Аннотация: Надутые резиновые литературные великаны с госбюджетным поддувом. Очерк современной культурной сферы.
Надутые резиновые литературные великаны с госбюджетным поддувом. Очерк современной культурной сферы.
Современная криминальная российская суб-культура сидит в своей темной избушке, на ржавом ведре, и пытается выдавить из себя признаки культурности.
Зачем ей это нужно?
Во-первых, для общеполитических целей. Информационную среду, насыщенную резкими журналистскими публикациями и расследованиями а ля Навальный, нужно разбавлять сладкой патокой.
Во-вторых, существуют около-экономические мотивы. Потенциальные покупатели какой-то - сколько-нибудь наукоемкой - российской продукции должны предполагать, что они имеют дело с цивилизованными и образованными людьми.
В-третьих, утилитарно-электоральные соображения имеют место. Вся культурная рать вылазит перед выборами из своих норок и хором шумит, что такой-то кандидат - это самый цивилизованный, самый культурный и самый человечный человек.
Сергей Сергеевич читал Александра Солженицына. 'Угодило зёрнышко промеж двух жерновов'. Поучительное чтение. Много интересного.
Но иногда нужно и новости по радио послушать.
Однако, если отвлечешься, то после новостей начинается передача.
Интервью с одним из так называемых больших литературных фигур.
Ничего из того, что Сергей Сергеевич знал об этой фигуре, не создавало впечатления литературной солидности.
Разве что биография крупного писателя, опубликованная в серии, основанной Максимом Горьким.
Но тот ли писал, чья фамилия стоит на титульном листе?
Сергей Сергеевич начал слушать интервью..
Ведущий предупреждает. Он читает отрывки из недавно написанной и опубликованной книги (роман), а гость высказывается, комментирует.
Началось.
Какая-то мелочевка, ерунда.
Впрочем, опыт чувствуется. Гость объясняет, как появилась книга. Он работал в университете, а затем ему предложили перейти на крупную литературную должность. И он так был благодарен этому университету, что решил написать книгу.
О, это возвышенный мотив! Мы чувствуем уважение! Человек не лишен чувства благодарности и испытывает уважение к собственным корням!
И что же он написал?
Он написал о каком-то студенте, который жил в советские времена и был советским человеком.
- Вы ассоциируете себя с этим героем?
- Нет! Но я сочувствую его взглядам!
Увертливый чувак!
Конечно, этот роман - очередной литературный мусор! Но зачем он нужен?
А вот зачем!
Крупным литературным фигурам нужны публикации.
За рубежом эту чушь никто не читает. Впрочем, если сильно попросить, где-то могут опубликовать рецензию. Преимущественно хвалебную. Естественно, желательно в каком-нибудь зарубежном СМИ.
Главный расчет не на обсуждение. Никому подобные произведения не нужны, все это - муть и никому не нужный прах. Наивные, никому не интересные мысли малоопытного советского студента.
Но во всех биографиях литературной фигуры появится очередная строчка - написана и опубликована очередная книга! Очередной роман!
Таковы правила игры. Романы пишутся, они публикуются!
А если кто-то прочтет и представит в критическом виде свое мнение?!
Это невозможно!
Все теплые литературные места заняты друзьями и послушными фигурами.
Если даже где-то появится отрицательное мнение, на него ответят двумя десятками разнообразных хвалебных рецензий.
Тот, кто напишет что-то отрицательное, за свое мнение ничего не получит, и опубликует свое мнение где-нибудь на сервисе бесплатных публикаций, а те, кто ответит хвалебными мнениями, будут опубликованы в солидных (с советских времен) литературных изданиях, причем в ряде случаев будут выплачены еще и гонорары.
Так или иначе, все биографии, все анкеты, все списки, биографическая статья в Википедии - все это пополнится упоминанием еще одного написанного и опубликованного романа.
Впрочем, цитирование и обсуждение этого нового романа наталкивает на вопрос - а лично ли автор (гость радио-передачи) писал это литературное блюдо?
Любой отставной литературной козы барабанщик, оказавшийся на финансовой мели, способен написать подобный текст - от лица наивного советского студента. Он советский человек! У него - убеждения! Он постоянно и без разбора читает книги! Да, это глубокое, сложное произведение!
Все же в этом интервью были и интересные моменты.
Ведущий интервью и приглашенный гость расставили друг другу не очень опасные ловушки.
Ведущий интервью упомянул какого-то литератора, который посчитал-посчитал своих читателей, и пришел к выводу, что его читает из 140 миллионного населения России (таковы официальные цифры насчет населения страны) около десяти тысяч человек. (Плавно подводит гостя к теме).
Тут бы и гостю высказаться, сколько человек его читает.
Но гость непринуждённо отошел от расставленного перед ним капкана.
Но он расставил ведущему и свой капкан.
У нас в России много людей, любящих писать - графоманов. Писателей больше, чем читателей. Знаете, сколько человек размещают свои произведения на ПрозаРу?
