Аннотация: Тургенев и Белинский. Из дворянского гнезда в мировую литературу. Очерк.
Тургенев и Белинский. Из дворянского гнезда в мировую литературу. Очерк.
Виссарион Белинский (1811 - 1848) проявил себя преимущественно как критик и как теоретик литературы.
Сейчас Белинский не особенно известен. Однако, сравнительно малая известность Белинского в настоящее время не может заслонить его роли в жизни Тургенева.
Ни одна из биографий Тургенева не отрицает значения Белинского для Тургенева. Но, как нам кажется, ни одна из биографий (от Анри Труайя, от Николая Богословского, от Юрия Лебедева) не содержит обобщающей краткой характеристики значения Белинского для Тургенева.
Без такой краткой обобщающей характеристики для читателей, заинтересованных в понимании логики жизни Тургенева, затруднительно понять то качественное изменение, которое произошло в судьбе Тургенева после его знакомство с Белинским, и которое выразилось в переходе Тургенева из 'дворянского гнезда' в русскую литературу.
Уже в молодости Тургенев желал порвать с прежней средой. Но, порвав (психологически) прежние связи, - кем бы он мог стать? Человеком без внутренних опор? Лицом без занятий, без профессии, без планов и перспектив, без признания?...
Тургенев, выходец из дворянской среды, нуждался в адаптации и поддержке при переходе в положение профессионального литератора.
Семейная среда, общественное окружение не способствовали внутренней реорганизации Тургенева.
'Авдотья Панаева рассказывает в своих воспоминаниях о том, как однажды 'досталось' Тургеневу от Белинского в 1843 году (то есть в самом начале их знакомства), когда Белинский узнал, что Тургенев считает унизительным брать деньги за свои сочинения и предпочел бы дарить их редакторам журналов.
- Так вы считаете позором сознаться, что вам платят деньги за ваш умственный труд? Стыдно и больно мне за вас, Тургенев! - корил его Белинский.
В дальнейшем Иван Сергеевич уже никогда не высказывал таких странных взглядов на писательский труд.
В семье ему прививали пренебрежительное отношение к литературной работе.
- Писатель... Что такое писатель? - говорила Варвара Петровна. - crivain ou gratte-papier est tout un. (Писатель и писарь - одно и то же.) И тот и другой за деньги бумагу марают... Дворянин должен служить и составить себе карьеру и имя службой, а не бумагомараньем.' (Николай Богословский 'Тургенев').
'Вне всякого сомнения, под влиянием Белинского Тургенев решил неожиданно подать в отставку в Министерстве внутренних дел.' (Анри Труайя. 'Иван Тургенев').
Из 'барина', из дворянина, из чиновника Тургеневу предстояло стать писателем и культурным деятелем. [Барин - малозанятый полезными делами, как правило, погруженный в безделье, но обладающий поместьем, крепостными, правами и привилегиями (доставшимися по наследству), малоприятным характером и ощущением собственного превосходства человек].
Но как осуществить это волшебное превращение?
Семейная и общественная среда Тургенева не предоставляли ни движущих импульсов для подобного движения, ни психологических опор, ни какой-либо помощи в подобных изменениях.
Принципиально важный биографический момент - появление Тургенева-писателя - может показаться кому-то из читателей биографий Тургенева 'естественным', общепонятным процессом: пошел на охоту - набрался впечатлений - вернулся в поместье - сел за стол - написал 'Записки охотника' - передал в столичные журналы - опубликовал - получил деньги и признание - стал писателем.
Все понятно.
Почему пошел на охоту? Потому что любил охотиться.
Почему набрался впечатлений? Потому что был от природы впечатлительным человеком.
Почему сел за стол и начал писать? Имелись природные литературные способности.
Почему опубликовали? Тема была интересная (охота), способных писателей было сравнительно мало, у Тургенева (возможно) не было претензий к величине гонорара, а издатели были людьми благожелательными...
Почему пришла слава? Экземпляров книги продали много (пришлось допечатывать). Образованная публика любила читать, обсуждать, думать о литературе, писать письма авторам книг...
Все объяснимо. И, в итоге, суммарно, в силу упрощения, доходящего до искажения, получается картина, принципиально искажающая реальность.
В действительности рождение Тургенева-писателя из Тургенева-барина было отдельным сложнейшим процессом в жизни будущего писателя. Эту часть жизненного пути от барина (дворянина, чиновника) до профессионального писателя и культурного деятеля Тургенев прошел вместе с Белинским и при поддержке Белинского.
'Тургенев неспроста верил в судьбу, в роковое стечение обстоятельств, которые однажды набегают на человека и разом, круто меняют его жизнь. 1843 год в писательской и человеческой судьбе Тургенева оказался роковым: это был год начала его литературного успеха, год знакомства с Белинским и одновременно встречи писателя с 'центральным светилом' его жизни - молодой двадцатидвухлетней певицей Полиной Виардо-Гарсиа, выступавшей осенью в Петербурге в составе Итальянской оперы.' (Юрий Лебедев 'Тургенев').
Для ощущения внутренней гармонии Тургеневу было важно наладить хотя бы минимальную коммуникацию между Полиной Виардо и Белинским. Диалог между Виардо и Белинским состоялся в Дрезденской галерее (в 1847 году).
'Оценивая позднее значение деятельности своего незабвенного друга, Тургенев как раз по отношению к нему впервые употребил термин 'центральная натура'...' (Николай Богословский 'Тургенев').
Белинский 'отвоевал' для Тургенева место в литературном и культурном мире. Белинский дал Тургеневу психологическую поддержку, понимание особенностей положения литератора, контакты в профессиональной творческой среде, школу профессиональной литературной журналистики, ощущение личного (успешного) творческого пути, ощущение личного индивидуального места в русской литературе, способность видеть обобщенно русскую литературу как самостоятельное общественное явление.
Белинский стал идейным вдохновителем 'Записок охотника'.
Он перезапустил сознание Тургенева помещика-дворянина-чиновника, создав у Тургенева (расставшегося с карьерой сельского хозяина и чиновника) способность комфортно, с самоуважением, ощущать себя в качестве профессионального литератора и европейского культурного деятеля.
В 'реку Белинского' Тургенев вошел 'молодым барином'. Вышел он из нее уверенным в себе, успешным профессиональным литератором и культурным деятелем.
'В спасском доме, в кабинете, над письменным столом, за которым были созданы лучшие тургеневские романы, неизменно висел портрет Белинского. Перед смертью Тургенев завещал похоронить себя на Волковом кладбище, рядом с его могилой...' (Юрий Лебедев 'Тургенев'). (Отец Ивана Сергеевича Тургенева, Сергей Николаевич, скончался в Санкт-Петербурге 30 октября 1834 года).