Завацкая Яна : другие произведения.

Секта "Анастасия". Личный опыт и анализ

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.24*175  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Личный опыт общения с В.Мегре и "анастасиевцами".


  -- Ну что ж, - подчеркнуто вздохнула Лена, - Если эти книги не вызвали у тебя никаких эмоций, если ты не плакала над ними, если они в тебе ничего не изменили... что я могу сказать на это? Конечно - ты можешь осуждать.
  -- Изменили, - возразила я, - и я плакала над этими книгами. Они на то и рассчитаны, чтобы над ними плакали.
   Лена пожала плечами.
  
   Я уже привыкла в последнее время к имиджу злобного ограниченного критикана, который плюет на все светлое и прекрасное. Но как-то сейчас мне это стало безразлично. Уж сейчас, в моем теперешнем состоянии, я бы не стала рыдать от отчаяния, хотя бы и все общество взялось за мою "проработку". Поэтому - извините, дорогие анастасиевцы - вашей священной корове придется немного потерпеть. Придется вам немного пострадать, лелея свои "самые светлые и драгоценные чувства".
  
   Ну в конце концов - кто начал первым? Кто обругал молитву "Отче наш", кто сказал, что церковь отстает от жизни, да еще кощунственно выставил Христа как старшего брата Анастасии в ряду "Кришна-Магомет-Будда-Христос-Велес"... Я уже не говорю о новой версии христианства в 6й книге. Тот, кто не щадит чувства других, не может рассчитывать, что кто-то будет щадить его собственные чувства.
  
   Но я начну, пожалуй, с самой личности Мегре. Тогда будет проще перейти к книгам. Тем более, с Мегре мне довелось встретиться лично.
   Началось все с подготовки к выступлению Мегре в Германии. Мы арендовали зал на 1000 мест, распечатали билеты, рекламу и начали продажу. Все это мы делали вдвоем с Костей при некоторой помощи Лены, жены В. и моего мужа. Попутно велась еще и переписка с Владимирским центром. Владимирцы прислали нам свой стандартный вопросник, в котором присутствовали такие пункты: в какой гостинице будет жить Мегре? Будет ли ему выделена персональная машина с шофером? Какая предусмотрена охрана мероприятия и самого Мегре? Каким будет гонорар Мегре за выступление (между-прочим, одно-единственное, на большее он не согласился! То есть мы покупали ему билеты, содержали его в гостинице несколько дней только ради одного выступления). При этом Мегре сам довольно-таки хамски говорил с Костей по телефону: "Я вообще не хочу ехать в эту вашу Германию. Я вообще немцев не люблю. Немцы все гады. Я только Россию люблю Что я там забыл у вас?" (это я передаю не буквальные слова Мегре, а пересказ). Костю просто трясло от всего этого.
   Мы вспоминали Аллу Андрееву, спокойно жившую на квартире В., никогда не выставлявшую никаких условий, не бравшую денег за свои многочисленные выступления (которые ей, старой больной женщине, давались очень нелегко). Ну что ж... понятно. Мегре - знаменитость, за ним все охотятся, он привык к всеобщему вниманию, к тому же он бизнесмен и привык работать только за деньги...
   В конце концов Мегре все же приехал.
   По большей части он общался с Костиной семьей. Я видела его только в день самого выступления, и на следующий день, в приватной обстановке, когда он провел беседу с членами нашего общества. Также знаю о содержании его бесед с семьей Кости.
   Владимир Мегре - человек невысокого роста, аккуратный, подтянутый, с необыкновенно большими, удивительными глазами. Очень обаятелен! Очень! В него просто невозможно не влюбиться. В него влюбляются и женщины, и мужчины. Избежать этого можно только если заранее относиться к нему критически. А среди собравшихся не было критически настроенных людей.
  
