Аннотация: Попытка №2, более практическая, подобрать ключи к пониманию других людей и другими людьми. Собрал все штампы, поговорки и тд, и сложил в систему. Сборка от 10.10.15
Всем, кто читает, доброго дня.
Я соберу сюда тонну всяких и всяческих штампов о людях, для разнообразия, наверное, начну с "женской логики", продолжу "встречают по одежке", добавлю "мои соседи на самом деле инопланетяне" и закончу... А вот этим и закончу.
Потому что он, в отличие от прочих - верный. Ведь люди - разные.
Не, не так.
ЛЮДИ РАЗНЫЕ.
Вот так лучше.
Понять человеку другого человека вообще сложно, куда там инопланетянам. Там сразу понятно - этот с щупальцами, тот с антеннами, это вообще говорящий слизень... А тут - такой же человек, разве что иногда с сиськами, а иногда без. И с прочими мелкими различиями.
Вот только говорят эти люди иногда сплошь инопланетные вещи, и фиг поймешь, что же они хотели сказать.
Короче.
Как понять, что именно кто-то говорит тебе? И что нужно сказать тебе кому-то, чтоб тебя поняли?
Да-да, словарик для перевода с человеческого на человеческий. Попробуем его собрать.
...На третий день комдив-три опять не выдерживает:
- Аркадий. Невкусный у тебя кофе, жалеешь ты братьям своим морским самого главного компонента бодрящего напитка!
- В смысле? - искренне удивляется Аркадий, который ни разу не был замечен в жадности вообще. - порошка, что ли, мало сыпят?
- Нет.
- Сахара?
- Нет.
- Аааа! Я понял, Антоныч!
Аркадий звонит на камбуз и приказывают интенданту добавлять отныне в кофе спирт.
То есть.
Человек сначала думает (даже если не думает, всё равно думает, неосознанно), потом запихивает мысль в слова, потом как-то эти слова говорит и показывает...
А другой их слушает и смотрит, ловит знакомые слова, вспоминает, что они значат, и пытается уловить смысл всей речи. Это четко и мучительно выглядит для слабо знакомых с языком - то, как они вспоминают перевод слов и складывают их в текст.
Если в итоге получившаяся мысль у второго похожа на ту, которую пытался донести первый - значит, они друг друга поняли.
Если же мысль должна была заставить что-то сделать, то это уже мотивация, приказ, или манипуляция... Не суть важно.
Грабли
Важно же то, что на пути мысли от одной головы до другой - целое поле из заботливо разложенных грабель. И нам придется по всем им заботливо попрыгать - надо же знать, куда они бьют и достают.
Кодеры, внимание - где-то рядом пробегала модель TCP.
Так вот.
Самые простые преграды - физические. Когда человек слепой или глухой... И нет, это не для всех очевидно. Какого тогда некоторые громко орут не глухим, а, например, заикающимся или иностранцам? Они думают, что их так лучше поймут?... Неважно.
Дальше идет имидж. Наконец-то штамп - "встречают по одежке". Разве что встречают не только по внешнему виду - поведение и прочая невербалка тоже в эту кассу.
Как говорят дипломаты и не только, по правилам соответствующего протокола.
Пример - (с)баша:
В автобусе гопник (Г) стоит около двери, сзади собирается выходить парень(П), диалог:
П: Молодой человек, вы на следующей выходите?
Г: Чо!?
П: На следующей будете выходить?
Г: Чо!?
П: Выходишь штоль!??
Г: Ааа... нет...
И только потом послание, достигнув головы адресата, начинает долгий путь к мозгу. По дороге расположены следующие кордоны:
- Неготовность человека слушать. Он устал, заколебался, хочет жрать, в туалет или ещё чего-нибудь. Да и в лучшем случае человек держит три минуты полную концентрацию на интересной теме, 15 минут может непрерывно следить за темой и максимум 3 часа - с перерывами - слушать до полного забития на тему. Проверено на студентах неоднократно.
- Восприятие. За этим стоило бы сходить к Юнгу и в соционику - интуиты не воспримут образ здесь-и-сейчас целиком, сенсорики - не увидят перспективу. Логики забьют на чувства и желания людей, этики - на логику... И так далее.
- Знания и опыт. Например - знает ли человек, о чем ему пытаются сказать, испытывал ли сам.
- Мировоззрение. Настоящая яма - "этого не может быть, потому это мне не нравится!". Или "...потому что этого не может быть!"
- Социализация. Вертикальный курятник "клюй ближнего, сри на нижнего, лизни верхнему" или горизонталь "все люди равны, нет тех, кто выше и ниже".
