Захаров Леонид Федорович : другие произведения.

Теория свободы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Леонид Захаров
  
  Три составляющих свободы.
  
  (к теории свободы)
  
  I
  
  Ни одно из понятий не имеет такого разнообразного наполнения, не занимает столь большое место в действиях, мыслях человека, его жизни как - свобода. Свобода понимается и как цель и как необходимое условие жизнедеятельности, мыслится как абстрактное понятие с неуловимо изменяющимся содержанием и как конкретное положение человека, личности в окружающем социальном и естественном мире. В русском сознании понятие свобода живет рядом со своим антиподом-неволей. Неволя как осознание неразрушимости связей человека в его реальной жизни с окружающим сообществом, как осознание невозможности вырваться из пут этих связей, сдерживающих, сковывающих его волю, ограничивающих поле его деятельности, устанавливающие преграду между его внутренней сущностью, волей, энергией и чем-то неведомым, непознанным, что лежит за пределами норм закона, морали, знания. Свобода понимается как цель деятельности личности, стремящейся преодолеть ограничения социального окружения в формах норм и правил культуры. Свобода-цель проявляется как форма самопознания личности, выделяющей себя из социальной и естественно-природной среды. Свобода понимается и как необходимое условие реализации сознания, ищущего пути, способы самосохранения, возможного только в социальном окружении, отвечающим на его поиски, его волю и энергию. Насколько жизнь человека в социальном и естественно-природном окружении предоставляет ему возможность реализации личной свободы, в каких возможных формах видится, мыслится ее осуществление. Есть ли какие либо ограничения на реализацию индивидуальной свободы, и является она характеристикой социума или свойством сознания. Ответы может дать только реальная историческая жизнь человека, только которая и может указать на возможные варианты реализации личной свободы и ее предельные формы. Возвращаясь к понятию неволи, как ограничительным связям человека в социальном сообществе, личную свободу следует понимать как согласованность индивидуальных сознаний и, следовательно, действий в определенном объеме, очерченном нормами, правилами культуры. Признание, согласие с этими нормами и дает ощущение личной свободы. Именно в этом смысле следует понимать известное изречение: свобода есть осознанная необходимость. Но одновременно любые нормы и правила воспринимаются как неволя, когда возникает состояние неприятия, непонимания, отрицание этих норм, которые ограничивают возможности установления новых связей, нового уровня согласованности, корреляции. Отсюда - две противоречивые функции культуры; одна ограничительная, охранительная, которая в форме правил, традиции, норм определяет достигнутый уровень согласованности сознаний, определяет, ограничивает социальный объем, в котором достигается согласованность и тем самым обеспечивается свобода в пределах данной культуры, другая объединительная, которая в готовых формах культур позволяет находить и использовать общие понятия, категории, согласовывать сознания разных культурных полей. Осознание индивидуальным сознанием границ воспринимается как ограничение свободы и, следовательно, выход за их пределы, их разрушение, является преодолением неволи. Создание вслед за этим новых ограничительных границ создает новое поле свободы, новый объем согласованности, создает ограниченную общность людей, в пределах которой и возможна реализация индивидуальной свободы. Разнообразие общностей даже в пределах одной культуры, есть естественный процесс, указывающий, что согласование индивидуальных сознаний идет постоянно и, следовательно, возникновение ограниченных общностей является свойством индивидуального сознания, способом реализации личностной свободы, свойством, обусловленным дискретностью человеческого общества. Итак, свобода осознается как определенный уровень согласованности, коррелируемости индивидуальных сознаний в определенных ограничительных пределах, следовательно, абсолютная свобода может мыслиться как полное согласование индивидуальных сознаний и, следовательно, действий, поступков во всем объеме человеческого сообщества. Что же означает состояние полной согласованности, состояние абсолютной свободы, когда мысли, действия каждого согласованы с каждым? Очевидно, в этом случае социальное сообщество функционирует как единый организм, в котором каждый член общества, живет и действует только для обеспечения жизнедеятельности этого организма в целом. Так функционирует любой биологический организм, где деятельность каждого отдельного органа находится в полной согласованности с функционированием всех других. Это - состояние, где свободы не существует, где действует принцип необходимости и предопределенности. Это - мир естественной природы. Состояние полной согласованности в социуме возможно и стабильно только через уничтожение индивидуального сознания, ибо сознание возникает и начинается там и