Зайцев Александр Анатольевич: другие произведения.

Учитель

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Необычайный человек забавно и по существу рассказывает о смысле жизни, истине, Боге и проницательности

  УЧИТЕЛЬ
  В студенческой бытности, мне посчастливилось познакомиться с необычайным человеком, он преподавал нашему курсу "Искусство воспитания".
  - Ребята, кому сей предмет неинтересен можете покинуть аудиторию! Всех желающих от обязательного посещения занятий я освобождаю. В конце года просто скажите, что на лекции не ходили - минимальная положительная оценка вам гарантирована, - такими были первые слова Учителя.
  Желающих воспользоваться предложением оказалось немало, примерно две трети студентов с нескрываемой радостью решили уйти. Учитель спокойно дождался пока последний из "освобожденных" скроется за дверью и воссияв широкой улыбкой произнес:
  - Обожаю приносить людям радость. Ребята не будут мучатся сами и нам не будут мешать, своей отвлеченностью. Думаю теперь занятия пройдут плодотворней. И действительно, предмет хоть и длился целый год, а пролетел незаметно. Каждое занятие студенты ждали и в последующем бурно обсуждали. Педагог удивлял, завораживал умением увлекательно преподносить сухой, учебный материал, разбавляя его жизненными историями. Примеры были яркими, поучительными, часто еще и забавными с обязательным подкреплением в виде широкой улыбки.
  Доброжелательность - первое на что все обращали внимание, ее Учитель буквально источал, щедро окутывая слушателей. Создаваемая атмосфера беззлобия не оставляла шансов для невнимательности, заставляя чутко прислушиваться. Неудивительно что уже на второй лекции многие девчонки с нашего курса смотрели на Учителя влюбленными глазами, а как преподаватель он был симпатичен всем, без исключения. Мне нравились частые отступлении от учебника, когда он просил взглянуть на что-либо нестандартно, часто с иронией и неизменной улыбкой повторяя, - давайте рассмотрим эту вещь более пристально и если в итоге усомнимся в здравости собственного восприятия значит результат достигнут. - Всю глубину столь противоречивых слов я понял позже, благодаря им же предоставленной возможности.
  Все началось с финального экзамена, после которого обычные преподаватели уходят в историю, а иногда и небытие, такой мимолетной памяти студента. В случае Учителя все оказалось по-другому: сделав положительную запись в зачетке и с торжественным видом вручив ее, он стал наблюдать, как я в приподнятом настроении собираю вещи и направляюсь к выходу, затем неожиданно, буквально у самой двери окликнул меня.
  - Молодой человек! У Вас есть желание принять участие во внеплановом занятии? - Видя мой недоуменный взгляд, добавил. - По тому как проявили себя, делаю вывод, это пойдет вам на пользу, по крайней мере - скучно не будет! - Последние слова Учитель, как обычно, подкрепил улыбкой и я без долгих раздумий согласился, а в назначенное время был на этом занятии, как и другие ребята, приглашенные аналогичным образом.
  Педагог в аудиторию зашел последним, с заговорщическим видом запер дверь, окинул взглядом собравшихся и начал:
  - Последнее время отыскиваю в своих слушателях желание прозреть, если не ошибаюсь, в глазах здесь собравшихся я что-то подобное разглядел. Сегодня у каждого будет возможность удовлетворить возникшую потребность, усвоить умение проницательно смотреть на окружающий мир, людей, на самих себя.
   Находившиеся в аудитории ребята начали с недоумением переглядываться, а Учитель продолжал:
  - Благодаря полученной способности, мир вокруг прояснится - вы будете видеть реальную суть событий. Научитесь предвидеть. Как заправские мудрецы сможете отвечать на непростые вопросы. Легко разберетесь с проблемами и неясностями, что порой лишь мешают заснуть, кружась в голове назойливыми мыслями, а бывает и жить не дают - отнимая силы. Друзья, сегодня у вас появилась возможность - стать совершенней!
  Наобещав так много, буквально волшебных возможностей, хочу начать с вопросов, адресуя их каждому: Давно ли вы сомневались, например, в собственных убеждениях? Давно ли критично относились к окружающей повседневности? Когда последний раз проявили вдумчивость, перед тем как произнести слово? Как-то, что едите и пьете влияет на вас? Чем наполняют вас те, с кем изо дня в день вы вместе? Что определяет ваши увлечения помимо дел насущных? Для чего вы вообще живете?
  Педагог с вызовом посмотрел на нас. Многие отвели глаза. Другие усиленно соображали, пытаясь подобрать вразумительные ответы. Но сказать что-либо так никто и не решился.
