Аннотация: Финансы авторов и электронная книжная торговля. Цивилизационный очерк.
Финансы авторов и электронная книжная торговля. Цивилизационный очерк.
Для современной, пост-советской, России характерно постепенное вымирание традиционных издательств и относительный расцвет электронных платформ торговли книгами.
В чем одно из принципиальных различий между традиционным издательством и электронной платформой?
Издательство составляло прогноз (прогноз продаж и доходов от продажи) и вступало в договорные отношения с автором книги (авторский гонорар был примерно известен автору в момент подписания договора между издательством и автором).
Платформа никаких прогнозов (якобы) не составляет. Договоров, подобных тем, которые существовали между традиционными издательствами и авторами, не подписывается.
Платформа - на первый взгляд - превращает автора в собственного издателя, рекламного агента, корректора и т.д. Платформа даёт автору 'площадку': рекламную, торговую, издательскую... Автор - настоящий креативный герой - дерзает на этой площадке, совершает подвиги...
Казалось бы: что мешает электронной платформе организовать взаимоотношения с автором по аналогии с традиционными издательствами?
Что позволяло традиционному издательству составлять прогнозы о будущих продажах и доходах от продажи книги?
Во-первых, опыт.
Во-вторых, наличие многих факторов, которые находятся в распоряжении издательства.
Например, один из крупных писателей США 20 века начал свою писательскую карьеру с написания книги о пиратах. Может быть, в тот момент американская читающая публика и не особенно интересовалась пиратами. Но издательство обратило внимание на то, что приближается Новый Год, наняло отличного художника, сделало прекрасную обложку и разрекламировало книгу как отличный подарок для детей к Новому Году. Продажи книги достигли высоких показателей, начинающий автор получил заметный гонорар и приобрел начальную известность.
Рекламная и маркетинговая стратегии, оформление обложки, размещение в книге иллюстраций, многие другие факторы, - всё это находится в руках издательства.
Электронная платформа, также как и традиционное издательство, пропускает через себя огромные объемы информации, приобретает огромный опыт.
Более того, сам принцип электронной торговли позволяет гораздо более эффективно, по сравнению с прошлыми временами, собирать, обрабатывать информацию, составлять прогнозы.
Какая тематика сейчас интересна для читателей? Какую цену они готовы заплатить? Каким будет спрос на книгу? Целесообразно ли тратиться на хорошую обложку, на иллюстрации? Окупит ли это себя?
На эти и на многие другие вопросы можно получить более или менее точные ответы еще до продажи книги.
Если электронная платформа может составить такой прогноз, то что ей мешает определить примерную величину авторского вознаграждения и заключить договор с автором, договор, гарантирующий финансовые интересы автора?
Иными словами, для современных электронных платформ торговли книгами делать прогноз еще легче и проще, чем для традиционных издательств, которые ранее не имели программных средств для сбора и обработки информации, еще легче и проще, чем для традиционных издательств, которые использовали лишь только опыт и интуицию и общеизвестные алгоритмы.
Естественно, автор - если предложенный гонорар его не устраивает - волен разумно выбирать последующую линию поведения, а не бездумно 'загружать' текст своей книги в неизвестно в чью пользу (под влиянием красивых рассказов о том, что электронная торговля книгами - это современный стиль жизни, и что все так делают).
В этом пункте рассуждений мы переходим в область гипотетических философских рассуждений.
Россия, да и в какой-то степени вся Европа, были традиционными обществами.
Много в них основывалось на традиции.
В России многие поколения огромных масс населения жили в повторяющихся условиях, без поступления сколько-нибудь новой информации, без привычки анализировать новые информационные потоки.
Стабильность социальной среды воспитывало такое качество, как доверчивость.
Для всех участников социальных отношений умеренная правдивость, умеренная доверчивость были взаимовыгодной стратегией поведения.
После 1991 года мы видим активную эксплуатацию такого качества населения, как доверчивость.
Во многих сферах алгоритм 'морковка - ограбление' стал традиционным.
Сначала впереди вешается морковка. Морковка побуждает к необходимым действиям. После того, как действия совершены, следует кидалово, ограбление.
В (Западной) Европе в силу многих обстоятельств этот алгоритм может не действовать или действовать в ослабленной форме.
Таким образом, если авторам заранее не сообщается примерный размер вознаграждения, на который они могут рассчитывать, если с авторами не заключается договор, гарантирующий их финансовые интересы, - то это вовсе не потому, что такая модель поведения невозможна.
Эта модель поведения очень даже возможна. Сбор, анализ, обработка цифровых данных создают дополнительные возможности для прогнозирования.
Но в условиях пост-советской России существует определенная цивилизационная модель поведения. И режиссеры не одобряют отказ и отклонение от этой модели - в любых сферах, в том числе и в сфере книгопродажи.
Что касается авторов, то, скорее всего, процент авторов, которых бы мотивировала к написанию книги низкая самооценка, - этот процент минимален.
В большей степени авторов мотивируют высокая самооценка и какие-то эмоциональные возбуждения.
При правильном информационном фоне авторы проникаются убеждением, что перед ними расположена эффективная (электронная) площадка, на которой они себя КОНЕЧНО покажут с самой лучшей стороны - не только как авторы, но и как агенты, как издатели, как специалисты по рекламе и т.д.
Их боевой задор и позитивная ментальная проекция распространяются не только на сам процесс написания книги (в большинстве случаев книги получаются не плохими - при достаточной мотивированности авторов и при необходимых затратах труда и времени). Их вдохновение обещает победу еще и в таких сложных и узкоспециализированных процессах, как издание, реклама, продвижение, продажа книги.
Главный капкан для доверчивого автора заключается в отсутствии авторского договора, гарантирующего финансовые интересы автора еще до начала печати и до начала продажи книги.
Автор витает в своих высоких эмоциях. А в реальности, его интеллектуальный продукт ему уже не принадлежит, и - очень часто - используется (используется активно и очень эффективно) теми людьми, которых он даже не знает по фамилии.
Общий итог современных алгоритмов торговли книгами (при отсутствии авторских договоров) в цивилизационном пространстве современной России - получение авторами незначительных, минимальных доходов или вообще лишение их каких-либо финансовых поступлений.