тогда, когда оно выделяет себя из окружающего природного, естественного мира. В этом смысле предельная реализация приведенного выше марксистского определения свободы неизбежно ведет к уничтожению сознания, к уничтожению индивидуальности как его носителю. И так согласованность является одной из составляющих свободы, одной из ее компонент, координат и одновременно свойством сознания, стремящегося выделить себя из окружающего естественного мира и социального окружения, но в тоже время могущего существовать только при наличии границы раздела. Полное разрушение этой границы, означающее слияние, растворение сознания в окружающем мире означает его гибель, его ненужность. Как бы не декларировал человек свое единство с природой, какие бы способы кажущегося слияния с ней не находил, он живет и может жить только в пределах созданного им искусственного мира, очерченного ясно обозначенными границами, разделяющие его индивидуальный мир и мир окружающий. Граница это - его сознание, выделившее себя из природного мира и начавшее процесс расширения своего мира волей, действием. Существование этой границы, материализующейся в формах культуры, науки, религии, традициях и нормах, является свойством сознания, которое само может быть определено как - то, что создает искусственный мир, в котором только и может существовать. Познание естественного мира есть не что иное, как непрерывный процесс осознания границы раздела миров, ее разрушение, защита сознания от разрушающей силы естественного мира, создание новой охранительной границы раздела, как способа самозащиты сознания от разрушения. Свобода в этом бесконечном процессе выступает как свойство, качество сознания, характеризующее способность сознания к преодолению границы раздела, но реализуемая только в пределах искусственного человеческого мира. И в тоже время не свобода есть констатация существования этой границы. Выделенность из природного мира воспринимается сознанием как принадлежность какому-то другому миру, с которым оно должно быть единым. Отсюда берут начала легенды и мифы о потусторонних мирах. Но одновременно, отделив себя от окружающего мира, сознание может существовать только в этом состоянии и не может слиться, стать единым ни с каким другим сознанием, ни с каким другим миром им созданным. Существование границы, разделяющей мир человека и естественный мир, воспринимается как ограничение, как не свобода, неволя и выход за пределы этой границы воспринимается человеком как реализация свободной воли. Абсолютная свобода мыслима в этом случае как последовательный уход из искусственного мира, возвращение в естественный мир, как неприятие всех ограничений, как растворение в естественном мире, понимаемое как его окончательное познание. Одновременно это есть уход из ограничительных пределов культуры, уход к творцу мира, к богу, культивируемое в религиях как мистическое единство с богом, с природой. Это есть путь к абсолютной свободе, понимаемой как слияние, растворение сознания в естественном мире, превращение его в неотъемлемую часть естественного мира, что в своем предельном развитии ведет к слиянию сознания с естественным миром, к его исчезновению. Это- путь к абсолютной свободе отшельника, ушедшего из человеческого общества, ищущего полного разрыва с ним, жаждущего слияния с природой, грезящего о полном растворении в боге, слиянии своего сознания с сознанием творца. Обозначим эту составляющую свободы как религиозность. В этом смысле религия есть только признание границы, разделяющей искусственный мир человека и мир природы, признание существования непознаваемого естественного мира за пределами границ знания, его иррациональность за этой границей. И в этом смысле растворение в естественном мире отрицает сознание. Научное познание мира, естественно - научная картина мироздания, очерчивая пределы искусственного мира человека в естественном окружении, одновременно формирует поле деятельности сознания, поле реализации свободы. Всякое новое научное достижение отодвигает границу раздела. Насколько бесконечен этот процесс творческого порыва сознания, познать законы естественного мира в их конечной, окончательной форме. Насколько реализуема в предельном смысле это стремление к абсолютной свободе от сковывающих сил природы, есть ли предел в познании мира и в какой форме он возможен? Окончательное, предельное познание мира означает полную включенность сознания в жизнь природы, его неотделимость, неотличимость от естественных процессов, слияния с объектом природы. Тогда субъект объектный механизм исследования естественного мира становится ненужным, субъект растворяется в объекте. Значит этот путь реализации свободы в своем предельном смысле, как творческое преодоление границы раздела миров, ведет к уничтожению сознания или его переход в иное качество, что и подразумевается в религиях. Но уничтожение сознания средствами самого сознания - вещь абсурдная, естественно, что сознание предпринимает меры к самосохранению, что существует механизм самозащиты. Творчество