Зайцева Людмила Артуровна : другие произведения.

А нужно ли знать таблицу умножения?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рассказ о мальчике Пете, который в силу удивительных обстоятельств, изменил свое отношение к знаниям, получаемым в школе,и, в частности, к таблице умножения.

  А нужно ли знать таблицу умножения?
  
  Этот вопрос мучил Петю Птичкина с начала школьного года, после того, как учительница Алла Сергеевна стала задавать на дом по столбцу таблицы умножения.
  - Для чего это нужно - память перегружать? Она же не резиновая. Взял листик бумаги сложил три тройки - вот тебе и трижды три! - Размышлял Петя, глядя на длинный столбец цифр.
  Петин стол стоял перед окном. Ему был виден двор с залитым посередине катком. По катку носились мальчишки, его друзья, с клюшками.
  - Счастливые! Играют в хоккей, а я тут страдаю. Зубрю, неизвестно для чего, эту таблицу! Что я, попугай Кеша, что ли? - вслух сказал он.
  -Кеша хороший, Кеша хороший! Петя - лентяй, Петя - лентяй! - тут же, отозвался из клетки попугай.
  - Замолчи, тебе только осталось меня воспитывать! Лентяй! Ты бы поучился в школе, тогда бы, посмотрели, кто из нас лентяй! - ответил Петя и задумался.
  Перспектива вырисовывалась безрадостная. Похоже, до прихода родителей таблица умножения не выучится. Значит, не видать ему сегодня ни клюшки, ни шайбы, ни друзей! Петя с тоской глядел во двор.
  -Вот, если бы стены квартиры растворились в воздухе! Я очутился бы на улице и никто, ну совершенно никто из взрослых, этого не заметил бы! -
  Вдруг, раздался странный щелчок. Петя почувствовал, что падает. От страха он зажмурил глаза, ожидая удара о пол. Странно, но удара не последовало. Более того, Пете показалось, что запахло травой, да и сам он лежал на чем-то мягком, душистом. Осторожно он открыл глаза. Прямо перед ним на лиане качалась обезьяна. Она строила ему смешные рожицы.
  - Этого не может быть! - подумал он.
  Но трава вокруг была самая настоящая, он даже попробовал ее на вкус! Петя сел и оглядел себя: та же рубашка, те же джинсы. Вокруг, насколько хватало глаз, простирались настоящие джунгли. Он ущипнул себя, чтобы проверить, не спит ли. От своего щипка вскрикнул, таким ощутимым он получился.
  - Да, похоже, все взаправду: и пальмы, и лианы и обезьяны. -
  И вдруг... Петя увидел два глаза, которые разглядывали его из кустов. Это было настолько неожиданно, что он даже не успел испугаться. Еще секунда... и из-за кустов появился поджарый чернокожий парнишка. На голове у него была корона из перьев. В руках он держал копье, которым устрашающе помахивал:
  - Ку- ру -кам! - Сказал он, жестами предлагая Пете подняться на ноги.
  Петя встал, во все глаза, глядя на папуаса. Потом, сделал шаг навстречу незнакомцу, и четко произнес:
  - Здравствуйте! Я посланец далекой страны, и пришел к вам с миром! -
  Незнакомец отпрыгнул в сторону. Он гортанно выкрикнул что-то на своем странном языке. Не успел Петя опомниться, как его, привязанного за руки и ноги к копью, тащили куда-то четверо крепких парней. Наконец, они вынесли Петю на большую поляну. На ней стояли шалаши, сделанными из огромных листьев. Его поднесли к одному из таких сооружений. В тени шалаша сидел мужчина. Он был ярко разрисован, с бусами из зубов акулы на шее. Голову его украшали такие же перья, как и у парней, которые Петю несли. Четверо, перебивая друг друга, что-то объясняли незнакомцу. Похоже, он у них был главным. Тот встал, подошел к, беспомощно висящему на копье Пете. С интересом, он осмотрел его с ног до головы. Петя старался изо всех сил выглядеть доброжелательным. Он улыбался во весь рот, хотя в носу предательски пощипывало. На самом деле, ему очень хотелось разреветься! Но он решил не терять чувства собственного достоинства. Честно говоря, какое уж тут достоинство, когда висишь на копье, словно барашек, приготовленный к запеканию! Мужчина обошел мальчика несколько раз. Потом, свирепо вращая глазами, выкрикнул:
  - Юсу кррука, бум тана! -
  Мальчика сняли с копья и подвели к какой-то яме. Она была наполовину прикрыта листьями пальмы. Неожиданно, его толкнули сзади. Петя упал на дно ямы, больно ударившись локтем о какой-то камень. После ослепительного солнца наверху, тут показалось темно. Постепенно, когда глаза привыкли к полумраку, он увидел, что в дальнем углу кто-то шевельнулся.
