Залюта: другие произведения.

Юродивый

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Смотрела как-то очень занятную передачу по "РТР-планете" о юродивых.
  Актеры, священники, историки, писатели разбирали, кто есть юродивый, зачем он, кого можно считать юродивым и прочее.
  Из актеров, принимавших участие - Мамонов. Его высказывания не могу процитировать - они наивны и отрывочны, нелогичны, и не выстроены в связный текст, хотя общий посыл понятен - юродивый есть совесть народа. Его не любят так же, как не любят свою совесть. Ибо совесть и юродивый отделены от плотного материального тела. Эта отделённость и отстраненность не дают в полной мере утробе и тщеславию насладиться мелочными победами, убийствами и грабежами.
  Юродивый, по мнению историков и писателей, обязательно вызывает отвращение обычных людей. Это один из самых важных признаков истинного юродства.
  Юродивый гоним и побиваем, отвержен и наг.
  Вот только никто не вспомнил о пророках - иудейские пророки очень похожи на русских юродивых. Есть еще русские литературные пророки-юродивые.
  У Пушкина пророк - глас Божий. Это поэт, волей Божьей, изменивший свою человеческую природу, а значит, жжет глаголом сердца людей той правдой, которую они, предавшись любви к собственному телу и его слабостям, не хотят слышать и знать. У Пушкина пророк, еще не знающий горя и унижений, отверженности и печали, он еще рядом с небесной волей и торжествует оттого, что получен великий дар. Но мы-то, читатели, знаем, что ждет того, кто посмеет наш смрад назвать смрадом.
  У Лермонтова пророк - гонимый глас Божий.
  В Евангелие Христос - пророк, глас и сын Божий - распят.
  Интересен факт того, что юродивые сначала вели рутинную жизнь обычных людей. Василий Блаженный, над телом которого сооружен храм Покрова Богородицы, был сапожником. Ксения Петербургская была обычной женой богатого купца и лишь после смерти мужа стала юродивой, добровольно раздав всё богатство.
  Юродивый, как и библейский пророк, находит признание после смерти.
  Ну, это-то понятно - не надо бояться, что этот грязный, голый, не связанный ни с кем и ни с чем человек посмотрит в твои бесстыжие глаза и скажет тебе то, кто ты есть на самом деле. Любить покойников легко и просто.
  Мамонов процитировал из Евангелия ту посылку, где Христос говорит о том, что любить того, кто любит тебя просто, а попробуй полюбить того, кто тебя ненавидит. Мамонов утверждает, что юродивый любит тех, кто гонит его.
  Не знаю, можно ли любить демона, живущего в каждом из нас. Что-то в этом не дает мне согласиться со всеми этими утверждениями. В частности с тем, что сейчас нет юродивых. Не думаю, что это так. Сейчас, по-моему, каждый бомж, каждое брошенное дитя - юродивый, каждая старуха, копающаяся в мусорном баке в поисках еды - юродивая, каждый музыкант в подземном переходе - пророк. Все они вопиют к нашему человечьему, не демоническому, а именно к человечьему.
  
  Да, шут, безусловно, отвечает вашему утверждению о провокации. Но не юродивый. Я всего лишь коснулась обязательного признака юродства - отверженности. Отверженность роднит юродивого и шута. Но это не единственный признак, определяющий юродивого. Самый главный признак - юродивый любит тех, кто подвергает его гонениям и - внимание! - молится за них. То есть юродивый на деле осуществляет завет - любить того, кто не любит тебя. (Я, правда, не очень понимаю, как это возможно - любить женщину-сотрудницу, к примеру, которая шипит тебе в спину гадости, плетет интриги, звонит по телефону твоему мужу и в матерных выражениях делится с ним своими впечатлениями о тебе. Ну, так я и не юродивая - не умею любить ненавидящих меня. Умею только от всей души, искренне и истово, ненавидеть в ответ.)
  И, главное, юродивый возносит свой голос перед Господом в защиту того, кто недостоин этого. Подобное свершает пророк, но не шут.
  Кроме того, юродивый обладает даром предвидения. Еще один дар - возможность исцелять. Все эти дары ничего не стоят в социуме. Ни-че-го. Ибо юродивый не берет денег за свои пророчества и исцеление, говоря, что получил дар бесплатно и потому отдает тоже бесплатно.
  Для меня юродивый - выше пророка. Пророк всегда среди людей, социум ему не противен, и он в гуще событий; с помощью дара предвидения - пророчествует, манипулируя людьми.
  Юродивый стоит над событиями, в стороне от людей, но он не отшельник, хоть и аскет. Умение юродивого даже в наших морозных широтах жить нагим сближает его с природой. Для меня он мостик между тремя точками: человеком, живущим в социуме, человеком-животным-природным и Богом.
  Функций у юродивого чрезвычайно много и об этом была действительно интереснейшая беседа. Если Вы размышляете о юродивых с тем же упоением, что и я, то поймете, что для меня подобное обсуждение не рядовое событие, а работа духа. А она не терпит поспешных суждений.
  Кстати, чем Мамонов не современный юродивый? Всем критериям соответствует.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"