Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Тяжёлые мортиры и железная дорога. Севастополь (1854-1855) - Порт-Артур (1804-1905) - Сталинград (1942 -1943)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тяжёлые мортиры и железная дорога. Севастополь (1854-1855) - Порт-Артур (1804-1905) - Сталинград (1942 -1943)

  Мортиры и железная дорога. Севастополь (1854-1855) - Порт-Артур (1904-1905) - Сталинград (1942 -1943)
  
  
  В книге Евгения Тарле 'Крымская война' есть лаконичные упоминания о мортирах.
  
  
  '... 12(24) марта 1854 г. Наполеон III подписал декрет, повелевавший сформировать особую восточную армию, главнокомандующим которой был назначен маршал Сент-Арно... В общем в армии числилось к началу военных действий около 40 000 человек. Сверх того, был сформирован осадный парк из 24 пушек, 12 гаубиц и 22 мортир. Для обслуживания осадного парка было назначено семь рот. Посадка на суда началась 24 марта (5 апреля) 1854 г.
  
  ... У англичан был в момент прибытия в Варну осадный парк в 65 орудий (50 пушек и 15 мортир).
  
  ... Прусский историк осады Севастополя капитан Вейгельт выяснил, что с 12 ноября н. ст., т. е. ровно через неделю после Инкермана, английские батареи должны были "ограничить огонь", а с 20 ноября почти вовсе прекратить его. С 24 ноября "артиллерия замолчала совершенно: не было более снарядов!
  
  ... Произошло это вследствие "бесконечных трудов" по доставке боеприпасов из Балаклавы в английские лагери на Килен-балке и Сапун-горе. Для перевозки одной пушки средней величины требовалось 24 лошади и день работы; для перевозки большой мортиры - 30-40 лошадей и дневная работа. За день доставляли зимой из Балаклавы не более 90-100 13-дюймовых бомб. У французов дело обстояло легче. И дорога была не такой длинной из Камышовой бухты, где была их материальная база, до лагеря и осадных пунктов, и турецкую армию они быстро приспособили для перенесения тяжестей. Конечно, на турках нельзя было перевозить пушки, но снаряды турки носили.
  
  ... И все-таки положение защитников Севастополя казалось критическим. Навесный огонь более чем 150 крупных мортир, входивших в состав осадной артиллерии, должен был производить страшные разрушения и на укреплениях, и в непосредственном тылу за бастионами, и в городе.
  
  ... С русской стороны действовали 1200 орудий, со стороны же неприятеля 300 больших мортир и 800 других орудий. Но у русских не было и одной сотни мортир, запасы разрывных снарядов были меньше неприятельских, запасы пороха совсем малы, а к концу этих трех с лишком недель велено было расходовать снаряды экономно.'
  
  Итак, в книге Евгения Тарле число мортир (на стороне союзников) увеличивается с 37 до 150. Затем численность мортир достигает 300, после чего следует захват союзниками Малахова кургана и война фактически завершается.
  
  Краткое упоминание трудностей доставки артиллерии и снарядов дополняется косвенным 'инвертированным' упоминанием железной дороги.
  
  Евгений Тарле цитирует одно из писем: 'Говорили, что у них есть железная дорога от Балаклавы до Севастополя, - это вздор.'
  
  В книге Евгения Тарле это 'утверждение через отрицание', похоже, единственное упоминание железной дороги, созданной на стороне союзников, осаждавших Севастополь в 1854-1855 годах.
  
  Однако, если учесть сложность доставки боеприпасов для артиллерии, то определенная целесообразность в создании железной дороги имеется.
  
  
  Александр Кинглэйк пишет:
  
  'Проблема "прокладывания дороги" между лагерем и портом долго сопротивлялась всякому решению.Труд в необходимом количестве не мог быть получен ни путем найма, ни путем выжимания из перегруженной армии. Армия занимаясь днем и ночью боями с врагом, делая втрое больше работы, которую можно было бы назвать умеренной. Армия не могла предоставить "руки" для выполнения любой такой задачи...
  
  Идея строительства этой железной дороги была давно подхвачена и поддержана герцогом Ньюкаслом с замечательной энергией'.
  
  (The problem of ' making a road ' between camp and port long continued to resist all solution, and this, as we saw, because labour in the requisite quantity could neither be got by hiring it, nor wrung from an overtasked army, which - engaged day and night with the enemy, and already doing three times the work that could well be called moderate - was unable to furnish ' hands ' for the execution of any such task...
  