  - Эй, кто тут? Я не сделаю вам ничего плохого! - Петя пополз к, скорчившейся от страха, фигуре.
  - Птичкин, ты что ли? А я думала, меня на зажаривание хотят забрать! - услышал он в ответ голос своей соседки по парте Насти Ивановой.
  - Иванова? А ты откуда здесь? - Петя готов был расцеловать ее веснушчатое лицо.
  - Оттуда же откуда ты, сверху! Плохи наши дела, - заговорила она скороговоркой - мы попали в племя людоедов. Так что наша песенка спета! - Девочка шмыгнула носом. Петя понял, что она сейчас разревется. Девчачьих слез он терпеть не мог, и решил сменить тему разговора.
  - Настя! Кончай сырость разводить! Давай попытаемся отсюда выбраться. Должен же быть способ! Мы что-нибудь придумаем! - Петя очень старался, говорить уверенным голосом. На Настю это подействовало успокаивающе.
  - Я знаю способ! Ты, когда падал в яму, ничего не заметил? - спросила Настя, переходя почему-то на шепот.
  -Нет. Только о какой-то камень ударился! До сих пор локоть болит. - ответил он, невольно понижая голос.
  - Этот камень, совсем не камень, а плита! Там много цифр и еще рисунок. Я так поняла, что если в них разобраться, то плита поднимется. Уверена, там ход из этой ямы есть! Я читала книжку про такое же племя. Они много знали и разбирались во многих вещах. У них была совсем другая жизнь. А еще у них было много подземных ходов. Они так от враждебных племен защищались! Потом, они одичали, и забыли все. Теперь нас двое. Мы должны разобраться в надписях на плите! - Она с надеждой поглядела на мальчика.
  Вдвоем они подползли к плите и начали очищать ее от комочков глины и песка. Наконец, она была полностью очищена. Теперь можно было ее рассмотреть целиком. Поверхность плиты была разделены на две равные половины. Каждая половина состояла из нескольких столбиков цифр. Внизу имелся рисунок, показывающий, что плита сдвигается, открывая какое-то отверстие.
  - Слушай, Иванова, похоже, ты права! Что-то в твоих рассуждениях есть! Вот и, согласно рисунку, должен открыться ход. Значит, есть возможность отсюда выбраться, пока нас не зажарили на ужин! - Петя внимательнее вгляделся в содержимое надписи. Он присвистнул от изумления. - Насть, да это таблица умножения! Ты, надеюсь, знаешь ее?
  - Нет, я так и не выучила ее! Все откладывала на потом. Я ж не знала, что так получится! - она всхлипнула.
  - Ладно, не плачь! Будем решать сложением. Давай, ты правую половину, а я левую! - Петя стал диктовать Насте ее половину записей. - Так, 4х4, 6х4, 6х6, 8х6 . Успела записать?
  Девочка кивнула головой. Она записала примеры палочкой прямо на песчано-глиняном дне их тюрьмы.
  - Диктуй свои. Я тебе рядом запишу. Она переместилась поближе к Пете и записала - 8х2, 3х8, 9х4, 7х7. Слушай, а чем мы ответы на плите напишем? -
  Петя засунул руку в карман джинсов. Сегодня, перед уроком русского языка, он взял мел у доски и спрятал в карман. Надеялся, что другого в классе не буде, и урок сократится по времени!
  -Только бы не выпал, только бы не выпал! - Шептал он, как заклинание. - Фу, ну вот он! -
  Петя, как фокусник, вытащил кусочек мела из кармана и показал Насте.
  - Будем тратить его только на ответы. Ну, а теперь давай складывать, раз не выучили умножение.-
  Они принялись за дело, Вначале, Петя не смотрел на то, что решает Настя. Когда у него был готов ответ на два первых задания, все же, глянул на то, что получается у соседки. 4х4=16, 6х4=24 - было написано у нее. Петя перевел взгляд на свои ответы: 8х2=16, 3х8=24. Цифры были одинаковыми.
  - Это еще ничего не значит. - Подумал он и стал четыре раза складывать между собой девятки. Получилось, что 9х4=36. Петя глянул на Настю. Она, как раз, записывала ответ третьего задания - 6х6=36.
  - Классно! Можно четвертый не решать! Скажу, что из таблицы умножения помню. - Подумал он - А все же, здорово, что Иванова здесь оказалась!. Теперь, есть у кого списать правильный ответ! -
  Он сидел, делая вид, что решает, а сам поглядывал на Настю. Наконец, та написала - 6х8= 48. Петя тут же поставил эти цифры себе - 7х7=48.