   Даже более того - критическое отношение к чему-либо в такой обстановке просто невозможно. Расскажу один эпизод. Мегре привез с собой из России свою новую пятую книгу. Как раз накануне выступления я эту книгу прочитала.
   Она вызвала у меня бурный внутренний протест. Первые три книги я считала шедевром искренности и мудрости, несмотря на литературные огрехи. К четвертой отнеслась настороженно. Пятая же меня просто разочаровала. Совершенно беспочвенные и бесплодные мечтания, прожектерство, густо подпитанное для смазки "русским патриотизмом" и "спасением отечества", а также явной ненавистью к иностранцам и Западу вообще. В конце - описание отношений Мегре с какими-то проститутками (причем благородные проститутки его спасают от каких-то садистов) и совсем чуть-чуть об Анастасии. Я поняла, что Мегре окончательно съехал, исписался, и что вообще вся эта анастасиевская история выглядит подозрительно. Если такая чудесная Анастасия вообще существует, как она могла допустить, чтобы Мегре написал такой маразм? (после 3х первых книг, которые, повторяю, мне нравились).
   Но - Мегре уже приехал, встречался с семьей Лены. Приехали некоторые члены нашего общества, все возбуждены, говорят только о предстоящем событии. Мне завтра предстоит серьезная работа по организации встречи... А я разочарована. Мне уже вообще ничего не хочется после этой пятой книги.
   Вечером мы зашли к Лене. Ужинали у них, как частенько случалось. Шла речь о Мегре, разговоры были восторженные. Девчонки говорили о том, как им понравилась пятая книга. И вдруг... я сорвалась. Не знаю, что со мной произошло. Такое впечатление, что вот эта всеобщая восторженность и мои сомнения столкнулись, как две стены, и рассудок рухнул... не выдержал... Я начала кричать какую-то чушь. Не помню, что конкретно. Обвиняла окружающих в каких-то старых грехах. В общем, это была дикая истерика.
   Мы кое-как ушли домой. В эту ночь я легла только в пять утра. Ходила по улице, в ужасе и тоске, не зная, что делать. Какой я ужасный человек... почему у меня такой срыв?.. ведь вот у Лены же нет такого, хотя она была со мной все это время... я недостойна, недостойна... я не хочу жить.
   В конце концов я решила для себя твердо: завтра отработаю, как положено - нехорошо подводить ребят. А после этого уйду из общества. Совсем. Я недостойна идей Анастасии, недостойна такого общества и таких людей.
   Это меня успокоило. Назавтра был тяжелый, напряженный, но интересный день. Собралось 700 анастасиевцев, была атмосфера удивительного анастасиевского праздника... и что бы вы думали? К концу дня я уже верила во все, что стоит в пятой книге! Я не считала больше себя недостойной. Вернее так - да, я недостойна, но надо думать не о себе! Дело важнее! Раз я нужна для этого дела, надо работать, хотя я и недостойна. И самое удивительное - пятая книга начала мне нравиться! Я поняла, что в ней высказаны новые, прекрасные истины...
   Вот и судите - возможно ли критически относиться к тому, что делает и говорит Мегре, когда находишься в такой обстановке?
   Можно-то можно... но рассудок дороже. Или ты не соглашаешься с другими - и тогда на твой разум обрушивается волна "анастасиевской атмосферы", грозя уничтожить его начисто. Или ты плывешь по воле этой волны, колыхаясь вместе с нею, и от этого ощущая блаженство.
   Типично, впрочем, сектантское ощущение.
   Опять же, сейчас кое-кто вскинется от слова "секта" и скажет: ну что ж, если ты такая вот, склонная к сектантству - это твой характер, для тебя все секта. Ты склонна к безусловному подчинению, у тебя тоталитарный характер, а вот мы! Мы свободные люди! Нами никто не манипулирует!
   Так вот - эти свободные люди просто ни одного-единственного раза не пробовали СОМНЕВАТЬСЯ в том, в чем все вокруг уверены. Они всегда были согласны с большинством. Они просто всегда колыхались с той самой волной (мелкие разногласия не в счет... я говорю о глобальных, о сомнениях в самой основе писаний Мегре). Поэтому то, что они говорят - это типичнейший самообман.
   (если человек понимает, что им манипулируют - значит им УЖЕ не манипулируют! Манипуляция именно предполагает полную уверенность человека в том, что он свободен и независим).
  
  
   По правде сказать, большую часть конференции я не слушала - не до того было, много работы. Но то, что я слышала, практически ничего существенного в себе не содержало. Умению Мегре уходить от ответов можно только позавидовать. Так же, как и умению давать общие, ни к чему не обязывающие, не конкретные ответы.
   Примеры?
   "Как воспитывать детей?" - "Вы знаете, я пришел к выводу, что мы вообще не имеем права их воспитывать. Мы загадили природу, превратили этот мир неизвестно во что - и что мы должны говорить детям?"
   "Кто такой Иисус Христос?" - "Я думаю, мы не имеем права об этом говорить. Иисус Христос - это Иисус Христос. Больше я ничего не могу об этом сказать".
   (хотя в книгах он высказался более конкретно...).
   Сейчас не помню, какие еще вопросы задавались на конференции. Перевод был отвратительный. Нанял переводчицу еще В., месяца три назад. Стоила она нам безумно дорого, переводила очень плохо, и главное - медленно. В конце концов, наши ребята из общества сами стали уже переводить. Тем не менее, похоже, большинство участников остались довольными. Мегре под конец сказал: "Как это удивительно, как это прекрасно! Вот мы с вами говорим на разных языках, к тому же организация не очень хорошая, перевод идет медленно, но тем не менее - встреча удалась! Вы чувствуете, какая замечательная атмосфера - атмосфера Любви царила в зале!"
   На следующий день мы встречались с Мегре в тесном кругу нашего общества, в квартире - той самой гостиной В. (правда, сам он отсутствовал).
  