Ведущий засмеялся: я не писатель, я читатель... - В ловушку не пошел.
Впрочем, это не только ловушка.
Во-первых, это дополнительный косвенный аргумент в пользу сомнений - а сам ли гость пишет 'свои' произведения.
Если, например, вы прочтете биографии французских писателей 19 века, опубликованные в той же серии, основанной Горьким, то вы увидите, что эти писатели в свои молодые годы жили в среде людей, увлеченных писательством, литературой, постоянно что-то писавших, постоянно пытавшихся продать свой литературный продукт, протолкнуть его на книжный или театральный рынок. И никто их не называл графоманами.
Во-вторых, упоминание ПрозаРу - это игра на опережение. Это - утверждение своих позиций надутым литературным великаном (с госбюджетной подкачкой). Национальный книжный рынок разрушен. Авторы лишены возможности жить от гонораров за проданные книжные тиражи. Кое-что получают те, кто пишут пьесы для театров и кино-сценарии.
Дутые резиновые литературные великаны вовсе не ставят цель восстановления национального книжного рынка. Их задача приспособиться, их задача научиться эффективно существовать за счет госбюджетного поддува.
У любого человека, склонного к литературному труду, есть два основных пути.
Первый, сервильный, состоит в признании авторитета и репутации всех этих резиновых литературных великанов и в склонении перед ними головы и верхней части туловища. При таких знаках лояльности, резиновые великаны лет через пять-десять- пятнадцать-двадцать соблаговолят разрешить напечатать что-нибудь из творчества лояльного литератора и окажут ему знаки какого-то внимания.
Второй, самостоятельный (путь), - это публикация на сервисах подобных ПрозаРу. Таких авторов - самостоятельных, недостаточно лояльных, не признающих дутых резиновых авторитетов - нужно заранее нейтрализовать. Повесить на них ярлык. Они публикуются на 'ПрозаРу!' 'Гы-гы-гы...!!!'
Хитер ловкач!
'Сейчас не так-то легко пройти (войти) в большую литературу!'
Хотя он, резиновый ловкач, точно и не может определить, что такое 'большая литература', но 'мы все это понимаем, мы все это чувствуем'.
Он-то, резиновый великан, явно представитель 'большой литературы'. Он в нее, видимо, 'вошел'.
Ведущий интервью от отчетливого комментария на тему 'большой литературы' ушел. Или понимает, или чувствует, с кем он имеет дело?....
И ведь сидят в глубоких креслах все эти дутые резиновые литературные великаны. И имеют даже определенную международную поддержку.
Во-первых, есть корреспонденты иностранных СМИ, которые комментируют Russian (русскую? российскую?) культуру.
Во-вторых, почти во всех иностранных посольствах в России есть атташе по культуре.
В-третьих, есть полезные идиоты, которые имеют выход на выделение в зарубежных парламентах государственных средств на культурное сотрудничество.
В-четвертых, нет, наверное, такой страны, в бюджете которой не было бы ассигнований на культуру и строки 'культурный обмен', 'культурное сотрудничество'. Существуют святые понятия: 'культурное сотрудничество' и 'культурный обмен'. Перешли в 21 век из гуманного 20-го века.
В-пятых, вся честная компания получает моральное и юридическое право писать обращения, просьбы к разного рода меценатам и фондам - помогите, поддержите, выделите финансирование.
В-шестых, на государственные деньги и деньги меценатов организуется культурный туризм по разного рода привлекательным местам с хорошими ужинами, приятными экскурсиями, энергичными молодыми девушками из сферы культуры, разного рода премиями, наградами и т.д.
Естественно, для таких дел нужны не те, кто публикуются на Проза Ру. - Они имеют, зачастую, склонность к максимализму и к неуступчивости. Для таких дел нужны проверенные, хорошо знакомые кадры. Люди без излишнего самомнения. Надутые резиновые литературные (и прочие культурные) великаны с госбюджетным поддувом.
В-седьмых, есть западные читатели. Они не против ознакомиться с литературными произведениями из современной России. Эти западные читатели надеются и на корреспондентов, и на атташе по культуре. Именно они представляют интересы западных читателей в далекой и не очень понятной России. Атташе и часть корреспондентов живут на деньги западных налогоплательщиков, но все без исключения претендуют на общественное доверие.
Но ничего страшного, пусть западные читатели подождут. И не предлагать западным читателям тех авторов, кто публикуется на ПрозаРу, на сервисах бесплатных публикаций?
А вся честная компания пока будет осваивать государственное и меценатское финансирование, выделенное на 'культурное сотрудничество' и 'культурный обмен'.
Сергей Сергеевич решил продолжить чтение Александра Солженицына... Александр Исаевич в лагере всех этих не встречал. Затем общался с Твардовским. Потом - Вермонт (США), относительное уединение.
В общем, можно кратко написать о российских резиновых литературных великанах, дополнить творчество Солженицына...