есть одна из форм реализации свободы, творчество, направленное к познанию законов естественного мира, творчество, освобождающее сознание от условностей, пут существующего, согласованного описания мира, научных теорий, концепций, взглядов. Их преодоление, разрушающее существующие границы познания, и в тоже время создание новой границы раздела миров, как способа защиты сознания от разрушения, как признание, что само сознание и свобода могут существовать только в пределах искусственного мира человека. Творчество здесь понимается как выход сознания к границы раздела миров, как действие свободной воли к ее преодолению, к созданию иной системы описания искусственного мира в его взаимодействии с естественным. Всякое действие в пределах искусственного мира, использующее знания, навыки, алгоритмы, всякая деятельность в пределах согласованного описания мира не может быть отнесена к творчеству в выше приведенном смысле. Итак, свобода реализуется в пространстве трех измерений, которые условно обозначим как: согласованность, религиозность, творчество. Свобода, реализуемая в реальном мире, представляется как вектор, занимающий некоторое положение в этом пространстве, положение, обеспечивающее самосохранение сознания через определенный механизм. Свобода выступает как одно из свойств сознания, проявление, действие которой создает искусственный мир человека, но реализуется в пределах, гарантирующих самосохранение сознания. Тема свободы, не свободы, тщетности, бренности человеческого бытия в мире, созданном человеком и богом, является доминирующей в мировых религиях. Но, если в восточных религиях проблема свободы решается как уход из человеческого, социального мира в мир природы, слияния с ним как акт преодоления границы раздела миров, как достижение состояния растворения индивидуальности в естественном, божественном мире, то в христианстве доминирует социальный аспект свободы. Заповеди Христа есть не что иное, как механизм согласования мысли, действия человека в социальном окружении. Евангельский путь Христа это- доказательство возможности, необходимости, обязанности каждому искать путь согласованного существования в социальном окружении. Но конечный результат полного согласования мыслится, видится только, как царство небесное, то есть как выход за пределы человеческого мира, как соединение, растворение с миром Бога, с миром природы. Указывая путь к согласованному социальному сообществу, христианство одновременно недвусмысленно говорит о его уничтожении, как естественном результате полного согласования, требующего отказа от индивидуальности и, следовательно, предполагает исчезновение, гибель сознания. Важно, что в обеих религиях по существу признается исчезновение сознания в предельном развитии идеи бога, но если в восточных религиях это уничтожение сознания понимается как соединение с божественным миром, то путь к Христу это- путь к богу через абсолютную согласованность социального сообщества. Менее ясна, менее разработана христианская идея троичности бога, ставшая предметом длительной и многолетней полемики. Идея рассматривать троичность Бога как вектор в пространстве трех измерений, где координатами векторного пространства являются; Бог-отец, Бог-сын, Бог-святой дух, не нова. *( Раушенбах Б.В. Логика троичности. Вопросы философии N3 1993г) Если, как уже говорилось выше, явление Бога-сына как путь к богу через веру в Иисуса Христа во многом социальная идея, призванная гармонизировать человеческое общество через веру в единого бога, через исполнение заповедей Христа, являющихся правилами, нормами согласованного поведения, то идея Бога-Святого Духа не столь явлена и определена в Евангелия. Во многих местах Евангелия Бог-Святой Дух выступает не просто как посредник между Богом-Отцом и И. Х, но важнейшим действующим, самостоятельным лицом, придающий апостолам и И.Х. новые качества, свойства, новые возможности, то - есть выступает как носитель творческого начала, составляющей, столь же присущей человеческому сознанию, сколь и божественной сущности. Еще более трудна для понимания ипостась Бога-Отца. Я пришел исполнить волю пославшего меня - говорит Иисус Христос словами Евангелия. Что означает эта воля, в чем она заключена, какова ее цель, и как соотносятся друг с другом эти три ипостаси, что они выражают? Бог Ветхого Завета это скорее жестокий бог, чем милосердный. Бог, требующий строжайшего исполнения установленных статей Завета и жестоко карающий за отступничество, за их нарушение. Завет- договор между Богом и народом Израиля устанавливает правила взаимодействия, взаимной ответственности, когда Бог несет обязательства перед народом, а народ в свою очередь обязуется не только жить по согласованным правилам, но и соблюдать определенную, установленную традицию. Речь идет об установлении границы между миром Бога и миром человека, естественным миром и искусственным миром человека, переход, нарушение которой карается смертью. Но, если этот переход несет за собой такую кару, то можно предположить, что