Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Александр Дюма. Секреты первого успеха. Опыт биографической реконструкции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Александр Дюма. Секреты первого успеха. Опыт биографической реконструкции.

  Александр Дюма. Секреты первого успеха. Опыт биографической реконструкции.
  
  
  
  Содержание:
  
  I. Некоторые сравнения книг об Александре Дюма от Анри Труайя и от Андре Моруа.
  
  II. Ключи к Парижу для Александра Дюма.
  1. Общие условия успеха.
  2. "Правила игры".
  3. Театральное сообщество. Принципы "коллективного творчества" и "коллективного гонорара" ("коллективных денег").
  4. Обращаться 'напрямую'.
  5. "Творческая команда".
  6. Место в политической системе.
  7. Салон - центр важных событий.
  8. Цифра "12".
  
  
  
  I. Некоторые сравнения книг об Александре Дюма от Анри Труайя и от Андре Моруа.
  
  Чтение книги Андре Моруа "Три Дюма" (части 1-3,глава 1) позволяет сопоставить биографические работы Андре Моруа и Анри Труайя.
  
  Работа Анри Труайя называется "Александр Дюма". Более точно ее можно было бы назвать 'Пылкий, эмоциональный, страстный, необычный Александр Дюма'. В какой-то степени чтение книги Анри Труайя можно уподобить просмотру увлекательного фильма. После завершения просмотра зритель эмоционально возбужден. Он охвачен разнообразными чувствами по отношению к Александру Дюма.
  
  Мотор изложения - разного рода необычные ситуации и поступки. Особое место занимают проявления самолюбия, отношение к деньгам и, особенно, любовные истории Александра Дюма...
  
  В книге Андре Моруа любовные истории на третьем - четвёртом плане. Ирония в его книге почти не ощущается. Он детально дает эпизод за эпизодом из биографии Александра Дюма.
  
  Читатель ощущает меньше эмоций по отношению к Александру Дюма и больше понимает его жизнь.
  
  Андре Моруа делает попытку объяснить успешный переход Александра Дюма из провинциальных мальчиков в столичную творческую элиту.
  
  "Для того чтобы он достиг столь ошеломляющего успеха, понадобилась удивительная цепь случайностей: встреча с Левеном, обратившим его внимание на театр; встреча с Нодье на спектакле 'Вампир'; барельеф, попавшийся ему на глаза на выставке; книга, будто судьбой открытая на нужной странице; пребывание на посту директора Комеди-Франсэз барона Тейлора, покровительствовавшего новой школе... Но случай благосклонен лишь к достойным. Каждому человеку в течение дня представляется не менее десяти возможностей изменить свою жизнь. Успех приходит лишь к тем, кто умеет их использовать. На службу своему огромному честолюбию молодой Дюма поставил необузданное воображение, страсть к героизму, удивительное трудолюбие и образование, хотя и бессистемное, но пополнявшееся с пылом и рвением. Он одержал победу не потому, что ему помогло стечение обстоятельств, а потому, что был способен повернуть в свою пользу любое обстоятельство." (Андре Моруа).
  
  Глава 1 части 3 книги Андре Моруа завершается фразой: "На следующий день книгопродавец предложил Дюма двенадцать тысяч франков за право опубликовать пьесу. Богатство следовало по пятам за Славой." 1830 год. Александр Дюма приближается к тридцатилетнему возрасту.
  
  
  II. Ключи к Парижу для Александра Дюма.
  
  Можно согласиться с Андре Моруа, что в жизни Александра Дюма большое значение играли случайности, успех и личные качества.
  
  Однако, читая книгу Андре Моруа, можно сформулировать и биографические гипотезы о ключах успеха, технологиях успеха, позволившим провинциальному юноше с хорошим почерком войти в творческую элиту Парижа и Франции.
  
  
  1. Общими условиями успеха являлись:
  
  1.1. Происхождение Александра Дюма, его репутация, связанная с историей его рождения и историей его отца. Здесь и старая французская аристократия, и французские колонии, и революция, и республика, и Наполеон, и победы...
  
  1.2. Огромный потенциал творческих рынков. Судя по многим деталям из книги Андре Моруа, на этих рынках оборачивались вполне приличные деньги. Естественно, основой этих творческих рынков были культурные интересы, пристрастия парижан (жителей Франции).
  
