Аннотация: Диалог о памятнике воинам Русского экспедиционного корпуса (в Париже)
Диалог о памятнике воинам Русского экспедиционного корпуса (в Париже)
- Я заинтересовался сообщением о возложении 11 ноября 2018 года цветов к памятнику воинам Русского экспедиционного корпуса в Париже.
- Что тебя заинтересовало?
- Почему-то почувствовал интерес: "как выглядит памятник?" Когда-то я его, вроде бы, видел. Не сам памятник, а его фотографии.
- И что.
- Меня удивили несколько обстоятельств. Во-первых, как ни странно, сообщения в интернете о возложении цветов я нашел с некоторым трудом.
- Это стечение обстоятельств.
- Во-вторых, сами фотографии, - те которые "прилагались" к найденным сообщениям, - были сделаны так, что были видны фигуры участников возложения цветов, но не был виден сам памятник.
- Это стечение обстоятельств.
- В-третьих, мои попытки найти фотографии памятника привели к успеху лишь после настойчивых и относительно длительных попыток. Есть некоторые вопросы к найденным фотографиям. Например, надпись на русском языке на найденных фотографиях не была представлена полностью. Если сопоставлять с французским текстом, то получается "Памяти воинов Русского экспедиционного корпуса, сражавшихся на полях Франции в 1916 - 1918 годах". В одной из статей сказано: "Полное название памятника: Мемориал памяти солдат и офицеров русского экспедиционного корпуса, воевавших в составе союзнических армий в 1915-1918 годах."
- К чему ты клонишь?
- Мне кажется (не будем рассматривать версию о чьей-то умышленной недобросовестности), что творческий замысел был таков. Показать русского военнослужащего. Одновременно - мирного человека. Как совместить два эти намерения? Рядом в русским военнослужащим мирно пасётся конь. В одном из материалов, найденных в интернете, говорится: "СУРОВЦЕВ: ... Я изобразил простого, нашего обыкновенного человека, который спокойно, мирно стоит у коня, который пьет воду. (...) Нам не хотелось в центре Парижа делать человека с ружьем, размахивающего гранатой или идущего в атаку. (...) Он, конечно, изображен в униформе российского солдата. Опирается на шашку, что тогда было характерно для унтер-офицеров". В другом материале упоминается "марш экспедиционного корпуса "Конь славен"". Еще мнение: "Скульптор изобразил в своей работе молодого офицера. Рядом с ним его боевой товарищ, донской жеребец. В облике воина угадывается образ простого русского человека. Он смотрит вдаль и, конечно, вспоминает о своем доме и близких". Другое высказывание: "Автор парижского мемориала - известный российский скульптор Владимир Суровцев. В его композиции "Родник" молодой русский офицер держит в руке французскую каску с русским Двуглавым орлом. Снятая каска - символ памяти о погибших боевых товарищах".
- Что тебе не нравится в том творческом замысле, о котором ты прочитал?
- Возможно, авторы замысла не предполагали масштаба тех мероприятий, которые пройдут (прошли) в Париже 11 ноября 2018 года по случаю 100-летия окончания Первой мировой войны.
- Проведения таких масштабных мероприятий они могли и не предполагать.
- Характер памятника в сопоставлении с масштабами событий - Первая мировая война, участие в сражениях Русского экспедиционного корпуса, - у кого-то может вызывать недоумение. Кому-то памятник может показаться простым, скромным.
- Разве скромность и простоту можно отнести к недостаткам?
- События были грандиозные. Характеризовать эти события - подчеркну: в Париже - через фигуру военнослужащего и мирно стоящего рядом с ним коня?
- Что ты предлагаешь?
- Нет предела совершенству. Может быть, выразительно бы смотрелась символическая фигура знаменосца Русского экспедиционного корпуса с флагами республиканской Франции и императорской России? Торжественная стелла?..
- Всё это субъективные впечатления и мнения...
- Хотелось бы, что бы фотографии находились без труда, а сам памятник характеризовал бы грандиозность событий, торжественность настроений тех, кто приходит к памятнику ...