он принципиально возможен, но последствия его имеют определяющее значение для человека. Последствием станет разрушение, исчезновение сознания человека, что представляет исключительное явление, которое и охраняет, защищает Бог. Нужно иметь в виду, что человеческий мир Ветхого Завета это - не мир современный, область искусственного мира ограничена, человеческий мир находится под давление естественного мира, граница раздела миров более доступна, угроза исчезновения сознания более реальна в процессе убыстряющего развития цивилизации. Традиция и требования из него вытекающие, очевидно, являются охранительными для человеческого сознания при новом, задаваемом Богом темпе развития человечества и тогда жестокий Бог, по сути, является хранителем человечества, человеческого сознания, ибо теперь человек как биологический вид может существовать только в рамках само развивающегося, искусственного мира, в состоянии свободы. Вектор этой свободы задан в пространстве трех измерений, координатами которого являются; согласованность, религиозность, творчество. Эти координаты, повторяют координаты божественного пространства в составляющих: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. Эти три ипостаси определяют положение вектора Божественной свободы как в естественном мире предопределенности и необходимости, так и в искусственном, человеческом мире, (рис.1). Рождение человека как биологического вида, как части естественного мира, но в тоже время человека само осознающего это- вспышка сознания в мире предопределенности в некоторой точке на божественном векторе свободы. Это мгновенье - есть мгновение единства человеческого сознания с божественным сознанием. В этом смысле человек создан по подобию бога, но в тоже время это - единственное положение вектора человеческой свободы, при котором естественный мир природы "открыт" человеческому сознанию. И в этом принципиальная разница между познанием мира путем слияния с ним, растворения в нем ценой гибели, исчезновения сознания и познанием в состоянии вектора свободы, совпадающим с Божественным, когда мир познавался бы сознанием без саморазрушения, в непосредственной связи с божественным сознанием. Но возможно ли это? Положение индивидуального вектора свободы относительно Б.В. в процессе развития, жизни личности изменяется, так как индивидуальное сознание, которое только и есть реальность, вынуждено согласовываться с сознанием других индивидуальностей, принимая выработанные ими нормы, правила, осваивая существующую систему описания мира через процесс освоения знания. Постоянство положения Б.В. в мире предопределенности определяется балансом его составляющих в триаде Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух, тождественные принятыми нами составляющим для вектора человеческой свободы; религиозность, согласованность, творчество. Темп развития человеческой цивилизации, расширения искусственного мира человека определяется уровнем творческого потенциала, но его увеличение как одной из составляющих вектора свободы приводит к уменьшению других составляющих; согласованности и религиозности. Но этот процесс не может идти в убыстряющимся темпе, подобно цепной реакции, так как таит в себе угрозу гибели сознания и, следовательно, должен существовать механизм возврата вектора свободы к Б.В.. Cуществование сознания и, следовательно, область возможного отклонения вектора индивидуальной свободы человека от Б.В. возможно в некоторой ограниченной области вокруг божественного вектора. Вектор свободы человека совершает движение в пространстве вокруг Б.В, и тогда цивилизационный темп личности является как проекция вектора человеческой свободы на божественный вектор. Через этот механизм увеличивается творческая составляющая свободы, осуществляется саморазвитие сознания без его разрушения, но он, очевидно, возможен только в состоянии дискретности человеческого общества, когда воздействием согласованности вектор свободы возвращается в область возможного существования сознания, хотя и ценой ограничения творческого потенциала. Такова же и роль религиозности, она позволяет осознавать, ощущать границу раздела миров, фиксировать выход из объема искусственного, человеческого мира, возвращая вектор свободы в область возможного существования сознания при новых уровнях согласованности и творчества. Так материализуется сознание через реализацию индивидуальной свободы. Творчество очерчивает область искусственного мира в форме знаний законов природы, выступающие скорее не как знания об устройстве естественного мира, а как законы, по которым построен мир людей. Религиозность подчеркивает, фиксирует иррациональность, непознаваемость мира за пределами искусственного мира, но та и другая составляющие позволяют двигаться из объема человеческого мира к границе раздела миров, ибо, очевидно, человеческое сознание может замкнуться внутри человеческой цивилизации. Но что-то должно выводить сознание к границе раздела миров, к ее осознанию, преодолению, построению новой при новом уровне