  - Меня радует эта тишина! Неслышно банальных глупостей, это уже хорошо. Прошу забыть, на время, то что многие все-таки собирались сказать. Озвученные мною вопросы выбраны неслучайно, они затрагивают основы сознательной жизни, на каждый из них можно услышать множество, совершенно разных ответов. Будет и откровенный вздор и философские рассуждения, мало относящиеся к действительности. Мы же, используя критическое мышление, ту самую проницательность, попробуем ответить на них вместе, отбросив прочь бессодержательную мишуру, оставив крепкую и однозначную основу.
  Итак, давайте начнем с самого простого, я бы сказал очевидного, - лицо Учителя приобрело загадочное выражение. - И это:
  Смысл жизни
  За годы преподавания, мне довелось стоять перед разными слушателями, были уже в годах аспиранты и такие, как вы студенты, даже первоклашки были, ведь свою карьеру я начинал в школе. Именно работа позволила понять, что объединяет каждого из нас: с раннего детства и до конца жизненного пути - человек обучается! Неважно чему, к примеру, более вкусно и полезно готовить или спустя пол жизни все-таки найти взаимопонимание с супругом.
  Обучение не сводится к заучиванию учебников. Постижение мира и себя в нем возможно самыми разными способами. Но, в любом случае, это усилие над собой, делая которое человек развивается, а прекратив обучение - неизбежно деградирует.
  Не верьте говорящему: лишь в юном возрасте человек способен внимать и изменяться! В ставшем громче голосе педагога появились нотки негодования. - Если он тверд в своих убеждениях, уходите, это - пропащий. Внимать и изменятся можно всегда! Постижение нового не сводится к заучиванию. Способность понять, разобраться, умело применить и попытаться сделать что-либо лучше - вот что ценно! Это касается не только наук, но и ремесел, искусства - практически любой сферы деятельности человека.
  Обучение через познание и созидание, - вот он, пожалуй, основной смысл жизни!
  Приведу простые доказательства своих слов:
  Факт первый. - Мир вокруг нас непостоянен. Перемены могут происходить медленно, например, изменение климата, или очень быстро, буквально катастрофически, когда на планету падает огромный метеорит или губительная вспышка родной звезды сметает с нее все живое.
  Факт второй. - Множество видов живых организмов уже исчезло с лица нашей планеты, не сумев пережить описываемых в факте первом событий.
  Я утверждаю. - Именно обучение способно сохранить человечество от участи уже исчезнувших видов!
  Вы сомневаетесь в моих словах? - Учитель вопросительно посмотрел на слушателей и многие из ребят действительно выразили недоверие, изобразив его на лицах. Широко улыбаясь, Учитель продолжал. - Молодцы! Не верьте никому на слово. Просите доказательств, пояснений, смелее оспаривайте то, что считаете сомнительным.
  Допустим, вы электромеханик - создаете роботов. Или земледелец, что думает над усовершенствованием своей теплицы. Пусть даже вы известный ученый, пропагандирующий освоение космоса. А может обычный, но при этом не менее необходимый людям ремесленник, что терпеливо делится опытом со своим подмастерьем. Каждый из этих людей может стать востребованным, в тот самый, переломный момент, и неважно сам лично или воспитанные им потомки.
  Каждый пример тем, кто моложе! Юные создания, любопытными глазами, уже взирают на вас. Они жадно впитывают если не знания, то образ жизни и нельзя сказать, что для ребенка важнее. В любом случае вам гарантированы ежедневные, каверзные вопросы, на которые не только родители, но порой и учителя затрудняются ответить. А ведь так нехорошо пусть и юного человека вводить в заблуждение. Подавая пример, делясь с ребенком опытом, вы формируете отношение к жизни с которым ему идти вперед, решать возникающие задачи, создавать новое и в свою очередь являться примером для собственных чад.
  Обучение неотъемлемый атрибут успешного будущего человечества и пусть не вам случиться совершить прорывное открытие, но именно своим примером познания и созидания вы сподвигните детей и внуков. Значит кто-то из потомков обязательно создаст что-то важное, необходимое людям. Знайте, в случившемся пусть и через поколения будет ваш значительный вклад!
  Умоляю! - Педагога буквально распирало от желания донести важность своих слов. - Пусть у каждого это сохранится в памяти. - Являясь примером, постигая и созидая, ставьте перед собой истинные цели, не тратьте жизнь на пустое! Научитесь видеть истину, умейте отличать ее от лжи.
  Чуть позже, я расскажу, как не поддаться лукавству. Сейчас же, хочу услышать вопрос от вас, и пусть он будет каверзным.
  Через мгновение, в аудитории раздался тихий смущенный голос. - Вы верите в Бога? Смогла ли религия устоять против, этого самого, критического мышления?
  Учитель одобряюще закивал. - Отлично, благодарю, молодой человек, вы умница! - Парень засмущался еще больше, а сидящие рядом однокурсники дружественно похлопали его по плечу.
