Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Модест Мусоргский: Куда я попал!? Между разделом Речи Посполитой (1795) и Глебом Кржижановским, Сергеем Королевым. Размышления после прочтения половины книги "мусоргский" от Сергея Федякина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Модест Мусоргский: Куда я попал!? Между разделом Речи Посполитой (1795) и Глебом Кржижановским, Сергеем Королевым. Размышления после прочтения половины книги "Мусоргский" от Сергея Федякина.

  Модест Мусоргский: Куда я попал!? Между разделом Речи Посполитой (1795) и Глебом Кржижановским, Сергеем Королевым. Размышления после прочтения половины книги 'Мусоргский' от Сергея Федякина.
  
  
  1. Общее впечатление от чтения.
  
  Чтение книги о Мусоргском от Сергея Федякина - весьма утомительное занятие. Такое ощущение, что глотаешь пищу, которая непригодна для проглатывания. Утомительное занятие.
  
  Непонятный человек предстаёт перед читателем. Вроде бы, он - благополучен. Но он совсем не благополучен. Все как-то не так.
  
  Чем он занят? Он беседует, он общается, он пишет музыку...
  
  Почему все идет наперекосяк? Непонятно...
  
  
  2. Мусоргский не желает жить там, куда он попал.
  
  1857 - фортепианная пьеса 'Воспоминание детства'.
  1858 - песня 'Где ты, звездочка?' на слова Н. Грекова.
  1865 - пьеса для фортепиано 'Из воспоминаний детства - ? 1.'
  1867 - партитура 'Ивановой ночи на Лысой горе'.
  1868 - закончена песня 'Сиротка' на собственные слова. Начало работы над речитативной оперой 'Женитьба' по одноименной комедии Н. В. Гоголя.
  1869 - закончена партитура оперы 'Борис Годунов'.
  1872 - начало работы над оперой 'Хованщина'.
  1874, январь - первое представление оперы 'Борис Годунов'...
  1874, осень - Замысел цикла 'Песни и пляски смерти'...
  
  
  Воспоминания детства...
  
  Женитьба - по Гоголю -...
  
  Борис Годунов и Хованщина - исторические эпизоды перехода власти (Хованщина - переход власти к царевне Софье; Хованский - глава стрельцов, выступивших за смену власти). Александр Пушкин завершил написание 'Бориса Годунова' в 1825 году... 'Борис Годунов' был посвящен временности представителей власти ...
  Сергей Федякин цитирует Пушкина: 'Он не мог быть ни сторонником, ни противником Петра [Первого - конкурентом которого в его детские годы стала царевна Софья]. Знал он [Мусоргский] или не знал те слова Пушкина, которые тот произнесет о поражении декабристов? - 'будем смотреть на трагедию глазами Шекспира'.'
  
  Лысая гора - со всеми ее обитателями.
  
  Где любовь, страсть, Солнце, наслаждения?... Где, наконец, шербурские зонтики?
  
  
  3. Мусоргского не желают там, куда он попал.
  
  То общество, в котором жил Мусоргский, было далеко от его творческих интересов.
  
  По воле событий он нашел немногочисленных людей, кого интересовала новая русская музыка. Но даже члены этого дружеского сообщества весьма критично оценили произведение Мусоргского после оглушительного успеха оперы 'Борис Годунов'.
  
  Четыре почитательницы в частном порядке изготовили для Мусоргского венок. Они планировали вручение венка на сцене, во всяком случае - публично. Публичное вручение венка было сорвано. Факт вручения венка, пусть и в приватной обстановке, вызывал со стороны лиц, близких к музыке (и к Мусоргскому), постоянные недоброжелательные комментарии (в том числе, в прессе).
  
  Постановка оперы 'Борис Годунов' стала результатом, в общем-то, случайных событий.
  
  Если бы не счастливое стечение обстоятельств, Мусоргскому было бы суждено бесконечно переделывать свою оперу, пока бы этот увлекательный процесс не завершился бы творческим кризисом и громкой жизненной катастрофой.
  
  Некоторое количество 'горячих поклонников', попадание в настроение части публики (в операх 'Борис Годунов' и 'Хованщина' ощущается намек на недозволенное свободомыслие, что привлекает часть публики).
  
  Мусоргский нужен своему брату и тем немногочисленным людям, с которыми он периодически сближается на почве музыкальных интересов.
  
  
  3. Финансовые и карьерные проблемы Мусоргского.
  
  Особого благоволения к Мусоргскому со стороны 'верхов' не видно.
  
  Имение Мусоргского - в расстроенном состоянии. Он вынужден служить чиновником по линии гражданской службы... Поездка за границу для встречи со знаменитыми европейскими композиторами - для него проблема из-за недостатка средств. Казалось бы, шумный успех оперы 'Борис Годунов' должен улучшить финансовое положение Мусоргского. Но мною уже прочитана половина книги 'Мусоргский', а упоминания о финансовом благополучии композитора все нет и нет...
  
  Личная жизнь Мусоргского - в неустроенном состоянии...
  
  
  4. Непонятный (почти подозрительный) человек. Мусоргскому не уютно.
  
  Отсутствует финансовое изобилие, отсутствует устойчивое общественное положение. Денег для приобретения недвижимого имущества в столице у Мусоргского не имеется. В книге звучит тема экономии средств при аренде Мусоргским столичного жилья... Для экономии он живет в семье брата, гостит у знакомых.
  
  Если бы позволяли финансы, то Мусоргский мог бы оставить службу... Но кем бы он стал в таком случае?
  
  Выступать в качестве гастролирующего пианиста - это отдельная профессия... Жить за счет уроков музыки? - В молодости он некоторое время давал уроки игры на фортепьяно в семье дальних родственников, в их деревенском имении ... Заняться этим в столице?
  
  Одно лишь дворянское происхождение, без налаженного имения, при жизни в Петербурге не давало устойчивой репутации и устойчивого общественного положения.
  
  Композитор, широко известный в узких кругах? Что-то в этом есть слегка сомнительное, близкое к понятию 'непонятная (подозрительная) персона' ...
  
  Отчасти Мусоргский, имевший глубокие и обширные знания в области музыкального искусства, мог оценить свой творческий уровень и свой вклад в музыкальное искусство, в русскую культуру. Отчасти роль Мусоргского стала ясна через много лет.
  
  Да, Мусоргский умеет слышать музыку, музыка спонтанно возникает в его сознании, видимые картины реальности сами по себе преобразуются в его голове в музыкальные мелодии.
  
  Казалось бы, это - счастливый творческий дар. Но в биографии Мусоргского появляются слова 'психическое заболевание', 'склонность к спиртному'.
  
  Пока еще не пришло время ни Глеба Кржижановского, ни Сергея Королева. Мусоргский отчасти растерян... Что с ним не так?
  
  Со своей исторической и человеческой позиции Мусоргский не может понять, что с ним - все в порядке. Даже больше того: он один из тех, кто создает классическую русскую культуру 19-го века. Не в порядке - та среда, в которую он попал по воле исторических событий, и в которой он живет.
  
  Мусоргскому не уютно...
  
  Таковы мои впечатления от прочитанной мною половины книги 'Мусоргский'.
  
  
  28 сентября 2021 г. 20:53
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"