Захаров Григорий Викторович, Красноперова Ариадна, Хорхой Ольга : другие произведения.

Человеческо-человеческий словарик

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Попытка №2, более практическая, подобрать ключи к пониманию других людей и другими людьми. Собрал все штампы, поговорки и тд, и сложил в систему. Сборка от 10.10.15

  Всем, кто читает, доброго дня.
  Я соберу сюда тонну всяких и всяческих штампов о людях, для разнообразия, наверное, начну с "женской логики", продолжу "встречают по одежке", добавлю "мои соседи на самом деле инопланетяне" и закончу... А вот этим и закончу.
  Потому что он, в отличие от прочих - верный. Ведь люди - разные.
  Не, не так.
  ЛЮДИ РАЗНЫЕ.
  Вот так лучше.
  
  Понять человеку другого человека вообще сложно, куда там инопланетянам. Там сразу понятно - этот с щупальцами, тот с антеннами, это вообще говорящий слизень... А тут - такой же человек, разве что иногда с сиськами, а иногда без. И с прочими мелкими различиями.
  Вот только говорят эти люди иногда сплошь инопланетные вещи, и фиг поймешь, что же они хотели сказать.
  Короче.
  Как понять, что именно кто-то говорит тебе? И что нужно сказать тебе кому-то, чтоб тебя поняли?
  Да-да, словарик для перевода с человеческого на человеческий. Попробуем его собрать.
  
  Общая схема процесса понимания вообще такова.
  Например - пример взят отсюда :
  ...На третий день комдив-три опять не выдерживает:
  - Аркадий. Невкусный у тебя кофе, жалеешь ты братьям своим морским самого главного компонента бодрящего напитка!
  - В смысле? - искренне удивляется Аркадий, который ни разу не был замечен в жадности вообще. - порошка, что ли, мало сыпят?
  - Нет.
  - Сахара?
  - Нет.
  - Аааа! Я понял, Антоныч!
  Аркадий звонит на камбуз и приказывают интенданту добавлять отныне в кофе спирт.
  
  То есть.
  Человек сначала думает (даже если не думает, всё равно думает, неосознанно), потом запихивает мысль в слова, потом как-то эти слова говорит и показывает...
  А другой их слушает и смотрит, ловит знакомые слова, вспоминает, что они значат, и пытается уловить смысл всей речи. Это четко и мучительно выглядит для слабо знакомых с языком - то, как они вспоминают перевод слов и складывают их в текст.
  Если в итоге получившаяся мысль у второго похожа на ту, которую пытался донести первый - значит, они друг друга поняли.
  Если же мысль должна была заставить что-то сделать, то это уже мотивация, приказ, или манипуляция... Не суть важно.
  
  

Грабли

  
  Важно же то, что на пути мысли от одной головы до другой - целое поле из заботливо разложенных грабель. И нам придется по всем им заботливо попрыгать - надо же знать, куда они бьют и достают.
  Кодеры, внимание - где-то рядом пробегала модель TCP.
  Так вот.
  Самые простые преграды - физические. Когда человек слепой или глухой... И нет, это не для всех очевидно. Какого тогда некоторые громко орут не глухим, а, например, заикающимся или иностранцам? Они думают, что их так лучше поймут?... Неважно.
  Дальше идет имидж. Наконец-то штамп - "встречают по одежке". Разве что встречают не только по внешнему виду - поведение и прочая невербалка тоже в эту кассу.
  Как говорят дипломаты и не только, по правилам соответствующего протокола.
  Пример - (с)баша:
  В автобусе гопник (Г) стоит около двери, сзади собирается выходить парень(П), диалог:
  П: Молодой человек, вы на следующей выходите?
  Г: Чо!?
  П: На следующей будете выходить?
  Г: Чо!?
  П: Выходишь штоль!??
  Г: Ааа... нет...
  
