Зайцев Павел Сергеевич: другие произведения.

Рецензия на роман Евгения Грошева-Дворкина "Отец"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Peклaмa:


 Ваша оценка:

  Я не люблю писать обзоры. Потому что, не люблю судить людей. А обзоры - они всегда задевают личность автора, ка к ни пытайся оставаться нейтральным. Либо обзор получается неискренний, либо рискуешь задеть чувства автора. Но тут меня просили, и я отвечаю.
  
  Итак.
  
  Роман Евгения Грошева-Дворкина носит название "Отец", что, на мой взгляд, не совсем правильно, потому что несмотря на название и, несмотря на посвящение Волге, роман на самом деле посвящён только одному человеку - главному герою Жене. Отец в его жизни сыграл роль большую и неоднозначную, но так ии остался нераскрытым, его образ выглядит несколько размытым: показаны его слова и поступки, порой мягкие, порой жестокие, но из романа мы так и не узнаем, что сделало отца Женьки тем человеком, каким он был, что им двигало, о чем он мечтал, чего боялся, чем жил. Нет, он лишь появляется в виде некоторого "Deus ex machina", производит некоторое вмешательство в судьбу ГГ и исчезает за пространными мыслями Женьки о самом себе.
  Но, в принципе, нам как читателям это без разницы - Женя ли, его отец ли, нам интересно только одно - заглянуть в душу чужого человека, узнать, чем он живёт и дышит, поразиться ег о душевному богатству или ужаснуться глубине его низости.
  в этом смысле основном предметом изучения романа становится сам Женька Дворкин, тем более, что, когда он хочет, он умеет о себе рассказать.
  Простым, даже незатейливым, но очень точным и эмоциональным языком он рассказывает о трагическом детстве ребёнка, выросшего без присутствия отца и без любви матери. Знакомимся мы с ним в самый трагический момент его юности, благодаря плохой компании он оказался на судье подсудимых и только возраст спасает его от неволи.
  
  Переживания ребенка, встреча с новой семьей отца, радость от простой еды, теплой постели и чувства защищенности и впервые в жизни нужности кому-то все это описано так мастерски, с точки зрения драматической, что слезы наворачиваются сами собой. Женя предстает перед нами умным, талантливым, тонко чувствующим подростком. Ранимым, но тянущимся к свету и добру.
  
  Эта часть романа напоминает мне немного два великих романа А. С. Макаренко - "Педагогическая поэма" и "Флаги на башнях". Рассказ о том, как трудные подростки становятся хорошими людьми и ценными членами общества. Женька похож на героев этих романов, если бы не одно "но" - необъяснимая тяга к плохим, а иногда и злым поступкам. Вот благодарный за хороший прием, любовь и заботу Женька обещает отцу, что не подведет его. А вот он уже подбивает знакомых ребятишек обворовать огороды. К сожалению, такой талантливый в описании бед и тягостей, свалившихся на Женьку, автор объясняет эту тёмную сторону ГГ скупо и не убедительно. А ведь это самое главное и интересное в личности Женьки. Эдакий конфликт доктора Джекила и мистера Хайда. Он будет довлеть над ГГ на протяжении всего романа. Дальше на жизненном пути эта тёмная сторона будет заставлять Женьку совершать еще более жестокие и некрасивые поступки, причинять боль людям, которые его любили.
  
  Что это? Вывих искалеченной в детстве души? Непреходящий комплекс неполноценности или патологическое отсутствие эмпатии?
  
  А может это навсегда сформировавшийся на криминальной улице характер вора: холодный, по-звериному жестокий, когда речь идет о чужой боли и плаксиво-романтично-жалостливый в описании своей тяжелой детской участи?
  
  Не зря в эпиграфе автор приводит фрагмент блатной песенки. В некоторых местах роман напоминает лучшие образчики воровской лирики.
  
  "Вечер за решёткой догорает,
  Солнце тлеет, словно уголёк.
  На тюремных нарах напевает,
  Что-то напевает паренёк.
  
  Он поёт, как трудно жить на свете
  Без красивых ласковых подруг,
  А ещё труднее жить без воли,
  Вся тюрьма заслушалася вдруг"
  
  Заслушаться действительно легко. Роман написан очень хорошим литературным языком. Композиционно (особенно в первой части) грамотно выстроен. Интересно было погрузиться в атмосферу той эпохи.
  
  Но моей главной претензией к тексту остается недостаток искренности. Автор прошел по грани, но так и не шагнул за нее, не рискнул копнуть тёмную сторону своей души, что стала по сути по-настоящему трагическим фактором в его жизни. Который он так и не смог/побоялся в себе разглядеть.
  
  В конце романа мелькнул эпизод, в котором автор раскаивается в своих поступках, но опять... лишь на словах. Дела его показывают, что он полностью поглощён собой, а другие люди... Они, так - антураж для сильного, благородного, умного, целеустремлённого, чувствительного и романтичного Женьки.
  
  Как же так, спросят читатели? Не знаю. И автор, судя по всему, не знает.
  
  
  
  
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  С.Суббота "Ведьма и Вожак" (Попаданцы в другие миры) | | Д.Дэвлин "Аркан душ" (Любовное фэнтези) | | В.Свободина "Вынужденная помощница для тирана" (Женский роман) | | А.Эванс "Право обреченной 2. Подари жизнь" (Любовное фэнтези) | | А.Минаева "Леди-Бунтарка, или Я решу сама!" (Любовное фэнтези) | | .Sandra "Порочное влечение" (Романтическая проза) | | О.Обская "Невеста на неделю, или Моя навеки" (Попаданцы в другие миры) | | А.Емельянов "Мир Карика 3. Доспехи бога" (ЛитРПГ) | | М.Атаманов "Искажающие реальность-2" (ЛитРПГ) | | Н.Любимка "Рисующая ночь" (Приключенческое фэнтези) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Атрион. Влюблен и опасен" Е.Шепельский "Пропаданец" Е.Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" В.Карелова "Академия Истины" С.Бакшеев "Композитор" А.Медведева "Как не везет попаданкам!" Н.Сапункова "Невеста без места" И.Котова "Королевская кровь. Медвежье солнце"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"