма и творили с нем какую-то явную и очень неприятную метаморфозу, исполняя заложенную программу.
  Впрочем, почти все синтеты и Интеллекты, как и призраки, оказались ей неподвластны - синтетические тела эти наноботы ломать не умели, да и их иммунные системы успешно нейтрализовывали вредоносный код.
  Призрак Леон, посетив зону поражения, смог пообщаться с измененными. С ними пытались контактировать и синтеты, но только Теневые методы призраков сработали достаточно точно. И благодаря этой “телепатии” - сложно назвать дистанционным метод, когда призрак нырял в чужое тело - до остальных получилось донести весть, что внутри этих тел, совсем иных, по-прежнему Тени людей - и немалая часть их разумов. Измененных, запущенной на иной платформе, но большая часть сознаний и практически вся память сохранились. Мало того - при перестройке организмов в память немало и дописали! А это совсем другой уровень работы, уровень сложности, уровень знания о людях.
  Впрочем, разбирательства с этими обстоятельствами были переданы группой ликвидации чрезвычайной ситуации тем, кто в этом разбирался. А вот спасатели ухватились за Зена, как за ниточку, ведущую к источнику заразы.
  Тоже уже измененный мальчик смог сказать призраку, чему Живая Луна “Египет” на орбите Сириуса может быть благодарна за такую свежую, новую и неизвестную информацию. Его увлечению радиотехникой. Примитивной, но ему нравилось раскопать всё до основы и начинать с них.
  И ему, бездна побери, удалось поймать какой-то нештатный, неизвестный сигнал с окраины системы! Довольно сильный, но не несший никакой особой информации... До последнего дня.
  Он даже что-то посылал в ответ, пытаясь наладить контакт. Тщетно. Только сегодня утром его приёмник стал принимать что-то относительно осмысленное.
  Именно к приёмнику Зен и бежал утром, от Ким - он разместил девайс в зоне низкой гравитации, у оси станции, но далеко, почти на обшивке.
  И относительно осмысленной оказалась, как ни странно, программа синтеза наноботов. Той самой инфекции. На вопрос, почему он загрузил её в синтезатор сразу, без проверок, мальчик не ответил. Но ему было очень неловко.
  Но ситуация уже была ясна как свет.
  Угроза извне! Проблема! Решить!
  
  Впрочем, дальнейшие отношения Зена с людьми и измененными тоже не относились к расследованию. А вот параметры сигнала - вполне! Как и предположительное расположение источника на небесной сфере.
  Контроль космоса, астрономы и исследователи выделили через несколько часов поиска подозрительный астероид -тот продолжал активно светить в радиодиапазоне, как ни в чем не бывало.
  Вроде бы обычный камень, с эксцентричной орбитой, впрочем, таких в системе двойной звезды было немало.
  Так или иначе, к цели выдвинулся корабль с группой контакта.
  
  Ну, как корабль - трехсотметровая конструкция с тиэни и была телом Интеллекта 3-го класса Джейн Умбридж. Она же была первым контактёром, вторым контактёром была Вариант Эльза.
  В их семье они друг друга прекрасно дополняли.
  [*Семья - плотно связанная ячейка общества, постоянно находящиеся на связи разумные, взаимоприятные друг другу, взаимонужные и так далее. Деторождение и особенно детовоспитание здесь с семейными отношениями практически не связаны.]
  Джейн, по социотипу Искатель, привычно лезла всё дальше и выше, интересуясь всем подряд и не особо замечая других разумных - а Эльза, как Посредник, тоже привычно была рядом, создавая комфорт, уют, и дружественную атмосферу, которой порой очень не хватало при набеге тогда-ещё-не-Интеллекта Умбридж на кого-нибудь. Конечно, понемногу они подучились друг у друга их сильным сторонам, но отношения от этого не изменились. Даже переход за Порог одной из них ситуацию особо не изменил. Джейн только создала себе аватара с телом класса М, чтобы не менять привычки подруги, и общение продолжилось как ни в чем не бывало.
  Вот и сейчас две молодых женщины пили кофе и с интересом рассматривали приближающийся астероид.
  На перелёт ушло несколько недель, и от Чужих вполне можно было бы ожидать попыток уйти, укрыться, ещё что-то... Особенно в эти дни, когда факел тиэни светил почти что на сам этот астероид.
  Но нет. Никаких попыток. Ничего.
  - Я думаю, что там просто автоматический передатчик, - наконец-то высказалась Джейн. - Иначе бы они отреагировали.
  - Автоматический передатчик бы не стал реагировать и на передачи Зена, - ответила Эльза. - Я думаю, они просто нас не боятся. Мы ведь не бьём по их камню ни пушками, ни лазерами, ни каким-нибудь простеньким зондом.
