Преподобным Симеоном Новым Богословом описаны три образа молитвы новоначальных: два неправильных и один правильный ("О трех образах внимания и молитвы", Добротолюбие на русском языке, том 5).
Первый (неправильный): устремление вниманием вне себя.
Второй (неправильный): присутствие вниманием в голове или в уме.
Третий (правильный): устремление вниманием в сердце.
Правильный образ молитвы необходим в равной степени для ЛЮБОЙ МОЛИТВЫ (ежедневное правило, акафисты и каноны, храмовые богослужения, краткие молитвы в течение дня, Иисусова молитва и пр.).
Неправильные образы молитвы образуются стихийно и подлежат преодолению.
Одной из причин того, что многие христиане стремятся духовно преуспеть, но годами и даже десятилетиями не преуспевают, является неправильная молитва, то есть молитва по первому или второму типу.
Усиление молитвы по каждому типу приносит свои плоды. По первому - прелесть и впадение в искушения, по второму - изнурение от безплодных усилий и гордостное самообольщение, по третьему - умаление страстей.
По святителю Феофану Затворнику, суть правильной молитвы заключается в том, чтобы стоять умом в сердце: "Все приемы, про какие пишется (сесть, нагнуться), или художественное творение сей молитвы не всем пригоже, и без наличного наставника опасно. Лучше за всё то не браться. Один прием общеобязателен: "вниманием стоять в сердце". Другое всё стороннее и к делу не ведущее прибавление" (Духовные наставления, "Молитва Иисусова").
Чтобы достичь этого, следует искренне молиться, обращаясь к благодати Святаго Крещения, скрытой в глубине сердца. Вместе с благодатью Святаго Крещения в сердце таинственно пребывает Сам Бог, в Троице славимый. И, обращаясь к благодати Святаго Крещения, мы обращаемся к Нему.
Преподобный Григорий Синаит написал, что каждый христианин "...получил через крещение Христа в Духе, согласно апостолу Павлу, утверждавшему: "Разве вы не знаете, что Христос Иисус живёт в сердцах наших?" (см.: 2 Кор. 13,5)" - (Преподобный Григорий Синаит "Творения", Москва, Новоспасский монастырь, 1999 г., стр. 86).
"Близ тебя слово в устах твоих и в сердце твоем, если исповедуешь устами твоими Господа Иисуса, спасешься, ибо всякий, кто призывает имя Господне, спасется. Все же это: слово, исповедание и призывание - следует понимать как пребывание внутри тебя Христа, вселившегося чрез св. крещение" (преподобный Василий Поляномерульский, Предисловие к главам блаженного Филофея Синайского).
"Яко веруяй в Мя, ...реки от чрева его истекут воды живыя" (Ин.?7,?38). Всякий крещающийся принимает свыше эту воду таинственно в глубине своего сердца, и о ней пишется в житии св. Игнатия Богоносца, когда неверные разрезали сердце его, говоря: "Как он носит Бога своего в сердце своем?" И нашли внутри сердца золотом написанные слова: "Иисус Христос". Это же было знамением в посрамление неверных и для уверения всех верных в том, что всякий во св. крещении принимает внутрь себя Христа" (там же).
Святитель Феофан Затворник: "Как понимать выражение СОСРЕДОТОЧИТЬ УМ В СЕРДЦЕ? Ум там, где внимание. Сосредоточить его в сердце - значит установить внимание в сердце и умно зреть перед собою присущего невидимого Бога, обращаясь к Нему со славословием, благодарением и прошением, назирая при том, чтобы ничто стороннее не входило в сердце" (Душеполезные поучения святителя Феофана Затворника, Москва, Подворье Введенской Оптиной пустыни, 2013 г., стр. 174).
Преподобный Нил Сорский говорил, что в молитве всегда нужно обращаться внутрь сердца. И что лучшая борьба - это без помыслов хранить сердце в молитве.
Святитель Григорий Палама: "...необходимо для тех, кои положили внимать себе в безмолвии, возвращать и заключать ум в теле, наипаче же в том, которое есть внутреннейшее в теле тело, которое мы называем сердцем" (Добротолюбие, том 5 "О священно-безмолвствующих").
По слову Симеона Нового Богослова, нужно мысленным взором обратиться в утробу и найти сердечное место, где пребывают обычно все душевные силы ("О трех образах молитвы", по греческому тексту). Дополнительным ориентиром может служить пересечение этого места вдыхаемым прохладным воздухом.
Правильный образ молитвы может быть дан человеку Богом по благодати. Но это не означает, что мы сами не должны искать правильный образ молитвы.
Преподобный Никифор уединённик: "Это величайшее из великих делание делается достоянием многих или всех наипаче чрез научение. Редкие ненаученно получают его от Бога, по своему нуждническому труду и по теплоте веры; но что редко бывает, то не закон" (Добротолюбие, том 5)
При молитве важно поддерживать устремлённость к Богу (или святым Его). Эта устремлённость должна быть обращена в глубину сердца. Что может быть естественнее, чем устремление молитвенного внимания к Богу? Прямо внутрь сердца.
Как указано святителем Игнатием Брянчаниновым, внимание должно быть сосредоточено на словах молитвы.
Для правильной молитвы нужны не столько какие-то приёмы, сколько правильное понимание.
Итак, важны три компонента:
- устремлённость к Богу и святым Его;
- направление этой устремлённости в глубину сердца (туда, где сокрыта благодать Святаго Крещения);
- концентрация внимания на словах молитвы.
При длительной молитве, совершаемой указанным способом, и неподвижности тела может возникнуть состояние высокой молитвенной сосредоточенности. Дыхание нужно "сдерживать", то есть дышать не полной грудью, поверхностно. Затем дыхание установится автоматически.
При этом всегда необходимо помнить, что цель такого делания - не высокие состояния, а борьба со страстями, мысленная брань.
Искусственное манипулирование дыханием может привести к разбалансировке дыхательного центра. Вернуть этому центру отобранную у него функцию можно, бегая трусцой или перенося внимание ума с дыхания на другие предметы. А еще лучше помолиться, чтобы Бог снова забрал Себе контроль над Вашим дыханием. Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим!
Эксперименты с дыхательными практиками, а также любыми методиками вхождения в транс (в том числе дыхательными) неизбежно приводят к раскрытию человека для прямого воздействия тёмных духов, наполняющих воздушное пространство. К таким же последствиям приводят эксперименты по сенсорной депривации и приём психически активных веществ, в том числе, злоупотребление алкоголем. Всё это крайне опасно. О людях, пытающихся добиться высоких состояний посредством манипуляций, справедливо написал преподобный Григорий Синаит: "...безстыдно и нагло желающий войти к Богу и чисто исповедать Его и усиливающийся приобрести Его в себе, если будет попущено свыше, легко умерщвляется теми - разумею демонов, - так как самонадеянно и дерзко ищущий несогласного с личным состоянием влечется тщеславно к достижению искомого преждевременно".