Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Государственный служащий. Теоретик искусства. Министр культуры. Заметка о главах 6-7 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник "дягилев: опередивший время"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Государственный служащий. Теоретик искусства. Министр культуры. Заметка о главах 6-7 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник "Дягилев: опередивший время"

  Государственный служащий. Теоретик искусства. Министр культуры. Заметка о главах 6-7 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник 'Дягилев: опередивший время'
  
  
  Для Сергея Дягилева проба сил и накопление опыта, знаний были образом жизни.
  
  В сентябре 1899 года он становится государственный чиновником в сфере искусства (чиновник по особым поручениям при дирекции Императорских театров). Издает журнал. Начинает подготовку балета.
  
  Именно на этом этапе жизни Сергей Дягилев тесно соприкасается с балетом и его действующими лицами.
  
  'Ведь, будучи чиновником особых поручений у директора Императорских театров, Дягилев оказался в самом центре театральной жизни, познакомился и подружился с талантливыми артистами. Вынужденная отставка положила конец многим надеждам и чаяниям Сергея Павловича. Недаром же после этого он полтора года не ходил в театр.' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время').
  
  Дягилев-чиновник начинает самую активную деятельность по многим направлениям.
  
  Начальство Дягилева утверждается во мнении, что у Дягилева есть способность всех восстанавливать против себя.
  
  Начинается конфликт, скандал.
  
  15 марта 1901 года следует увольнение Дягилева с утратой права в будущем занимать должности на государственной службе.
  
  Похоже, что Незримая Рука, зная о приближающемся 1917 годе, уверенно вела Дягилева по жизни.
  
  После увольнения в 1901 году с государственной службы Дягилев примерно два года провел за границей. Он пишет в журнал 'Мир искусства' различные материалы, но к журналу он охладевает.
  
  Дягилев показывает себя как теоретик, архивист, аналитик ...
  
  'Доказательством его целеустремленности служит написанная им большая статья о музеях. Детальный анализ положения дел в Третьяковской галерее, Русском музее императора Александра III и Румянцевском музее как раз и говорит о большой предварительной архивной и кабинетной работе, проведенной Дягилевым.
  
  Автор подчеркивает, что Третьяковская галерея отражает лишь 'эпизод' в истории русской живописи, ограниченный рамками 1860-1890-х годов... Дягилев планирует собрать работы старых мастеров из Китайской галереи Гатчинского дворца, кассы Министерства двора Оружейной палаты Московского Кремля, Академии наук и Академии художеств, Александро-Невской лавры, Румянцевского музея...
  
  Статья, написанная человеком, глубоко знающим и любящим русское искусство, стала своего рода манифестом...' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время').
  
  Наиболее сильно свои способности теоретика искусства Дягилев показал в книге 'Русская живопись в XVIII веке. Том первый. Д. Г. Левицкий. 1735-1822. Составитель С. П. Дягилев' (1902).
  
  За эту работу Сергей Дягилев в 1904 году получил Уваровскую премию Императорской Академии наук.
  
  Дягилев пишет работу 'Портретист Шибанов' (1904).
  
  'Он всерьез увлекся историей русской живописи XVIII века и, что важно, стал крупным специалистом в этой области. С большим знанием дела он пишет в 1902 году в 'Мире искусства' о Выставке русских исторических портретов и рецензирует 'Подробный иллюстрированный каталог выставки за сто пятьдесят лет', составленный бароном Николаем Врангелем при участии Александра Бенуа.' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время').
  
  Дягилев добился успеха как теоретик искусства и ощущал стремление двигаться вперед. К этому добавлялись финансовые проблемы, интуитивное ощущение надвигающихся событий. В 1905 году выпуск журнала 'Мир искусства' был прекращен.
  
  Дягилев соединяет в себе опыт человека, попробовавшего силы на государственной службе, и компетентность теоретика искусства.
  