   Мы решили задать Мегре самые важные, животрепещущие вопросы. В особенности многое волновало нас, живущих во Франкенеке и уже задумывающихся о будущей общине...
   Моего мужа давно интересовал вопрос об экономических выкладках Мегре. Изложу их вкратце. По идее Мегре, Россия должна возродиться за счет продажи натуральных изделий из кедра, вообще из дерева, вышитых рубашек, поделок, а также, главным образом, продукции со своих огородов. Не спешите улыбаться! Это не просто огороды. Это огороды, выращенные по методу Анастасии, то есть любой огурец с такого огорода будет ну таким супервкусным и целебным, что стоить он будет целое состояние. Банка соленых помидоров - около 100 долларов. На Западе, естественно. И вот продажа всех этих вещей на Запад по суперценам приведет к тому, что все российские граждане обогатятся.
   Мой муж задал очень резонный вопрос.
  -- Как вы это себе представляете? Если на помидоры будет спрос, то очень многие жители России начнут закатывать помидоры и поставлять их за рубеж. В таком случае, цена неизбежно снизится. Здесь уже есть свой рынок натурпродуктов, они дороже обычных раза в 2, но не в 100 же раз! И потом, на Западе живут не одни супермиллионеры, каким бы драгоценным не был огурец, они ну может быть максимум раз в жизни позволят себе за него заплатить, если он будет столько стоить. Второе - если банка на Западе стоит даже 100 долларов, то сколько останется производителю в России после перепродаж, таможни, транспортировки?
   Знаете, что Мегре ответил на эти простые и конкретные вопросы?
  -- Ну, это детали, которые сейчас не время конкретизировать. Я дал общую схему. Самое главное - нужно изменить отношение людей на Западе к природе, их систему ценностей. Тогда они будут покупать не машины и компьютеры, а наши природные помидоры.
   (естественно, ответы Мегре я даю по памяти - просто по смыслу, буквальных слов не помню. Но смысл сохранен более-менее точно).
   Самое смешное, что мой муж этим ответом вполне удовлетворился. На пару дней. Потом он сам с удивлением спрашивал себя, как он мог успокоиться - ведь Мегре ни на один его вопрос не ответил!
   Мой вопрос был таким:
  -- Какой вы предполагаете социальную структуру поселения?
  -- Ну я представляю себе так, что будут независимые производители, каждый будет выращивать на своем гектаре продукты и их продавать. Ну, один кто-нибудь будет заниматься продажей. Все решения - о школе, о делах общины - будут приниматься совместно.
  -- Не получится ли, что тот, кто продает, будет жить значительно богаче, чем производители?
  -- Ну и что? - Мегре посмотрел на меня с недоумением.
  -- Но тогда этот человек будет диктовать свою волю, скажем в решениях о школе... кого нанимать, как все устроить... То есть получится то же, что и везде. В чем тогда особенность ваших поселений?
  -- А, вот как, - задумался Мегре, - Ну видите ли, я такие мелочи не диктую. Вот вы сами это все и решите, как лучше сделать. Я только подсказываю основной путь, самое главное. А уже как лучше устроить, это вы придумаете сами. Пусть каждый творит!
   (о мелочах - только что он подробно говорил о том, как, по его мнению, должны быть расположены дорожки в будущем поселении. То есть расположение дорожек - более важная вещь, чем самоуправление).
   Короче говоря, от любых более-менее полемических вопросов Мегре легко уходил при помощи основных приемов: ну это мелочи, частности... вы сами должны ответить на этот вопрос... я думаю, мы не можем об этом рассуждать...
   Охотно он говорил о вещах эзотерических - о перевоплощении, например, о доисторическом якобы периоде, когда человечество "первоистоков" процветало.
  -- Неужели вы думаете, что вся история человечества - это история войн, каких-то царей и правителей, убийств, разрушения природы? Конечно же, в истории были другие времена, гораздо более прекрасные... вот об этом я и пишу шестую книгу.
   Увидев, что в нашем обществе можно свободно рассуждать о перевоплощении, о сверхъестественных явлениях и подобных вещах, Мегре сказал:
  -- Ну вот видите, с вами можно откровенно говорить обо всем. Я с вами говорю совершенно открыто. А есть люди, с которыми нельзя говорить о перевоплощении, к примеру. Они сразу пугаются, шарахаются... С теми я по-другому говорю.
  