  И только потом послание, достигнув головы адресата, начинает долгий путь к мозгу. По дороге расположены следующие кордоны:
  - Неготовность человека слушать. Он устал, заколебался, хочет жрать, в туалет или ещё чего-нибудь. Да и в лучшем случае человек держит три минуты полную концентрацию на интересной теме, 15 минут может непрерывно следить за темой и максимум 3 часа - с перерывами - слушать до полного забития на тему. Проверено на студентах неоднократно.
  - Восприятие. За этим стоило бы сходить к Юнгу и в соционику - интуиты не воспримут образ здесь-и-сейчас целиком, сенсорики - не увидят перспективу. Логики забьют на чувства и желания людей, этики - на логику... И так далее.
  - Знания и опыт. Например - знает ли человек, о чем ему пытаются сказать, испытывал ли сам.
  - Мировоззрение. Настоящая яма - "этого не может быть, потому это мне не нравится!". Или "...потому что этого не может быть!"
  - Социализация. Вертикальный курятник "клюй ближнего, сри на нижнего, лизни верхнему" или горизонталь "все люди равны, нет тех, кто выше и ниже".
  - Ограниченная эмпатия. Или психопатия - когда кто-то не считает других людей людьми. "Я" и "Это". Или "Я", "Мое" и "Это". Или "Я", "похожие на меня" и "Это". Короче, вам сюда.
  - Инстинкты и рефлексы.
  - Мышление. Очень много всякого. Например:
  --- Само собой разумеющееся таковым является не для всех. Возможно, только вы считаете это само собой разумеющимся.
  --- Одни и те же слова могут значить не одно и тоже у разных людей.
  --- Отношение к одному и тому же у разных людей отличаются.
  --- Уровень развития. У того же мышления: рефлексное, шаблонное, самостоятельное, творческое, открытое...
  --- И не забывайте о багах и глюках. У всех бывает.
  
  Примеров? Их есть у нас.
  Мировоззрение - пример утащен со страницы Ольги Хорхой :
  Где-то в России, город, универсам, тетка выбирает мясо. Подходит этакий чмошник с лопатообразной бородой и жиденьким хвостиком из седых волос, заправленным под шарфик, да и общий вид у него какой-то давно не стиранный.
  - Как вы можете покупать мясо, великий пост же!
  Тетка, не отвлекаясь:
  - Я не вашей конфессии.
  - Да что вы говорите! Русский - значит, православный!
  - Я не русская.
  - А кто же вы? Американка?
  - Это вы у бурят еще поспрашивайте, и у якутов, и у татар...
  - Понаехали нацмены!
  
  Социализация - опять отсылаю вас к Акулам из стали . Сравните сами равенство в экипаже - хоть здесь - и отношения в штабах .
  
  Восприятие. Пример целиком по социотипам.
  Ссылка
  
  Мышление - первый пример:
  - Почему бы тебе хотя изредка не убираться у себя в дома? Ведь так же нельзя жить!
  - Почему?
  Один сказал:
  - Просто поверь - ты должна соблюдать порядок и чистоту. Все люди так делают - это норма.
  Другой:
  - Потому что в грязном доме у тебя разведутся тараканы с крысами!
  
  Второй пример.
  Шаблонное мышление - пример (с)баша:
  xx: Неожиданно поставила эксперимент. Больше месяца без мобильного телефона. Дети его запрятали, и я долго ленилась как следует поискать. И как? Никак! Мне все в интернете пишут.
  yyy: А в интернет ты как без телефона попадаешь???
  
  Творческое мышление - Пикабу
  
  Главное предупреждение - это, похоже, не все кордоны. Есть ещё наверняка много важных факторов, но эти, по крайней мере, проверены опытом.
  Ладно. Хватит теории, штампов и проблем.
  Время практики - как же всё это одолеть?
  
  

Свои, которые понимают

  
  Вы знаете, кто вас всегда поймет.
  Мама, папа, дедушка-бабушка, старший брат, лучшие друзья...
  В меньшей степени - и другие.
  Работа? О, с этим поймут коллеги.
  Учеба? Одноклассники-однокурсники.
  Увлечения? Такие же увлеченные...
  Окажешься за границей - точно так же тебя поймёт земляк. Русский - русского, еврей - еврея, китаец - китайца ну и так далее.
  Ну, почти всегда - пример с баша:
  
  xxx:
  У наших слесарей излюбленная подляна — подкинуть в кучу деталей от ремонтируемого станка лишний болт, подходящий по размерам.
  yyy:
  мой папа видимо был такими "друзьями" научен :)
  потому что всё что он разбирал — тщательно логировалось в отдельную толстую тетрадку, раскладывалось в пакетики и индексировалось. Зато обратно потом он собирал всё в 5 раз быстрее, следуя собственному логу...
  xxx:
  Наверняка твоего папу с такими привычками немцы за своего принимали.
  zzz:
  Приходят немцы в гости к папе, а папа — тоже немец.
  