  - Итак, - сказал педагог:
  Бог
  Скажу сразу, для себя я пришел к выводу, что да - Бог - некая высшая сила, с которой мы связаны - существует! И я преклоняюсь перед этой силой, но не как перед всевышним, а как перед своим коллегой - величайшим педагогом, по всей видимости, создавшим идеальную систему образования.
  Друзья! Не подумайте, что я совсем помешался на своей педагогике и пытаюсь обожествить эту науку, - Учитель усмехнулся. - Не торопитесь с выводами. Давайте обо всем по порядку.
  Все началось с явления, пока назовем это так, которое довелось наблюдать в обычной начальной школе. Никогда не забуду первоклашек с их широко открытыми глазами, разглядывающих диковинный класс, ряды парт за которыми другие ребята так непривычно долго сидят неподвижно. Дети только оказавшись в школе свободны от единой манеры поведения, далеки от умения владеть собой. Им чужды условности, кои так скоро навяжет школьное окружение. Внутренний мир легко отражается на их лицах и очень скоро станет понятно - далеко не все рады оказаться за школьной скамьей.
  Я искренне сопереживал ребятам напоминавших ярких птичек и шустрых белочек, запертых в клетку. Грустно было видеть страдания с которыми они привыкали к бесконечным занятиям, быстро надоевшим портфелям и сковывающей движение униформе. Несильно полагаясь на школьную программу, стремился облегчить обучение, при этом знал - учебники черствы к индивидуальности, а старания учителя найти лучший подход к каждому, часто тонут в бурлящем, неподвластном управлению океане первозданных детских эмоций. Знание темпераментов и всевозможных психологических портретов помогало мало. Одни дети, словно на блюдечке, преподносят особенности своего характера, другие, даже за несколько школьных лет проведенных вместе, так и остаются затворниками.
  Работать с первоклашками сложно, но чрезвычайно интересно. Подбирая ключики к каждому ребенку, ты увлекаешься, класс становится родным. Заканчивая учебный год, отпуская детей на каникулы и дождавшись возращения тебя обязательно шокирует, - насколько они подросли.
  Обращенные к учителю глаза, вот что еще свежо в памяти. Поражает их глубина, бездонность, словно там сокрыто нечто большее разума несмышленого ребенка. Может в юном возрасте душа легче проявляется?
  Не подумайте что разглядев в ребячьих глазах душу я умилился и стал верующим. Нет. Мой подход к вопросу существования Бога оказался сугубо практическим. Спустя десятилетия, когда уже преподавал в институте, просто пришлось задуматься о существовании высшей силы. Как раз в то время я познакомился с критическим мышлением, начинал применять его в повседневной жизни. Тренировался на коллегах, студентах, супруге, даже собственных детях. Изменил манеру ведения занятий, научился будоражить слушателей, перестал боятся вопросов и даже провоцировал людей их задавать. И вот однажды, один умник, - учитель с показной строгостью посмотрел на недавно отличившегося парня. - Задал мне тот же вопрос, а я не смог ответить вопросившему - критическое мышление не позволило утверждать, не зная наверняка.
  Ничто не мешает Богу быть или не быть, а значит для положительного или отрицательного ответа нужны по-настоящему убедительные доводы. Тогда я взял паузу, сказав студентам, что должен подумать и несколько дней промучился ища вразумительный ответ. Уж было усомнившись в собственных способностях вспомнил те самые глаза первоклашек, их непостижимую глубину.
  Это было прозрение! Нашлись веские основания для существования Бога, появилась убежденность, - ни один человек не сможет меня опровергнуть. Сложились пазлы, накопленные за прожитую жизнь. Ответ крылся в трудностях с которыми так или иначе сталкивается каждый учитель: когда один ребенок быстрее учится читать, второй считать, третий вообще учиться читать и считать не желает - он хочет рисовать? Учебник под каждого не напишешь, особую школу под каждого не построишь, так и приходится ровнять всех под одну гребенку. В итоге, результат далеко не лучший получается.
  Но разве провинился малыш, интереса к учебе не испытывая, не понимая зачем она вообще нужна? Мало ли что говорят взрослые, чаду своему, про карьеру, успех и прочую малопонятную ерунду, это - лишь слова. С другими ребятами по улице бегать, играть, вот что действительно понятно и интересно, и тоже, кстати, способ познания мира.
  Меня, учителя - основной элемент существующей системы образования, коробило от того, как ребенка, буквально насилием, заставляют учить правила, формулы, читать якобы нужные книги. Словно армию роботов вознамерились сделать, из живых, чувствующих и таких разных детей. Безжалостно вытравливают индивидуальность. Друг перед другом принижают одних и возвеличивают других, используя примитивнейшую систему оценок. Однобоко, уныло и часто совершенно бездарно, преподносят знания в их еще более не совершенном виде. Неужто учить без принуждения нельзя, как-то гуманнее и гибче?