   Пожалуй, самым существенным в этом вечере были не вопросы и ответы, а само впечатление, которое Мегре на нас произвел.
   Он нас покорил! Не забудьте, что мы в тот момент остались без руководителя, к которому уже привыкли, нам еще было страшновато самим, без командира... А Мегре легко и свободно взял на себя такую роль. Причем он руководил не так, как Александр - чуть ли не стесняясь, но в то же время авторитарно. Нет, Мегре руководил открыто, откровенно командовал (видя, что никто другой эту роль на себя не берет): "Ну давайте сейчас каждый выскажется по поводу конференции. По пять минут. Вот вы - начинайте, пожалуйста". Но при этом, как раз в отличие от нашего шефа, Мегре тщательно выслушивал людей и не давил никого своим авторитетом.
   (Александр бы меня никогда не понял... ведь он такой тихий, скромный, нежный, как же он может давить... наивно. Ведь давить можно воплями: "Сейчас всех расстреляю!" - только кто после этого останется с тобой? - а можно давить собственными обидами и страдальческим видом: "ну хорошо... если вы не согласны... если даже я останусь совсем один, я все равно буду делать так")
   А Мегре умел руководить. Умеет он и говорить с людьми. Куда там Дейлу Карнеги! Я вообще первый раз в жизни вижу настолько приятного в общении человека.
   Когда он слушает тебя, он всем телом к тебе оборачивается, слегка кивает, так ласково, так участливо и внимательно смотрит на тебя своими большими светлыми глазами. Такое ощущение, что в этот миг для него никто, кроме тебя не существует. Что ты говоришь ему истину, которую он слышит впервые в жизни, и она его просто потрясла (даже если знаешь, что говоришь какой-нибудь пустяк). Что он настолько поглощен тобой и твоим высказыванием, что ни о чем другом отныне не будет думать. Поверьте, это не преувеличение! Именно такое ощущение создалось у всех наших, кто разговаривал лично с Мегре. Ему симпатичен любой собеседник. Никто не может сказать ему что-то неприятное. Если кто-то возражает, Мегре принимает это возражение всерьез и обещает очень и очень тщательно это обдумать. Я заговорила с ним о частной собственности на землю и связанных с этим опасностях - он тут же закивал и сказал: да, да, это очень важно! Я еще даже не думал об этом! Вы обязательно напишите доклад и пришлите нам по мейлу! Мы эту мысль рассмотрим!
   Короче говоря, Мегре был ну такой душечкой... ну таким золотым человеком. Прямо слезы на глаза наворачивались. Лишь иногда у меня мелькала где-то в глубине мыслишка: подлинное ли это? Вот такая искренность и внимание, любовь к людям - в его натуре? Или же это весьма тщательно отработанный имидж? Возможно, думала я, это влияние Анастасии - это она сделала его таким замечательным, а его общение с людьми - таким эффективным.
   Мегре являл собой великолепную иллюстрацию к книге "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей" В этот вечер он нас просто покорил.
   У Кости, в семейной обстановке Мегре был более деловым и жестким.
   Ему резко не понравились обложки наших книг. "Обложки должны быть зелеными. Точка. И что это у вас нарисовано - какая-то полуженщина-полудерево? Обложка должна быть такой, чтобы книгу брали. Брали все. А это обложка для эзотериков. Сколько в Германии эзотериков? По статистике - 30%. А остальные 70%? Они на такую обложку даже не посмотрят. "Анастасию" должны читать все люди! Так что обложку надо переделать".
   Здесь я сделаю маленькое отступление. Многие ругают безвкусицу обложек Мегре. И они правы. Мегре часто задают такой вопрос, как же он так сел в лужу, поместив на первую книгу наштукатуренную красотку. В ответ Мегре делает наивное простоватое выражение лица и объясняет следующее. Когда он написал первую книгу, он пришел к неким специалистам по рекламе, и ему сказали следующее: чтобы книга пошла, на обложке должна быть обнаженная женщина. Это известный закон рекламы - женщина, ребенок и животное... Мегре попытался объяснить, что книга-то про другое. "Ну тогда хотя бы накрашенная женщина". Он поехал к Анастасии и объяснил ситуацию. Мол, наштукатурься один раз ради дела, а то специалисты не берутся за мою книгу. Анастасия с восторгом накрасилась, восприняв это как игру. Ну, вот так и получилось, мол... я тут, ребята, ни при чем. Я вообще тупой темный купец, и в этих делах ни черта не понимаю. Все претензии к "специалистам по рекламе".
   На самом деле Мегре прекрасно все понимает. Наша художница Ц. облагородила обложку. На нашей обложке дерево, ствол которого плавно переходит в тело девушки, длинные косы струятся по стволу, ветви-руки тянутся к небесам. Обложка сделана в желтоватых неярких тонах. Все, кто видел ее, высоко оценили мастерство и вкус Ц.
   Но - это обложка некассовая! В этом все дело... "Посмотрите, - сказала я ребятам, когда мы обсуждали слова Мегре, - на русских обложках изображены вещи, понятные каждому. Женщина, ребенок, ладонь с крестиком, обнявшаяся пара. А у нас? Конечно, это лучше - но если уж бизнес, то бизнес. Тут важно не создать произведение искусства, а выгодно продать книгу". То же самое - яркий, аляповатый даже зеленый цвет. Обложки Мегре бросаются в глаза на любом прилавке. Пусть они бросаются своей безвкусицей, примитивизмом, аляповатостью - но ведь привлекают внимание! А наша культурная обложка не привлекает. Мегре, предприниматель, это отлично понимает. То есть в данном случае, с обложкой, он откровенно поступает по принципу: лишь бы покупали, а что - не так уж важно.
   То же самое и с содержанием книги...
   Книга начинается с обложки. Но и сам текст подобран так, чтобы охватить максимально большую читательскую аудиторию. Такое впечатление, что Мегре специально отметил для себя категории людей, которых намеревался "покорить", и их аккуратно "подцеплял" на крючок своими книгами. (я не говорю, что так оно и было - я говорю о создающемся впечатлении).
   Посмотрите: первая и самая большая категория, к которой непосредственно обращается Мегре - это дачники. Им - и всевозможная лесть (вплоть до того, что они предотвратили всемирную катастрофу), и многочисленные практические советы по выращиванию растений(я пока не видела реальных результатов воплощения этих советов, у меня лично ничего не получилось). И надежда на них, как на Будущее России, и обещание им же в грядущем немыслимых благ.