  Короче, "Это поймут только свои", "Рыбак рыбака видит издалека" - и прочие народные мудрости, или, если по-научному, обобщения на большом статистическом материале.
  Ещё немного наукояза. Семиосоциопсихологи и другие интересные люди вроде Переслегина в таком случае говорят об идентичности в группах...
  Это ведь очень просто. Чем больше времени вы проводите вместе - тем больше вы похожи. Тем легче вам друг друга понять. Да даже опознать.
  Отличительные черты во внешнем виде (да хоть линуксоиды - красноглазые с пингвинами на майках), свои правила поведения, общие словечки или целый свой язык, и напоследок - темы и мемы, которые "поймут только свои"... Короче, это всё и есть групповая идентичность.
  
  Это самый простой способ понять кого-то или заставить его понять вас - стать своим. Попасть в сообщество, получить профессию, прицепиться к человеку и стать для него лучшим другом... Что и как в подробностях - ниже.
  Даже если вы не будете понимать его полностью - все плюсы знакомства, дружбы или членства в разных сообществах прилагаются. Вас будут слушать, относиться с пониманием, принимать, допускать к личному и так далее.
  Минусы у способа тоже есть.
  Он долгий, затратный, вполне возможно - неудобный или даже очень неприятный. К тому же очень много личных особенностей так один черт не скомпенсировать - а вдруг вы с этим человеком конфликтеры?... Или он просто вас бесит.
  Ну и самое неприятное - ты станешь своим только для того или тех. Остальные всё равно останутся чужими и непонятными.
  Я тогда ради чего всё это пишу?!
  Поэтому пойдем дальше.
  
  (с)линухфорум
  

Если есть способы сложный и простой, выбирай сложный - потому что простой тоже сложный и к тому же глючный.

  
  Что я понимаю под "стать своим". По пунктам.
  
  1. выяснить все правила, писанные и неписанные, и им следовать как при первом контакте, так и дальше.
   а. правильно выглядеть - розовая рубашка в среде "деятелей культуры" или адидас в дворовой среде.
   б. правильно показывать себя - распальцовку не бросать, без причин не быковать... говорить вежливо, вести себя культурно... или вообще три правила вертикальной иерархии: "Любить слабейшего. Ненавидеть равного. Бояться сильнейшего.".
   в. говорить только то, что от вас хотят и готовы слышать, и только так, как хотят и готовы. Это, кстати, вызывает рекурсию - чтобы понять, что им нужно, их нужно понять - но об этом позже.
   коммент про сеть: в сетевые сообщества войти проще, и смотрят там разве на аватарку и ник... Но остальное есть - на жойреакторе окопались укры и трогать Укрию не моги, на самиздате любят фильтровать комменты и банить за неуказанную эротику, и так далее. Эти неписанные правила обычно приходится высматривать самому. Они же неписанные. Но иногда можно найти источник, который вам про них расскажет.
  2. помнить о своих нюансах - тех самых фильтрах на выходе. Горизонтал в среде вертикалов, бетанец среди дельтийцев, православный среди вудуистов - ты в любом случае попал, это же тебе надо, так что держись и следуй пункту один. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  3. информацию собирать, чтобы быть в курсе тем и мемов. Это само собой.
  4. Надлежащий образ мышления - опять рекурсия. Чтобы понять, как они мыслят, нужно понять, как они мыслят.
  0. и общечеловеческие механизмы забывать не след.
  
  Итого у нас целых две рекурсии, требующие для начала то, что получится в итоге - хоть какое-то понимание. И ряд излишеств, которые не дают его применять по-быстрому. Точнее, хотя бы не за месяцы и годы, как свойский метод.
  С этим на удивление можно справиться. Есть же и другие способы. Частные. Позволяющие определить, что за преграды находятся на пути понимания именно в этом случае - и как их преодолевать.
  И существует, насколько я знаю, три общих метода, позволяющих сложить полученное воедино и понять. Как-то.
  