  Оказывается - можно! И вы только посмотрите, как просто и совершенно устроил обучение Бог, конечно же Бог гипотетический:
  Во-первых, он не поскупился и каждому из нас лучшего учителя дал, знакомьтесь, это - ваш личный опыт.
  Учебник индивидуальный подобрал, для каждого свой такой написан, это - геном, код по которому тело построено, что определяет какие желания вас одолевать будут да какие страсти преследовать.
  Гениальна и цель обучения - возлюбить каждого, как самого себя! При всей краткости - поистине всеобъемлющая и непростая задача. Любое злодеяние и отношение с любовью несовместимы.
  И принуждать к учебе никого не нужно, учишься коли сам желаешь. С собственными пороками борешься, стараешься. Умом да упорством изживаешь из себя злое. Желания пагубные контролировать учишься. Ну, а коли не хочешь, пожалуйста, никто ведь не заставляет. Дело это сугубо личное.
  И на выпускном экзамене все проще простого, нужно только открыться, чтобы все сокровенное стало видно, как на ладони. Если решил экзамен сдавать - покажись каким стал, какой ты есть!
  Ребята, - педагог воссиял улыбкой, - чтобы лучше понять, как все могло бы работать, расскажу довольно забавную, выдуманную мною историю:
  Фантазия
  Живет себе сущность бестелесная - Душа, с совершенно не произносимым на земные языки именем. Где живет неизвестно, то ли на небе, то ли в каком-то неведомом измерении. Местные обитатели, между собой, это место Безвременьем называют.
  Комфортно вокруг, уютно. Пространство личное у каждого есть, если надоедает его всегда изменить можно, дом новый создать или даже замок чудесный, цветов да деревьев наростить, разных форм диковинных, каких только пожелаешь. Общения тоже хватает - рядом много других душ. Творчество на любой вкус, игры, забавы разные. Светлая, радостная атмосфера вокруг. Но, все кто здесь знают, есть и другие места кроме Безвременья, точнее еще два - Безграничная Вселенная и Мир Школа.
  Безграничная Вселенная - и есть реальный мир, волнительный, чудесный и полностью непостижимый. Оказаться там - значит начать жить по-настоящему, овладеть невероятными возможностями. Вот только попасть в Безграничную Вселенную можно одним путем - пройдя успешное обучение в Мире Школе. В Мир Школу из Безвременья пройти можно всегда, правда желающих не так уж много. Души которые один раз там побывали идти еще раз не торопятся - решают повременить. Все потому, что пребывание в Мире Школе зачастую сопряжено с печальным, а то и горьким опытом и все перенесенное - частью тебя становится. Не прошедшим с первой попытки, второй раз пойти на это сложно, да никто и не заставляет.
  Конечно, есть и неугомонные. Вот и Душа, что с именем непроизносимым, восьмой раз в Мир Школу собралась. Все мечтает обучение закончить. Даже внешне это желание на ней отразилось: задумчивей стала, серьезней, от других больше в стороне держится, хоть и с нежностью на их игры да забавы поглядывает, но сама давно уже не участвует. Не скрывает - тоскливо ей стало в Безвременье.
  И вновь Душа у входа в Мир Школу стоит, ей даже жители тамошние видны - земные люди, мы с вами. Одно только сделать остается - подходящее тело для своего рождения найти. Будто в калейдоскопе мелькает множество лиц, судеб, проносятся целые поколения. Одна династия сменяет другую и вскоре находится подходящая. Делая выбор Душа нетороплива, уж больно многое от этого зависит. Ей хорошо помнятся предыдущие жизни, пороки, с которыми так и не удалось совладать, именно они определяют выбор - новым телом должны владеть схожие страсти.
  В поле зрения оказывается несколько молодых пар, проявляется затейливый рисунок их ген. Причудливая, но достоверная картина позволяет легко предугадать характер будущего ребенка. В итоге собственные родители выбраны, дитя рождено и наступает волнительный момент - Душа и тело младенца сливаются в единое целое.
  На многие десятки земных лет теряется связь с былыми воспоминаниями. Душа вслепую проходит новый, еще неизведанный ею путь.
  В Безвременье кажется минул миг и в тоже время прошла вечность. На Земле, в Мире Школе, наш младенец давно вырос, сейчас это сущая и удивительно светлая бабушка, прожившая долгую, полную событий жизнь. Добронравным изваянием восседает старушка в любимом кресле, под теплым абажуром светильника. Иссохшая плоть едва удерживает жизнь. Вязание в руках не мешает глубокой задумчивости. Даже малышня, два правнука, что с оглушительными воплями проносятся по комнате не нарушают плавного течения воспоминаний.