знания, к расширению искусственного мира. Это - свобода. И в этом смысле сознание можно определить как-то, что способно: а) выделить, отличить себя из окружающего мира, что очевидно доступно и животным; б) создать искусственный мир, в котором только и может существовать, что недоступно животным; в) поддерживать границу раздела миров через ее описание; г) осознавать эту границу через веру и творчество, расширять область искусственного мира, одновременно ограждая сознание от вторжения естественного мира через согласованность его описания. Сознание в этом смысле первично, так как только оно создает мир, в котором и может существовать. В свою очередь бытие своим материальным и социальным содержанием через согласованность воздействует на механизм обеспечения положения вектора свободы в 'зоне' безопасности сознания, где оно защищено от разрушающего воздействия естественного мира. В человеке все подчинено выводу сознания к границе раздела миров. Материализм, атеизм и другие рационалистические построения это - всего лишь открывающаяся перед человеком возможность реализовываться внутри искусственного мира. Во времена ветхозаветные человеческий мир был значительно уже, и сознание каждого было в непосредственной близости с естественным миром, в контакте с Богом. Это было время зарождения религий, время непосредственного ощущения иррациональности естественного мира с тоской о выделенности из него, потерянной навсегда возможности быть его непосредственной частью. От того такой тайной и таким вдохновением веет от религий. Возможно, человечество уже никогда не создаст новой религии, так как уже никогда не будет такой близости к границе миров в большом социальном объеме человечества. Религия и творчество фиксируют границу раздела миров каждая по-своему; первая со стороны естественного мира, подчеркивая его иррациональность, принадлежность иному, не человеческому сознанию, сознанию Бога, вторая из искусственного мира людей. Их не сводимость является некой "шириной'' границы и чем она больше, тем сложнее ее преодоление. Сближение религиозной и творческой составляющих сознания, очевидно, является одним из необходимых условий значительных прорывов в любых областях человеческого знания. Возникновение сознания, как акт выделения из естественного мира, как акт творчества, когда сознание создает свою среду, свой мир, как акт реализации свободной воли, возможен только в той точке естественного мира, где не действует принцип причинности, принцип предопределенности, где возможна реализация свободы в естественном мире. Это возможно только на БВ, возможно в Божественном сознании, когда естественный мир открыт человеческому сознанию. Но рождение сознания предполагает создание иного мира, отличного от естественного, его описание, закрепление в согласованных с другими сознаниями формах. И, следовательно, сознание не может находиться на БВ, совпадать с ним, вектор свободы человека должен отклоняться от БВ, так как, находясь на нем сознание человека, может только воспринимать естественный мир в его законах. Но чтобы создать иной мир, свой мир нужна реализация свободы через преодоление причинности, через реализацию свободной воли, что невозможно на БВ. Другими словами естественный мир это- мир другого не человеческого сознания, Божественное сознание свободно в нем, но человеческое сознание остается в границах предопределенности. Человек свободен только в своем мире, который в свою очередь строит по законам причинности. Только творец свободен в своем творении. Состояние человеческого сознания на БВ можно определить как состояние абсолютной гармонии, когда естественный мир открыт сознанию человека. Возможно, поэтому так гениальны дети, возможно от того их мировосприятие иногда так разительно отлично от общепринятого. История знает примеры гармоничных личностей. Их жизнь в социальной среде можно определить как комплекс Моцарта и Сальери, когда вместе с пониманием не человеческой гениальности одного имеет место осознание чуждости творений этой гениальности человеческому миру. Вечная трагедия гения, трагедия отторжения его личности, его творения социальным окружением. Очевидно, эта тема волновала и А.С. Пушкина, когда он писал своего Моцарта и Сальери. Возникнув, сознание проходит путь освоения уже достигнутого социальным сообществом описания мира, путь согласования сознания с другими сознаниями. Вектор свободы отклоняется от Б.В. с увеличивающимся углом наклона к координате согласованности, де гармонизируя сознание, уменьшая составляющие вектора свободы, обеспечивающие развитие цивилизации, понимаемое как процесс непрерывного расширения искусственного мира, составляющие творчество и религиозность. Очевидно, что темп освоения мира зависит угла наклона вектора свободы к Б.