Аннотация: На русском и английском языках. In Russian and in English.
Дягилев. A brief parallel biography. Diaghilev.
(На русском и английском языках. In Russian and in English.)
Заметки о книге "Дягилев: опередивший время". Notes about the book "Diaghilev: outrunning the time".
(Все заметки были в надлежащее время опубликованы в Интернете для открытого доступа - All notes in appropriate time (in due time) were published on the Internet for a wide, public access)
Содержание. The content.
(Пояснения:
1) В квадратных скобках указаны дата и время, когда произведение было размещено в Интернете. Например: 17.06.2020 13:20] означает, что произведение было размещено в Интернете (https://proza.ru/avtor/zaleski) 17 июня 2020 года в 13 часов, 20 минут по московскому времени. Дата и время размещения в Интернете естественным образом немного отличаются от даты и времени написания, которые указываются после текста каждой миниатюры).
2) Список произведений в настоящей Краткой Параллельной Биографии (Brief Parallel Biography) корреспондируется, соотносится с общим списком миниатюр (на разные темы), который ведется с января 2018 года (первая миниатюра в списке - Сказка о Луи Антуане де Бугенвиле - датирована 14 января 2017 года - размещена в Интернете - 14.01.2017 13:54; общий список миниатюр был составлен не сразу). В общем списке миниатюры (главным образом, на русском языке, несколько - на английском) пронумерованы арабскими цифрами. Переводы миниатюр пронумерованы римскими цифрами.
Таким образом, в данной Краткой Параллельной Биографии каждое произведение имеет два номера.
Первый задает место произведения в настоящей Краткой Параллельной Биографии. Второй номер соотносит произведение с общим списком, который ведется с января 2018 года.
Пример А: '4 - 1537'. (Государственный служащий. Теоретик искусства. Министр культуры. Заметка о главах 6-7 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник 'Дягилев: опередивший время'. [17.06.2020 13:20]).
'4' - характеризует расположение произведения в настоящей Краткой Параллельной Биографии.
'1537' - характеризует позицию произведения в общем списке миниатюр, который ведется с января 2018 года.
Пример Б: '2 - MD'. (A great person. A note on chapter 3 of the book "Diaghilev: outrunning the time". [14.06.2020 09:14]).
'2' - характеризует расположение произведения в настоящей Краткой Параллельной Биографии.
'MD' - характеризует позицию произведения в общем списке миниатюр, который ведется с января 2018 года.
Указание двух номеров дает возможность заинтересованным читателям получить некоторую дополнительную информацию о событиях, в период которых писались и публиковались произведения, включенные в настоящую Краткую Параллельную Биографию.
Всего в Краткую Параллельную Биографию "Дягилев. A brief parallel biography. Diaghilev" включено 7 работ на русском языке.
Им соответствуют 7 переводов на английский язык).
(Explanation:
1) The date and time when the work was posted on the Internet are given in square brackets. For example: [29.05.2020 11:42] means that the work was posted on the Internet (https://proza.ru/avtor/zalesskivv) [(https://proza.ru/avtor/zaleski)] on May 29, 2020 at 11 o 'clock, 42 minutes Moscow time. The date and time of posting on the Internet is naturally slightly different from the date and time of writing, which are indicated after the text of each miniature).
2) The list of works in this Brief Parallel Biography is could be compared with the general list of miniatures (on different topics), which has been maintained since January 2018 (the first miniature in the list - The Tale of Louis Antoine de Bougainville - dated January 14, 2017 - posted on the Internet - January 14, 2017 13:54; A general list of miniatures was not compiled immediately, not on a start). In the general list, miniatures (mainly in Russian, several in English) are numbered Arabic numerals. The translations of the miniatures are numbered Roman numerals.
Thus, in this Brief Parallel Biography, each work has two numbers.
The first sets the place of the work in the present Brief Parallel Biography. The second number relates the work to the general list, which has been maintained since January 2018.
