Зайпольд Г.А. : другие произведения.

Задело!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Свободное творчество - 2018:"Последний шанс"

Странная штука, бывает так: из всего прочитанного на СИ, что-то проходит шумовым фоном, что-то порой оставляет неприятный осадок, а иногда, будто по А.П.Чехову ("Жалобная книга"): "Кто писал не знаю, а я дурак читаю!" Некоторые же рассказы врезаются в память - это если задело.
  И так, за дело...

1. Юрина Татьяна: "Приметы летнего счастья"

  Этот рассказ я уже читала. Он запомнился яркой палитрой красок, вкусов, запахов, звуков, мельчайшими деталями. Пожалуй, именно после него я обратила внимание и на творчество самого автора, которому есть что сказать. В основе - тривиальная ситуация "треугольника". Ох, уж эта устойчивая фигура... Тема вечная как сама жизнь.В чём вина героев рассказа? Казалось бы, что дурного в стремлении быть счастливыми? Хочется разобраться.
   Людка верит, что вот-вот наступит счастье, которое ничем невозможно измерить. Но это пока всего лишь приметы счастья. В былые времена про такую ситуацию говорили: "Мужик вёл бабу в летА..." Сочные краски темнеют, становятся сумеречными. Привкус: горько, кисло, терпко и даже гадко. Вкус жимолости на губах героини. А это полезно?
  Счастье как мираж удаляется с каждым шагом, осознание обмана и пустоты неизбежны. Каждая, попавшая в любовные сети, оправдывает себя: "Раньше для меня женатый мужчина был табу, но вот я встретила его и ..." И понеслась! Всё дело в отправной точке "и".
  Сделав всего лишь маленький шажок влево, человек сам выбрал путь грехопадения. Каждый ищет себе оправдания, подменяя понятия: "Бог - есть любовь! Это же самое настоящее, а не прелюбодеяние вовсе. Да и "любовница"- производное от слова "любовь". Дьявол искушает, давая обещания,но никогда их не выполняет. Только потом остаётся "трепыхаться на ветру, мокнуть под дождем", наблюдая чужую жизнь с обочины и пытаясь расставить точки над злополучным "i". "Бабье лето" промелькнёт быстро.
  Что касаемо мужчины, то для него судьба тоже расставила силки. И у него всё тоже начиналось с маленькой лжи. Ну не говорить же с самого начала правду, тогда кто ж "даст"? Потом приходится врать всем, да и Кризиса Среднего Возраста никто не отменял.
   Ложь затягивает как болото, а из него выбираются все по-разному. Вначале, вроде, хорошо сидеть на двух стульях, чувствовать себя альфа-самцом. Кажется праздник жизни вечен, банкет оплачен! Увы, расплата приходит, иногда самой дорогой ценой: жизнью подростка, столкнувшимся с предательством отца или одной из женщин у которой рухнул мир. А порой и сам "Казанова", решает свести счёты. Возможны при всём и отягчающие обстоятельства - страдания внебрачного ребёнка, которому трудно разобраться в хитросплетениях отношений, они и взрослым-то порой не под силу.
  С чем остаются Людмилки? Как минимум: со страшными комплексами, заниженной самооценкой и походами к психологам. Всё же есть надежда, что у этой истории не самый страшный финал. Людка умница и красавица, не захотевшая шантажировать "случайным" ребенком, который, кстати, в данной ситуации стал бы разменной монетой. Для несчастной любовницы, которая хотела не расплескать "собранную по капельке решимость", пусть все прольётся только "каплями" жимолости и обретет она СВОЁ счастье, сделав правильные выводы. Невозможно обрести его в "треугольнике". Это можно сравнить, как если бы ехать в общественном транспорте, а рядом с вами место кем-то чужим занято, и никто другой, возможно - ваш человек, не сможет оказаться рядом. Надеюсь, что Людмила возьмёт тайм-аут. И тогда, скорее всего, счастье как бабочка тихо сядет ей на плечо.
   Наш Палыч - калач тёртый и, не смотря на затянувшийся КСВ, будем надеяться, станет не Вовиком, а зрелым мужчиной, который отвечает за свои поступки и судьбы людей. Жена, воспитавшая в себе смирение, умудрённая опытом, точно разрулит ситуацию, сохранит свой семейный храм, оградит близких от страданий. Пусть для трёх поколений семьи это так и будет. Увы, порой без горького не оценишь и сладкого...
  Правда, последний абзац посеял смутные сомнения, что супруга начала получать даже некоторое удовольствие от собственного превосходства над соперницами. Наверное, не зря говорят в народе: "Хороший левак укрепляет брак!"
  В тексте, показалось, перегруз с тире, что немного сбивает прямую речь. И ещё, возможно - это опечатки, а может быть задумки автора:
  Но ведь не обязательно всё делать лично, в одну каску! (кассу?)
  Мужчины замахнули (махнули?) по полстакана водки и травили анекдоты...
  Солнце собиралось садиться, но замешкалось, облокотилось на крыши домов и висело, ожидая приглашения к застолью, облизываясь и начиная краснеть от нетерпения или негодования: вот он, локоток - рядом. (это перезагруженное предложение лучше разбить, убрать лишнее "и")
  Людка слышала горячечный (м.б. "горячий"?) шёпот, продиравший до озноба...
  