В.. Увеличение угла приводит к уменьшению творческой составляющей. Освоение мира останавливается на каком-то уровне согласованности, на каком-то расстоянии от границы раздела миров, так как выход к границе предполагает определенный уровень творчества и религиозности, достигнутый в предыдущем прорыве к ней. И только разрыв социальных связей, бунт сознания, направленный на преодоление установленных, согласованных форм описания мира, разворачивает вектор свободы с большим наклоном в сторону координаты творчества. Вектор свободы, таким образом, описывает в пространстве свободы сложную кривую во времени вокруг Б.В., оставаясь в пределах зоны безопасности. Любая цивилизация это, прежде всего согласованное описание мира для той или иной социальной общности, согласованное для каждого сознания на различном уровне, в различном объеме в формах знания. Полное согласование всех сознаний, как уже говорилось выше, невозможно, так как имело бы следствием уничтожение сознания. Сложение векторов свободы в предположении возникновения сознаний в различных точках Б.В. так же невозможно, так как оно должно предполагать их полную зависимость, их сочлененность, соединенность, что также имело бы своим последствием гибель сознания. Отсюда нужно заключить, что сознания возникают всегда в одной и той же точке на Б.В, и тогда согласованность, являясь свойством сознания, проявляется, реализуется как социальная категория в форме распределения векторов, как плотность векторов в той или иной области пространства свободы. В этом смысле идеально гармоничное общество представляется как социальное сообщество с равномерной плотностью векторов свободы.
  
  II
  
  Распределение векторов свободы становится основной социологической характеристикой общества, определяющей его способность к развитию в формах демократии или тирании к саморазвитию или к цивилизационному застою. Как распределение векторов изменяет социальную картину общества, придает ему ту или иную окраску можно проследить по положению векторов свободы в предположении, когда одна из их составляющих в пределе стремится к нулю. Как нетрудно видеть, возможны три результата: а) когда составляющая творчество стремится к нулю и, в этом случае, вектор свободы оказывается в плоскости с координатами религиозность и согласованность; б) составляющая религия стремится к нулю, тогда вектора свободы располагаются в плоскости согласованность и творчество; в) вектора свободы лежат в плоскости религиозность, творчество, когда составляющая согласованность равна нулю. Социальную организацию общества в первом случае, когда вектора свободы лежат в плоскости с координатами согласованность (С) и религиозность (Р) можно определить как идеально автократическое общество. Распределение плотности векторов свободы в этом случае может иметь, различное положение относительно проекции Б.В. на плоскость в координатах С. и Р. Если распределение векторов смещено к координате согласованность (рис.2), то это говорит о том, что дискретность отдельных сознаний преодолевается через согласованные формы описания мира в больших социальных объемах. Область от проекции Б.В. к координате С, следует определить как идеальную тиранию, ибо в этом случае сознания согласованны в пределах какой-то идеи, теории и т.д. Во втором случае вектора свободы лежат в плоскости с координатами С. и Т. (творчество). Общество с подобным распределением векторов свободы можно определить как идеально демократическое, а обозначенную плоскость как область идеальной демократии. Но и в этом случае социальное сообщество с распределением векторов свободы смещенным к координате С. будет тираническим, так как сознания оказываются в плену согласованного действия, направленного на реализацию общепринятого описания мира, в пределах ограниченного числа идей, что всегда являлось характерным признаком тиранических обществ. Смещение распределения к координате творчества делает общество подвижным, предрасположенным к возникновению новых идей. В то время как смещение распределения к координате Р. в варианте а) делает общество теократическим. В третьем варианте, когда к нулю стремится составляющая С. и сознания не согласованны, социальное сообщество следует рассматривать как идеальную анархию, когда любая идея, научная или религиозная не становится общепринятой и не реализуется ни в каком виде, общество становится "абсолютно" дискретным. Это еще раз говорит о том, что вектор свободы не может при своем движении выйти за пределы ограниченной области вокруг Б.В., социальное сообщество в достаточно большом объеме не может быть, сколько ни будь однородным. В нем постоянно идет процесс рождение идей, их согласование, отказ от них через разрыв социальных связей, через преодоление общепринятых доктрин, взглядов и т.