- Ограниченная эмпатия. Или психопатия - когда кто-то не считает других людей людьми. "Я" и "Это". Или "Я", "Мое" и "Это". Или "Я", "похожие на меня" и "Это". Короче, вам сюда.
- Инстинкты и рефлексы.
- Мышление. Очень много всякого. Например:
--- Само собой разумеющееся таковым является не для всех. Возможно, только вы считаете это само собой разумеющимся.
--- Одни и те же слова могут значить не одно и тоже у разных людей.
--- Отношение к одному и тому же у разных людей отличаются.
--- Уровень развития. У того же мышления: рефлексное, шаблонное, самостоятельное, творческое, открытое...
--- И не забывайте о багах и глюках. У всех бывает.
Где-то в России, город, универсам, тетка выбирает мясо. Подходит этакий чмошник с лопатообразной бородой и жиденьким хвостиком из седых волос, заправленным под шарфик, да и общий вид у него какой-то давно не стиранный.
- Как вы можете покупать мясо, великий пост же!
Тетка, не отвлекаясь:
- Я не вашей конфессии.
- Да что вы говорите! Русский - значит, православный!
- Я не русская.
- А кто же вы? Американка?
- Это вы у бурят еще поспрашивайте, и у якутов, и у татар...
- Почему бы тебе хотя изредка не убираться у себя в дома? Ведь так же нельзя жить!
- Почему?
Один сказал:
- Просто поверь - ты должна соблюдать порядок и чистоту. Все люди так делают - это норма.
Другой:
- Потому что в грязном доме у тебя разведутся тараканы с крысами!
Второй пример.
Шаблонное мышление - пример (с)баша:
xx: Неожиданно поставила эксперимент. Больше месяца без мобильного телефона. Дети его запрятали, и я долго ленилась как следует поискать. И как? Никак! Мне все в интернете пишут.
yyy: А в интернет ты как без телефона попадаешь???
Главное предупреждение - это, похоже, не все кордоны. Есть ещё наверняка много важных факторов, но эти, по крайней мере, проверены опытом.
Ладно. Хватит теории, штампов и проблем.
Время практики - как же всё это одолеть?
Свои, которые понимают
Вы знаете, кто вас всегда поймет.
Мама, папа, дедушка-бабушка, старший брат, лучшие друзья...
В меньшей степени - и другие.
Работа? О, с этим поймут коллеги.
Учеба? Одноклассники-однокурсники.
Увлечения? Такие же увлеченные...
Окажешься за границей - точно так же тебя поймёт земляк. Русский - русского, еврей - еврея, китаец - китайца ну и так далее.
Ну, почти всегда - пример с баша:
xxx:
У наших слесарей излюбленная подляна — подкинуть в кучу деталей от ремонтируемого станка лишний болт, подходящий по размерам.
yyy:
мой папа видимо был такими "друзьями" научен :)
потому что всё что он разбирал — тщательно логировалось в отдельную толстую тетрадку, раскладывалось в пакетики и индексировалось. Зато обратно потом он собирал всё в 5 раз быстрее, следуя собственному логу...
xxx:
Наверняка твоего папу с такими привычками немцы за своего принимали.
zzz:
Приходят немцы в гости к папе, а папа — тоже немец.
Короче, "Это поймут только свои", "Рыбак рыбака видит издалека" - и прочие народные мудрости, или, если по-научному, обобщения на большом статистическом материале.
Ещё немного наукояза. Семиосоциопсихологи и другие интересные люди вроде Переслегина в таком случае говорят об идентичности в группах...
Это ведь очень просто. Чем больше времени вы проводите вместе - тем больше вы похожи. Тем легче вам друг друга понять. Да даже опознать.
Отличительные черты во внешнем виде (да хоть линуксоиды - красноглазые с пингвинами на майках), свои правила поведения, общие словечки или целый свой язык, и напоследок - темы и мемы, которые "поймут только свои"... Короче, это всё и есть групповая идентичность.
Это самый простой способ понять кого-то или заставить его понять вас - стать своим. Попасть в сообщество, получить профессию, прицепиться к человеку и стать для него лучшим другом... Что и как в подробностях - ниже.
Даже если вы не будете понимать его полностью - все плюсы знакомства, дружбы или членства в разных сообществах прилагаются. Вас будут слушать, относиться с пониманием, принимать, допускать к личному и так далее.
Минусы у способа тоже есть.
Он долгий, затратный, вполне возможно - неудобный или даже очень неприятный. К тому же очень много личных особенностей так один черт не скомпенсировать - а вдруг вы с этим человеком конфликтеры?... Или он просто вас бесит.