Example A: "4 - 1537" (Государственный служащий. Теоретик искусства. Министр культуры. Заметка о главах 6-7 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник 'Дягилев: опередивший время'. [17.06.2020 13:20]).
"4" - characterizes the location of the work in the present Brief Parallel Biography.
"1537" - characterizes the position of the work in the general list of miniatures, which has been maintained since January 2018.
Example B: "2 - MD'. (A great person. A note on chapter 3 of the book "Diaghilev: outrunning the time". [14.06.2020 09:14]).
"2" - characterizes the location of the work in the present the Brief Parallel Biography.
"2 - MD" - characterizes the position of the work in the general list of miniatures, which has been maintained since January 2018.
The two numbers provide an opportunity for interested readers to obtain a some additional information about the events during which works, included in the present Brief Parallel Biography, were written and published.
A total of 7 works in Russian are included in the Short Parallel Biography "Дягилев. A brief parallel biography. Diaghilev".
7 translations into English correspond to them).
[На русском In Russian]
1 - 1530. Барич и Бикбарда. Заметка о главах 1-2 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник 'Дягилев: опередивший время'. [13.06.2020 21:11]
2 - 1531. Великий человек. Заметка о главе 3 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник 'Дягилев: опередивший время'. [14.06.2020 08:06]
3 - 1533. Дягилев. Маршал русского искусства. Заметка о главах 4-6 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник 'Дягилев: опередивший время'. [15.06.2020 09:37]
4 - 1537. Государственный служащий. Теоретик искусства. Министр культуры. Заметка о главах 6-7 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник 'Дягилев: опередивший время'. [17.06.2020 13:20]
5 - 1538. Русские сезоны и философия Сергея Дягилева. Очерк. [17.06.2020 22:57]
6 - 1541. Русский балет Дягилева. 1906-1914 годы. Заметка о главах 8-15 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник 'Дягилев: опередивший время'. [19.06.2020 13:02]
7 - 1542. Дягилев. Маршал европейской культуры. 1914-1929. Заметка о главах 16-26 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник 'Дягилев: опередивший время'. [20.06.2020 00:56]
[На английском In English]
1 - MCCСCXCIX. Barich and Bickbarda. A note on chapters 1-2 of the book "Diaghilev: outrunning the time". [13.06.2020 23:08]
2 - MD. A great person. A note on chapter 3 of the book "Diaghilev: outrunning the time". [14.06.2020 09:14]
3 - MDII. Diaghilev. Marshal of the Russian art. A note on chapters 4-6 of book "Diaghilev: outrunning the time". [15.06.2020 10:40]
4 - MDVII. A state official. Theorist of art. A Minister of Culture. A note on chapters 6-7 of the book "Diaghilev: outrunning the time". [18.06.2020 00:24]
5 - MDVI. Russian Seasons and the philosophy of Sergei Diaghilev. The essay. [17.06.2020 23:55]
6 - MDIX. Russian Ballets of de Diaghilev. 1906-1914. A note on chapters 8-15 of the book "Diaghilev: outrunning the time". [20.06.2020 09:39]
7 - MDX. Diaghilev. Marshal of European culture. 1914-1929. A note on chapters 16-26 of the book "Diaghilev: outrunning the time". [20.06.2020 09:59]
[Texts of miniatures in English - are placed after texts of miniatures in Russian.]
[Тексты миниатюр на английском языке - размещены после текстов миниатюр на русском языке.]
1 - 1530. Барич и Бикбарда. Заметка о главах 1-2 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник 'Дягилев: опередивший время'
Родная мать Сергея Дягилева умерла, когда ему было три месяца. Вскоре появилась мачеха, которая стала ему матерью, и которую он называл 'мама'.
Родителя Дягилева, дети, вся семья, переезжают из Петербурга в Пермь (1882).
Предстоит один из приятнейших периодов жизни многочисленных Дягилевых (включая широкий круг родственников), и самого героя биографии.
Условно этот период успеха и приятной жизни можно поставить в рамки 1882 - 1896 годов.
