- Я прошу прощения, что-то я сегодня туплю, но позволь мне спросить - А что именно мы искали?
- Ты же знаешь, что на этот вопрос я тебе не смогу ответить также четко как ты сформулировал свой вопрос.
- Ответь хоть как-нибудь.
- Нас что-то постоянно толкало на поиск некоей сокровенной мудрости, назовем это так. Этот голод мы испытывали с раннего детства еще когда бабушка на ночь нам рассказывала увлекательные прекрасные сказки. Слушай, а, наверное, именно это и послужило неким задающим вектором. Хотя этих векторов и было превеликое множество, но это кажется был первый вектор, который дал нам возможность с детства поверить в торжество добра и любви и сохранить эту веру на некоторое время. Потом в нашей жизни появился следующий вектор, который также подпитал уже угасающую веру в прекрасное и так на протяжении всей жизни.
- Ну, очень интересно, мы такие красноречивые, что можем сутки напролет в эмоциональном порыве толочь воду в ступе.
- Не хочешь не буду.
- Ладно, извини, кто же тебя еще послушает кроме меня? Продолжай.
- А что тут продолжать? Был порыв был и нету.
- Как нету? Почему нету? А я почему не знаю? Куда делся?
- О, а кто же это у нас тут рвет все рекорды по эмоциональным проявлениям?
- Ты это, не передергивай, умник. А ну, объяснись.
- Походу у нас начался третий этап.
- Что-то я действительно сегодня туплю. Какой третий? А какие это первые два? Я что-то пропустил? Ты это, как это, без меня? Без меня нельзя.
- Первый это до нашего знакомства с Библией, которая задала нам направление нового вектора поиска. После Библии это второй этап. Сейчас после знакомства с трудами преподобного старца Силуана Афонского начинается третий этап.
- Книга замечательная, согласен, но не настолько же, чтобы после нее говорить о новом этапе в жизни.
- Смотри, перед тем как Библия наконец к нам пришла, именно пришла и сразу одновременно в трех экземплярах от "Слово Жизни", "Свидетелей Иеговы" и кажется "Адвентистов седьмого дня", мы лет шесть жаждали с ней познакомиться и все сильней и сильней. Когда мы познакомились с Библией, вернее мы ее изучали на протяжении лет пяти, перечитывая ее от корки до корки у нас появилось желание поиска наставника. Наставника не было, поэтому его нам заменила самая разнообразная литература, из которой мы черпали по крохам мудрость и наставления.
Сейчас в лице преподобного старца Силуана, мы обрели того духовного наставника, о котором могли только мечтать. В его книге столько всего для нас, что кажется она просто написана под нас, что больше уже ничего не нужно. Поиски закончились. Теперь остается только делать то, что он говорит.
- Я рад за нас, но боюсь мы увязнем, так как духовный порыв пройдет и ничего не останется. Думаю, нужно продолжать в том же духе, который нас привел к этому. В этом же духе нужно продолжать и дальше.
- Ты о чем?
- Ты уже знаешь, о чем я. Вижу, что она уже сказала свое слово. Что она сказала?
- Не знаю она ли, но да, было.
- Нууу.
- Восточные и некоторые другие духовные практики привлекательны тем, что они имеют четкий алгоритм действий для новоявленного адепта. Они свели все к конкретным понятным шагам, как например "Благородное восьмеричное правило" в буддизме, которые постепенно вводят человека в духовный мир и после чего человек просто не может не признать, что духовный мир существует.
Наш же выбор православие. Мы к этому пришли сами в том плане, что нас никто в этом не убеждал. Вернее нас убеждали во многом другом и другие, но их доводы нас не убедили. Мы искали и в ходе этого искания мы пришли к тому, к чему пришли. Многие кого мы знаем, кто также искал и приходили к тому же выводу, что и мы, после того как попытались вести более серьезную жизнь в рамках своего официального выбора - не смогли этого сделать в силу своей внутренней доброты. Так как им в храмах "опытные" прихожане постоянно не давали покоя - то не там стоишь, то не то делаешь и так постоянно изо дня в день, в конечно итоге они либо прекратили свои поиски, либо ушли туда где их приходу были искренне рады.
- Ну да, с нами такой номер не пройдет.
- Да, в силу своей агрессивности, своей гордости и тщеславия, в силу своей злости, а мы очень злы и желочны - мы не позволяем с собой так обращаться. Мы в храм приходим к Богу, мы приходим молиться и нас не нужно одергивать и рассказывать, что и как нам делать. Мы никого не трогаем и никому не мешаем, выберем себе укромное местечко стоим себе спокойненько, молимся. Мы уже наслышаны обо всех этих "опытных" прихожанах которые просто выживают из храмов ищущих Бога своими неуместными заносчивыми замечаниями, сделанными без любви в довольно пренебрежительной манере и которые как начнут так и клюют постоянно, а обычный простой скромный человек как правило не может за себя постоять, но и ходить в храм, где человек жаждет обрести единение с Богом, а его здесь постоянно одергивают и шикают также вскоре надоедает. Меня же жизнь научила давать сдачи и добиваться того что мне действительно нужно несмотря ни на что, в духовном плане, в плане поиска смысла бытия. И давать сдачи тем, кто пытается меня переубедить в правильности моего духовного выбора.
Шиканье и одергивание это не единичный случай - я знаю массу таких случаев в разных храмах, расположенные в самых разных городах.
- Полегчало?