   А сколько в России дачников? Вопрос риторический.
   Вторая категория - родители. С самой первой книги Мегре обещает рассказать о том, как воспитывать детей, и действительно что-то рассказывает, он подчеркивает, что дети - это самое главное, что нет ничего важнее воспитания детей...
   Родителями же является подавляющая часть населения.
   Ну и дальше категории, которым Мегре явно льстит, которые превозносит и называет "будущим России и мира": предприниматели, офицеры (в т. ч. КГБ), барды, пожилые женщины (о них несколько раз говорится отдельно), целители, эзотерики, православные (да-да! В книгах есть ссылки на некоего отца Феодорита, вообще заигрывания с Православием - рассчитанные, разумеется, на "неопределенно православных" невоцерковленных людей), даже католики (восхваляется Папа Иоанн Павел II, в 6й книге почему-то называемый уже Иоанном II, причем два раза, так что это не опечатка), ну и так далее... Короче говоря, охват огромный.
   То же самое и с идеями Мегре. Сами по себе эти идеи довольно примитивны. И даже не выдерживают критики. Ну, к примеру, о воспитании детей. Если я просто скажу: "Ребенок - это абсолютно чистое безгрешное существо, которое ни в коем случае нельзя ни в чем стеснять, нужно ему позволять абсолютно все, чего он хочет, потому что все его желания чисты и прекрасны, и тогда он вырастет Идеальным Человеком" - то меня просто засмеют. Но именно такова идея Мегре!
   Однако чтобы обосновать ее, он придумывает "идеального человека" Анастасию и весь ее род, где детей воспитывают именно так, придумывает зверей, которые без всякого насилия ухаживают за ребенком, кормят его и согревают. И на основании этой якобы существующей "антисистемы воспитания" мы теперь должны воспитывать наших детей...
   Как заставить человека поверить в то, что никакого Бога не нужно, что он САМ ВСЕ МОЖЕТ? Просто так человек в это не поверит. Он себя хорошо знает. Так нужно придумать несчастную больную умирающую девочку, которую Анастасия вылечивает и "меняет ее карму", в результате чего шестилетняя девочка собственноручно ремонтирует мостки во всей деревне, красит ставни, ловит рыбу в реке, продает ее и покупает всякие вещи для своей мамочки, живущей в городе... Этот рассказ о сердечке несчастного больного ребеночка, которого "теточка Анастасия" вылечила и спасла, просто невозможно читать без слез. А теперь попробуй усомнись после этого в том, что девочка способна на такие свершения... ты же будешь последней сволочью после этого! "Разве твое сердце не содрогнулось при описании несчастной брошенной матерью Анечки? Разве у тебя нет сердца? Как ты можешь такое говорить?" И вот после такой эмоциональной обработки быстро подсовывается мысль: не надо ни к какому Богу обращаться, ты и сам все можешь! И попробуй усомнись...
   А в скольких семьях возникли сексуальные проблемы... Женщина, начитавшись про то, что половой акт прекрасен только один раз в жизни, что это творчество ради рождения ребенка, вообще начинает избегать "пошлой и низкой" близости с мужем или соглашается "скрепя сердце". Мужчина со своей стороны начинает сравнивать свою жену с Анастасией (естественно, в пользу последней) и понимает, что сильно ошибся в выборе (особенно после пассажей Мегре о том, что мы выбираем жену по длинным ногам да накрашенным глазкам, а получаем лахудру, которая сидит на диване и еще какой-то любви к себе требует). А между тем заключения и мужа, и жены основаны всего лишь на ничем не подтвержденной фантазии Мегре о прекрасной Анастасии и о волшебной близости с ней, после которой обычный секс человеку вообще не нужен.
   Приемов манипуляции в книгах - без счета. Даже перечислять их все будет очень долго. Ну, к примеру, то, что злодей, пытающийся захватить Анастасию, носит еврейское имя... Ну не случайно же это! (понятно - подготовка к 6й книге). А слезовыжимательные пассажи про вишенку, которой приписываются человеческие чувства, причем самые высокие, на которые люди часто и не способны (а с чего мы взяли, что это - правда? Что деревья умеют так чувствовать? Просто потому что так приятно думать?) Скажем так - этих приемов очень и очень много!
   Одного человека книга захватит в плен потому, что он интересуется методами оздоровления. Другого - потому, что он интересуется воспитанием детей. Третьего - потому, что он интересуется строением мира, поиском Бога. Четвертого - потому что он ищет спасения России. Пятого - потому что у него нет работы, денег и он не знает, как прокормить семью (и этот рецепт дается у Мегре!) Шестого - потому что он бард... Седьмого, ну совсем никак не связанного, бескорыстного - потому что его тронут до слез описания жертвенного гениального поэта или сражающегося Барда, или вишенки, или кормления грудью несчастной Анечки, или... ну там есть чему тронуть за душу. Талантливо написанная книга. А захватив человека в плен, книга исподволь внушает свои "истины":
  -- можно спать с женатым мужчиной, если это бескорыстно.
  -- Бог - это межпланетный разум, Одна из вселенских энергий (кстати, непонятно, кто в таком случае создал все эти энергии).
  -- У Бога ни о чем просить не надо. Человек все может САМ.
  -- Можно заниматься контактерством, общаться в невидимом мире с кем угодно - надо только различать, плохие чувства (страх, ненависть) или хорошие (любовь, радость) возникают при контакте с невидимыми существами.
  -- Детей ни в коем случае ни в чем нельзя ограничивать.
  -- Детям не нужны игрушки и баловство родителей. Дети должны только изучать мир, а не заниматься ерундой.
  -- Канонические молитвы - это ужасно. Молиться надо только своими словами и обращаться к Богу чуть ли не как к равному себе.
  -- Грех Адама и Евы заключался в том, что они начали изучать природу, "анатомировать" ее, вместо того, чтобы как-то эзотерически ее "постигать" и наслаждаться. То есть научное познание - грех в принципе.
  -- Рецепт счастья очень прост. Надо завести семью, поселиться на своем собственном (обязательно в частной собственности!) гектаре земли, посадить там сад и жить, питаясь плодами с этого же гектара. И все - в семье гарантирована любовь, счастье и прекрасные дети.
  -- Этот же рецепт, осуществляемый в массовом порядке, является рецептом спасения России. Это очередная Великая Миссия России.
  