  Он ощущает в себе потенциал двигаться к высшим управленческим уровням.
  
  Накоплены знания, опыт, связи...
  
  Дягилев обладает необходимыми энергией и здоровьем...
  
  Полезно использовать энергию и возможности государства.
  
  Выставка русских портретов (за время с 1705 по 1905 год) устраивалась в пользу вдов и сирот участников Русско-японской войны 1904-1905 годов.
  
  Таким образом, это была не только культурная, но и патриотическая акция.
  
  Выставка пользовалась высочайшим Его Величества Государя Императора покровительством.
  
  Она будет открыта в залах Таврического дворца.
  
  Картины находились во владении самых разных лиц и в разных районах страны.
  
  Переговорный процесс о передаче картин на выставку представлял собой отдельную задачу колоссальной сложности. (Может быть, это беспредельное движение и нравилось Сергею Дягилеву?).
  
  'Великий князь [Николай Михайлович] стал шефом будущей выставки, помог получить для ее организации государственную субсидию. По его протекции в полное распоряжение Дягилева, назначенного 'генеральным комиссаром' этого грандиозного предприятия, поступил Потемкинский дворец в Таврическом саду... Кроме того, благодаря рескрипту высокого покровителя перед молодым импресарио теперь открывались все двери.' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время').
  
  Сергей Дягилев назван на французский манер - комиссаром. (Взяли пример с французских, европейских выставок?), но покровитель - русский царь. (В книге 'Дягилев: опередивший время' по состоянию на 1906 год упоминается Комиссариат художественных выставок при министерстве народного образования и изобразительных искусств Франции).
  
  Дягилев осуществил нечто вроде переписи портретов - составил 'Ведомость' по итогам своих поездок по России.
  
  Читатель биографии Дягилева ощущает некое смутное предположение. Шел 1904 год. Но в воздухе носилось ощущение грозы. Перспективы дворянских усадеб были отчасти описаны в 'Вишневом саде' А.П. Чехова. Логично предположить, что владельцы портретов в какой-то момент решатся не только передать их на выставку, но и продать. В распоряжении Сергея Дягилева - который сумел опереться на авторитет, репутацию и мощь государства - скапливалась уникальная информация...
  
  Выставка - выставкой. Но появлялся знаток недостижимого, непостижимого, сверхъестественного уровня - знаток провинциальных художественных коллекций. (Заодно проведен смотр провинциального дворянства - что оно собой представляет накануне 1905 года... Прощался Сергей Дягилев, потомок дворян Дягилевых, с дворянской Россией?).
  
  '...видел глухие заколоченные майораты, страшные своим умершим великолепием, посетил дворцы, странно обитаемые сегодняшними милыми, средними, не выносящими тяжести прежних парадов людьми, где доживают не люди - где доживает быт...' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время').
  
  Русско-японская война началась в январе-феврале 1904 года. Художественная выставка открылась 6 марта 1905 года. Она превратилась в выставку мебели, фарфора, предметов искусства, хранившихся во многочисленных дворцах, принадлежащих царской фамилии. Дворцы были обследованы Дягилевым и его представителями самым тщательным образом.
  
  Дягилев поражал всех энергией, интуицией, самоуверенностью. Способностью вникнуть во все делали...
  
  На выставке в залах Таврического дворца было представлено более шести тысяч портретов.
  
  В атмосфере всеобщего уныния от результатов Русско-японской войны Дягилев сумел создать фактор контр настроения - впечатление от выставки было колоссальным и позитивным. Все были восхищены.
  
  Выставка стала центром, осью культурной жизни страны. Выставка 1905 года превратилась в центр духовной, культурной жизни России.
  
  С 6 марта 1905 года по 26 сентября 1905 года Сергей Дягилев стал де факто министром культуры Российской империи.
  
  9 января 1905 года - так называемое Кровавое воскресенье. 10-17 октября 1905 года начало всеобщей забастовки... 17 октября 1905 года - Манифест.
  