С долей цинизма можно сказать, что ветер дул в паруса Дягилевых.
Кто-то организовывал бизнесы, кто-то тянул лямку государственной службы - делал карьеру царского военнослужащего или бюрократа, - кто-то копил деньги и складывал их в банке.
Никто не думал и не знал - кроме нескольких провидцев - , что приближаются 1905, 1914 и 1917 годы.
Семья Дягилевых жила в Перми на широкую ногу. Частично она жила на деньги предков, а частично - на заемные средства (в 1896 году отец Сергея Дягилева был объявлен банкротом).
Чудесное поместье Бикбарда, дом-дворец в самой Перми, чудесное детство, которое не купишь ни за какие деньги...
Сергей Дягилев обнаруживает в доме деда в Перми 'Рембрандта, Рафаэля, Рубенса... В шкафу же хранились великолепные издания коллекций музеев Мюнхена, Флоренции, Парижа. У Сережи от всей этой красоты дух захватывало. А дед, видя интерес мальчика к искусству, ненавязчиво поощрял его, старался рассказать внуку как можно больше о великих художниках прошлого и их произведениях. Именно тогда и началось приобщение Дягилева к прекрасному - высокому искусству.' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время')
В Перми семья Дягилевых стала центром культурной жизни. Сергея Дягилева игре на фортепиано учил серьезный пианист Данемарк.
'Каким же был репертуар концертов, на которые так спешно, 'по тревоге', собирались гости? Их участники исполняли романсы, русские народные песни, сцены и арии из опер 'Евгений Онегин' П. И. Чайковского, 'Русалка' А. С. Даргомыжского, 'Трубадур' и 'Эрнани' Д. Верди. Но больше всего здесь, пожалуй, почитали оперу М. И. Глинки 'Жизнь за царя' ('Иван Сусанин'), Иногда в концертном исполнении, а подчас и с привлечением профессиональных артистов участники кружка поставили ее более пятидесяти раз.' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время')
'Итак, сердце имения [название имения - Бикбарда; в нем, наряду с Пермью, жила семья Дягилевых ], центр жизни - балкон. Как и всякое явление, его можно рассматривать по-разному: с одной стороны, назвать 'российским, деревянным, с колоннами', а с другой - 'балконом моей мечты'. Эти слова кажутся странными только на первый взгляд. Дело в том, что, впервые попав в Бикбарду, Елена Валерьяновна [мать Сергея Дягилева] этот балкон сразу же... узнала. Он был точь-в-точь таким, как на ее детском рисунке.
Как и многие дети, Леночка Панаева [Елена Валерьяновна - мать Сергея Дягилева] очень любила рисовать... 'Моим любимым было изображение громадной семьи, члены которой, начиная от бабушки и кончая грудным ребенком, размещались в разнообразных позах на балконе, тоже громадных размеров: он всегда расстилался по всему листу бумаги. Позже - в течение жизни - мне пришлось не только увидеть наяву балкон моей мечты, но и войти самой в состав расположившейся на нем громадной семьи'. (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время')
Сергей Дягилев поступает гимназию.
'Однокашник Сергея вспоминает его гимназистом: 'Это был не по летам крупный, рослый мальчик, с выдающейся по размерам головой и выразительным лицом. Не по летам и несоответственно с классом он был образован и развит. Он знал о вещах, о которых мы, его сверстники и одноклассники, никакого понятия не имели: о русской и ... иностранной литературе, о театре, музыке. Он свободно и хорошо говорил по-французски и по-немецки, музицировал. С внешней стороны он также сильно от нас отличался. У него была изысканная, изящная внешность, что-то барственное во всей фигуре. К нему, в противоположность всем нам, необыкновенно подходило слово 'барич'''. (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время')
Сергей Дягилев получает опыт публичных выступлений - он исполняет для публики 'музыкальные пьесы'.
Завершается учеба Сергея Дягилева в гимназии (в Перми), начинается (в 1890 году) учёба в университете (на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета).
