Залесский Владимир Владимирович : другие произведения.

Новейшая история российской журналистики (2010 - 2020). Историческая версия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Новейшая история российской журналистики (2010 - 2020). Историческая версия.

  Новейшая история российской журналистики (2010 - 2020). Историческая версия.
  
  
  Содержание:
  
  1.Краткая предыстория.
  2. Неформальный медиа-пакт 2010 года и 'Солнечная поляна столичной журналистики'.
  3. Положение бюджетных СМИ (из старых кадров).
  4. Тяжёлое дыхание блогерской массы.
  5. Завершение неформального медиа-пакта 2010 года.
  6. Сегодняшний день. Ситуация 'колеблющихся весов'.
  7. Перспективы. Будущее журналистской интеллигенции.
  
  
  1.Краткая предыстория.
  
  После событий, связанных с Химкинским лесом, и после всего того общественного впечатления, которое произвели эти события, было решено поставить отношения с журналистской интеллигенцией на обновленную основу.
  
  Отчасти появились сами по себе, отчасти были созданы целенаправленно три крупные журналистские группы.
  
  А.Солнечная поляна столичной журналистики.
  Б. Бюджетные СМИ (из старых кадров).
  С. Блогерская масса.
  
  
  2. Неформальный медиа-пакт 2010 года и 'Солнечная поляна столичной журналистики'.
  
  Для частных СМИ, оставшихся после периода 1989-1991-1999 годов, был придуман медиа-пакт. Пакт этот был неформальным. Его условия были примерно следующие.
  
  А) Создается система неформальных личных связей между 'столичным пулом' и 'структурами управления'. Деятели 'столичного пула' приближаются к власти. Система неформальных связей получает закрепление в официальных решениях. Для этой функции используются всякие эрзац-структуры вроде разного рода Общественных палат, Советов по правам человека и т.д.
  
  Б) Налаживается система государственного бюджетного финансирования частных СМИ. Многие медиа-фигуры допускаются к сырьевому пирогу и получают опыт сладкой жизни. Для них делается отдельная подсказка - о целесообразности своевременно монетизировать лидирующее положение и - спокойно сойти со сцены, не путаясь под ногами...
  
  В) 'Столичный пул' приобретает эксклюзивные права (например, иногда он берет на себя роль своеобразного суда присяжных) и определенную экстерриториальность - защищенность от репрессивных мер (до определенной степени).
  
  
  3. Положение бюджетных СМИ (из старых кадров).
  
  Бюджетные СМИ (из старых кадров) поставлены в позицию, когда их выпуски новостей - в ряде случаев - состоят из цитат обращений к народу (примерно 85 процентов) и из новостей спорта (примерно 15 процентов).
  
  Их постепенно прижимают, и к ним присматриваются - что с ними делать? В общем-то, особого интереса в них нет... Цифровой экономике они не нужны. Но решить проблему с ними нужно при благоприятном стечении обстоятельств - при минимальном скандале и не создав неприятного общественного осадка.
  
  
  4. Тяжёлое дыхание блогерской массы.
  
  Для блогерской массы имеется искреннее заявление, что блогеры всегда жили за счет рекламы.
  
  Однако, все блогеры, живущие за счет рекламы, почему-то имеют дело с иностранными платформами. Пользователи иностранных интернет-платформ имеют шанс получить деньги, достаточные для проживания. Для тех, кто использует местные платформы, остаются явно или скрытно испорченные счетчики и постоянное ожидание денег - вместо реальных денег.
  
  
  5. Завершение неформального медиа-пакта 2010 года.
  
  Неформальный медиа-пакт, заключенный после событий с Химкинским лесом, можно условно датировать 2010 годом.
  
  Объективной основой к прекращению действия пакта является полное разрушение медиа-рынка. В новых условиях сколь бы не было интересно читающей и думающей публике то или иное СМИ, оно не способно выжить экономически. Разрушены соответствующие финансовые и организационные механизмы. Разрушена инфраструктура.
  
  Даже если тот или иной индивидуум произвел интересный для публики медиа-товар, то куда идти этому деятелю со своим товаром? Рынка, какой был, уже нет на прежнем месте (его вообще нет). Нет прилавков. Нет компактной массы покупателей. Нет типовых договоров и деловых обыкновений. Нет права безопасно и легко заплатить-получить деньги при передаче товара...
  