  Видной девушкой уродилась, в молодости красавицей была, а вот замуж по любви да собственному разуменью вышла, хоть и сватались женихи с достатком да положением. Долго ее родственники за выбор корили, сама иной раз сомневалась, пока не улеглось.
  Затем наследство от далекого родственника, богатого дядьки, досталось. Оно, окаянное, тоже метаться заставило. В итоге на добрые дела раздала, себе ни копейки не оставила.
  Научилась о людях плохого не говорить, если что и народится, так в себе держать, пока не развеется. Ну, а если веру добрым словом вселить в кого нужно, чтоб в силах собственных, для дела хорошего, человек укрепился - вот это запросто.
  Много еще доброго сказать можно, для кого чудную, а для кого самую что ни на есть светлую жизнь прожила. Тихо сидит в своем кресле старушка, кажется прикорнула. Глаза закрыты, вязание из рук выпало - это смерть пришла и значит пребывание в Мире Школе закончено.
  Душа словно от сна очнулась, вновь полностью себя осознает. К опыту предыдущих семи жизней, восьмая, только что прожитая, добавилась. Вот и обитатель Безграничной Вселенной ее встречает, радостью лучится. Говорить ничего не нужно, он все видит насквозь, каждое прожитое мгновение в абсолютной сохранности. Нет свойственных бренному телу провалов и искажений памяти. Доступно все когда-либо увиденное, сказанное и даже помысленное. Невероятный объем информации не сводит с ума - способность к восприятию безгранична.
  Прожитая жизнь изменила Душу - преображение ее поразительно. В основе своей она стала другой: непоколебимой в убеждениях, преисполненной любовью, сияющей внутренним светом, подобно драгоценному камню удивительной красоты, ошлифованному долгой и кропотливой работой - сущностью что достойна жизни в Безграничной Вселенной.
  Неожиданно, Учитель постучал ручкой по столу и этим резким звуком выдернул нас из оцепенения, вызванного рассказанной историей.
  - Друзья, из Фантазии ясно - я оптимист. Придумал чудесное Безвременье, дал душам возможность бесчисленное количество раз проживать жизнь на Земле, до тех пор, пока не станут достойными, той самой, настоящей, хоть и плохо представимой, но очевидно стоящей жизни в Безграничной Вселенной. К сожалению, вполне вероятна более драматичная картина, когда в случае единственного и неудачного земного опыта, рожденную телом душу ждет смерть-забвение.
  Совершенно неправильно воображать себя знающим об устройстве подобного места. Если оно существует, значит необходимо Сомнение, как обязательный элемент обеспечивающий работоспособность столь поразительной образовательной системы. Ведь если бы стало достоверно известно о существовании жизни после смерти, тогда бы мы жили не на Земле - Мире Школе, а в Безвременье!
  Могу предположить, что среди людей нет неспособных, неодаренных и тем более дураков. Есть сущности-души, добровольно заключенные в человеческие тела с совершенно разными воспитательными задачами. Старайтесь уважать каждого, вполне возможно, что за такой разной физической оболочкой скрыт единый удивительный замысел в корне отличный от известных нам устоев.
  Истина
  У меня очень хорошая Мама! Сочетая в себе духовность и тягу к научному познанию, она проецировала такое мировосприятие на родных и до сих пор всячески поддерживает наше развитие. Именно Мама сподвигла меня, еще ребенком, запомнить одну чудесную молитву, называется "Отче наш".
  Учитель неожиданно, будто уловив чьи-то мысли, встрепенулся и сделал отступление. - Не подумайте, что сегодня я вознамерился прочитать вам проповедь и речь снова пойдет о Боге. Нет. Упомянутая молитва - лишь отправная точка. Именно из ее текста я впервые узнал о желании защититься от лукавого.
  - Кто такой лукавый? - Просил я разъяснений.
  - Это тот, кто обманывает и лжет. - Поясняла мама и обычно добавляла, - так поступать нельзя.
  Но ведь это ужасно. Дело в том, что я всегда отличался отменным аппетитом и особенно ребенком не мог удержаться от безудержного поедания лакомств. Конечно, потом, при расспросах озадаченных родителей, значительно приуменьшал свою причастность. Да что там, бывали и другие моменты неискренности, за которые, как получается, напрямую попадал в разряд лукавых, а значит читая молитву просил у Бога избавления - сам от себя!
  Ситуация усугублялась тем, что других честных мальчишек и девчонок я не встречал. Угроза наказания за совершенные шалости заставляет детей увиливать и хитрить. Лгунишки только дети - успокаивал я себя, вот стану старше точно врать перестану. Взрослые казались воплощением честности - им-то не перед кем объясняться. Как можно догадаться, взросление облегчения ни принесло. Клевета, самообман, байки, блеф, лесть и симуляция. Познаваемый список всевозможных форм обмана с годами только рос, а вскоре настал неотвратимый момент, когда сам лично столкнулся с коварством, на себе ощутил действие козней и хитросплетение интриг.