'Профессиональным занятиям он явно предпочитал посещение выставок, театров, концертов, званых вечеров, на которых присутствовали, а зачастую и выступали люди искусства, знаменитости.' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время')
Сергей Дягилев в Санкт-Петербурге входит в 'кружок Бенуа'.
Он едет (вместе с двоюродным братом Философовым) за границу. Посещает театры, слушает выдающихся певцов...
Венеция. Он пишет письмо матери (лето 1890): '...Приеду умирать в Венецию...'.
Октябрь 1890 - отец Сергея Дягилева признан по суду банкротом. Имение Бикбарда продано.
Сергей Дягилев уже стал столичным жителем - жителем Санкт-Петербурга, студентом университета.
Жаль Бикбарду... Но впереди жизнь, которая не укладывается в рамки пермского поместья и пермского существования... Кроме того, впереди 1917 год...
13 июня 2020 г. 13:10
2 - 1531. Великий человек. Заметка о главе 3 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник 'Дягилев: опередивший время'
Кто он, Сергей Дягилев? Студент? Студентом он стал по необходимости...
Пришло для Дягилева время оставить в прошлом этап, когда его считали 'баричем'.
Стать 'барином' после продажи имения в Пензе было затруднительно, да и у Сергея Дягилева не было к этому особой склонности.
Сергей Дягилев занимается теорией музыки и композицией у профессора Санкт-Петербургской консерватории, композитора и музыковеда Николая Александровича Соколова, осваивает тонкости игры на фортепиано.
Нужен был эксперт, покровитель, маршал искусства - такой человек, который мог бы распознать, оценить способности Сергея Дягилева и объявить о его вхождении сферу искусства - подобно В.Г. Белинскому, объявившему Гоголя главой русской литературы, или Д.В. Григоровичу, объявившему Чехова талантливым, потенциально высококлассным писателем.
Для такого признания и публичного объявления требовался великий человек.
Но кто может это сделать?
'В январе 1892 года в Москве, куда Дягилев отправился вместе с Димой Философовым, их собеседником оказался не кто иной, как Лев Николаевич Толстой.' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время')
Долгая беседа. В ходе беседы вопросы о способностях Дягилева и о его перспективах в мире искусства не затрагивался. Дягилев и его спутник представились Льву Толстому как студенты-юристы, люди, желающие внести благотворительный финансовый вклад в начатую Львом Толстым борьбу с голодом.
'...Соединение крестьянского рабочего костюма с какой-то джентльменскою манерою держаться и говорить. (...) Во время разговора смотрел прямо в глаза тому, с кем говорил'. (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время')
Из рассказа Сергея Дягилева о беседе с Львом Толстым можно предположить, что Дягилев заинтересовал Льва Толстого.
Беседа не только состоялась (у посетителей не было никаких гарантий, что они увидят Льва Толстого лично; тем более, у них не было надежд на длительную беседу с писателем). Беседа не только оказалась сравнительно длительной. Лев Толстой, например, неожиданно затронул вопрос о соотношении тщеславия и стремления делать добрые дела.
Сам факт весьма долгой беседы и внимание Льва Толстого прибодрили Сергея Дягилева.
После начала болезни Петра Ильича Чайковского Дягилеву удается сблизиться с композитором. Но Чайковский умер в 1893 году. Возможно, в этот период у Сергея Дягилева появляется вкус к полезным супер-перформансам. Он сумел подать себя таким образом, что перед похоронами Чайковского некоторые присутствующие принимали Дягилева за родственника Чайковского и выражали соболезнования. Перформанс был полезен с точки зрения приобретения опыта, но явных полезных результатов не дал.
Сергей Дягилев внезапно, под влиянием импульса, пишет сонату...
Беседа с Львом Толстым состоялась, она была полезной...
Чайковский относительно быстро умер.
Кого еще можно было отнести к числу великих людей?
Общепризнанным великим человеком был Николай Андреевич Римский-Корсаков.