  Опыт, восприятие и представление.
  Первый метод - опыта. Непосредственно пережитого опыта. "Падал - знаешь, что больно - поймешь того, кто упал."(с).
  Самый простой, распространенный, быстрый - и недостаточный. Проверить опытом все возможные ситуации практически невозможно, тем более, что другие люди могут из той же ситуации вынести другой опыт. И получится, что "если человек никогда не испытывал депрессии и желания просто спрятаться от мира, то он и не может примерить на себя эти ощущения"(с)
  Второй метод - восприятия. Его ещё можно назвать этическим. Фактически основан на способности восприятия и интерпретации прямых сигналов. Личной способности, которой у меня нет. Поэтому не могу о ней рассказать подробнее. Но при развитии и по опыту других людей - очень и очень мощная вещь, может давать сразу идеальное понимание, буквально с полувзгляда. Но личная особенность, да. Если она у вас есть, вам этот текст и нафиг не сдался.
  А у остальных есть третий метод. Представления, или модельный. Осознанное моделирование ситуаций, людей и событий. Не прожитых на практике, или уже прожитых, но неудачно окончившихся, этот вариант называют рефлексией. В любом случае, он не ограничивает человека в понимании его жизненным опытом, а замечательно его расширяет.
  Есть у метода ограничения:
  а) представление требует значительно меньше времени и возможностей, что получение опыта на практике, но требует. То есть - подготовка, или это будет рефлексия постфактум.
  б) рамки возможного моделирования для человека, применяющего этот метод, ограничиваются его же осознанным мышлением. Самый явный пример - "надлежащий образ мышления"(с), воспитываемый в жестко иерархичных, например, восточных культурах, и вообще в Системах. "Это невозможно, потому что этого не может быть" и тому подобное. Далее, менее яркий - уровень мышления. Опыт показывает, что моделировать можно достоверно только мышление своего уровня и ниже, и с погрешностью - одним уровнем выше.
  Есть и другие проблемы, но менее заметные.
  
  Рассматривать первый метод, как неполный, я дальше не буду.
  Советы по второму я, как им не владеющий, давать не могу.
  Поэтому остается только третий метод. Моделирования.
  И моделировать нам придется человека - его поведение и реакции.
  Впрочем, не только.
  
  

Протокол понимания

  
  В общем же виде быстрый протокол понимания будет выглядеть так:
  0) провести подготовку - определить приемлемый протокол, определить набор фильтров, построить модель фильтров и мышления
  1) установить контакт
  2) наладить связь по приемлемому протоколу
  3) внести поправки в информацию с учетом модели фильтров и мышления
  4) собрать более точные данные и уточнить модель
  5) внести новые поправки в информацию
  6) повторять 3-5 до достижения достаточной достоверности модели
  7) достичь понимания
  8) PROFIT
  
  Определить протокол.
  Протокол = язык общения + правила поведения. Их надо знать и уметь применять, порой - на уровне хорошо тренированного навыка.
  Нет языка, не по правилам ведешь себя - не поймете друг друга.
  Как узнать всё это и научится применять - вопрос другой, вопрос практики. И очень, очень многих частных случаев. Разных языков и этикетов.
  Но в принципе любой язык, как отдельный язык, так и всякие жаргоны, можно выучить. И научиться соблюдать местный этикет - тоже.
  