Ну и самое неприятное - ты станешь своим только для того или тех. Остальные всё равно останутся чужими и непонятными.
Я тогда ради чего всё это пишу?!
Поэтому пойдем дальше.
(с)линухфорум
Если есть способы сложный и простой, выбирай сложный - потому что простой тоже сложный и к тому же глючный.
Что я понимаю под "стать своим". По пунктам.
1. выяснить все правила, писанные и неписанные, и им следовать как при первом контакте, так и дальше.
а. правильно выглядеть - розовая рубашка в среде "деятелей культуры" или адидас в дворовой среде.
б. правильно показывать себя - распальцовку не бросать, без причин не быковать... говорить вежливо, вести себя культурно... или вообще три правила вертикальной иерархии: "Любить слабейшего. Ненавидеть равного. Бояться сильнейшего.".
в. говорить только то, что от вас хотят и готовы слышать, и только так, как хотят и готовы. Это, кстати, вызывает рекурсию - чтобы понять, что им нужно, их нужно понять - но об этом позже.
коммент про сеть: в сетевые сообщества войти проще, и смотрят там разве на аватарку и ник... Но остальное есть - на жойреакторе окопались укры и трогать Укрию не моги, на самиздате любят фильтровать комменты и банить за неуказанную эротику, и так далее. Эти неписанные правила обычно приходится высматривать самому. Они же неписанные. Но иногда можно найти источник, который вам про них расскажет.
2. помнить о своих нюансах - тех самых фильтрах на выходе. Горизонтал в среде вертикалов, бетанец среди дельтийцев, православный среди вудуистов - ты в любом случае попал, это же тебе надо, так что держись и следуй пункту один. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
3. информацию собирать, чтобы быть в курсе тем и мемов. Это само собой.
4. Надлежащий образ мышления - опять рекурсия. Чтобы понять, как они мыслят, нужно понять, как они мыслят.
0. и общечеловеческие механизмы забывать не след.
Итого у нас целых две рекурсии, требующие для начала то, что получится в итоге - хоть какое-то понимание. И ряд излишеств, которые не дают его применять по-быстрому. Точнее, хотя бы не за месяцы и годы, как свойский метод.
С этим на удивление можно справиться. Есть же и другие способы. Частные. Позволяющие определить, что за преграды находятся на пути понимания именно в этом случае - и как их преодолевать.
И существует, насколько я знаю, три общих метода, позволяющих сложить полученное воедино и понять. Как-то.
Опыт, восприятие и представление.
Первый метод - опыта. Непосредственно пережитого опыта. "Падал - знаешь, что больно - поймешь того, кто упал."(с).
Самый простой, распространенный, быстрый - и недостаточный. Проверить опытом все возможные ситуации практически невозможно, тем более, что другие люди могут из той же ситуации вынести другой опыт. И получится, что "если человек никогда не испытывал депрессии и желания просто спрятаться от мира, то он и не может примерить на себя эти ощущения"(с)
Второй метод - восприятия. Его ещё можно назвать этическим. Фактически основан на способности восприятия и интерпретации прямых сигналов. Личной способности, которой у меня нет. Поэтому не могу о ней рассказать подробнее. Но при развитии и по опыту других людей - очень и очень мощная вещь, может давать сразу идеальное понимание, буквально с полувзгляда. Но личная особенность, да. Если она у вас есть, вам этот текст и нафиг не сдался.
А у остальных есть третий метод. Представления, или модельный. Осознанное моделирование ситуаций, людей и событий. Не прожитых на практике, или уже прожитых, но неудачно окончившихся, этот вариант называют рефлексией. В любом случае, он не ограничивает человека в понимании его жизненным опытом, а замечательно его расширяет.
Есть у метода ограничения:
а) представление требует значительно меньше времени и возможностей, что получение опыта на практике, но требует. То есть - подготовка, или это будет рефлексия постфактум.
б) рамки возможного моделирования для человека, применяющего этот метод, ограничиваются его же осознанным мышлением. Самый явный пример - "надлежащий образ мышления"(с), воспитываемый в жестко иерархичных, например, восточных культурах, и вообще в Системах. "Это невозможно, потому что этого не может быть" и тому подобное. Далее, менее яркий - уровень мышления. Опыт показывает, что моделировать можно достоверно только мышление своего уровня и ниже, и с погрешностью - одним уровнем выше.
Есть и другие проблемы, но менее заметные.
Рассматривать первый метод, как неполный, я дальше не буду.