  1.3. Общая доброжелательность жителей Парижа к творческим устремлениям молодого провинциала. В книге можно заметить лишь несколько не очень доброжелательных людей - во-первых, тех кто отказал в поддержке Александру Дюма в первые часы после его переезда в Париж, во-вторых, начальника канцелярии, где Александр Дюма начал работать, рецензента пьесы. Все остальные терпеливы, снисходительны, доброжелательны.
  
  В конце концов, творческому сообществу нужны лидеры, фокусирующие внимание широкой публики на сфере искусства... Деньги публики создают творческий рынок...
  
  1.4. Общая склонность высшего и среднего классов Франции к творчеству, к искусству. Александр Дюма и в провинции, и в столице окружен людьми, имеющими интеллектуальные интересы, писателями-любителями, полупрофессиональными литераторами...
  
  
  2. Александр Дюма сумел (интуитивно?) понять или почувствовать "правила игры".
  
  "Пьеса" называлась "Счастливая жизнь в приятном Париже". Александр Дюма сумел войти в труппу и начал играть роль. Дюма знает правила игры и умеет быть актером, интересным актером большой сцены.
  
  
  3. Театральное сообщество. Принципы "коллективного творчества" и "коллективного гонорара" ("коллективных денег").
  
  Театр - дело коллективное.
  
  Даже человек бесталанный, заняв правильное место в творческой матрице, может держаться на плаву.
  
  Тем более были шансы достичь успеха у Александра Дюма, человека со способностями, талантом, верой в себя, настойчивостью, - при правильном позиционировании себя в творческом сообществе.
  
  Если ты - в "творческом процессе", то количество переходит в качество.
  
  "... Он пустился в пляс. Генеральша [мать Александра Дюма] решила, что сын сошел с ума. Она обратила его внимание на то, что он пренебрегает службой и может за это поплатиться.
  - Тем лучше. У меня будет время сидеть на репетициях!
  - А если твоя пьеса провалится, на что мы будем жить?
  - Я напишу другую, и она будет иметь успех." (Андре Моруа).
  
  Гонорар - в широком смысле - это не только деньги. Деньги важны. Они не столько подлежат сбережению, сколько тратятся. Зачастую они тратятся на разного рода коллективные мероприятия, в которых участвуют другие члены творческого сообщества. Не исключается и передача денег в долг (в разумных пределах) - без особой настойчивости в вопросе их возвращения. Разумное великодушие и разумная щедрость по отношению окружающим приветствуются - это элемент стиля жизни.
  
  Гонорар - это не только деньги. Это, также, - имиджевые ресурсы. Важно поддерживать репутацию других творческих деятелей, репутацию "команды" в целом.
  
  Имидж - это репутация и реклама. Реклама - это слава. Слава - это деньги...
  
  
  4. Обращаться 'напрямую'.
  
  "... Дюма никого не знал в Комеди-Франсэз.
  Суфлер прославленного театра каждый месяц приносил в канцелярию Пале-Рояля билеты для герцога Орлеанского. Дюма остановил в коридоре этого человека с густыми бровями и спросил, что следует предпринять, чтобы добиться высокой чести прочесть пьесу перед советом Французского театра. Суфлер сказал, что рукопись оставляют у экзаменатора, но что у того лежат тысячи рукописей, и есть риск прождать долгие годы.
  - А нельзя ли обойти эти формальности?
  - Можно, если вы знакомы с бароном Тейлором [королевский комиссар при Комеди-Франсэз]."
  
  Хотя, ради соблюдения общепринятых традиций, Александр Дюма обратился к барону Тейлору через едва знакомого Дюма литератора Нодье, однако выдвинем версию, что до Тейлора - и без Нодье - дошли сведения, что сотрудник Герцога Орлеанского, сын героического генерала Дюма намерен представить пьесу для ознакомления.
  
  Важно начать вариться в "творческом котле". Постепенно станешь частью приятного театрального блюда...
  
  
  5. "Творческое сообщество" отличается от "творческой команды". Если театральное сообщество - это и авторы пьес, и актеры, и театральная администрация, и многие другие, то "команда" - это своеобразный профессиональный цех, где обмениваются профессиональной информацией, оказывают профессиональную поддержку и т.д.
  