  
   Ну и так далее. Это только часть идей Анастасии. Вообще она так много говорит о том, что человек загадил природу, что невольно вспоминаются братья Стругацкие с их сверхцивилизацией Странников:
   "- Ну... они все-таки спасли население целой планеты.
  -- А откуда ты знаешь, что это они население спасли? А может быть, как раз наоборот, это они планету спасли - от населения?"
  
   При этом я не хочу сказать ,что все прочитавшие книгу становятся ее фанатичными последователями. Как раз в нашем обществе фанатиков в этом смысле не было. Но дело в том, что если у человека еще нет прочно сложившегося и устоявшегося собственного мнения по какому-то вопросу (как, скажем, у христианина есть твердое убеждение в том, Кто такой Иисус Христос), то человек невольно начинает следовать в этом высказываниям понравившейся книги. Иногда даже бессознательно! То есть на словах "Я не действую по Анастасии, я самостоятельный человек и сам знаю, как мне жить. Анастасия мне просто нравится, и все". А на деле человек очень во многих вещах живет именно по Анастасии. Потому что своего мнения или еще не сложилось, или оно сложилось под влиянием той же Анастасии.
  
  
   Конечно, можно проанализировать тщательно книгу за книгой. Но это предмет отдельного труда. Отмечу еще один момент.
  
   Цели Мегре и его искренность.
   Я могу высказать свое мнение по этому поводу на основе знакомства с Мегре. По его поведению, по книгам очень легко создается впечатление, что все это - чисто коммерческое, тщательно продуманное предприятие, бизнес. Тем более, что доходы действительно приличные. Ведь это не только доходы от книг! Тут и продажа кедровых плашек, и масла, и орешков, и изделий из кедра, и экскурсии к дольменам... И тот же пресловутый гонорар за выступления. Я сейчас уже не назову точные цифры, боюсь ошибиться. Что-то около тысячи марок Мегре от нас получил - и плюс еще бесплатная дорога, гостиница, проживание (все же в Германии побывал). Это за одно выступление. (возможно, цифра была больше, но не на порядок, и точно не меньше).
   Кроме того, идеология Мегре - идеология "предпринимательской романтики". Предприниматель - это звучит гордо! "Ведь это очень сильные люди - предприниматели" (Анастасия). Прямо по Ельцину - обогащайтесь! Нас Мегре очень критиковал по поводу нашего "бескорыстия". Косте он прямо сказал: у вас должен быть хороший коттедж, приличная машина ("Мерседес" хотя бы), вы должны хорошо зарабатывать и другим давать жить! Кстати, Костя вполне воспринял Мегре в этом вопросе и, похоже, бескорыстие изжил полностью.
   А чего стоит его ответ на вопрос в альманахе "Звенящие кедры". Женщина спросила его: ну хорошо, вот я буду все выращивать, но ведь мне и деньги нужны - одежду покупать, соль, спички... Мегре ответил:
   "Вот вы построите свой дом в поселении. А рядом построит свой дом богатый предприниматель. Он молодой, соленья готовить не умеет. А вы умеете. Он к вам придет за советом. А вы этот совет ему даром не давайте. Вот так вы и будете дружно жить!"
   Честное слово, хочется "дружно жить" поставить в кавычки. Неужели Мегре сам не чувствует фальшь такой "дружбы"?
   Короче говоря, Мегре очень и очень деловой человек. И неудивительно, что многие считают, что он придумал все это, написал книги исключительно с целью собственного обогащения.
  