  Душу ранила собственная беспомощность, неспособность что-либо изменить. Оставленный в детстве след с каждым новым проявлением лукавства становился глубже. Копилось возмущение и непонимание, а однажды попросту стал боятся и даже избегать людей, сторонится материальных отношений, уходить от всевозможных перетолков и сплетней.
  Разочарование касалось не только других - слабела вера в себя. Не способный на предательство, тем не менее, часто приукрашивал события, юлил, лицемерил, старался казаться лучше, чем есть на самом деле, потом же, словно очнувшись - стыдился. Лукавство брало верх, я же словно сдавал позиции могущественному противнику. Единственное, что не давало в конец опустить руки и смириться, была накрепко засевшая в памяти строчка молитвы: просьба об избавлении от лукавого. Пусть наивное, но стойкое нежелание чтобы от меня избавились заставляло находить силы. Вскоре в этой борьбе у меня появился союзник, уже известное вам - критическое мышление.
  Человек не становится проницательным одномоментно - эту способность нужно взращивать и развивать, особенно если желаешь видеть лукавство издали, стараешься не подпустить его к себе, хочешь осознавать наносимый им вред, а главное пытаешься изжить его из себя.
  - Что если свяжешь жизнь с лукавым? - Задавался я вопросом и сам же отвечал. - Ни много - ни мало - отдашь эту жизнь ему!
  С лукавым вы будете находиться в вечном заблуждении, в своего рода виртуальной реальности, мало имеющей отношения к действительности. Человек будет разделять ваши убеждения, станет хорошим другом. Он будет созвучен вам. Слова и дела его найдут живой отклик. Постепенно вы станете ближе, завяжутся доверительные отношения. Проникнувшись, вы будете трудиться, стараться ради общего процветания. Пока однажды, на волне успеха или в другой самый обычный момент человек раскроется и поразит вас истинной своей сутью. Иллюзорный мир в миг рассыпется, оставив обломки некогда общего. Атмосфера проникновенности сменится на предельно жесткие циничные отношения. Окажется, что человек никогда не был тем, кем вам представлялся. Вы будете тонуть в изливаемой грязи.
  Прозрев, многие из обманутых уподобляются. Вступают в дрязги, траты, сами встают на путь лжи. Уже и без того отдав часть жизни лукавому, они словно зачарованные продолжают делать это и дальше. Хорошо если удастся скинуть помрачнение и не смотря на жалость за потраченное освободиться от цепких пут - тогда человек выздоравливает.
  Друзья, думаю поэтому просьба в избавлении от лукавого включена в главную молитву к Богу. Но не Бог, а только вы сами сможете оградить себя от неискренности!
  Хотите прозреть, увидеть множество иллюзий, окружающих нас повсюду? Если да, значит придется вооружиться проницательностью - критическим мышлением, именно оно поможет различить большинство из порождений коварства, трезво и осмысленно взглянуть в саму основу любой затрагивающей вас информации.
  Перестаньте слушать готовые утверждения, что словно сор летят со всех сторон. Начните думать самостоятельно. Научитесь отбрасывать столь многочисленные наслоения лжи, от часто лишь крупицы истины. Тогда вы восхититесь собственной свободе, но опечалитесь увидев, как многие живут иллюзиями, из-за них же грызут друг друга..
  Педагог присел на край стола, задумавшись. Взгляд его блуждал по лицам ребят, словно ища чего-то. Какое-то время царила тишина, затем раздался голос худенькой девушки.
  - А, как же защитится от лукавства в обычных, человеческих отношениях? Как распознать неискренность в будущих жене, муже, соратнике или деловом партнере? - Учитель как будто очнулся и посмотрел на вопросившую.
  - Распознать обман вам поможет лишь сыворотка правды. Но, думаю мало невест да женихов позволят втыкать в себя сомнительные шприцы. - По аудитории разнеслось облегчение и смех. - Значит, остается единственный способ - перестать быть интересными обманщикам. Как это сделать - воля и выбор каждого. Вы можете раздать свои богатства, оставить якобы высокое положение, а главное будьте готовым ответить за каждое произнесенное слово и совершенный поступок, без стыда и утайки будьте готовы сказать - "Да, это сделано мною". Тогда то и станете не интересны лукавству - вас будет сложно использовать.
  - Получается, вы предлагаете заранее осудить каждого во лжи, замкнуться и стать отшельником, ведь мало людей говорящих абсолютную правду, - уточнила все та же худенькая, девушка.
  - Ни в коем случае! - воскликнул педагог, - лично мне именно критическое мышление не позволило превратится в человеконенавистника. Вот и вы никогда не смешивайте личного суждения с осуждением, которое не имеете права высказать вслух. Никогда не перекладывайте ответственность на другого человека. Замыкаться тоже не нужно, просто выбирайте кому вам внимать, чьи слова действительно обогащают, привнося нужные новые знания, а чьи вредный шум, что еще долго будет витать в голове бестолковыми мыслями.