  Автору дальнейших творческих успехов!

2. Прудков Владимир: "ФБИ"

  
  Словно чётки, друг за другом следуют элементы-сюжеты. Каждое такое звено можно было бы развить в самостоятельный рассказ.
   ГГ (назовём его так для конспирации) рассуждает: "Всё, конечно, из-за того, что я невоздержанный". Эпизоды незамедлительно доказывают это.
  Далее ГГ констатирует: "Вдобавок ко всему, во мне развилась мнительность". Сюжетная нить отщелкивает доказательства. Хотя сам человек вряд ли может поставить себе такой диагноз. Скорее ГГ должен быть уверен в своей внемляемости в отличие от его окружения, и только читатель должен сам постепенно сделать обратный вывод. Иначе теряется интрига.
  "Как раз я ухаживал за Алиной (не Кабаевой)" - эта шутка повторилась дважды, как кажется для того, чтобы в третий раз вплестись в сюжет. Ну, скажем: "Вскоре автомобиль я ухайдакал..." И тут уместно типа: "Марки "Калина" (не К. Алина) Но имя из сюжета выпало.
  Далее идут короткие зарисовки из жизни ГГ. Читатель ждёт кульминации, но она так и не случается. Самый яркий, как мне показалось, фрагмент с дворником компьютером, увы, выпал пазлом их дальнейших событий. Ключевого для ГГ поворота, приведшего к плачевному финалу (стуку "судьбы" в дверь) так и нет. Что послужило толчком? Почему человек так изменился? Обидно объяснять всё плохой генетикой, но и в этом случае стрессовые ситуации провоцирую болезнь или её обострение.
   Создаётся впечатление, что автором собран неплохой материал для романа с продолжением. А уж если это объединено в один рассказ, то хочется из него сделать этакую "гивку"- в самом конце вставить предложение из начала. Такой приём эффектно подчеркнет фобию, расшатанную психику и зацикленность ГГ. Так как рассказ от первого лица и в нём нет ярких переживаний, вызывающих сочувствие, то это было бы весьма кстати. Чётки щелкают по кругу... И тогда по Станиславскому я скажу: "Верю!"
  И последнее... Мне показалось, что кое-где запятых в тексте в избытке :( или это моя фобия :)
  , как из рога изобилия (устойчивое выражение - запятой нет)
  прислушивался, о чём толкуют сослуживцы (запятая лишняя)
   новой, ещё мало изученной болезни. Ну, это пусть. (две лишние запятые)
  Там ещё есть запятые с "ну" (Даже междометие "ну" не выделяется запятыми, если оно выражает восхищение или, наоборот, неудовольствие. Ни "ну", ни целиком сочетание не выделяется запятыми, если это междометия "ну тебя" (его, их и т. д.) или "ну уж". Не требуется запятая также в том случае, если "ну" - это частица. Или в сочетаниях с глаголом в значении внезапности действия.)
  

3.Ёшка: "Ох, Семеновна..."

Рассказ в шукшинском стиле о простом человеке, с его, казалось бы, простыми житейскими запросами.

Самое первое предложение короткое, настраивающее на спокойное, медленное повествование. И тут второе предложение "ломает психику" своей сложной конструкцией. В него втиснули столько "красивостей", что полусонный настрой улетучился.
   "Утро раннее. Полусонный февраль просачивается розовато-синим рассветом через разлапистые узоры на стеклах, нащупывая лучами заиндевевшие деревянные рамы окон, свисающие острые сосульки с соседских крыш и нашедших приют под одной из них, нахохлившихся от холода воробьев".
  Следующее предложение противоречит предыдущему, т.к. в первом указывалось, что стекла покрыты узорами...
   "Сквозь стекла веранды вдалеке виден блеклый придорожный лесочек. За ним темным пятном хвойный лес."
   Затем идут описания тягот, свалившихся с самого рождения на главную героиню Катерину. В идеале, хорошо бы раскрывать образ героини постепенно по ходу событий. Скажем, по дороге в город она обдумывала своё житие, поняла почему ей захотелось вдруг "порадовать себя, любимую".
   Сюжет трогательный своей незатейливостью, автору хорошо удаются образные сравнения в описании. Например: "Закат в этот вечер алел как-то по особенному - торжественно и... печально, как бархатный занавес театрального спектакля".
   Однако, в иных случаях их должно быть в меру, подобно изысканной приправе. Текст нужно вычитать. Можно посоветовать делать это вслух, тогда будет слышен перегруз в описании или плохо выстроенная модель предложения. Известно, что текст можно 'причесывать' долго, ибо нет предела совершенству. :)
  Замеченные опечатки: потустороннних, почтамп, узучила, как-будто, выхлопатала, стужоная, голениша, воспоминаня, Семеновкна, неработашим, аваськой, транспорант.... А сейчас, набухшее небо давит тяжестью (запятой нет)
  