  Фильтры контакта.
  Складываются из физической возможности для эмитента (говорящий, пишущий) и рецептора (слушающий, читающий), и внимания - т.е. поддержания осознанного контакта.
  Физическая возможность - как отсутствие иных возможностей физически(слепота-глухота-итд), так и особенности всяких асек, скайпов итд.
  Совсем уж очевидности про то, что через скайп можно ругаться, а через аську и чат трудно, собеседника не видно - говорить не буду.
  Но зацитирую одну чужую мысль: "Мне все говорили, что через инет общаться невозможно, не чувствуется собеседник. А я привыкла выцарапывать крохи информации из пауз, из стиля фраз, из ошибок и опечаток, и только недоверчиво хмыкала - а потом оказалась в реале и чуть не утонула в потоке ощущений."(с)
  Внимание же нужно привлечь, удержать, и не упустить.
  Есть много способов привлечь внимание: непривычным видом, звуком или движением, как та девушка в красном платье; или, наоборот, привычным среди непривычного; или... Привлечь внимание, в общем, не так уж сложно.
  Удержать внимание, зацепить, заинтересовать... Это сложнее. Но обычно в правилах поведения для группы есть темы, на которые можно приличино, или спокойно, или просто возможно поговорить. "Как вам погода? Низко пошла, к дождю, не правда ли?"(с)поручик Ржевский. А кроме этого, всегда уместны почесушки (иногда за ушком, иногда чувства собственной важности) и соучастие, выражающееся обычно во внимательном выслушивании.
  И держать внимание произвольный человек может очень недолго. Считанные минуты, от трех до получаса - если слушает с полной самоотдачей. После этого человек устает, теряет концентрацию и дисконнектится. Самый простой способ борьбы с этим - сменить тему, или вообще занятие. "Лучший отдых - смена деятельности", оно самое.
  Не увлекайтесь, проще говоря. Ну и помните - "почесушки и соучастие"(с).
  
  Фильтры знания.
  Заключаются в наличии или отсутствии каких-то знаний. Воспитание, среда, профессия, занятие, увлечения...
  И применение их очевидно - требовать понимания, говоря неизвестные слова о неизвестных вещах, малоосмысленное занятие.
  Ищите обходные пути. Аналогии опять же.
  
  Фильтры восприятия.
  Ради определения фильтров восприятия (и позже - некоторых нюансов мышления) придется задействовать соционику.
  Вообще говоря, это очень и очень неплохая практическая дисциплина. Другое дело, что объяснять ей всё в человеке - бесполезно. Социониками классифицированы варианты работы восприятия у людей и некоторые соответствующие особенности мышления, и это всё. Впрочем, и этого достаточно, чтобы относится к ней с уважением как к вполне рабочей - в своих пределах - теории.
  Для тех, кто о соционике не слышал - далее.
  
Справка
  Много текста!
  Вкратце, соционика определяет шестнадцать типовых комбинаций психических функций, иначе просто социотипов, и их социальные отношения между собой.
  Определено в соционике 8 психических функций, каждая из которых по определенным правилам занимает одно из восьми положений.
  Психические функции:
  - Мышление структурное (белая логика);
  - Мышление деятельное (черная логика);
  - Чувство отношений (белая этика);
  - Чувство эмоций (черная этика);
  - Ощущение силовое (черная сенсорика);
  - Ощущение комфортное (белая сенсорика);
  - Интуиция времени (белая интуция);
  - Интуиция возможностей (черная интуиция).
  
  Положения:
  1- Базовое.
  2- Творческое.
  3- Ролевое.
  4- Болевое.
  5- Внушаемое.
  6- Относительное (от слова "отношения").
  7- Наблюдательное.
  8- Фоновое.
  
  [--конец справки--]
  
  Фактически, фильтры восприятия настроены следующим образом.
  Базовая функция определяет то, каким механизмом человек воспринимает мир.
  Творческая - предпочтительную функцию воздействия на мир.
  Ролевая - слабый дополнительный вариант базовой.
  Болевая определяет закрытую в восприятии область.
  Внушаемая - наиболее нефильтруемую и требуемую область восприятия.
  Относительная - менее нефильтруемую область и заодно - ту, которую предпочитают применять в отношениях.
  Наблюдательная - наименее задействованная.
  Фоновая - наименее осознанная.
  
  При восприятии работают внушаемая, относительная, базовая и наблюдательная.
  На передачу работают базовая, творческая, относительная и фоновая.
  Слабо или совсем не задействуются ролевая и болевая.
  