'22 сентября 1894 года Сергей отправился прямиком домой к знаменитому композитору' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время')
Николай Андреевич Римский-Корсаков проявляет сдержанность в похвалах, рекомендует Дягилеву учиться, делает нелестный отзыв.
Все это, отчасти, правильно, но не соответствует требованиям момента. С такими темпами в 'баричах' можно было оставаться еще лет десять, - а такой вариант был для Сергея Дягилева недопустим. Часики тикали...
Пришлось взять ответственность и репутационные риски (риски ошибок, неудач, насмешек...) на себя...
Дягилев с 'шумом распахнул двери кабинета композитора. Вылетев в коридор, Сергей в сердцах прокричал удивительную по самонадеянности фразу (здесь уже появляется свидетель - лакей хозяина дома): 'Будущее покажет, кого из нас история будет считать более великим!'' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время').
Дягилев осваивает игру на фортепиано, пробует сочинять оперы, исполнять оперные партии, начинает заниматься живописью...
Снова путешествие - поездка за границу.
'Юный путешественник отнюдь не страдает излишней скромностью. Напротив, для всех своих новых знакомых Дягилев становится воплощением 'настоящего русского барина'. Как вспоминал впоследствии Александр Бенуа, его друг 'останавливался в лучших отелях, ездил по городу в закрытом экипаже, элегантно одевался, ходил с моноклем, который ему не нужен, и никогда не расставался с цилиндром'. Кроме того, покупку картин он отмечал замечательными обедами в ресторанах - причем не в одиночестве, с целью экономии, а в кругу новых друзей и единомышленников. Немудрено, что наследства ему хватило всего на три года.' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время')
За границей, Сергей Дягилев, используя наследство давно умершей родной матери, полученное им после достижения совершеннолетия, приобретает произведения искусства (полученного наследства хватило на 3 года - успел Дягилев потратить наследство с пользой и удовольствием до 1914-1917 годов...).
Постепенно, жилище Сергея Дягилева оснащается как дорогой салон, наполненный изящной мебелью, предметами искусства.
По мнению людей, не ощущающих нюансов, не способных увидеть будущее через увеличительное стекло, мыслящих стереотипно, схематично, Сергей Дягилев ведет себя как барин.
В действительности, он становится де факто владельцем салона деятелей искусства. (В этот период он еще не завершил учебу в университете).
'Восьмого января 1896 года в столичном издании 'Новости и биржевая газета' появляется первая публикация Сергея Дягилева - статья 'Акварельная выставка'. А через несколько месяцев, летом, он закончил, наконец, университет, одолев четырехгодичный курс за шесть лет. Юристом так и не стал, но стоит ли жалеть об этом? Предназначение этого человека было совершенно иным. И сейчас он стоял на пороге своей звездной судьбы...' (Н.Д. Чернышова-Мельник 'Дягилев: опередивший время')
В 1890 году завершился период 'Бикбарды'. В 1896 году завершился период ученичества. Великий человек объявил миру о своём новом качестве, обрел свою жизненную дорогу и начал движение по ней.
14 июня 2020 г. 07:14
3 - 1533. Дягилев. Маршал русского искусства. Заметка о главах 4-6 книги Н.Д. Чернышовой-Мельник 'Дягилев: опередивший время'
Термин 'маршал' (как мы уже поясняли) в большей степени используется в данном случае в общегражданском значении (лицо, ответственное за порядок; главная, ведущая персона; попечитель).
В период деятельности Дягилева в России ощущаются акценты:
1)Стремление получить субсидии (от государства и от меценатов) на культурную деятельность - на выпуск журнала, на организацию выставок...
2) Стремление заручиться поддержкой императора, членов императорской семьи, правительства...
Появляются и развиваются (применительно к Сергею Дягилеву) понятия 'шармер' и 'шармовать' - от слова 'шарм'. Что такое искусство, если не шарм? Кто такой Сергей Дягилев, если не мастер шарма (шармер)?
Кто умеет вести переговоры, договариваться - шармовать?