  - Готово - сказал он и делано удивился - Ой, у тебя такие же ответы? Здорово! Давай теперь, запишем их на самой плите. -
  Петя подошел к плите. Записывая цифры, он слышал, что под плитой, раздавался глухой щелчок какого-то механизма. Наконец, он написал восьмую цифру. Ответом была тишина. Дети переглянулись.
  -Что это значит? - спросила Настя.
  - Ничего не понимаю! - Петя тщетно пытался сдвинуть плиту с места. Она не сместилась ни на миллиметр. К нему присоединилась Настя - результат нулевой. Наконец, они выбились из сил и опустились на землю.
  - Что-то не так! - После непродолжительного молчания сказала девочка. - Помнишь, после каждого правильно ответа, раздавался щелчок под плитой? Когда ты записывал последний ответ, такого щелчка не было? - девочка вопросительно смотрела на Петю.
  - Да все так! Они же одинаковые! - Петя ткнул пальцем на поверхность плиты с записанными цифрами. Он запнулся, увидев укоризненный взгляд девочки.
  - Школьную привычку вспомнил?! Лентяй, несчастный! А я-то думаю, как одновременно мы закончили! - Она взяла в руки палочку и стала проверять правильность последнего ответа.
  - Я так и думала, 7х7 не 48, а 49. Эх, вернемся, выучу таблицу умножения обязательно! Нам мел беречь надо! Как ты не этого понимаешь! Вдруг это не последняя плита!?-
  Петя, краснея и оправдываясь, написал напротив 7х7 цифру 49. Послышался щелчок. Плита медленно начала сдвигаться в сторону. Открылся вход в узкий темный коридор. Дети не верили собственным глазам!
  - Получилось! Получилось! Получилось! - Настя подпрыгивала от радости.- Слушай, а вдруг там мыши есть? - она посмотрела на улыбающегося мальчика.
  - Пусть лучше меня мыши съедят, чем людоеды! - Петя спрыгнул в открывшийся за плитой коридор. - Ты со мной, или остаешься? -
  Настю передернуло от мысли быть зажаренной и съеденной толпой дикарей! Она прыгнула вниз за Петей. Тоннель, по которому они начали передвигаться, был узким. Приходилось идти друг за другом. Похоже, что по нему давно никто не ходил. Каждый сделанный шаг, поднимал такую пыль, что Петя и Настя беспрестанно чихали! Чем дальше они шли, тем становилось темнее. Петя вспомнил о своем сотовом телефоне. Там же есть фонарик! Только бы он не сел! Мальчик порылся в карманах джинсов и вытащил свой сотик. Как здорово, что людоедам не пришло в голову обыскать их! Теперь они могли освещать себе путь. Идти стало веселее. Наконец, впереди появился свет. Дети почти побежали на него. Они оказались в небольшой пещере, вход которой был завит плющом. Продравшись сквозь заросли, они вышли на берег широкой реки. Огляделись. Рядом не было ни лодок, ни моста. А им так хотелось уйти подальше от места, где они недавно находились в плену! Отчаявшись, они опустились на траву. От безысходности, Петя поднял подвернувшийся под руку камень. Он швырнул его в сторону реки. Камень не долетел до воды и шлепнулся в темное бревно, лежащее на берегу. С изумлением дети увидели, что бревно, стало передвигаться в сторону воды и, вскоре, в нее погрузилось. Подойдя ближе, они увидели два неподвижных глаза, наблюдавших за ними. Это был огромный крокодил. Петя таких, только в зоопарке видел! Тут он услышал голос Насти:
  - Петя, посмотри, я нашла вторую плиту. На ней крокодил лежал. Давай быстрее решать! Тут тоже примеры из таблицы умножения! -
  Не теряя времени, они принялись складывать цифры. На плите, почти черного цвета, были выбиты всего четыре пары: 7х8, 9х8, 6х9 и 2х3. Наконец, три ответа были написаны на плите, Она отвечала им, словно живая, тихим мелодичным щелчком. Итак, 7х8=56, 9х8=72, а 6х9=54. Да уж, пришлось потрудиться! Насколько все было бы проще, знай они эту таблицу умножения наизусть! Осталось дописать последний ответ. Вдруг, Петя поднял голову и насторожился. Ему показалось, что он слышит звуки со стороны пещеры, из которой они совсем недавно выбрались.