   Это тоже вероятный вариант. И все же я склоняюсь к другому.
   Мне кажется, что Анастасия действительно существует.
  
   Это может показаться парадоксальным после всего вышесказанного. Но судите сами! Если Мегре все это придумал, то его нужно счесть гениальным жуликом. Либо все это не только его работа. Не случайно же ходят слухи, что книги Мегре вообще писал коллектив авторов, а самого его не существует в природе. (Существует... и паспорт у него есть, кстати, фамилия в нем стоит - Мегре). Какие имиджмейкеры поработали над внешностью, манерой общения Мегре? Где он научился так влиять на людей... Как гениально написаны книги - не в литературном смысле, а учитывая высочайший уровень манипуляции сознанием, до которого лучшие западные специалисты по СМИ не додумаются. И самое главное - кому понадобилось так раскручивать безвестного скромного сибирского предпринимателя, бывшего фотографа? Уж взялись бы за москвича, на худой конец...
   Либо Мегре - редчайший самородок, уникальнейший талант. Либо его "раскручивала" опытная команда профессионалов (вопрос - зачем? Кому это понадобилось?) И то, и другое кажется мне довольно фантастичным. Ибо - каков выигрыш? Деньги? Да, но не такие уж большие. Проще наркоторговлей заняться или публичный дом открыть. Думаю, и прежний бизнес приносил Мегре немало прибыли. Гениальный жулик занялся бы чем-нибудь более перспективным в смысле обогащения. Власть над людьми? Да, но такая власть доставляет удовольствие только в том случае, если гуру сам искренне верит в свое учение.
   А Мегре, похоже, верит... Из всего общения с ним складывается такое впечатление. Он сам верит в Анастасию!
   Как ни странно, наименее фантастичным мне кажется самое простое предположение: Анастасия действительно существует!
   Это, конечно, не значит, что она реальная девушка, живущая голышом в тайге. Анастасия существует в том же смысле, в каком существовали учителя Блаватской и Рерих. И точно так же общается со своим "учеником".
   Мегре признался, что после "знакомства" с Анастасией у него было неконтролируемое полубезумное состояние (в этом состоянии он и сбежал в Москву, скрылся от родных и близких, понимая, что психушки не миновать. В этом состоянии он дошел почти до самоубийства - об этом он честно пишет в книжке). Так вот это состояние - самое обычное у ясновидящих и контактеров (знаю по своим многочисленным знакомым этого рода). Известно, что перед "знакомством" Мегре изучал, по крайней мере, сочинения Е. Рерих. Это вполне закономерный итог - изучение оккультной литературы, следующий шаг - появление "астрального Учителя". Учитель у Мегре оказался оригинальный. Видимо, Мегре - очень хороший "проводник". Им легко управлять, он полностью подчинен воле "Анастасии".
   Книги об Анастасии, все поведение и образ жизни Мегре - плод работы некоего духовного, живущего в невидимом мире существа. Атеист не примет этого объяснения. Хорошо, пусть атеист считает, что Мегре - просто меркантильный лицемер.
   Но он не похож на меркантильного лицемера. Его поведение именно больше всего напоминает поведение "ученика", управляемого своим "учителем". Он "Просветленный". Достаточно видеть его горящие глаза, слышать взволнованный голос. А запои, в которые время от времени пускается Мегре - как раз очень типичны для такого "ученичества" - человек иногда пытается освободиться... хотя бы таким образом. Хотя сознание его абсолютно убеждено в том, что лучше Анастасии никого нет, что он ее любит, что она его любит, что он должен подчиняться ей, если хочет, чтобы все было по ее плану. Конечно, он понимает в глубине души, что лжет... Анастасия не живет в лесу, как реальная девушка, он не целовал ее, не спал с ней в буквальном смысле, сын его тоже существует лишь в невидимом мире. Анастасия не ест орешков, как ели бы мы, не купается в реальном пруду. Но для эзотерика это не ложь, это - иносказание. Она как бы родила сына. В духовном смысле. Она как бы обслуживается животными... это как бы могло быть, поэтому - это правда. Во всяком случае, это ложь во спасение, потому что уж план-то Анастасии точно несет миру спасение и свет.
   У эзотериков вообще иное отношение к правде...
   Вот написала, и мне стало искренне жаль Мегре. Захотелось помолиться за него. Помолитесь и вы, христиане!
  