Советы по второму я, как им не владеющий, давать не могу.
Поэтому остается только третий метод. Моделирования.
И моделировать нам придется человека - его поведение и реакции.
Впрочем, не только.
Протокол понимания
В общем же виде быстрый протокол понимания будет выглядеть так:
0) провести подготовку - определить приемлемый протокол, определить набор фильтров, построить модель фильтров и мышления
1) установить контакт
2) наладить связь по приемлемому протоколу
3) внести поправки в информацию с учетом модели фильтров и мышления
4) собрать более точные данные и уточнить модель
5) внести новые поправки в информацию
6) повторять 3-5 до достижения достаточной достоверности модели
7) достичь понимания
8) PROFIT
Определить протокол.
Протокол = язык общения + правила поведения. Их надо знать и уметь применять, порой - на уровне хорошо тренированного навыка.
Нет языка, не по правилам ведешь себя - не поймете друг друга.
Как узнать всё это и научится применять - вопрос другой, вопрос практики. И очень, очень многих частных случаев. Разных языков и этикетов.
Но в принципе любой язык, как отдельный язык, так и всякие жаргоны, можно выучить. И научиться соблюдать местный этикет - тоже.
Фильтры контакта.
Складываются из физической возможности для эмитента (говорящий, пишущий) и рецептора (слушающий, читающий), и внимания - т.е. поддержания осознанного контакта.
Физическая возможность - как отсутствие иных возможностей физически(слепота-глухота-итд), так и особенности всяких асек, скайпов итд.
Совсем уж очевидности про то, что через скайп можно ругаться, а через аську и чат трудно, собеседника не видно - говорить не буду.
Но зацитирую одну чужую мысль: "Мне все говорили, что через инет общаться невозможно, не чувствуется собеседник. А я привыкла выцарапывать крохи информации из пауз, из стиля фраз, из ошибок и опечаток, и только недоверчиво хмыкала - а потом оказалась в реале и чуть не утонула в потоке ощущений."(с)
Внимание же нужно привлечь, удержать, и не упустить.
Есть много способов привлечь внимание: непривычным видом, звуком или движением, как та девушка в красном платье; или, наоборот, привычным среди непривычного; или... Привлечь внимание, в общем, не так уж сложно.
Удержать внимание, зацепить, заинтересовать... Это сложнее. Но обычно в правилах поведения для группы есть темы, на которые можно приличино, или спокойно, или просто возможно поговорить. "Как вам погода? Низко пошла, к дождю, не правда ли?"(с)поручик Ржевский. А кроме этого, всегда уместны почесушки (иногда за ушком, иногда чувства собственной важности) и соучастие, выражающееся обычно во внимательном выслушивании.
И держать внимание произвольный человек может очень недолго. Считанные минуты, от трех до получаса - если слушает с полной самоотдачей. После этого человек устает, теряет концентрацию и дисконнектится. Самый простой способ борьбы с этим - сменить тему, или вообще занятие. "Лучший отдых - смена деятельности", оно самое.
Не увлекайтесь, проще говоря. Ну и помните - "почесушки и соучастие"(с).
Фильтры знания.
Заключаются в наличии или отсутствии каких-то знаний. Воспитание, среда, профессия, занятие, увлечения...
И применение их очевидно - требовать понимания, говоря неизвестные слова о неизвестных вещах, малоосмысленное занятие.
Ищите обходные пути. Аналогии опять же.
Фильтры восприятия.
Ради определения фильтров восприятия (и позже - некоторых нюансов мышления) придется задействовать соционику.
Вообще говоря, это очень и очень неплохая практическая дисциплина. Другое дело, что объяснять ей всё в человеке - бесполезно. Социониками классифицированы варианты работы восприятия у людей и некоторые соответствующие особенности мышления, и это всё. Впрочем, и этого достаточно, чтобы относится к ней с уважением как к вполне рабочей - в своих пределах - теории.
Для тех, кто о соционике не слышал - далее.
Справка
Много текста!
Вкратце, соционика определяет шестнадцать типовых комбинаций психических функций, иначе просто социотипов, и их социальные отношения между собой.
Определено в соционике 8 психических функций, каждая из которых по определенным правилам занимает одно из восьми положений.
Психические функции:
- Мышление структурное (белая логика);
- Мышление деятельное (черная логика);
- Чувство отношений (белая этика);
- Чувство эмоций (черная этика);
- Ощущение силовое (черная сенсорика);
- Ощущение комфортное (белая сенсорика);
- Интуиция времени (белая интуция);
- Интуиция возможностей (черная интуиция).