  - Настя, по-моему, за нами погоня! Быстрее пишем ответ 2х3=6. Или, нас схватят прямо на этом месте. Наверное, дикари пришли за ужином и увидели, что он пропал из ямы. Эх, - он, с досадой, махнул рукой - мы же даже не попытались плиту в яме вернуть на место! Давай прыгай, я за тобой! -
   Спрыгнув в отверстие, появившееся после того, как плита сдвинулась с места, дети попытались найти возможность вернуть ее обратно. Ни рычажков, ни кнопок, рядом не было. Петя поглядывал на заросли плюща, закрывающего вход в пещеру, откуда они выбрались к реке. Вскоре, он заметил, что зеленую завесу раздирают многочисленные руки их преследователей. Вот уже один выбрался! Он, что-то гортанно крикнул товарищам и побежал в сторону детей. Еще немного и они снова в руках кровожадных людоедов! Все, было напрасно.... Петя обернулся к дрожащей Насте, и тихо сказал:
  - Настя, беги! Я их задержу. Может, хоть тебе повезет! Да, и выучи таблицу умножения, обещаешь?-
  Настякивнула ему головой, но осталась стоять на месте. Петя приподнялся на руках, опершись всем весом на край отверстия, на котором ранее лежала плита. Он хотел вылезти из ямы, встретив врага лицом к лицу, как подобает настоящему мужчине. Дикарь был уже почти рядом! Вдруг, что-то под рукой мальчика щелкнуло... Сработало незамеченное ими устройство. Плита стала медленно наползать на отверстие, закрывая его собой. Петя едва успел пригнуться! Последнее, что они с Настей видели, это испуганное лицо своего преследователя. Он даже не попытался остановить плиту. Очевидно, все происходящее было выше его понимания! Настя всхлипнула и обняла Петю. Он смущенно сказал:
  - Ну, успокойся, успокойся, все хорошо! Вот вернемся и выучим эту таблицу! Посмотришь, лучше всех в классе будем знать! -
  Стук камней и копий о плиту над головами, вернул их к действительности. Дети двинулись по тоннелю. Передвигаться по нему, в отличие от предыдущего, было сложно. Приходилось все время идти, немного пригибаясь. Вдруг Настя остановилась, и приложила ухо к потолочному своду.
  - Слушай, а ведь мы идем под рекой! Над нами река, ты представляешь! Послушай, мне кажется, это шум воды! -.
  Петя прислушался. Он услышал глухой рокот огромной реки. Это было здорово и..., немного жутковато! Как глубоко они находятся под землей!
  - Получается, мы выйдем на другой стороне реки? Людоедам понадобиться время, чтобы ее переплыть! Так что, у нас будет возможность поискать следующую плиту. Нужно выбраться из джунглей и попытаться вернуться домой. -
  Прошло достаточно времени. Вдруг, они заметили, что под ногами стало влажно, а потом захлюпала грязь. Последние десять метров, дети передвигались по колено в воде. Причина этого стала понятна, когда они подошли к выходу из тоннеля. Видимо, река стала шире, чем тогда, когда это сооружение строилось. С одной стороны каменной глыбы, закрывающей тоннель, вода размыла широкое отверстие. Через него, дети выбрались на берег реки. Они искупались и уселись на песок, с удовольствием, вытянув ноги.
  - Слушай, почему мы считали, что таблицу умножения невозможно выучить? Я все теперь на память знаю из задач, которые мы решали! - Настя сидела, закрыв глаза и подставив солнцу свое веснушчатое лицо.
  - Да уж, это точно. Разбудят ночью, отвечу! - Петя тихо засмеялся.
  Как красиво вокруг! Сочная, яркая зелень джунглей, бескрайнее голубое небо, солнце и гладь реки. Вдруг, что-то привлекло его внимание. На горизонте отчетливо виднелись пироги их преследователей.
  - Настя, давай думать, что будем делать дальше. За нами погоня! -
  Девочка, вскрикнула и вскочила на ноги. Они вернулись к плите, находившейся в воде. Присмотревшись, увидели на ней рисунок. От квадрата в сторону берега была выбита стрелка. Прямо, напротив, на некотором расстоянии, находились кружочки. Потом, цифры 3х9 и стрелка от них влево. Она упиралась в еще один кружочек. После обсуждения решили, что согласно схеме на плите, следующее убежище располагается под деревом. Выяснив, путем сложения, что 3х9 это 27, дети сделали 27 шагов. Они почти уперлись в дерево, растущее в стороне от других. От него отсчитали 26 деревьев. Тут должна была находиться очередная плита. Под слоем песка, который они разгребли руками, она обнаружилась. На плите было выбито: 5х5, 9х9, 7х6, 9х2. Расстояние между ними и их преследователями сокращалось. Уже отчетливо были видны, гребущие веслами чернокожие люди. Ребята принялись за решение заданий. Наконец, результат был готов: 5х5=25, 9х9=81, 7х6=42 и 9х2=18.