  Комбинации функций для всех типов разложены, например, здесь http://socioforum.su/viewforum.php?f=96
  
  Возьмем простой пример. Социотип - Робеспьер
  Базовое структурное мышление. Логика и взаимосвязи выстраиваются для любой внешней информации, вплоть до строительства модели мира, в которой человек и обитает, пока новые факты не начинают ломать систему.
  Творческая интуиция возможностей. Возможности, вероятности и альтернативы придумываются со слабой оглядкой на мир, но с сильной - на модель мира.
  Ролевое чувство отношений. Чувствует слабо, и вообще обращается к этой области, только если отказывает базовая.
  Болевое силовое ощущение. Не чувствует внешний вид и не умеет использовать силу в общении, например.
  Внушаемое чувство эмоций. Свои эмоции слабые, чужие необходимы.
  Относительное комфортное ощущение. В отношениях предпочитает соблюдать для отношаемого в максимальной степени, для себя почти не применяет, хоть и требуется.
  Наблюдательное активное мышление. Активность смотрит и анализирует, но сам не занимается.
  Фоновая интуиция времени. Последовательность и своевременность действий определяются неосознанно и относительно успешно.
  
  То есть.
  Информация для прохождения через фильтр восприятия ЛИИ должна быть эмоциональной, как минимум не лишать комфорта, быть логически непротиворечивой, даже дважды - как системно, так и делово. Или противоречивой, но так, чтобы в процессе обработки информации ЛИИ сам пришел к нужным выводам.
  ЛИИ же генерирует информацию логически увязанную, с вариантами и распределением по этапам и по времени, при этом стремится не лишить комфорта принимающую сторону.
  Совершенно не задействуются ни в том, ни в другом случае чувство отношений и ощущения. Невербальные сигналы и внешний вид, то есть, не будут восприняты и не будут им неосознанно использоваться.
  
  Естественно, определение социотипа в данном случае является глобальной проблемой. В особенности учитывая субъективность методик.
  Могу предложить, например, (1) опять Типирование по оценке аспекта
  Или (2) изучить-заучить все доступные описания психофункций и смотреть, что именно применяет на практике человек (базовую и творческую функции).
  Или ещё много-много способов.
  
  И ещё функции восприятия прокачиваются. Они могут не достигать типовых возможностей, они могут соответствовать типу или превосходить типовые комбинации.
  То есть недокачанность - когда даже сильные функции(базовая, творческая) не обеспечивают нормального для типа результата. Перекачанность - когда слабые функции вроде ролевой и болевой могут быть сравнимы по эффективности с сильными функциями. Например, чувство отношений у интуитивно-логического типа.
  Прокачиваются с возрастом, но прямой связи нет - девочка 17 лет может быть прокачанной сверх типа, а мужик 50 - быть недокачанным. Но в массе своей люди достигают нормального уровня прокачки к среднему возрасту.
  
  Рефлексы.
  О безусловных рефлексах уже немного сказано - привлечение внимания резким звуком или движением это как раз про них.
  Есть ещё несколько так же прошитых в человека рефлексов, самые сложные из них называют инстинктами.
  Об инстинктивном поведении, роли гормонов в них - Зверь в тебе.
  Вкратце же об их использовании на благо понимания можно сказать следующее.
  Есть люди, живущие на инстинктах, есть другие - но на всех остальных они имеют влияние.
  Основные инстинкты бывают разные. Половой, родительский, достигательский, поисковый(любопытство же!), творческий, властный...
  Они регулируются гормонально, т.е. изменить мы их почти не можем, разве что удовлетворить на некоторое время, а в остальное время они действуют.
  И нам остается только их использовать, изменяя информацию под их инстинкты.
  Например, так - Вне событий, запись 41.
  "Её проблема с обучением состояла в том, что её мозг строго ориентирован на секс и всё с ним связанное. А в университете преподают скучными ханжескими терминами, которые никак с её хобби не связаны. Стоило только перевести точку зрения на сексуальный аспект этого действа, как информация начала уходить в неё со свистом. Пришлось опустить многие детали и припомнить всех любовниц и любовников действующих лиц. Войны стали разыгрываться из-за сексуальной неудовлетворённости, но... это всё равно в сотни раз больше, чем у неё было знаний до этого."
  