  

4.Зюлёв Леонтий: "Вызываем огонь на себя"

Рассказ, как ладно скроенная гимнастерка, притертая и крепкая, или правильно намотанная портянка, которая нигде не трёт и не жмет. Лаконичность, ёмкость, точность сказанного делает честь автору. Ко всему прочему, сюжет универсален, ибо его можно применить к любой из войн. В нём сила русского солдата Ивана.

  - Будь проклята эта война! - говорит фашист.
   Да она страшна и несправедлива для всех. Описание боя таково, словно видишь его перед глазами. Понравилось всё! Немного задела аннотация.
  Для меня лично враг никогда не представал глупцом или трусом - этого никто в мою голову не вкладывал, да и не смог бы этого сделать. Скорее наоборот - образ беспощадный, коварный и жестокий, которому нет оправдания во веки веков.
  Это они пришли на нашу землю, а не мы, и героями наши враги никогда не станут! Поэтому для нас война навсегда священная и против захватчиков. Возможно, чтобы укрепить бесстрашие нашего народа, на каком-то этапе и старались высмеять противника, что было оправдано.
  Виновны ли простые немцы в этой войне? Да! Каждый народ достоин своего правительства. Пожалуй, для меня всё объясняет цитата того времени из выступлений немецкого пастора Мартина Нимёллера о фашистском режиме в его стране:
   "Когда пришли за коммунистами, я промолчал, потому что не был коммунистом. Когда пришли за евреями, я промолчал, потому что не был евреем. Когда пришли за католиками, я промолчал, потому что был протестантом. А когда пришли за мной, к этому времени не осталось никого, кто мог бы вступиться за меня..." На самом деле, несмотря на свою аннотацию, автор рассказа исподволь подтверждает тезис о великодушии русской души и о том, кто есть настоящий герой:
  - В санбат, обоих. Навоевались.
  И всё сразу встаёт на свои места...
  Ошибки и опечатки:
   НебытиЁ - вот информация из словаря: Правильно говорить только НЕБЫТИЕ с ударением на последнюю букву Е, небытиЯ, небытиЕм, но не иЁ. Это подчеркивается, например, в словаре-справочнике "Русское литературное произношение и ударение" под редакцией Ованесова и Ожегова. Кроме "бытие" - такого же типа: опЁка вместо опЕка, афЁра вместо афЕра. Это абсолютно неправильно. Такие слова нужно проверять по орфоэпическим словарям, а лучше запомнить!
  - Что делаем? - спросил я, прекрасно понимая(,) что выход у нас только один(.)
  патроны,(.) Прощаемся!
  Город взяли(,) и мы решили тебя найти и схоронить.
  
  
  

5. Алексей Большаков: "Мы ещё поживём!"

  Литературная зарисовка, набросок с натуры, один день из жизни - так можно охарактеризовать, словно шаркающие шаги одинокого старика, неспешное повествование. Но тем ни менее, текст читается на одном дыхании. Трогательная печаль, сожаление о пройдённом времени и вопрос, повисшей в звенящем весеннем воздухе: "Что останется после меня?"
  На первый взгляд кажется, что данная работа не соответствует заявленной теме: "Последний шанс", подразумевающей адреналин и остросюжетный поворот, сокрушающий судьбы. Будто вместо преследования, стрельбы, красных флажков и трофея, читатель получил "тихую" охоту в осеннем лесу.
  Но... за медлительностью повествования, можно только догадываться о давно минувших страстях, когда жизнь поделилась на "до" и "после", отобрав самое дорогое, при всём этом главный герой остаётся ЧЕЛОВЕКОМ, желающим всему миру добра!
   Я тоже автору желаю добра и удачи!
  Опечатки:
  Собаки гуляли с хозяевами, одна из них подбежала к Федору Семеновичу, понюхала, завиляла хвостом, но хозяйка окликнула её (,) и дружелюбный пёс убежал.
  Однако не дразни(я)т его ребята.
  Может, не плохо, может, действительно, рай? (лучше бы запятые, через одну, заменить на тире)
  
  
  Спасибо авторам за оказанное доверие! Надеюсь, что моё мнение окажется хоть чем-то полезным. Удачи!
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"