  Давайте я расскажу историю, которую не помню где услышал или прочитал. Она должна послужить хорошим примером.
  Старый монгол
  Один известный путешественник пересекал Монголию, долог и безлюден был его путь, пока за очередным холмом не встретился старый монгол, возделывающий свои поля. Удивился путешественник - земледельцы редки для тех мест, остановился и завел беседу со стариком.
  Путник рассказал о себе: откуда родом, как здесь оказался, что в пути видел да куда дальше направляется. Монгол же как-то странно, будто с недоверием, дивился рассказам путешественника. В ответ о своей семье да хозяйстве поведал. Какие овощи да фрукты растит, где хлопок возделывает. Все обстоятельно рассказал и показал, а в конце спросил путешественника. - А много ли вы у себя хлопка выращиваете?
  - У нас в Британии, - отвечал путник, - хлопок не растет. Яблоки растут, овощи, ягоды собираем, трава вот тоже растет, а хлопка - нет.
  - А почему не садите? - Удивляясь, вопрошал монгол. - Немудрено растение это, лишь только заботу к себе требует.
  - Климат не подходящий, - разъяснял британец. - Все время дожди идут, сыро. Солнца мало, совсем другая природа у нас, не подходит для хлопка.
  - Ну как же! - Все больше удивлялся старый монгол. - Яблоки растут, ягоды, травы где кони пасутся, а хлопок - не растет. Зачем ты меня иноземец обманываешь?
  Британец терпеливый, настойчивый оказался. Так и эдак попытался донести, что невозможно выращивать на его родине хлопок. Монгол же тоже упрям был, ни в какую его словам не верил - стоит себе улыбается, щурится, головой покачивает недоверчиво. Рукой на свой хлопок показывает, - видишь растет, - говорит, - и у вас значит расти должен.
  Какое-то время они поспорили. Потом монгол извинятся начал, - работать ему нужно. Вот сыновья крепко за хозяйство возьмутся, тогда вместе с путешественником в его Британию съездить сможет, своими глазами все увидеть и по делу поговорить.
  Расстроенный и даже обиженный британец продолжил свой путь и только много миль спустя понял: все, о чем говорил ему старик-земледелец, буквально каждое свое слово он подтверждал, что было рядом показывал, что в отдалении находилось порывался показать. А тут является он - чужестранец и совершенно пустыми словами, словно ветер траву качает, заявляет немыслимое: в мире есть места где хлопок не растет!
  Вот такой простой пример, друзья. Кое-чему можно научиться у этого старого мудрого монгола.
  Далее, в возникшей заминке, Учителю задали вопрос, две веселые, перебивающие друг друга подружки. - А, как вам удалось справиться с собственной неискренностью? - И все почувствовали в их словах заранее высказанное сомнение.
  - Я стал врать много меньше, - с нескрываемой гордостью произнес Учитель. Бывает введу в заблуждение, не задумываясь, ляпну на автомате, но когда осознаю свой промах при первой возможности стараюсь поправиться перед человеком. Не взирая на недоумение, а иногда и раздражение, вызываемое таким поступком. Признание собственной вины стимулирует, заставляет в будущем быть внимательнее к своим словам, чувствовать ответственность за произносимое.
  Становиться честным - непросто, это постоянная работа над собой. Только усердием можно выработать привычку быть искренним. Неважно кто слышит вас: чужой или родной, один или пол мира - уважайте всех.
  Мне случается проводить лекции вне институтских стен. Большинство слушателей на таких занятиях или преподают сами, или растят собственных детей. Обладая богатым жизненным опытом, они часто задают непростые вопросы. Первое время отвечал по наитию, позже понимал, что порой был не прав, иной раз вовсе говорил совершенную глупость. Я забывал о недопустимости быть категоричным, пытался ответить что-то конкретное, определенное, будто владею абсолютным знанием. Так вводил в заблуждение, так был лукав.
  Самое лучшее, что может делать образование - это демонстрировать существующее положение дел в науке, искусстве, технике в прочих областях познания и обозначать дальнейшие пути развития. Выбор, по какому из них пойти, за самим человеком. Наверняка найдутся те, кто не удовлетворится существующим положением и сможет обозначить новые, революционные направления.
  Подрастая, дети должны учиться беречь драгоценное время: не открывать уже открытое, не ходить где хожено. С ранних лет человеку нужно говорить правду или не говорить ничего: ну не понимаем мы, мой юный друг, что такое сознание, не знаем насколько оно отлично от восприятия животных, не знаем есть ли душа. Очень многого мы еще не знаем, а вот у вас, у следующих поколений, есть все шансы узнать больше - стать более гармоничными друг с другом и окружающим миром.