- Раньше бы сказал да, но сейчас нет.
- А что так?
- Спасибо отцу Силуану, он очень многое объяснил. Я только что выступил с осуждением, отринув смирение и проявив собственное суждение, что является проявлением гордости. В гордое же сердце благодать божия не входит, а если и была там, то после такого она его покидает. Я сейчас ощущаю, что тот свет, который был в моей душе, сейчас его нет там. Сейчас в моей душе злоба и раздражительность, а это говорит об утрате божией благодати в моем сердце. Однако, сейчас я уже знаю, что подобным образом размышлять нельзя, так как это не позволяет стяжать Духа Святого, но в то же время зло берет не за себя, а за других, за моих родных и близких, которых лишили в свое время желания и намерения спокойно ходить в храм и молиться, а у них была в этом огромная потребность, а также за тех, кто и сейчас будет не ласково принят там.
- Ты знаешь, что так рассуждать нельзя, но все равно это делаешь. Почему?
- Потому, что я уже знаю как должно и как не должно. Да, я позволил себе эту слабость, но я уже знаю, что все, кто мне как бы враг, ну те кто мне доставляет проблемы по жизни, раздражает и так далее - это те кого я должен возлюбить. Я должен их простить, вернее даже не простить, так как их вины предо мной нет ни в чем, все что человек делает - он виновен только перед Богом, а просто не обижаться на них. Я должен их любить и молиться за них. Вот, кажется возвращается.
- Ох и доиграемся.
- Не каркай.
- Ладно, а мы что, так можем?
- Нет, но мы знаем, что это правильно и теперь нам просто следует идти этим путем. Все стало очень просто.
- Ага, проще быть не может. Что-то эта перспектива меня сильно пугает. Это через что же нам предстоит пройти, чтобы отстоять подобные намерения по жизни. Ладно, мы отвлеклись, так что там у нас?
- Ну типа, систематизировать некое практическое пособие, аналогичное восьмеричному правилу, но в рамках выбранной религиозной жизненной концепции.
- А что с восьмеричным правилом не так? Оно ведь нам так нравится.
- В рамках нашей концепции оно практически бесполезно. Вернее, именно для нас это имело положительный результат, но на мой взгляд чисто только это правило ведет в другом направлении. Так как мы уже сознательно определились куда нам нужно идти, то нужно сформулировать то, что этому способствует.
- А мы что способны на такое?
- Нет.
- Тогда зачем ты об этом говоришь?
- Ты спросил, я ответил.
- Я тебя понял. Ты не ведешь дневник так как сомневаешься, что сможешь сделать то, о чем ты сказал, а все остальное уже просто не имеет смысла.
- Да.
- Ну. Тогда я с тобой согласен. Это какая-то ерунда. Все уже написано. Бери читай.
- Да.
- В книге отца Силуана есть все, о чем мы могли бы написать, а лучше написать все равно не получится.
- Да.
- А как бы мы сформулировали на данный момент духовный путь христианина?
- Тут понимаешь есть одна немаловажная загвоздка. Чтобы сейчас говорить о чем-то духовном, нужна определенная синхронизация духовных ценностей. Вот, например, я прочил эту книгу и я все написанное принял в ней. У меня вызвало непонимание только две вещи из его книги, это лишь говорит о том, что я только в начале пути. Там где говорится, что любить собаку нельзя, речь шла не именно о собаке, а о животных вообще, что нельзя обижать ее, что накормил, не обидел и этого достаточно, а вот любить ее - это не правильно. Любить нужно только Бога и эта любовь должна быть всепоглощающей, а когда такая любовь входит в сердце человека, то человек просто не может любить ту же собаку.
Или когда речь шла об одном иноке, который не мог себя представить в раю в то время как его родные не попадут в рай. Потом Господь явился этому иноку и в его сердце вошла такая любовь к Богу, что после этого он ни о чем другом, кроме как попасть в рай и лицезреть Господа уже и помышлять не мог.
Или когда отец Силуан молитвенно взывал к Адаму, а тот просил не беспокоить его земными скорбями, так как он находится пред Господом и о земном ему очень тяжело помышлять.
Любовь к Господу, которая является одним из главных заветов это, по всей видимости, не та любовь, которую мы испытываем к животным, к детям, родным или чему-либо другому или к кому бы то ни было. Это чувство, которое способно вытеснить все кроме нее и эта любовь всеобъемлющая которая охватывает все мироздание, но даже представить ее простой человек не способен.
Я, например, берусь о ней рассуждать только в силу того, что об этом пишет старец Силуан и потому, что все что он написал я принимаю своим сердцем, вот только этого я понять не могу, но это и понятно в силу моего собственного невежества и греховности, но я верю тому, что написал старец, поэтому пытаюсь своим скудным умишком хоть как-то, в меру своих сил этому найти объяснение.
В свою очередь мои объяснения могут быть восприняты теми, кто также внутренне принимает труд старца, в противном случае если труд старца будет отвергнут, то и мои рассуждения ничего не стоят. Впрочем, если труд старца будет принят, а мои рассуждения нет, то тогда действительно мои рассуждения ничего не стоят, так как я не смог верно понять изложенного.
- Ну, так давай просто систематизируем, то что мы прочитали и что мы из этого поняли.
- Попробуем.
- Хорошо. Давай просто попробуем.
- Все равно здесь есть еще с чем разбираться и какая-никакая систематизация собственных мыслей все равно нужна. Ладно, посмотрим, что из этого получится...