Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Флорентийская мозаика. Неповторимость, ценность, вечность. Тематика (смысловые доминанты) как отличительное свойство флорентийской мозаики. Культурологический очерк

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Флорентийская мозаика. Неповторимость, ценность, вечность. Тематика (смысловые доминанты) как отличительное свойство флорентийской мозаики. Культурологический очерк.

  Флорентийская мозаика. Неповторимость, ценность, вечность. Тематика (смысловые доминанты) как отличительное свойство флорентийской мозаики. Культурологический очерк.
  
  
  Рядом авторов флорентийская мозаика выделяется в отдельный вид искусства.
  
  (Сравнительно многочисленными являются повторяющие друг друга по содержанию заметки общего, информационно-обзорного характера; весьма малочисленными являются серьезные работы с попыткой анализа и обобщения. Фундаментальные работы о флорентийской мозаике и о ее истории, нам, несмотря на поиски, встретить не удалось).
  
  Интуитивно авторы ощущают уникальность флорентийской мозаики. За этим интуитивным ощущением следует попытка словесно сформулировать, - в чём состоят отличительные черты флорентийской мозаики.
  
  Как правило, сначала выстраивается историческая цепочка (как развивалась мозаика): Месопотамия, Египет, Крито-Микенская культура, Древняя Греция, Александрия, Древний Рим, Византия, Флоренция...
  
  При упоминании Флоренции называется мастерская Медичи.
  
  Далее следуют замечания, характеризующие отличия флорентийской мозаики от римской (и других), описания материала, описания техник создания произведений флорентийской мозаики.
  
  Для примера процитируем М.Ю Шишина: "Итак, с ключевыми средствами художественной выразительности флорентийской мозаики кроме цвета и фактуры пластинки необходимо отнести форму самой пластинки (размещение цветовых пятен может продиктовать ее размеры и очертание), полировка же помогает выявить силу цвета и насыщенность колорита заготовки." (М. Ю. Шишин. Флорентийская мозаика и архитектура: проблемы синтеза искусств // Вестник АлтГТУ им. И.И. Ползунова, No1-2, 2009. С. 100).
  
  Все эти замечания справедливы. Но при характеристике уникальности флорентийской мозаики представляется правильным поставить на первое место тематику.
  
  При таком подходе становятся понятными и появление флорентийской мозаики в 16 веке во Флоренции, и взаимосвязь флорентийской мозаики с семейством Медичи.
  
  "Первые письменные упоминания о подобных работах [создание каменных картин с использованием фрагментов полудрагоценных минералов] можно найти еще в 14-м веке. (...) Такая работа спустя 2 века приглянулась ... Франческо [Медичи]. [Он] нашел несколько талантливых мастеров из Италии и заказал им изготовлением мозаичного панно.
  
  Работа мастеров была настолько уникальной и красивой, что это направление искусства начало быстро развиваться. Приемник Франческо I, Фердинанд I в 1558 году основал первую мастерскую, где камни обрабатывали должным образом и собирали в прекрасные картины". (https://pilonstroy.ru/raznoe/izgotovlenie-florentijskoj-mozaiki.html)
  
  "Собственно флорентийская мозаика возникает в эпоху Возрождения во Флоренции в мастерских известных меценатов искусства - Медичи. Мозаика была популярным видом искусства во Флоренции, но лишь в мастерской Медичи открытой в 1560 году этой технике было суждено развиться до большого совершенства." (М. Ю. Шишин. Там же. С. 98).
  
  Итак, акцент при характеристике флорентийской мозаики - как отдельного вида искусства, - по нашему мнению, следует делать в первую очередь не на материале и не на технике, а на тематике.
  
  Представляется, что главными, доминирующими, элементами тематики флорентийской мозаики являются цветы (один из символов Флоренции), уникальные, сказочные, райские (экзотические) птицы, плоды, листья, растения...
  
  В развитие этой доминирующей тематики, в произведениях флорентийской мозаики появляются животные, пейзажи, растения, орнаменты...
  
  Доминирующим смысловым элементом флорентийской мозаики являются символы Флоренции - цветы, а также иные символы, взаимосвязанные с цветами: сказочные, райские птицы, плоды, листья, - направляюще сознание к теме рая.
  
  Что касается полудрагоценных камней - их использование отличает флорентийскую мозаику от римской и от других видов мозаики, - то использование полудрагоценных минералов позволяет подчеркнуть такие качества как неповторимость, ценность, вечность.
  
  Объединение (1) тематики (смысловых элементов), (2) материала, (3) техники ... создаёт уникальный вид искусства - флорентийскую мозаику.
  
  
  [2635. Флоренция Медичи. Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти. Культурологический очерк. - 20 декабря 2021 г.].
  
  
  20 января 2022 г. 20:59
  
  {2741. Флорентийская мозаика. Неповторимость, ценность, вечность. Тематика (смысловые доминанты) как отличительное свойство флорентийской мозаики. Культурологический очерк.
  MMDCCXI. A Florentine mosaic. Uniqueness, value, eternity. A theme (semantic dominants) as a distinctive feature of a Florentine mosaic. A culturological essay. }
  
  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . --------/\ . . . . /
  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . /. .\sky /
  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . ./. a .\. ./
  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. ./------\/
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"