  "Сулье, честный собрат, узнав, что против пьесы существует заговор, купил пятьдесят мест в партере и предложил Дюма для поддержки новой 'Христины' рабочих со своей деревообделочной фабрики. И все же, несмотря на эту поддержку, когда занавес опустился в последний раз, в зале поднялся такой шум, что никто не мог понять, как рассказывал потом сам Дюма, что это означает: успех или провал. За премьерой последовал ужин на Университетской улице. Среди приглашенных был Гюго, который только что одержал триумф с 'Эрнани', и Виньи, чей 'Венецианский мавр' имел успех у публики. Как верные товарищи, они по просьбе Александра Дюма, в то время как остальные гости пировали, сели за переделку доброй сотни строк из числа самых неудачных, ошиканных публикой". (Андре Моруа).
  
  Возможно, описанный Андре Моруа эпизод - сцена работы Гюго и Виньи над пьесой Дюма - это символическая сцена работы творческой команды (создание команды? принятие в команду?).
  
  
  6. Важно занять свое место не только в творческом сообществе, в команде, но, также, в политической системе.
  
  Герцог Орлеанский - из династии Бурбонов. Но он отличается от короля Карла X. Герцог великодушен, терпим. Сын республиканского, наполеоновского генерала Дюма принят герцогом на работу. Возможно герцог помнит, что дед молодого Дюма - маркиз из старой аристократии.
  
  Если Наполеон 'морил голодом' впавшего в немилость генерала и его семью, то герцог Орлеанский покровительствует молодому Дюма.
  
  "Вы сын того храбреца, который по вине Бонапарта умирал с голоду? - спросил герцог. - У вас прекрасный почерк...'.
  
  Через две недели после этой памятной аудиенции Дюма был зачислен в штат, то есть получил постоянную должность, и, следовательно, был навсегда застрахован от опасности умереть с голоду." (Андре Моруа).
  
  Дюма - символ. Театр - великолепное средство политической рекламы.
  
  Короля Карла X свергают. Герцог Орлеанский приходит на смену Карлу X - становится королем Луи-Филиппом...
  
  Его бывший сотрудник - Александр Дюма (которому герцог дал кусок хлеба и возможность посвятить себя искусству) - становится одним из лидеров французской литературы.
  
  
  7. Кроме творческого, театрального сообщества (в широком смысле), кроме творческих команд, существуют еще и салоны. Это своеобразные центры рекламы, менеджмента и паблик релэйшенс.
  
  В биографии Александра Дюма, начинающего путь в французской литературе, заметное место занимает "салон-музей", "где царила Мелани [Вальдор] [Вильнав]".
  
  
  8. Цифра "12".
  
  "Он [Александр Дюма] поначалу согласился и получил от нее [от своей матери] двенадцать су на чернильницу - такую, как у семинаристов. На эти деньги он купил хлеба, колбасы и отправился на три дня в лес охотиться на птиц. На четвертый день он вернулся домой." (Андре Моруа).
  
  "По прибытии в Париж у него [Александра Дюма] остались четыре зайца, двенадцать куропаток и две перепелки: в обмен на это хозяин отеля 'Великие августинцы' согласился приютить его на два дня." (Андре Моруа).
  
  1830 год. "... на втором представлении пьесе ["Христина"] аплодировали... На следующий день книгопродавец предложил Дюма двенадцать тысяч франков за право опубликовать пьесу. Богатство следовало по пятам за Славой." (Андре Моруа). (Когда в 1823 году 20-летний Александр Дюма переехал в Париж и поступил на работу в канцелярию герцога Орлеанского, ему была назначена зарплата 1200 франков в год).
  
  1846 год. "Виктор Гюго ... писал:
  'Александра Дюма послали в Испанию присутствовать в качестве историографа на свадьбе герцога Монпансье. Вот как добывали деньги на это путешествие: полторы тысячи франков отпустило министерство просвещения из фонда 'Поощрения и пособия литераторам', еще полторы тысячи - из фонда 'Литературных поручений', министерство внутренних дел выдало три тысячи франков из кассы особого фонда, господин де Монпансье - двенадцать тысяч франков. Общая сумма составила восемнадцать тысяч франков. Получая деньги, Дюма сказал: 'Ну что ж, этого, пожалуй, хватит, чтобы уплатить проводникам'." (Андре Моруа).
  
  18 ноября 2019 г. 10:06
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"