д. В обществе всегда есть элементы тирании, демократии и анархии, социальная структура человечества неизменна во все времена и она повторяет структуру сознания. В ранних обществах не больше рабства, чем в обществе 20-го века, а демократия является неотъемлемой составной частью социальной структуры обществ во все времена, изменяются лишь формы реализации этой структуры, меняется культурная оболочка сознания. Распределение векторов свободы относительно осей координат пространства свободы определяет характер общества. Способно ли оно к творческому или религиозному изменению, и тогда составляющая С. в распределении подавлена, общество подвижно и способно к изменениям, или распределение смещено к координате С, и тогда общество трудно изменяемо, так как высокий уровень согласованности в подобных сообществах ограничивает для сознания возможность преодолеть согласованное описание мира. Возникает вопрос, почему социальные структуры с распределением, смещенным к координате С. устойчивы в значительных исторических отрезках времени, несмотря на то, что вектор свободы совершает движение вокруг Б.В.. Насколько эта устойчивость определяется свойствами сознания или свойствами социальной среды. Возникновение любой новой идеи возможно при низком уровне согласованности сознания с другими сознаниями, социальной средой, в состоянии вектора свободы с увеличенной составляющей творчества и религиозности. Но для того, чтобы новая идея была реализована, воплощена в реальных формах материального мира, она должна пройти путь согласования в различных социальных объемах, приобретая формы знания, различного уровня сложности для различного объема согласованности. И, следовательно, распределение векторов свободы в пространстве свободы отражает путь реализации идеи от возникновения до реализации в материальных формах. Таким образом, материализация идеи структурирует общество, понимая под социальной структурой общества распределение векторов свободы. Рождаясь, сознание проходит путь согласования через усвоение знания в его различных формах. И чем проще эти формы, тем в больших социальных объемах они согласованы и тем больше составляющая согласованности у векторов свободы, тем больше плотность векторов свободы у координаты С. Чтобы вектор занял положение в иной точке пространства, с большим значением составляющих творчества и религиозности, необходимо освоение знания в его идейной первооснове. Вектор свободы, таким образом, по мере освоения предыдущего знания перемещается к координате творчества, где уровень согласованности уменьшается. И, если принять, что рождение идей, как результат пересмотра принятого описания мира, происходит, не столь часто, то плотность векторов свободы в пространстве у координаты Т. убывает. Таким образом, идеи работают, обеспечивая развитие общества, если оно структурировано в соответствии со структурой знания, порожденного этой идеей. Модернизация, если понимать под последней перенесение знания из одной культурной среды в другую, с утилитарной целью получения практического результата, как следствия реализации частичного знания, выделенного из общей структуры знания, без освоения всего его объема от исходной идеи, приводит к деформации структуры общества. Распределение векторов смещается к координате С. кривая 2 (рис.3), общество теряет способность к творчеству, к реализации возникающих идей, так как путь от идеи к знанию не находит необходимую социальную среду в необходимом объеме. Первоначальные практические успехи модернизации со временем сменяются с неизбежностью остановом в развитии. Неправильно структурированное общество лишено основ саморазвития. Славянофилы в своем историческом споре с западниками о путях развития России интуитивно почувствовали опасность в перенесении практического знания из одной культурной среды в другую, что приводит к деформации форм национальной культуры, к деформации структуры общества. Результаты Петровских реформ, равно как и реформ советского периода, убедительно доказывают, что модернизация без соответствующего изменения структуры общества не превращает его в общество само развивающееся. Общество конца эпохи социализма жило ожиданием перемен, но оказалось совершенно не готовым и не способным провести реформы, так как воспринятые западные идеи и принципы демократии при перенесении на российскую почву уже не имели необходимую глубину из-за отсутствия соответствующей социальной среды, соответствующей социальной структуры. Общества, модернизируемые по подобному варианту, с неизбежностью в социальном плане эволюционизируют к тирании. Социальное сообщество служит средой для продвижения идеи к практическому знанию, к ее материализации, в результате этого процесса реализации идеи и преодолевается дискретность сообщества. Но для этого как сама идея должна иметь достаточную социальную длину, так и объем идей в социальной общности должен быть достаточным, чтобы распределение векторов обеспечивало саморазвитие общества, которое в идеале обеспечивается равномерным распределением векторов свободы в пространстве свободы. Возникновение сознания и последующее согласование его с социальной средой в процессе освоения предыдущего знания, как уже отмечалось, отклоняет вектор свободы к координате согласованности. Вектор совершает во времени движение от положения Б.В. с увеличивающимся углом к нему. Возможность преодоления высокого уровня согласованности обусловлена как организацией процесса обучения, освоения предыдущего знания, так и свойствами сознания. Но гармония сознания, когда вектор свободы по направлению совпадает с Б.