   Написав мелом ответы, дети услышали привычные, легкие щелчки. Плита медленно пошла в сторону. Осторожно спустились на небольшую площадку, от которой вниз вели ступени. Оглядевшись, заметили на стене небольшой рычажок. Повернули его вниз. Плита медленно двинулась, и закрыла их новое убежище. Это было вовремя! Петя заметил, что первая пирога подошла к берегу. Чернокожие парни, выпрыгивая из нее на ходу, что-то кричали, указывая в их сторону. По ступеням ребята спустились в длинный, узкий коридор. Интересно, куда выведет этот путь? Пусть хоть куда, только не в лапы людоедам! Шли, почти не разговаривая, уставшие и голодные. Наконец, подошли к вертикальной стене со скобами. Посоветовавшись, решили залезать на нее по очереди. Петя полез первым. Вскоре он оказался на круглой площадке. Посередине нее находился колодец. Настя забралась на площадку с трудом, поранив коленку. Пришлось снять рубаху и оторвать от нее нижнюю часть. Этими 'бинтами' ребята перевязали Насте ногу. Сев у колодца, стали размышлять, куда он ведет? Не возвращаться же назад! Там их ждало только одно - перспектива стать едой. Перед спуском решили немного отдохнуть. Наконец, Петя встал и подошел к колодцу. Заглянул внутрь - дна не видно, только прохладой дохнуло. Ну, что ж, пора. Он посмотрел на Настю, подал ей сотовый с фонариком. Со вздохом, опустил ногу на первую скобу. Спускаться было страшно. Какое количество скоб осталось наверху, он не считал. Вот и Настя перестала смотреть вниз.Наверное, ей стало его не видно. Мальчик осторожно ставил ногу на очередную скобу, когда услышал крик Насти:
  - Петя! Петенька, не наступай на шестьдесят четвертую скобу, слышишь? Тут у колодца, я надпись нашла. Скоба перечеркнута крестиком и рядом цифры 8х8. Петя, это равно 64. Не наступай, я прошу тебя! Считай скобы! -
  -Легко сказать! - Подумал Петя, наступая на очередную опору. Вдруг, он почувствовал, что она обломилась под его ногой. Мальчик повис всем весом на руках. Долго так он удержаться не сможет! Скоба, за которую Петя держался, пытаясь найти ногами опору, дрогнула. В следующее мгновение, он полетел, куда-то вниз, зажав ее в руках. Ужас охватил его! Он закричал, тоскливо и безнадежно. Темнота и свист в ушах. Сейчас, он упадет на дно глубокого колодца...Никогда уже больше Петя не увидит ни родителей, ни друзей!
  - Петя, Петенька, что с тобой? - Перед мальчиком стояла взволнованная мама. Она трясла его за плечи. - Что случилось сынок? Ты не заболел? -
  Мальчик смотрел на маму. Он еще не осознавал, что находится дома.
  - Кажется, я уснул. Мамочка, как я рад, что снова дома! - он прижался к ней головой, вдохнув родной и знакомый запах.
  - А я вошла в квартиру и услышала твой крик. Ну и напугал ты меня! Хватит сидеть и зубрить таблицу умножения! Отдохни немного! - мама погладила его по непокорным вихрам.
  - Нет, мамуль, я обязательно должен ее выучить! Для меня это важно. Не переживай, многое я уже запомнил, правда! -
  Петя смотрел на столбики цифр и понимал, что многое из таблицы умножения он, действительно, помнит. Сон был настолько реальным, что мальчик с трудом возвращался в 'прошлую' жизнь. Оглядевшись еще раз, убедился, что находится в своей комнате, за столом. Он перевел взгляд на попугая Кешу. Тот сидел в клетке и смотрел на него. Мальчик улыбнулся и сказал:
  -Кеша хороший! -
  Попугай тут же подхватил:
  -Кеша хороший! Кеша хороший! Петя молодец! Петя молодец! -
  На следующий день, на уроке математики Петя, получил пятерку за таблицу умножения. Он сел рядом со своей веснушчатой соседкой, и, по-дружески, подмигнул ей одним глазом. Настя улыбнулась ему в ответ. Он вспомнил, какой смелой она была в джунглях, как не захотела, оставлять его один на один с людоедами! Оказывается, и девчонки могут быть настоящими друзьями! Больше он не обидит ее и не даст в обиду другим.... Но, все же здорово, что это был только сон!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"