  Осознав всю полноту собственной ответственности, я стал думать, как впредь исключить лукавство, избавить от его пагубного влияния своих слушателей. Решение оказалось несложным: стал просить организаторов собирать вопросы заранее. Так у меня появилось время на подготовку, а у вопрошающей стороны, на тщательное формулирование своих вопросов, что согласитесь тоже немаловажно.
  Не бойтесь прослыть тугодумами. Если нет уверенности берите паузу. Коли и это не поможет, скажите прямо что ответа не знаете.
  И пожалуй, последнее о лукавстве.
  Как бы не были волнительны животрепещущие переживания, связанные с чувственной природой человека, коим за жизнь мы отдаемся сполна. Нацелившись приблизиться к искренности - сохраняйте беспристрастность. Не говорите и не слушайте слов, что опираются на чувства, как и пустых, без доказательств делом. Эмоциональный окрас застилает восприятие, словно пеленой, как и близкий эффект от опьяняющих веществ, зачастую сокрытых в несвойственной человеку пище. Одурманенному сложно даже собственное состояние оценить адекватно, не говоря уже о беспристрастности к окружающему.
  Дорожите своей искренностью, чистой радостью и грустью, - это ценно!
  Ну вот, пожалуй и все, друзья мои. Надеюсь сегодня мне удалось коснуться шатких мест в каждом, желаю поскорее от них избавиться. Стройте себя, познавайте и создавайте, используя только прочные блоки. Не бойтесь подставлять материал этот под удары кирки-критики. Обитая таким образом труха лишь обнажит неразрушаемую основу, которая вам и нужна.
  Сложно представить, как сложатся ваши жизни, кем вы станете завтра, через год, десять лет. Возможно здесь сидит будущий оратор, политик, и наверняка мастеровой человек - в ком острота ума соединилась с умелостью рук. В какую бы область вы не пошли, какими бы специальными терминами не обросла ваша речь, будь то язык биолога, математика или даже дворника: не забывайте, большинство окружающих - вам не коллеги, но и они тоже люди. Старайтесь говорить на общем языке, критически относитесь к тому, что намерены произнести, а внимая другому ставьте себя на его место. Не закрывайтесь - всей душой желайте понять.
  Овладев проницательностью, вы никогда не скажете, что труд президента важнее труда техника или земледельца. Ведь и я не могу сказать, кто приносит больше пользы - популярный чиновник или знакомый мне сапожник. Кстати, последний приличный и разносторонне развитый человек, я более или менее его знаю, хоть в чем-то могу поручиться - он лично выправил не одну пару моей обуви. В вопросе оценки людей мне незнакомых, беру пример с уже нашего общего знакомого - старого монгола. Как и он, делаю вывод по делам о которых знаю лично, не понаслышке, или не делаю каких-либо выводов вообще.
  И помните, что овладев критическим мышлением легко скатиться до осуждения. Прошу вас так не поступать. Мне кажется, перефразировав Христа, красиво сказал Шекспир:
  
  Судить грехи других вы так усердно рветесь
  Начните со своих и до чужих не доберетесь
  
  Овладев проницательностью, делайте выбор, что видеть и слышать лично вам. Становитесь лучше. Без поблажек оценивайте собственные поступки и намерения.
  Вот например, есть у меня увлечение - занятие столярным делом. Нравиться, а главное получается создавать красивую и надежную мебель. Результат не только радует глаз, он способен служить нескольким поколениям. Да, я забираю дерево, но возвращаю во много раз больше, ежегодно участвуя в посадках молодых деревцев, вдобавок наполняю быт людей основательными и действительно нужными вещами. Получается, это мое увлечение способно стать прекрасной, востребованной и благодарной работой. Но, так вышло, - я стал педагогом. Пока, к несчастью для столярного дела, есть уверенность - читаемые лекции приносят больше пользы и более полно отвечают принципам добродетели. Именно поэтому график мой расписан на много месяцев вперед, а я все равно открыт для новых приглашений. Думаю, что поступаю правильно, делясь мыслями и знаниями, отвечая на волнующие людей вопросы.
  Не исключено, что найдется способный раскритиковать меня, указать на очевидные ошибки, дополнить или развить, а может и вовсе показать полную несостоятельность. Ну что ж, вероятно тогда, полусобранный стул, что третий месяц простаивает в мастерской, наконец дождется своего часа.
  Всего вам доброго, друзья! Учитель поклонившись направился к выходу. Присутствующие находясь в состоянии то ли воодушевления, то ли какого-то вселенского счастья дружно повскакивали и проводили его аплодисментами.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) Т.Май "Светлая для тёмного 2"(Любовное фэнтези) В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "99 мир — 2. Север"(Боевая фантастика) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"