  - Может, и так. - пригубив кофе и прогнав десяток новых моделей поведения Чужих, ответила Интеллект.
  А пока дамы пьют кофе, поговорим об эстетике. Промышленной эстетике, скажем так.
  Эстетики []
  Есть техническая эстетика. Грубые, но мощные технологии.
  Есть эстетика жизни. Нанотех, молекулярные технологии, и относительно низкие энергии.
  Есть грубые заимствования - бионика, попытка повторить техникой механизмы живых существ, и аугментика, дополнение живых существ технологическими устройствами.
  Тоже эстетика, но странная, особенно первая.
  Подход к эстетике действительно высоких технологий, условно говоря, нанотеха высокой энергии, должен быть совсем иным.
  Примерно так - птица как пример биологии и реактивный самолёт как пример технологии дадут в результате соединения волшебного могучего дракона как пример высоких технологий. То есть - фэнтези-эстетика, как ни странно, это эстетика действительно высоких технологий.
  Хотя в ней, как где угодно, куда больше штампов и классических гештальтов, но именно такой эстетики, эстетики рациональной, естественной фэнтези, не хватает, чтобы описать облик живого корабля трехсот метров в длину, тела Интеллекта 3-го класса Умбридж.
  
  Кофе закончился, а астероид к этому моменту оказался совсем близко.
  И, похоже, их действительно не боялись. Когда Интеллект Умбридж окончательно уравняла скорости, и от корабля отделилась фигурка аватара - примитивной железки, не того теплого живого тела - астероид, плавно поворачиваясь, показал “входную дверь”. Точнее, глубокую пещеру в астероиде, внутри которой что-то было и это что-то было распознано радаром как металл. Сложный металл.
  Синтетическая фигурка влетела туда без проблем и нашла в глубине пещеры искомый металл, узнаваемый внешний корпус тиэни, но главное скрывалось за ним - вход в обитаемые пещеры.
  Приветливо, хоть и со скрипом открывшийся вход.
  А внутри, за бронёй, её уже ждали.
  Хорошо хоть проблему с первым этапом протокола понимания удалось решить - язык, который теперь знали и на котором говорили превращённые люди, был за эти недели раскодирован, успешно переведен, отправлен контактерам, принят ими и выучен.
  Ничего особенного, звуковые, световые и запаховые сигналы, в приоритете именно вторые. Да, вспышки фотоклеток в глазах.
  Так что встреча цивилизаций и сам контакт были пройдены штатно. Даже сложно было принять за контакт цивилизаций - тело синтета-аватара и тело Существа выглядели совершенно одинаково. И, что гораздо более ценно, Интеллект знала, как он думает, чувствует, и как будет себя вести.
  И контакт начался с сакраментального вопроса Джейн:
  - “Какого пульсара?!” - с уточнениями. - Разве нельзя было договориться? Сделать как мы?!
  - Мы делаем то же, что и вы, - проскрипело Существо. - Мы делаем всех вокруг такими же, как и мы. Но вы делаете это неэффективно, вы налаживаете взаимопонимание, создаёте переводчики смыслов. На это у вас уходит море ресурсов, которые можно было бы потратить куда эффективней. Мы поступаем более разумно - мы делаем всех такими же, как мы. Нам не нужно тратить что-то ещё - мы сразу друг друга понимаем. Мы одинаковы. Мы едины.
  - И именно это - недостаток вашей стратегии. Экономия на ресурсах отдельных разумных привела вашу стратегию к провалу при встрече с нами, - “вздохнул” аватар Интеллекта Умбридж.
  - Да, - неохотно проскрипел слизняк. - На своем пути мы встречали цивилизации синтетиков, мы встречали цивилизации органиков - первые мы игнорировали, вторых преображали - но ни разу мы не встречали цивилизацию, где есть и синтетики, и органики. И теперь наши сородичи в вашей власти.
  - Они - пост-люди! - резко ответила Интеллект.
  - Они стали Существами.
  - Это ничего не значит. В нашем мире неважно, кто ты - если ты разумен и пригоден для жизни в нашем обществе. Или - можешь стать пригоден. Они получили ваши тела, они получили ваши мозги, но их память включает и их жизнь здесь, на Живой Луне. Их жизнь как людей.
  Слизняк склонил голову с единственным большим красным глазом, размышляя.
  Сейчас он куда больше напоминал слизня, чем когда его голова на длинной шее, из которой торчали щупальца, была поднята вверх, делая его похожим на кентавра. Если же просто не замечать нижнюю часть тела, то он был даже похож на человека... Очень отдаленно. Гуманоид с одним глазом, рукощупальцами, странным ртом, растягивающимся на половину головы...