  The idea of constructing this railway had been long ago seized and propelled by the Duke of Newcastle with admirable vigour...) (Alexander William Kinglake 'The Invasion of the Crimea: Its Origin, and an Account of its Progress down to the Death of Lord Raglan'. Vol. 7)
  
  '... Под руководством лейтенанта Стопфорда из английских королевских инженеров наши люди в начале декабря [1854] создали электрический полевой телеграф, и к концу того же месяца начал свою работу инженер-строитель (г-н Кэмпбелл) по строительству железной дороги между Балаклавой и лагерем ... В течение всей последней части периода, охваченного этой главой [Vol. 8, Chapter IV.] [февраль 1855 - вторая неделя апреля], союзники были не только заняты вооружением своих батарей все более и более тяжелыми орудиями, но также - благодаря хорошей помощи железной дороги, которую сделали наши люди - в подъеме их на высоты с такими огромными грузами боеприпасов и другого артиллерийского снаряжения, которые могли бы служить для большой канонады.
  
  Большая часть союзных армий неделями и неделями с нетерпением ожидала подготовленных таким образом усилий ... ; но какой-то свет, недавно брошенный на действия 1855 года, позволил мне, если можно так выразиться, предотвратить разочарование и заранее предупредить исследователей, что, увидев ... генерала Канробера, занятого обещанной бомбардировкой, они увидят в нем - не настоящего военачальника, вождя, а скорее - скованного лейтенанта без свободы действий, без скрытой цели, которая сама по себе может придать огромное значение его использованию французской артиллерии ...'
  
  
  (... Under the directions of Lieutenant Stopford of the English the Royal Engineers, our people in the beginning of December constructed an electric field -telegraph and it was towards the close of the same month that a civil engineer (Mr Campbell) began his operations for making the railway between Balaclava and camp... During all the latter part of the period embraced by this chapter, the Allies had been not only busied in arming their batteries with more and heavier guns, but also - and with good help at last from the railway our people had made - in bringing up to their heights such huge loads of ordnance ammunition, and other artillery stores as might serve for a great cannonade.
  
  The bulk of the allied armies had looked forward for weeks and for weeks to the thus prepared effort ... ; but some light newly thrown on the transactions of 1855 has enabled me, if so one may speak, to avert disappointment, and warn enquirers beforehand that, when seeing ... General Canrobert engaged in the promised bombardment, they will see in him - not a real Chief, but rather - a fettered lieutenant without the freedom of action, without the ulterior purpose which alone could give mighty significance to his use of the French breaching guns...) (Alexander William Kinglake 'The Invasion of the Crimea: Its Origin, and an Account of its Progress down to the Death of Lord Raglan'. Vol. 8)
  
  В книге К. Хибберта мы встречаем информацию о железной дороге.
  
  'Многочисленные рабочие из Хорватии, Албании, Греции, Черногории, Афганистана, больше напоминавшие ножами и кинжалами бандитов, прокладывали железную дорогу из Балаклавы наверх, в лагерь. Укладывая шпалы и рельсы, они кричали и ссорились на своих многочисленных непонятных языках. Необходимые материалы прибыли в начале февраля, а в конце марта [1855 года] железная дорога уже работала. Стук вагонных колес по рельсам вызывал чувство комфорта и ностальгии. Иногда вагоны тянули лошади; иногда команда из 70 матросов, соединенных друг с другом артиллерийской упряжью. Пассажиры подбадривали их криками и шутками; в ответ те нередко ворчали, что 'тот, кто не замолчит, может выметаться из вагона и дальше идти пешком''.
  (Хибберт Кристофер 'Крымская кампания 1854-1855. Трагедия лорда Раглана').
  
  
  Итак, все становится на свои места. Для 300 мортир (по сведениям Тарле - цифра, по всей видимости, оценочная, приблизительная) нужны снаряды, а для доставки снарядов в большом количестве требуется железная дорога.
  
  Мортиры плюс снаряды плюс железная дорога (плюс генерал Пелисье) ... Дело движется к результату...
  
  Железную дорогу стали строить в декабре 1854 г. - феврале 1855 года. Завершили в конце марта. По странному совпадению Николай Павлович скончался 18 февраля (2 марта) 1855 г.
  
  Железная дорога - это не стихи Пушкина или Лермонтова. Пасквилями и дуэлями делу не поможешь...
  
  Расстройство очень большое...
  
  К. Хибберт также упоминает мортиры, но об их количестве (точнее, о динамике их числа), он вроде бы, ничего не сообщает. 'Мортира. В мортирах чаще, чем в пушках, применяли снаряды. По сравнению с современными минометами мортиры имели гораздо больший калибр, до 13 дюймов, и напоминали огромные кастрюли, закрепленные на специальной платформе.' (Хибберт Кристофер 'Крымская кампания 1854-1855. Трагедия лорда Раглана').
  
  Откуда доставлялись мортиры? На этот вопрос, вроде бы, в книгах Тарле и Хибберта ответов нет. (Если не считать стартовых упоминаний Евгения Тарле о наличии 22 мортир у французов и 15 у англичан в начале компании в 1854 году).
  
