Отзыв на автора:
С.Радецкая
Произведение:
Камила
О чем интересно читать - о людях.
О чем интересно писать - о людях.
Книга - взгляд на чью-то жизнь. Не свою, иную. Судьбу,
отличную от твоей. Иногда - чтобы позавидовать, иногда -
порадоваться, что тебя мимо этого всего пронесло. А иногда -
поучится. А хорошая книга просто берет тебя за загривок и
кидает в чужую жизнь, чужой век и чужое тело. Вот только что
был здесь, в метро. Вроде подъезжал к конечной и вдруг - на
тебе...
Тебе уже не сорок, а тринадцать, на тебе шелестят юбки и на
ребрах корсет. Сволочь, деревянный и, дважды сволочь,
здорово мешает дышать. Но ты привык и не замечаешь. Потому
что иного не знаешь. Тебе опять тринадцать, мир вокруг -
опять огромен, удивителен и страшен. Вокруг шелестит юбками,
играет мазуркой и вальсами, гремит пушками семнадцатый век.
Галантный - забудьте, это не про вас. Вам тринадцать, отца
убили под Прагой, мать умерла. Была книга с картинками.
Мачеха порвала. Не со зла - это воспитание такое.
А вот тут знаток протянет разочарован - а, ещё одна Золушка.
И ошибется. Дважды и фатально. Добрая фея взяла деньгами, а
прекрасному принцу семь лет и ему еще хреновей, чем тебе. А
во-вторых - это галантный, мать его, век и ты тут вполне
взрослая. Взрослая достаточно, чтобы висеть в петле за
убийство, которого не совершала, работать на износ, до
кровавых мозолей, влюбляться, терять друзей и получать от
судьбы полновесные плюхи, вперемежку с короткой радостью.
А плюхи тут прилетают серьёзные. Продали - спасти бедолагу
которому нужна помощь даже больше чем тебе. Сбежать.
Полюбоваться вблизи на людскую доброту - доброту без ума,
что иной раз хуже чем убийство. Разминуться с петлей,
встретить любовь - первую девчачью любовь, глупую, но даже
мне, старому цинику, трогательную. Потерять, прождать,
проплакать. Найти тихое место - и тут же потерять.
Экспериментально, собственной шкурой, доказать старую
пословицу про то, что мир не без добрых людей. Встретить
лицом к лицу ночной кошмар. Одолеть его. С третьей попытки,
ты все-таки не Мери-Сью. Но одолеть все-таки. Превратится из
объекта в субъект. Из игрушки судьбы - в человека.
Чего в этом романе нет - это штампов. Мудаки тут мудаки, без
приставки "властные". Такие, что хочется - то ли вытереть
руки, то ли собаку покормить.
Кстати, вечная проблема литературы - чтобы победа радовала,
противник должен быть достойным. Вот и берешь трясущееся от
страха чудо, наряжаешь его в блестящие доспехи, лепишь
"достойного противника" изо всех сил. А потом в комменты
приходят барышни и говорят, что мотивы не раскрыты и вообще
- жалко бедолагу, автор злой. Тут, слава богу, все как надо.
Доктор из первой главы - брр... И опции "сдохнуть" у тебя нету
- этот потный хмырь и мертвым телом попользуется с
удовольствием. Во благо науки, да. Так что изволь победить.
Тем что есть...
Нет "крови - кишков" и т.д и вообще чернухи. Все равно она
ни у кого, кроме профессиональных медиков толком не
получается. А вот пройти намеком, так чтобы читатель сам все
подробности вообразил и сам испугался до дрожи - это автор
умеет.
А вот что в тексте есть - это мир и люди. Живой,
многоцветный, выписанный с любовью и знанием дела мир.
Достоверный - автор четко пробил по всем пяти чувствам,
Знание матчасти поражает, бегаю в текст, как в энциклопедию
для своих поделок.
Есть стиль - витиеватый, неспешный, с отступлениями в
рефлексию и мораль. Вначале показалось, что пишет автор из
18 века, а не наш современник. Настолько он непохож на
нынешнее. Слава богу, длиннот, характерных для тех
благословенных времён, когда авторам платили построчно, нет.
А вот стиль есть. Автор не гонит, как на пожар, от одной
беды в другую, нет, текст течёт неспешно, как лесной ручей,
сверкая новыми гранями за каждым поворотом.
Еще есть люди. Люди с большой буквы и люди с маленькой. Но
характерные. От совсем эпизодических персонажей - до
главных. Раздолбай Иштваан, первая, мать ее, любовь.
Перекати-поле, бродяга, раздолбай и неисправимый оптимист, с
невестой в каждой таверне. Он, конечно, скотина, но, чёрт
возьми, про него нельзя вспомнить без улыбки. Всех не
перечислишь, да и бессмысленно - надо читать... Но это люди, а
не манекены. Разные. И хороших все-таки больше, чем плохих.
Вот как-то так. Прошу простить сумбур. - но вещь,
действительно, оказала очень сильное впечатление.
( а пока читал - заодно точно узнал, что там, в метро, за
конечной станцией )