Зарипов Захар Владимирович : другие произведения.

Сказки Дальневосточной Республики

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для чего нужны сказки и какую функцию они выполняют в человеческой культуре.

  Для чего нужны сказки? Многие родители думают, что только для развлечения, а потому не уделяют сказке должного внимания. Времена, когда каждому ребёнку на ночь читали книжку уходят в прошлое, и не в последнюю очередь потому, что сказка воспринимается родителями как одно из развлечений. Однако это не совсем так.
  Сказка - это особый жанр повествования. Её назначение не только и не столько развлекательное, сколько обучающее. Именно из сказок дети впервые узнают об окружающем мире, которого они ещё не видели. Это было особенно актуально раньше, когда человек рождался, жил и умирал, не покидая родной деревни. Но на самом деле актуальность сказки не потеряна до сих пор.
  Выдающий советский психолог Выгодский, который всю жизнь посвятил выяснению связи между речью и мышлением у детей, ещё сто лет назад обнаружил - то что мы называем логическим мышлением и считаем неотъемлемой частью человеческого сознания, на самом деле есть результат развития и обучения. Изначально ребёнок воспринимает окружающий мир без всякой системы, и лишь когда информации накопилось много, а мозг развился достаточно, происходит переход от наглядно-действенного мышления (которое ничем не отличается от мышления других животных) к словесно-логическому.
  Так вот сказка, как раз и призвана восполнять пробелы наглядно-действенного мышления, когда у ребёнка появляется первая, ещё неразвитая возможность понимать человеческую речь. Восполнять в тех местах, которые ребёнок не может воспринимать непосредственно - не может увидеть, не может потрогать.
  Сказка нужна для того, что бы рассказать об окружающем мире, об обычаях предков, о ситуациях с которыми ребёнок ещё не сталкивался, но может столкнуться.
  В этом отношении сказка - как сон наяву, она выполняет в познании ту же функцию, которую сновидение выполняет в восприятии. Для чего мы видим сны? Для того что бы отладить системы организма на случай самых невероятных ситуаций, которые, тем не менее, наш организм считает возможными. Сон - это тренировка восприятия, именно поэтому наиболее яркие сновидения посещают нас тогда, когда мы находимся в покое и ничего важного вокруг нас не происходит - ведь миллиарды лет эволюции научили всё живое тому, что покой - явление временное, и если сегодня всё хорошо, надо использовать это затишье что бы загодя подготовится к грядущим переменам.
  Также и сказка - является тренировкой когнитивных функций (познавательных процессов), она даёт знания о том, чего ребёнок никогда не видел. Поэтому хорошая сказка - всегда чему-то учит. Вдвойне хорошо, если родители использую сказку как повод для разговора с ребёнком. Кстати, это во все времена понимали служители религиозных культов - разговаривайте с людьми, а того больше разговаривайте с детьми, часто, постоянно, при любом удобном случае - только так вы вырастите ребёнка похожим на вас, сохраните элементы своей личности для будущего. На самом деле это и есть то самое бессмертие, которое веками искали алхимики.
  Человек мыслит словами, но самое главное, что обычно это чужие слова. Так что делайте всё возможное, что бы в голове вашего ребёнка именно ваши слова, не оставляйте это место пустым, иначе там будут звучать слова других людей. Пусть ваше мнение - станет его мнением, ваши ценности - его ценностями, ваши знания - его знаниями. Используйте сказку как повод для разговора, как повод для обучения.
  Что должно быть в сказке, что бы она стала методом обучения? Во-первых, как это не парадоксально звучит - в ней должно быть как можно меньше вымысла. Если вы находясь во взрослом возрасте перечитаете народные русские сказки, например из собраний Афанасьева, Вы, скорее всего, будете поражены сколько в них глубокого смысла. Большинство русских сказок либо не содержат волшебства вообще, либо его там настолько мало, что всё равно будто и нет.
  Как объяснить ребёнку, что нельзя пить из лужи? Он не сможет воспринять информацию биолога о микробах, и не может даже принять на веру жизненный опыт крестьянина, лишённого специальных знаний, но знающего по опыту, что это чревато серьёзным отравлением. Потому сказка говорит ребёнку - не пей, козлёночком станешь! А это, согласитесь, повод!
  Как обосновать, что нельзя заходить далеко от дома? Запугать незнакомцами, что бы вызвать агрессию ко всему внешнему миру или получить невроз и хроническое недоверие к окружающим? Есть путь проще и надёжнее: не ходи - тебя унесут гуси-лебеди, или съест баба-яга!
  Как рассказать ребёнку, что любое зло будет наказано? Устроить ему экскурсию в тюрьму? Показать казнь в прямом эфире? Так не долго получить уже настоящую психическую травму, которая станет проблемой сама по себе. Поэтому Бажов придумывает Медной Горы Хозяйку, которая благоволит смелым и добрым и наказывает злых и лукавых. А ведь от Малахитовой Шкатулки недалеко и до Демидовского Кафтана*, в котором уже и вовсе нет никакого вымысла.
  Именно глубокая правда жизни в произведения Бажова или Пушкина делают их сказки такими близкими русским людям, именно потому они так похожи на народные.
  Мне, конечно, далеко до Пушкина или Бажова, но в своих сказках я постараюсь рассказать вам, дорогие читатели, интересные факты о наших краях, об обитателях Дальневосточной Тайги, которые, полагаю, будут открытием и для многих взрослых.
  Дальний Восток всегда превосходил остальную Россию по уровню человеческого капитала, уровню образования, уровню управления. Так что не будем снижать планку - в нашем распоряжении новейшие данные когнитивистики и эволюционной биологии, не стоит скрывать их от наших детей.
  В конце каждой сказки будет дан ряд пояснений, как для самых маленьких читателей, так и для их родителей. Также рекомендую не пренебрегать темами для беседы, которые привязаны к сюжету каждой сказки - не упускайте случая поделиться с детьми своим жизненным опытом и заложить в их голову те слова, которыми они, впоследствии, будут думать и которые именно Вы, а не кто-то другой, считаете правильными.
  
  Приятного чтения)
  
  ***
  
  Примечание:
  Как не странно, само слово "сказка" является довольно новым для русского языка, в нынешнем своём значении оно появилось только в середине 19 века! До этого слово "сказка" было синонимом слова "описание", например "ревизские сказки", которые упоминаются в некоторых классических произведениях русских писателей, есть не что иное, как списки имущества в т.ч. крепостных крестьян (да-да, крестьянин - это вещь, и хотя крепостного права никогда не было на Дальнем Востоке, знать о нём стоит и нашим детям).
  Также интересно то, что слово "сказка" в нынешнем значении (волшебная история) существует только в русском и немецком языках.
  
  *Демидовские Кафтаны - сказание о борьбе крепостных крестьян Демидовских Заводов с барским самоуправством и жестокостью барских подручных. Очень жестокая книга и потому не входит в большинство сборников П.П. Бажова.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"