  Разумное Существо.
  - Мы поняли, - наконец поднял голову инопланетник. - Вы - такие же, как мы. Вы делаете то же самое. Мы - изменяем тела, делаем их такими же, как наши. Вы - изменяете разумы, делая их такими же, как свои. Это приемлемо. Наша миссия выполнена успешно. Новый мир для Существ найден.
  - Вы - способны понимать, - кивнула голограмма девушки. - Это приемлемо. Ваш вид пригоден для контакта и налаживания связей.
  - Связей? - моргнул слизняк. - Между чем?
  - Между нашей цивилизацией и вашей.
  - Вы уже в контакте с нашей цивилизацией. Со мной.
  - Вы?
  - Мы одинаковы, - повторил слизень. - Контакт с любым из нас - контакт с нашей цивилизацией.
  Джейн, изрядно удивляясь, перебросила на этот разговор больше вычислительных ресурсов.
  - То есть... Вы идентичны?
  - Да.
  Интеллект задумалась. Вся её вычислительная мощь 3-го класса активно переключалась на этот процесс, выводя остальные процессы на периферию важности.
  Один слизень. Один корабль. Вся цивилизация. Цивилизация, способная воссоздать себя на месте из любых местных разумных организмов. Заметка - уточнить, только ли разумных.
  Зачем? Почему?
  Понять - среди прочего значит “увидеть причинно-следственные связи в достаточно полном многообразии вариантов”, а также “познать цели, мотивы и ограничения”.
  Какие могут причины и следствия совершать такое? Отправлять одинокого органика в почти бесконечный полёт на досветовом корабле? Зачем? Почему?...
  Какая цель? Каков мотив? Каковы ограничения?
  Есть известное.
  Одинаковость этих тел, хитрость устройства которых одобрили биоморфы, приводит к одинаковости разума. То есть - действительно неважно. Все они одинаковы. Лишь немного отличаются памятью - тот, кто прилетел, и те, кто были людьми.
  Разговор продолжался, позволяя Интеллекту узнать ещё немного.
  Их способ свободного полёта не слишком отличался от тех, которыми пользовались пост-люди. Всего лишь досветовой “спящий” корабль на термоядерном приводе, даже без тех дополнений, что были уже у людей. Разумно, учитывая, что для слизней спячка вполне нормальна. Но всё равно, очень и очень долго, сотни и тысячи лет, фактический путь в один конец. При этом - без гарантий успеха, как до последнего считало и это Существо, оказавшееся в системе Сириуса, где не было ни пригодных для белковой жизни планет, ни самой жизни...
  Появившееся предположение было весьма интересным и основывалось на одинаковости.
  Им попросту не хватало разнообразия. Одинаковые существа внутри их цивилизации означали, что им не требуется общаться, чтобы понимать друг друга, чтобы сотрудничать... Но это не отменяло самой потребности в новой информации!
  Люди и пост-люди генерировали информацию при общении, в том числе - налаживая взаимопонимание.
  А Существа отправлялись познавать мир, преображать иных разумных... Узнать новое! Неизвестное! В неизвестном! Только там их ждало что-то новое.
  Лебеди космической экспансии.
  Ведь мозгу, как и любой нейросети, нужен опыт. Нужны новые знания. Неожиданные знания - потому что ожидаемые уже предсказаны самой нейросетью и важны только как подтверждение предсказания, как подтверждение правильности обучения. Но само обучение ведётся неожиданными знаниями, новыми. И естественно - общение есть форма передачи и создания знаний. И чем более разными являются общающиеся, реципиент и донор информации, тем более неожиданной она является, тем более полезной она будет - если, конечно, общение не утыкается вообще в барьер непонимания. Но он для пост-людей немного понижен - знанием способов понимания и необходимости этого процесса.
  А для Существ барьера нет. Вообще. Два разных Существа, хоть это и звучит как оксюморон, понимают одинаково. Но их общение совершенно не даёт новой информации! Да, любая новая информация, поступив извне, растечётся по их цивилизации как электрическое поле по проводнику, со скоростью света. Но создавать новую информацию внутри своей цивилизации они не способны. Только соглашаться друг с другом. Только познавать внешний мир.
  Как хорошо, что люди продолжают друг друга не понимать, и старательно учатся, чтобы понять!
  Нейросетям нужна и эта информация, и этот опыт. Опыт непонимания и опыт начала понимания.
  Людям нужна, будущим Вариантам и оверлюдям. И Существам нужна, пусть они ещё и не знают.
  Ничего.
  Мы это исправим.
  Какую бы Бездну не пришлось преодолеть.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"