Аннотация: Сергей Королев и Советский Лунный Финансовый Блеф. Очерк истории освоения космоса.
Сергей Королев и Советский Лунный Финансовый Блеф. Очерк истории освоения космоса.
В выстраивании перспектив космической деятельности в СССР мы можем увидеть три модальности:
Первая модальность - это логика соревнования. В наибольшей степени она была свойственна высшему руководству СССР.
Вторая модальность - это инициативы (гениальные инициативы). Эта модальность была свойственна Сергею Королеву и другим выдающимся конструкторам. Сергей Королев опирался на Совет главных конструкторов. Так что мы можем говорить о сочетании индивидуальной инициативы (Королева) и коллективной инициативы. Некоторое время после ухода Сергея Королева из этого мира (1966) коллективная инициатива была способна на продуктивные акции. Примером тому может служить коллективная воля на переключение, на переориентацию от "лунной программы" к запуску (19 апреля 1971 года) первой долговременной орбитальной станции "Салют" ("Салют-1").
Третья модальность - это попытка системного выстраивания разносрочных планов космической деятельности. Эта попытка осуществлялась широкими кругами советских технократов и советской бюрократии, вовлеченных в деятельность по освоению космоса.
Попытка высадить советского человека на Луну основывалась, главным образом, на логике соревнования. Присутствовали и гениальная инициатива, и "привычка к успеху".
Попытка высадить советского человека на Луну основывалась на воле Никиты Хрущева: "Луну американцам не отдавать!"
После поставленной 25 мая 1961 года президентом США Джоном Ф. Кеннеди задачи - до завершения десятилетия высадить человека на Луну (с безопасным возвращением на Землю) - начала действовать логика соревнования.
Достижения СССР (и Сергея Королева) в космосе, в ближнем космосе, были продолжением деятельности по вооружению Советской Aрмии и ВМФ баллистическими ракетами. Соответственно, достижения СССР (и Сергея Королева) в космосе, в ближнем космосе, финансировались в значительной степени из бюджета министерства обороны.
Попытка высадить советского человека на Луну (попытка пилотируемого освоения дальнего космоса) требовала таких финансовых затрат, которые для СССР были не под силу.
Возможно, это обстоятельство сначала не осознавалось, или осознавалось не в полной степени. Вполне естественно было надеяться на гениальные решения, внезапные озарения, на те самые гениальные шаги, которые позволили добиться цивилизационных достижений в ближнем космосе.
Однако, очень скоро стало ясно, что для освоения дальнего космоса нужны новые технические решения, новые расходы, - расходы, недоступные для СССР.
Сергей Королев принял участие в "лунной программе" отчасти добровольно, отчасти вынужденно. Он не был свободен от своеобразной эйфории, которая порождалась атмосферой соревнования и достижений необыкновенных успехов в космосе, в ближнем космосе.
Но он не мог не принять участия в советской "лунной программе", так как вынужден был считаться с волей политического руководства СССР, и с тем, что его деятельность в космической отрасли была обусловлена его согласием включиться в осуществление советской "лунной программы".
Можно не входить в детали организации советской "лунной программы". Здесь видны попытки выстраивать мини-систему сдержек и противовесов. Но не эти попытки играли главную отрицательную роль.
Главным вопросом было отсутствие у СССР достаточных финансовых средств для реализации "лунной программы".
Государственным бюджетом СССР главные конструкторы не распоряжались.
Недостаток средств для советской "лунной программы" ощущался и осознавался высшим советским политическим руководством (некоторыми членами Политбюро).
Других людей, которые имели бы доступ к достоверной информации о государственном бюджете СССР, в стране Советов не было.
Недостаток средств делал советскую "лунную программу" авантюрной попыткой, ставящий успех в высадке советского человека на Луну в зависимость от обстоятельств с неопределенным уровнем вероятности возникновения. "Может быть, всё сложится удачно? Давайте сделаем попытку!"
После того, как стали ясны (1) объем задач, которые нужно было решить для высадки советского человека на Луну, (2) объем финансирования, (3) заведомая нехватка финансовых ресурсов, последующие действия теоретически могли осуществляться либо в формате честной политической позиции, либо в формате политического блефа.
Честная политическая позиция предполагала, что все заинтересованные лица, в том числе Сергей Королев и другие участники, исполнители советской "лунной программы", будут проинформированы о невозможности пилотируемого освоения дальнего космоса из-за нехватки финансовых ресурсов. Из соображений престижа и из-за других мотивов этот путь не был выбран.
Де факто советская "лунная программа" финансировалась в недостаточной степени. Это делало ее заведомо безуспешной. Однако официально никто из советских лидеров не признал факт недостаточности финансовых средств для советской "лунной программы".
Сергей Королев и другие участники, исполнители "лунной программы" оказались участниками драмы огромного масштаба, будучи вовлечены в заведомо безуспешную деятельность.
После ухода из этого мира (14 января 1966 года) С.П. Королева, к руководству его организацией 17 января 1966 года пришел заместитель Королева Василий Мишин. Мишин пытался продолжить "лунную программу", хотя и безуспешно.
Василия Мишина 21 мая 1974 года сменил Валентин Глушко, который - как можно предполагать - действовал на основе неформального волеизъявления советских лидеров.
"Лунная программа" была оформлена рядом постановлений Совета Министров СССР. Эти постановления в период вхождения Валентина Глушко в новую должность никто не отменял.
При действующих постановлениях Совета Министров СССР Валентин Глушко своими приказами прекратил работы по основным направлениям "лунной программы".
Таким образом, для внешних наблюдателей политическое руководство СССР оказывалось как бы в стороне от прекращения "лунной программы". Главным лицом, принимающим решения, представал Валентин Глушко. Валентин Глушко был многолетним критиком некоторых принципиальных элементов "лунной программы". Он имел расхождения в этих вопросах с Сергеем Королевым. Позиция Глушко изначально мотивировалась не финансовыми, а техническими соображениями.
Для внешних наблюдателей советская "лунная программа" была прекращена не из-за отсутствия у СССР достаточных финансовых ресурсов, не по воле советского политического руководства, пришедшего на смену Хрущеву в 1964 году, а по воле технократической элиты, занимающейся космической тематикой (то есть по воле Валентина Глушко, по воле тех, кто его поддерживал в этом вопросе, и тех, кто не смел и не имел возможностей ему возражать и противостоять).
Таким образом, участвуя в советской "лунной программе", Сергей Королев и другие главные конструкторы, многочисленные участники и исполнители оказались (вне зависимости от своей воли) участниками большой игры, в которой невозможно было выиграть по независящим от них обстоятельствам; однако эта игра продолжалась по мотивам следования "политическим традициям", из-за необходимости сохранения "престижа" и "репутации".
Естественно, это разрушительно действовало и на моральную атмосферу, и на космическую отрасль в широком смысле, и на всех участников космических достижений.
К существовавшим политическим традициям добавлялась традиция финансового блефа в космической сфере.