  Допустим, какой-то экспериментатор получил в подарок печатный аппарат и начал издавать собственную газеты. Имеет он право на то, чтобы стать в подземном переходе и начать лично продавать эту газету?... Если он попробует это сделать, то возникнут последствия двух реальностей - реальности 'от суровой действительности' и реальности юридической... Этот пример - самый простой, самый примитивный. Медиа-рынок - более широкая и сложная система...
  
  Но кроме объективного фактора, есть и субъективные моменты.
  
  Медиа-пакт 2010 года себя исчерпал эмоционально - одой из сторон он просто надоел, и она от него устала. Он превратился в устаревшее, неприятное, ненужное ограничение.
  
  Значительным признаком завершения действия медиа-пакта 2010 года являлось быстрое и лаконичное увольнение Федотова с поста председателя Совета.
  
  История с массовым увольнением из 'Коммерсанта' также вписывается в эту логику.
  
  Видимо, соответствует этой логике и события с Голуновым.
  
  Что же предлагается взамен?
  
  Создаются 'новые СМИ' с 'новой стилистикой' и 'новыми кадрами' - по уровню сказочности новые явления и игроки напоминают историю с доктором Зло.
  
  Размещаются медиа-фигуры - приманки (у них есть смартфоны, по которым они свободно звонят людям с высоким положением, - держитесь покрепче за этих влиятельных владельцев смартфонов, ребята...)
  
  Отрабатывается система финансового контроля и финансовых репрессий - постоянный контроль приводит ко все большей послушности формально частных СМИ. Внимательнее прислушивайтесь к мнениям тьюторов и сокращайте объем самостоятельного поведения. Хочется продолжать ощущать себя независимыми, и в то же время продолжать быть на положении фаворитов и получателей бюджетных денег. Поступки на основании личных убеждений и личной, индивидуальной совести постепенно становятся роскошью.
  
  Есть привычка ощущать себя этакими 'двигателями прогресса', людьми высокого полёта. Но если сильно прижмёт (если сильно прижимает), то что же делать?...
  
  
  6. Сегодняшний день. Ситуация 'колеблющихся весов'.
  
  Столичная медиа-тусовка выдает себя за выразителя общенациональных интересов. Пипл хавает... Это - полезный эффект, и он работает в пользу консервативной стратегии...
  
  Сложившаяся система образования и сформировавшиеся медиа-традиции продолжают пополнять медиа-сферу все новыми и новыми кадрами.
  
  Кроме того, в пользу медиа-сферы работает и потребность в думающих людях, в новых эффективных идеях.
  
  Сами по себе думающие люди не нужны. Нужны лояльные люди.
  
  Новые идеи вылавливаются в Интернете под прикрытием концепции крауд-сорсинга и выдаются за собственные.
  
  В определенных кругах существует надежда, что и при уничтоженной интеллигенции можно продержаться одно-два поколения (дальше не наша проблема). В Венесуэле ни один нормальный специалист жить и работать не будет, - но она, тем не менее, как-то функционирует - опираясь на остатки культурных традиций, остатки кадров, опираясь не на интеллектуальный, а на лояльный слой, опираясь на коллективос...
  
  
  7. Перспективы. Будущее журналистской интеллигенции.
  
  Журналистская интеллигенция будет постепенно уничтожаться, вытесняться, заменяться - в ходе разных мероприятий. В числе этих мероприятий - сокращение бюджетного финансирования, ужесточение правовой среды, массовые и точечные увольнения и ликвидации, замена журналистской интеллигенции на журналистских пранкеров.
  
  Наиболее заметен и неприятен процесс для солнечной поляны столичной журналистики.
  
  Для госбюджетных СМИ процесс замаскирован и растянут по времени.
  
  Блогерская масса давно находится на грани выживания и запугивается в ходе разного рода мероприятий.
  
  Общий вектор - на ликвидацию журналистской интеллигенции. Далее последует попытка одно-два-три поколения просуществовать без новых эффективных мыслей и идей, без свободомыслящих людей, опираясь на журналистских (интеллектуальных) пранкеров.
  
  Этой тенденции противостоят традиции, общая социальная инерция, объем накопленных оппозиционных настроений и т.д.
  
  
  8 июля 2020 г. 05:52
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"