Аннотация: Дягилев. Маршал европейской культуры. 1914-1929. Заметка о главах 16-26 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник "Дягилев: опередивший время"
Дягилев. Маршал европейской культуры. 1914-1929. Заметка о главах 16-26 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник 'Дягилев: опередивший время'
Мировая война 1914-1918 годов, события 1917 года в России, оказывают мощнейшее влияние на деятельность Сергея Дягилева.
Огромный ресурс - российская балетная школа и кадры этой школы - этот ресурс для Дягилева становится почти недоступным.
Дягилев все больше и больше ориентируется на испанские, итальянские, французские и другие западно-европейские культурные традиции.
Все больше и больше в его коллективе оказывается жителей (творческих людей) западно-европейских стран.
Огромный опыт Дягилева, отличное знание им творческого ландшафта Европы, творческая интуиция, умение увидеть будущее позволяют ему побеждать конкурентов и постоянно находиться на вершине творческого Олимпа Западного Мира.
Но, во-первых, конкуренция усиливается. Появляются новые деятели и коллективы. Новые творческие направления. Во-вторых, постепенно прекращается остаточный поток творческих людей из России (после 1917 года) - с традициями и умениями российской балетной школы. (На отношение западно-европейской публики к деятельности Дягилева оказывают влияние - в некоторой степени, не очень значительно - такие факторы как Брестский мир (1918), появление СССР и советского искусства). Появляются новые виды искусства - например, кинематограф.
Эксклюзивный ресурс Дягилева - российская балетная школа и российские балетные традиции - в новой исторической ситуации не обеспечивает монопольного положения Сергея Дягилева в западно-европейском мире искусства.
К идее посещения СССР Сергей Дягилев отнесся с разумной осторожностью. В этом вопросе он напоминает Фёдора Шаляпина. Революционной творческой репутации, связей в среде советской элиты, навыков жизни в военной и революционной России (как у Максима Горького) у Сергея Дягилева нет.
Видимо, у Сергея Дягилева появилось ощущение того, что достигнут творческий максимум. Пришла относительная финансовая стабильность - сказывался огромный опыт и всемирная известность.
Сергей Дягилев постепенно утрачивает интерес к 'Русскому балету', его творческим направлениям и перспективам. Он ощущает все большую склонность к коллекционированию книг.
Теоретически можно предположить, что Сергей Дягилев еще лет 10-20-30-ть мог заниматься литературной, консультационной, образовательной деятельностью. Но это был бы совсем другой образ жизни. Возможно, ему и самому не хотелось такой судьбы. Пришлось бы 'Русскому балету' отделиться от Дягилева, а Дягилеву - от 'Русского балета', что создало бы для репутации и славы Сергея Дягилева двусмысленные перспективы.
Здоровье Сергея Павловича Дягилева ухудшается. Однозначный диагноз ему поставлен не был. Доктора говорили о разных заболеваниях. Упоминался даже тиф.
На вершине славы и успеха Сергей Павлович Дягилев умер в 1929 году. Перед смертью он приехал в Венецию. Он похоронен в Венеции.
Сергей Дягилев был в числе тех творческих деятелей, благодаря которым довоенное европейское искусство 19 века стало европейским искусством 20-го века.
Видимо, есть основания назвать Сергея Дягилева маршалом европейской культуры первой половины 20-го века.
Сложная фигура - Сергей Дягилев. Он обладал необычными, даже загадочными, качествами. Написать его биографию - трудная задача. Книга Н.Д. Чернышовой-Мельник охватывает огромный объем информации о Сергее Дягилеве. Книгу отличают литературные достоинства. Полезная книга.