В., становится если и возможным, то только в исключительных случаях. Вектора свободы вращаются, таким образом, в пространстве свободы с различными углами наклона к Б. В. и, следовательно, распределение векторов имеет вид воронки. Смотри (рис. 4), где представлено распределение векторов в зоне безопасности для времени t в проекции на плоскость С. и Т. Параметры движения вектора свободы выводятся сознанием на уровень чувств и воспринимаются, переживаются как потеря или обретение свободы, побуждая волю к действию, направленному к разрыву социальных связей, к преодолению согласованного описания мира. Наша способность к познанию является производной функции движения вектора свободы и наш мир, его изменчивость, подвижность определяется параметрами этого движения. Но также как изменчивость нашего мира обусловлена движением векторов свободы, так и неизменность естественного мира определена постоянством положения Божественного вектора в пространстве свободы. И это постоянство Б. В. обеспечивается вращением векторов свободы в их совокупности вокруг Божественного вектора. Таким образом, сознание человека оказывается включенным в естественный мир в поддержание его устойчивости, что является условием его познаваемости. Очевидно, вектора свободы во всем своем объеме образуют с Б. В. систему линейно зависимых векторов при всем разнообразии движения векторов. Познание естественного мира это - преодоление его предопределенности, вывод из несвободы причинно-следсвенного мира в свободу его части, становящейся элементом искусственного мира. Процесс познания реализуется в двух составляющих, когда вначале возмущением, воздействием, естественный мир выводится из состояния устойчивости и сознание регистрирует, фиксирует реакцию на это воздействие, а затем по форме этой реакции находится причинно-следственный процесс естественного мира, как ответ на вопрос, поставленный сознанием к природе. Но сознание, выделенное из естественного мира, не принадлежит ему, так же как и его материализованные средства познания. Поэтому ответ на вопрос, поставленный сознанием природе, оно получить не может, так как не имеет непосредственной связи с процессами естественного мира. Сознание узнает мир в формах нарушения его устойчивости, как результат изменения естественных процессов в их причинно-следственных связях и, не имея непосредственной связи с ними, не может по форме этого нарушения восстановить сам процесс, протекающий в мире природы. Непосредственной связью с процессами естественного мира, включенностью в их закономерности обладает только наше бессознательное во всем объеме его эволюционной памяти, которая и определяет размерность, объем этой включенности в функционирование естественного мира. Процесс познания выступает, реализуется как процесс взаимодействия сознания с бессознательным. Когда ответ, на вопрос, поставленный сознанием природе, схватывает, регистрирует бессознательное, как неотъемлемая часть естественного мира, реагирующая на его возмущение. Любое изменение в течение естественных процессов в предположении устойчивости мира предполагает реализацию свободы в мире естественной природы, что возможно для не божественного сознания только в положении вектора свободы на Б.В. Следовательно, наше бессознательное, включенное в процесс познания, как неотъемлемая часть познающего, может располагаться только на Б.В, являясь проекцией сознания на Б.В. и тогда угол между вектором свободы и Б.В. выступает как одна из характеристик процесса познания. Движение вектора свободы в пространстве свободы, изменяя соотношение между сознанием и бессознательным, является определяющим в процессе познания. Таковыми представляются некоторые выводы из принятого представления о свободе как векторе в пространстве свободы.
  
  Заключение.
  
  Рассматривая свободу личности, как трех - компонентный вектор с составляющими, учитывающими как дискретность человеческого сообщества, так и формы ее преодоления, представляется возможным перейти к анализу социологической картины той или иной общности и ответить на вопрос о ее готовности к решению тех или иных цивилизационных задач. Но всегда, как представляется, нужно оставаться в понятиях искусственного мира, в пределах которого возможна реализация индивидуальной свободы в формах творческого и религиозного преодоления границы раздела миров. В конечном итоге свобода есть свойство сознания, которое преодолевает неволю в форме согласованности через творчество и веру в бога. Наша способность к познанию является производной функции движения вектора свободы во времени и наш мир, его изменчивость, подвижность зависят от параметров этого движения, равно как социальная организация общества является отражением функции распределения векторов свободы.
  
  
  Вопросы, пожелания, размышления, дополнения и т.д. принимаются и приветствуются
  
  http://teosvob.narod.ru
   Л. Захаров
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"