  Социализация.
  О социализации написано здесь - Моя твоя понимай нет.
  Я процитирую конкретный отрывок:
  "...у людей типов социализации четыре или пять, если считать отдельным типом обратное доминирование.
  а) "Одиночность" ("тигр": ограниченная применимость - либо широкая кормовая территория, на которую никто другой не претендует (отшельник, охотник), либо периодический "паразитизм" на производящих сообществах своего вида (жулик, вор или грабитель - одиночка, промышляющий "редко, но метко"), девиз - "в пизду друзей, в пизду подруг, я сам себе пиздатый друг", "если хочешь, чтобы что-то было сделано хорошо - сделай это сам");
  б) "вертикальная социализация с прямым доминированием" ("стадо бандерлогов", присваивающая "экономика" в богатой природной среде либо паразитизм на других сообществах, то есть грабеж прямой или завуалированный, девиз "ты начальник - я дурак, я начальник - ты дурак");
  в) "вертикальная социализация с обратным доминированием" ("культ кормильца", ограниченное применение - в семье или супермалой группе (до 10 человек), девиз - "кого ебу - того кормлю");
  г) "горизонтальная социализация" (реципрокность, "ты -мне, я - тебе" и "око за око, зуб за зуб", применимость широкая, фактически, это основа любой производящей экономики);
  д) "улей" (или "муравейник", социализация по типу общественных насекомых с узкой специализацией членов и частичной утратой ими функциональности, девизы: "в слове мы сто тысяч я", "я не знаю эту вашу справедливость, а закон есть закон", "шаг вправо, шаг влево - расстрел"").
  
  К разным типам социализации имеется некоторая врожденная предрасположенность, но, в основном, конечный результат определяется ранним воспитанием и культурной традицией, воспринятой в дошкольном возрасте. Понимание различий между представителями разных групп дает широкую область для манипуляций. Например, "ловушка предоплаты", которую "тигр" ставит на "горизонтала", внешне напоминает "ловушку добровольной жертвы", которую он же ставит на "бандерлогов" (вертикально ориентированных особей), но суть их совершенно различна, как различны и ожидания жертв манипуляций. Пойманный в "ловушку предоплаты" "горизонтал", сделав "тигру" любезность, ждет от него ответной, и, подогреваемый обещаниями скорой "отдачи", готов вложиться еще не раз. Пойманный в ловушку "добровольной жертвы" бандерлог взаимности не ждет, но привязывается к тому, кому он пожертвовал, как к альфа-самцу. Но тигр - не бандерлог, ему не нужна власть, а нужно бандерложье мясо."
  
  Ключевое место - понимание различий.
  Для понимания при общении осознавать различия необходимо.
  И использовать методы одной и той же социализации - или, как выше, "ловушки".
  Пример методов:
  "Вот первое знакомство - разговор, и сразу идут маркерные слова и действия: выпрямленная спина - и чёткое, выверенное движение рукой. Армия. Сухой и краткий слог - запрос на старшинство. Если я отвечаю так же сухо и кратко - заявка на равную позицию. Например, ранг "землевладелец" или "управляющий". Если говорю подчёркнуто-уважительно, минус-ранг, слуга. Если не выдерживаю линию и говорю "по простому" - быдло. А быдло надо сразу ставить на место - следует "наезд" с восходящими апелляциями, заставить извиняться и пригрозить - потому что шпак, и вообще. А вот если я отвечаю более развёрнуто, но "чистым" слогом без слов-паразитов, чётко проговаривая слова, но без военной твёрдости и "рубки" - и клиент (не смотря на то что он - сторона получающая!) начинает уже передо мной заискивать и предлагать помощь. С тем заказчиком я выбрал вариант "служащий род", и со мной сыграли в игру "подчинённый, но не мой". То есть прессовали, но корректно и умеренно. А вот в другом случае, там, был майор-ЧОПовец. Настроение у меня было отвратное, и я, чисто рефлекторно набрал "код аристократа". И вот, этот резкий и сильный мужчина общался со мной очень вежливо и несколько раз подходил с предложением помочь." (с) Плотников, "Паутина света", том 2.
  
  Эмпатия.
  О ней очень хорошо написано здесь - http://samlib.ru/w/wezuwian_a/esse-2014.shtml#post_61
  Фактически, понимание информации и понимание состояния человека - это очень близкие вещи.
  А использовать чужое состояние, если ты его понял, для того, чтобы человек понял информацию лучше...
  Например, можно определить, что в этом состоянии человек не поймет ничего. Пожалуй, это самое простое применение эмпатии.
  