  Некоторая дополнительная информация поступает при ознакомлении с деталями осады Порт-Артура в 1904-1905 годах.
  
  Японские войска в процессе осады использовали крупнокалиберные 11-дюймовые (280 мм) гаубицы (с 500-фунтовыми (220 кг) бронебойными снарядами) собственного, японского, производства (которые изготовлялись по технологии [лицензии] британской фирмы Армстронг и при помощи итальянских инженеров). Имеется информация о 18-ти 11 дюймовых гаубицах (мортирах) и 450 других орудий.
  
  Эти крупнокалиберные осадные гаубицы в ряде источников называют мортирами.
  
  Превалирует мнение, что эти гаубицы были японского производства. Хотя в одном из источников упоминалась германская фирма Круппа (видимо, неточная информация).
  
  Артиллерийские грузы японская армия доставляла по восьмимильной (13 км) узкоколейной колее, проложенной специально для этой цели.
  
  Хронологически за сдачей Порт-Артура последовало Кровавое воскресение в Петербурге, Октябрьский Манифест об усовершенствовании государственного порядка (1905) и все последующие события.
  
  Военная история продолжала развиваться.
  
  Как пишет В.И. Чуйков в книге 'Сражение века', 'на левом берегу была создана фронтовая артиллерийская группа, которая делилась на четыре подгруппы: северная в составе 86 орудий и минометов, для поддержки 62-й армии; южная - в составе 64 орудий и минометов, для поддержки 64-й армии; подгруппа Волжской военной флотилии в составе 16 орудий, как маневренная группа по Волге, и группа зенитной артиллерии....
  Решение оставить дивизионную артиллерию на левом берегу сыграло положительную роль в ходе оборонительных и наступательных боев в городе.
  
  Оставив пушечные и гаубичные полки за Волгой, каждый командир дивизии или бригады всегда мог вызвать огонь своей артиллерии на любой участок фронта. А командующий артиллерией армии генерал-майор Н. М. Пожарский в нужный момент мог сосредоточить огонь заволжских батарей всех бригад и дивизий в один район'.
  
  Как пишет главный маршал артиллерии Н. Н. Воронов в книге 'На службе военной', 'То и дело раздавался характерный свист тяжелых снарядов. Это била по врагу знаменитая Заволжская артиллерийская группа. Артиллерия большой и особой мощности была своевременно выведена за Волгу. Конечно, эта группа меня интересовала до деталей...
  Возникло решение сформировать из Заволжской артиллерийской группы, имевшей на вооружении орудия калибром 203 - 280 миллиметров, отдельную тяжелую артиллерийскую дивизию. Тогда всю эту мощь будет легче собрать в один кулак. Об этом поставили в известность А. И. Еременко, доложили в Ставку, и оттуда получили согласие. Таким образом, в войсках Сталинградского фронта появилась первая тяжелая артиллерийская дивизия'.
  
  ('Он [Верховный] задумался.- Слушайте, а что если мы эти дивизионы назовем полками?
  
  Я стал возражать, какой же это полк из шестнадцати пушек?
  
  - Нет, нет, вы вдумайтесь. Что значит дивизион? В нашем понимании, это - единица маленькая. Командир дивизиона попадет в подчинение к какому-нибудь небольшому общевойсковому начальнику, с ним никто и считаться не будет, а в результате и артиллерию используют неправильно. Давайте, право же, назовем новые подразделения полками. Командир артиллерийского полка - это звучит! С ним не только командир дивизии, глядишь, и командир корпуса посчитается! Мало орудий в полку? Что же поделаешь. Сейчас случается, что в дивизии людей меньше, чем в нормальном полку. Но командир дивизии все-таки остается командиром дивизии. Так что пусть у нас будут артиллерийские полки. После мы увеличим в них количество батарей, как только наша промышленность получше снабжать нас будет.')
  
  Перевозки в артиллерийскую группу на левом берегу Волги шли частично по железной дороге, проходящей по заволжским степям. Частично-автотранспортом.
  
  Да... Еще можно вспомнить слова К. Хибберта: '..укрепления русских напоминали 'огромный кипящий вулкан'; штыковые бои шли в пригороде, на улицах и внутри зданий...'
  
  'Кипящий вулкан' - 'кипящий котёл' - 'Сталинградский котёл'. Результат битвы за Сталинград отличался от результатов 1844-1855 и 1904-1905 годов... Но некоторое сходство событий имеет место быть...
  
  Закон сохранения военной истории: 'Военная история не появляется из ниоткуда и не исчезает в никуда. Она лишь переходит из одного состояния в другое'.
  
  6 октября 2019 г. 10:55
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"