Положения:
1- Базовое.
2- Творческое.
3- Ролевое.
4- Болевое.
5- Внушаемое.
6- Относительное (от слова "отношения").
7- Наблюдательное.
8- Фоновое.
[--конец справки--]
Фактически, фильтры восприятия настроены следующим образом.
Базовая функция определяет то, каким механизмом человек воспринимает мир.
Творческая - предпочтительную функцию воздействия на мир.
Ролевая - слабый дополнительный вариант базовой.
Болевая определяет закрытую в восприятии область.
Внушаемая - наиболее нефильтруемую и требуемую область восприятия.
Относительная - менее нефильтруемую область и заодно - ту, которую предпочитают применять в отношениях.
Наблюдательная - наименее задействованная.
Фоновая - наименее осознанная.
При восприятии работают внушаемая, относительная, базовая и наблюдательная.
На передачу работают базовая, творческая, относительная и фоновая.
Слабо или совсем не задействуются ролевая и болевая.
Базовое структурное мышление. Логика и взаимосвязи выстраиваются для любой внешней информации, вплоть до строительства модели мира, в которой человек и обитает, пока новые факты не начинают ломать систему.
Творческая интуиция возможностей. Возможности, вероятности и альтернативы придумываются со слабой оглядкой на мир, но с сильной - на модель мира.
Ролевое чувство отношений. Чувствует слабо, и вообще обращается к этой области, только если отказывает базовая.
Болевое силовое ощущение. Не чувствует внешний вид и не умеет использовать силу в общении, например.
Внушаемое чувство эмоций. Свои эмоции слабые, чужие необходимы.
Относительное комфортное ощущение. В отношениях предпочитает соблюдать для отношаемого в максимальной степени, для себя почти не применяет, хоть и требуется.
Наблюдательное активное мышление. Активность смотрит и анализирует, но сам не занимается.
Фоновая интуиция времени. Последовательность и своевременность действий определяются неосознанно и относительно успешно.
То есть.
Информация для прохождения через фильтр восприятия ЛИИ должна быть эмоциональной, как минимум не лишать комфорта, быть логически непротиворечивой, даже дважды - как системно, так и делово. Или противоречивой, но так, чтобы в процессе обработки информации ЛИИ сам пришел к нужным выводам.
ЛИИ же генерирует информацию логически увязанную, с вариантами и распределением по этапам и по времени, при этом стремится не лишить комфорта принимающую сторону.
Совершенно не задействуются ни в том, ни в другом случае чувство отношений и ощущения. Невербальные сигналы и внешний вид, то есть, не будут восприняты и не будут им неосознанно использоваться.
Естественно, определение социотипа в данном случае является глобальной проблемой. В особенности учитывая субъективность методик.
Или (2) изучить-заучить все доступные описания психофункций и смотреть, что именно применяет на практике человек (базовую и творческую функции).
Или ещё много-много способов.
И ещё функции восприятия прокачиваются. Они могут не достигать типовых возможностей, они могут соответствовать типу или превосходить типовые комбинации.
То есть недокачанность - когда даже сильные функции(базовая, творческая) не обеспечивают нормального для типа результата. Перекачанность - когда слабые функции вроде ролевой и болевой могут быть сравнимы по эффективности с сильными функциями. Например, чувство отношений у интуитивно-логического типа.
Прокачиваются с возрастом, но прямой связи нет - девочка 17 лет может быть прокачанной сверх типа, а мужик 50 - быть недокачанным. Но в массе своей люди достигают нормального уровня прокачки к среднему возрасту.
Рефлексы.
О безусловных рефлексах уже немного сказано - привлечение внимания резким звуком или движением это как раз про них.
Есть ещё несколько так же прошитых в человека рефлексов, самые сложные из них называют инстинктами.
Об инстинктивном поведении, роли гормонов в них - Зверь в тебе.
Вкратце же об их использовании на благо понимания можно сказать следующее.
Есть люди, живущие на инстинктах, есть другие - но на всех остальных они имеют влияние.
"Её проблема с обучением состояла в том, что её мозг строго ориентирован на секс и всё с ним связанное. А в университете преподают скучными ханжескими терминами, которые никак с её хобби не связаны. Стоило только перевести точку зрения на сексуальный аспект этого действа, как информация начала уходить в неё со свистом. Пришлось опустить многие детали и припомнить всех любовниц и любовников действующих лиц. Войны стали разыгрываться из-за сексуальной неудовлетворённости, но... это всё равно в сотни раз больше, чем у неё было знаний до этого."