Аннотация: Как научиться правилам игры? Детский рассказ.
Как научиться правилам игры? Детский рассказ.
В дошкольном возрасте у меня был период, когда я и мои приятели по двору (многоэтажного многоквартирного дома) активно играли в шахматы.
Видимо, кто-то объяснил нам, как ходят шахматные фигуры.
Возможно, в газетах писали об очередном чемпионате мира по шахматам.
К тому же и шахматы стоили недорого.
В общем, был недолгий период моды на шахматы в нашем дворе.
Из этого периода мне запомнился лишь один эпизод.
Сам не знаю как, но я согласился играть в шахматы с девочкой из весьма далеко расположенного дома. Она была примерно одного возраста со мной.
Наши семьи были едва знакомы, во всяком случае, я знал ее имя.
Может быть, и не стоило играть в шахматы с девочкой? Соревнования по шахматам между мужчинами и женщинами проводятся отдельно. Для детских взаимоотношений этот принцип в расчет не принимался.
Может быть, вообще не следовало играть с ней в шахматы - с человеком, которого я практически не знал? С которым я был едва знаком? В разного рода играх часто принимают участие малознакомые или незнакомые люди.
Так или иначе, возле ее многоэтажного многоквартирного дома также был просторный двор, а во дворе мы заняли свободный стол, рядом с которым были установлены постоянные скамейки. На столе появилась откуда-то шахматная доска.
И мы начали играть партию.
Сначала рядом никого не было.
Играли мы без шахматных часов. Каждый имел время для обдумывания ходов в пределах разумного.
Постепенно в партии я стал получать преимущество.
В какой-то момент позади моей партнерши появился ее отец.
Сначала он молча подошел к ней со спины и наблюдал за партией (лицом ко мне), не говоря ни слова.
По правилам любительских партий это не запрещалось. Обычно игроков окружали знакомые люди, болельщики. Часто они подсказывали ходы.
Допускались ли подсказки? На этот счет конкретных обычаев в любительских партиях не существовало.
Наверное, в вопросе о подсказках многое определялось возражениями той стороны, которая страдала от подсказок. При решительных возражениях подсказки прекращались, или же игра могла прекратиться в одностороннем порядке. Однако, таких случаев, вроде бы не было. Все игроки были весьма невысокого, начального уровня, поэтому подсказки не только помогали, но и вредили. Следовательно, не было смысла против них протестовать.
Никаких особых споров насчет правил игры среди нас, детей, вроде бы не возникало. На интуитивном уровне все понимали правила более или менее одинаково.
В общем, практическая жизнь не выработала однозначных четких правил насчет подсказок.
В какой-то момент отец моей партнерши дал ей совет, как ходить.
Возражать было затруднительно.
Маленький мальчик имел недостаточно авторитета против взрослого человека.
Помощь отца дочери как бы освещалась уважением.
Помощь девочке, играющей с мальчиком, как бы подсознательно оправдывалась тем, что она, возможно, более слабая участница игры.
И, кроме того, есть ли смысл возражать против одной-единственной подсказки? А кто объявил, что подсказок будут несколько, или что их будет много? Ясно, что все - люди одного круга, все - люди порядочные, они слишком уж некрасиво поступать не будут.
В общем, я не высказал возражений, сосредоточил усилия на обдумывании ходов для победы в партии.
Советы взрослого мужчины моей партнерше по игре становились все более частыми, а ее позиция все улучшалась и улучшалась.
Был ли этот мужчина более искусным игроком, чем мы, дети? Или же его преимущество было связано с возрастом и опытом и общими интеллектуальными способностями?
Никаких выводов по этому вопросу я сделать не мог за этот относительно короткий период времени, а дополнительной информации ни до, ни вовремя, ни после игры мне на этот счет не поступало.
В общем, как-то постепенно, ход за ходом, я стал ощущать ложность своего положения.
Вроде бы я начал играть с девочкой, которая, как и все дети, была не сильным игроком. (А не надо было начинать!).
А фактически я играю со взрослым мужчиной, который в этой партии демонстрирует не плохие навыки шахматной игры.
Во всяком случае, я не договаривался и не соглашался играть против двоих - это точно.
Однако, разбираться в локальной шахматной дипломатии и формировать оперативную дипломатическую (шахматную) позицию у меня не было достаточного времени и ресурса внимания. Партия была начата, игра шла, и нужно было думать над тем, как ходить, чтобы выиграть.
Тем временем, с каждым ходом моя позиция ухудшалась, я чувствовал все более и более негативные эмоции. Эти эмоции не были тайной для моих партнеров, периодически смотревших на меня.
После эмоционально неприятного этапа игры одного против двоих шахматная партия завершилась (неблагоприятным для меня образом).
Велико было мое разочарование в моих партнёрах по шахматной партии!
Домой я пришел в совершенно расстроенных чувствах.
Видимо, я что-то рассказал своему отцу. Наверное, отношения наших семей, и так не близкие, стали совершенно холодными.
(Этот человек, кажется, позднее пытался устроиться к моему отцу на работу, но отец, если я правильно помню, уклонился от разговора с этим претендентом).
В общем, та шахматная партия была странным событием и своеобразным жизненным опытом.
Зачем вообще было играть? Особого влечения к настольным играм я никогда не ощущал. Чтобы получить этот жизненный опыт?... Может быть, его лучше было не получать? Или - получить каким-то иным, по возможности, более приятным, образом?
Среди всего прочего, эта шахматная партия показала мне, что понимание правил и обучение им - это самостоятельная проблема.
Вот если бы эта игра называлась не 'шахматами', а, например, 'шахматной дипломатией', то при таком названии от этой партии я получил бы больше пользы и позитивных эмоций? И этот рассказ бы я написал намного раньше? И обучение правилам было бы более эффективным?