  Мышление.
  1.
  Повторю для начала часть из начала:
  1- Само собой разумеющееся таковым является не для всех. Возможно, только вы считаете это само собой разумеющимся.
  2- Одни и те же слова могут значить не одно и тоже у разных людей.
  3- Отношение к одному и тому же у разных людей отличаются.
  Знаете, это ближайшие аналоги текста под звездочкой и мелким шрифтом, а также - всяких "незначительных" деталей в договорах.
  Лурк , если кто не знает.
  И как с любым договором, эти детали хорошо бы узнавать заранее. Просто узнавать. Хотя за такое юристов и технарей называют занудами. Но это, вообще говоря, мелочь.
  
  2.
  Про мышление некоторое время говорилось в части про соционику.
  Логика и этика, фактически, относятся именно к мышлению. И это ещё хорошо, если у социотипов они стоят в базовой позиции - таких людей даже называют рациональными, потому что интуиция и сенсорика, функции вообще-то именно ощущений, в базовой позиции порождают иррациональные социотипы, живущие не разумом, но ощущением. Впрочем, мышлением они тоже пользуются - как творческой функцией, поэтому всё хорошо.
  В мышлении используются базовая и творческая функции, и не используется болевая.
  Поэтому для примера из раздела Фильтры Восприятия - социотипа ЛИИ - мышления задействует структурную логику и интуицию возможностей. Т.е. построение систем с разными вариантами - это характерная черта мышления ЛИИ при характерных же ограничениях: белой логики - на объективность, и интуиции - на цельность и полноту восприятия(но не структуры).
  
  3.
  Развитие мышления. Взято из системы типодинамики.
  Описано, например, здесь, в приложении к стратегиям - http://samlib.ru/w/wezuwian_a/esse-2015.shtml
  Вкратце.
  Человек со временем развивается, и можно выделить несколько уровней (названия уровней исключительно мои, для более художественного описания):
  1 уровень - "личинка человека", отсутствие мышления.
  2 уровень - "член общества", шаблонное, двоичное мышление (0 или 1, тьма или свет, всёпропало или всёхорошо).
  3 уровень - "свой собственный". "Это время, когда человек отказывается от наработанной на втором уровне стратегии, чтобы проанализировать её, чтобы проанализировать другие доступные стратегии, чтобы научиться диагностировать проблемы..."(с)
  4 уровень - "социотип". В социотипах описаны люди именно 4-го уровня.
  5 уровень - "человек творческий".
  И ещё 6 и 7 уровень. Отличаются они от 5-го так же, как 4-й и 5-й - от 3-го.
  
  Для понимания главная засада в том, что модельный метод может дать понять человеку людей уровнем от своего и ниже, и с трудом и огрехами - на один уровень выше. Но не дальше.
  Но, согласитесь, и это немало.
  
  4 и далее.
  Это, конечно, не всё.
  
  Мировоззрение.
  Опять отсюда - http://samlib.ru/h/horhoj_o/1_javl.shtml
  "Мировоззрение, или картина мира, представляет собой некую внутреннюю "теорию всего" для одного пользователя, окрашенную его личными предпочтениями и дополненную фантазиями.
  На ее формирование влияет и наследственность, и раннее воспитание, и последующее образование, и личный опыт, и окружение, и выбор фильтров восприятия, и способ мышления, но, в целом, мировоззрений все-таки поменьше будет, чем людей.
  Унифицируются они готовыми подходами к их формированию. Поточное образование и воспитание, СМИ, другие способы идеологической обработки вплоть до невербальных сигналов - все это сужает разнообразие. Хотя выбор самого человека в "моменты бифуркации" оказывает не меньшее влияние, нежели внешние факторы. Другое дело, что есть определенные периоды жизни, в которые закладываются определенные механизмы восприятия, мышления и поведения, и то, что в этот момент заложено, дальше "откорректировать" в противоположную сторону будет почти невозможно.
  Также дивны фильтры что научного, что религиозного мировоззрения."
  Для организации понимания мировоззрение тоже следует учитывать, потому что не входящие в мировоззрение образы, понятия и смыслы восприняты не будут - или будут, но через слом мировоззрения. В более мягком варианте это называется "разрыв шаблона", а здесь - значительно неприятней. "Зона комфорта", знаете ли.
  И "надлежащий образ мыслей" - сюда же.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"