  26 сентября 1905 года выставка вынужденно завершила свою деятельность.
  
  К этому времени она принесла чистый доход в сумме шестьдесят тысяч рублей.
  
  Казалось, что 'ответственное министерство' (то есть правительство, формируемое Государственной Думой) - близко. Но даже, если правительство формируется и без участия Государственной Думы, - разве изменения в сфере управления культурой не нужны?
  
  20 ноября 1905 г. Сергей Дягилев пишет записку 'Об образовании ведомства художественных учреждений. О постановке художественного дела в России', в которой видна мысль - создать Министерство культуры, передав этому отдельному ведомству (под контролем Государственной Думы), многие функции Министерства двора... Новое ведомство должно было впитать опыт западных стран.
  
  Кто бы мог возглавить такое отдельное ведомство? Наверное, один лишь Сергей Дягилев. Во всяком случае, он не оппозиционен, и он делом доказал свой уровень квалификации.
  
  Как бы он назывался при подобном развитии событий? Министром культуры Российской империи?
  
  Вспоминается сцена приема. Французский король Луи Филипп после прихода к власти принимает во дворце Александра Дюма.
  
  'Прием был доброжелательным, однако Дюма почувствовал в поведении нового государя по отношению к своему верноподданному некоторую сдержанность, настороженность и даже уловил насмешку. (...) ...Луи-Филипп презрительно улыбнулся и проронил: 'Господин Дюма, политика - скучное ремесло... Предоставьте заниматься ею королю и министрам. Вы - поэт, вот и пишите стихи!' В нескольких словах Александру указали его место. Он кое-как откланялся и удалился'. 'Он-то предпочел бы, чтобы ему пообещали портфель в новом правительстве...' (Анри Труайя 'Александр Дюма'). Портфель министра культуры Франции?
  
  Сравнительно незаметно исчез с политического горизонта французский король Луи Филипп... Может быть, в его кабинете не хватало знаковых фигур?
  
  Вспоминается визит к императору Николаю Второму Н.Г. Гарина-Михайловского - с портфелем, набитым проектами...
  
  Сергей Дягилев дождался предложения стать министром культуры.
  
  '...не последнюю роль тут сыграло сделанное ему членами Временного правительства предложение стать министром искусств. Он ... отказался - предпочел остаться руководителем независимой антрепризы...' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время').
  
  После крушения монархии в России Сергей Дягилев занял более высокое место - должность 'балетного царя' в Европе.
  
  'Но жизненные обстоятельства, к несчастью, складывались так, что его [Сергея Дягилева] планы рушились один за другим. Мечте устроить национальный русский музей не суждено было сбыться. Прекратило существование любимое детище - журнал 'Мир искусства'. Не удалось сохранить большинство произведений, собранных для Историко-художественной выставки русских портретов, а Таврический дворец сделать местом для постоянных выставок. А теперь еще нет достойного, разумного ответа на 'крик души' - записку ['Об образовании ведомства художественных учреждений. О постановке художественного дела в России'] в министерство... Он не нужен больше России? Сергей Павлович явственно почувствовал, что задыхается от душевной боли и обиды. Что ж, он устремится к другим горизонтам... (...)... Сергей Павлович вместе со своим секретарем Александром Мавриным уехал за границу - завоевывать Европу. Их путь пролегал через Грецию, Италию, Францию, Германию.
  
  В книге жизни Дягилева начиналась новая, удивительная глава. Получив признание в России, но всё же не найдя в ней достойного места, он стоял на пороге европейской, а впоследствии и мировой славы.' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время').
  
  Получив опыт государственного служащего в сфере культуры, квалификацию теоретика искусства, проработав несколько месяцев на должности де факто министра культуры, Сергей Дягилев направляется за границу. В мае 1906 года он прибывает в Париж.
  
  
  17 июня 2020 г. 12:31
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"