   А кто такая "Анастасия", реально существующая в духовном мире?
   Христианство на этот вопрос дает четкий и однозначный ответ. Это бес.
   Я даже не буду расшифровывать, почему... это ясно, как дважды два, любому, кто знаком с поверхностными основами христианства. Кто еще может дать антихристианское учение?
   Бес.
   Господи Иисус Христос, спаси и защити нас от дьявольского наваждения!
  
  
   Дополнение.
   Шестая книга Мегре.
  
   Недавно мне в руки попала шестая книга, написанная Мегре - "Родовая книга". Поначалу я не собиралась ее читать - давно уже отошла от всех этих дел, живу нормальной жизнью... Но какое-то странное любопытство возникло - и такое чувство, будто я связана с этой книгой, будто я должна ее прочитать.
   Честно говоря, я не жалею о том, что прочитала ее.
   Это было любопытно и поучительно. Весьма поучительно наблюдать за рождением секты.
   Ведь первые три книги "Анастасии" действительно почти не содержали в себе прямого "криминала". Это были обычные прекраснодушные рассуждения о том, о сем... Именно первые три книги привели к Мегре наибольшее число последователей, именно они принимались людьми наиболее благожелательно. Да и придраться к ним было сложновато... да, есть спорные мысли, но невоцерковленный человек их, как правило, даже не замечал.
   А вот в четвертой книге Мегре продвинулся подалее. Он выдал свою собственную (в смысле - анастасиевскую) систему сотворения, происхождения мира, грехопадения человека и, наконец, уже слегка коснулся мировой истории. Эта система, естественно, не совпадает с христианской, но также она не совпадает, скажем, и с теософской системой. То есть начиная с четвертой книги, человек, если он с собой честен, должен был уже сделать выбор: "Анастасия" или... все остальное, все, чем он занимался до сих пор (правда, эзотерики редко бывают честны с собой).
   Итак, круг последователей - членов секты - принимающих учение - определился. Не пожелавшие после 4й книги от Мегре отошли. Теперь оставшимся надо дать совершенно четкие и точные указания к действию. И они были даны в 5й книге.
   Чему же посвящена 6я книга? Дальнейшему отделению нового учения от всего остального, существовавшего до сих пор. И в особенности сильный удар нанесен христианству...
   Воздействие произведено абсолютно точно и грамотно.
   Начинается все с прелюдии: Мегре приезжает к Анастасии и сыну и видит ее в состоянии тяжелой борьбы с "темными силами" - какие-то "белые круги" на траве, Анастасия вся обессилевшая, бледная и измученная, еле поднимается. Пятилетний сын пытается ей помочь, как может. В общем, нам становится безумно жаль бедную девушку и так хочется ее защитить от "темных сил".
   Дальше Мегре рассказывает о том, что некоторые нехорошие люди - безусловно, проводники этих самых темных сил - критикуют его в интернете и в прессе.
   Анастасия начинает рассказ о прекрасной Ведической эпохе, якобы когда-то имевшей место в истории земли. И в один момент говорит: "Ты вот о злобствованиях в прессе современной говорил, Владимир. Теперь увидишь, как усилятся они..." И объясняет, что эти "злобствования" - нападки как раз тех самых темных сил. И буквально на следующей странице начинается изложение новой версии иудаизма и христианства.
   Пересказывать ее я не буду, кто читал - знает. Словом, Христос представляется, разумеется, неким обычным еврейским учителем, решившим спасти свой народ, который, оказывается, был заморочен и "закодирован" некими жрецами (в частности, Моисеем). Но потерпел Он неудачу, и Его, как говорится, замочили враги.
   После изложения этой истории тут же следует заигрывание с христианством. Опять упоминания отца Феодорита, каких-то мифических "сельских священников", которые поддерживают Мегре, упоминание о Понтифике... Это буквально режет глаз - ведь только что был совершен откровенный и подробный наезд на Символ Веры и Церковь. После этого уж, кажется, даже самый отсталый сельский священник (даже дьякон, даже простой прихожанин, прошедший катехизацию), должен понять, что такое Мегре и его Анастасия... Но нет - беззастенчивая ложь. Она рассчитана не на христиан - те не поверят. Рассчитана на последователей Мегре и тех доверчивых людей, которые пока не обладают никакими знаниями в духовной области и готовы обратиться к кому угодно, к тому, кто больше понравится и привлечет, заинтересует. А ведь книги Мегре и построены именно с тем расчетом, чтобы заинтересовать как можно большее количество людей... 2000-2001 г.
  
  
Оценка: 3.24*175  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"