Зеленцов Александр Семенович : другие произведения.

Одухотворенное хозяйство человека или рынок золотого тельца

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Либеральная революция в России, которая камня на камне не оставила от научного коммунизма и от марксизма, казалось бы, должна была освободить реальную хозяйственную жизнь от догм материализма и вернуть обществу украденный у него духовный и нравственный смысл его земных трудов и забот. Но вместо этого все снова перевернулось с ног на голову, точнее говоря, все по прежнему осталось в состоянии вопиющего внутреннего противоречия, только уже с абсолютно оьтрицательным метафизическим смыслом и содержанием. На фоне тотального отрицания и шельмования марксизма и внешнего возвращения к религиозным и нравственным основаниям бытия, произошло фактическое воцарение в практике и политической стратегии хозяйственно-экономического строительства самых крайних и самых пошлых форм экономического материализма, причем столь последовательного и дремучего, в сравнении с которыми Капитал Маркса и практика реального коммунизма кажутся ныне наивным и сентиментальным идеализмом. Общее впечатление таково, что научный коммунизм Маркса был отвергнут не потому, что он грешил материализмом, а потому что он делал это не последовательно. Его отвергли, чтобы расчистить дорогу религии и идеологии золотого тельца.

  
   Одухотворенное хозяйство человека или рынок золотого тельца.
   Что мешает
   возрождению хозяйственной инициативы населения России и ее экономическому развитию?
  
   Очевидно, не требует доказательства, что весь хозяйственный уклад традиционного российского общества, внешний и внутренний образ его домостроительства, характер ремесел и промыслов, художественная культура и этика хозяйственных отношений - все это в значительной мере сформировалось под влиянием православного культа и православной культуры. До 17-го года Россия несла на всем своем внешнем и внутреннем облике печать ее неповторимого образа, который сообщал ей легко узнаваемую своеобычность и крепость.
  
   Если задаться вопросом, что позволило России в условиях почти непрерывной внешней экспансии, в не слишком благоприятных природных условиях, на огромной территории и при великом смешении языков, этносов и религий создать свое царство и выстоять в тысячелетней войне, то ответ может быть только один: постоянный, всеобщий и целесообразный труд всего народа и практически каждого человека, от мала до велика, на всем ее пространстве, причем, труд не только хорошо организованный и плодотворный, но вдохновленный общими, едиными для всех ценностными ориентирами и задачами.
  
   Тысячи поселений и городов не сами собой строились, не сама собой обрабатывалась земля, все это делали люди, которые были не рабами на своей земле, а благочестивыми работниками. Россия всегда представляла собой сообщество тружеников, где каждая семья и каждый человек что-нибудь мастерил, изобретал, строил, сеял, шил, вязал и так далее и так прочее.
  
   Приэтом, никогда, даже в периоды татаро-монгольского ига и крепостного права не было такого тотального контроля и подавления личной инициативы со стороны государства и такой растерянности людей в целях и смысле своей жизнедеятельности, как в период после 17-го года в двадцатом столетии и после, так называемой, перестройки в его конце.
   Общее впечатление таково, что все революции 20-го века в России были затеяны исключительно для того, чтобы в корне подавить и заглушить эту творческую жизненную самодеятельность населения России, благодаря которой она возникла и стала мировой державой.
  
   Следующий вопрос, который сам собою здесь возникает, чем побуждалась и откуда черпала свое вдохновение эта неисчерпаемая энергия жизнетворчества и чему обязана она своим разумным смыслом, красотой и целесообразностью своих творений.
  
   Чтобы ответить на этот вопрос, надо просто вспомнить, с чего всегда и всюду начиналась жизнь на прежде пустынных и запущенных землях необъятной Русской страны. Она начиналась со строительства храма, монастыря и вокруг них разрасталась вширь, под их непосредственным и неусыпным попечением, духовным окормлением и поучением. В целом это можно назвать Православным домостроем или Православной культурной ойкономией.
  
   Не удивительно поэтому, что разрушение этого внутреннего строя жизни началось именно с отторжения религии и церкви от государственной, общественной и хозяйственной жизни народа. В этом и была главная цель всех революций. Не их "вина" что они не справилась с этой задачей до конца. Сегодня мы видим, что ни вековое пленение, ни войны и революции не вытравили до конца дух этой культуры, а внешний ее облик очень быстро возвращает себе свои исторические черты, как только появилась к этому мало-мальская возможность.
  
   Однако, не легко и весьма противоречивым образом происходит возврат "на круги своя" этой тысячелетней культуры. В последние десятилетия эти противоречия обострились до своей наивысшей крайности. Можно сказать, что Россия в настоящее время находится в состоянии глубокого внутреннего раздвоения, причем, по существу самых важных жизненных своих ценностей, идеалов и целей. Признаки этого раздвоения легко различимы на всем строе ее сегодняшней жизни. Их легко найти в проявлениях того внутреннего разлада и порожденной им жизненной пассивности, чтобы не сказать, унынии Русского народа, которые многократно были подмечены и послужили поводом к бесчисленным укорам в его адрес.
  
   Одной из причин, которые порождают неопределенность, неуверенность и многие сомнения в процессе возрождения социальной и хозяйственно-экономической жизни России, является угнетенное положение самого нижнего слоя этой жизни, в самых ее элементарных формах и отношениях: домашних и подсобных хозяйств населения, промыслов и ремесел, подсобного и внутреннего хозяйства православных приходов, монастырей и многих других форм хозяйственной самодеятельности населения России.
  
   Излишне доказывать, что хозяйственная деятельность этого слоя общественной жизни является той почвой и питательной средой, в которой формируются фундаментальные условия для развития всего организма хозяйственно-экономической жизни страны: ее основные нравственные принципы, первичные навыки и организационные формы, ее потребности и цели, но самое главное, что взращивается на этой почве - это люди, которые из поколения в поколение на домашнем дворе, в домашней мастерской, на приусадебном участке, на промыслах и в других малых формах хозяйственной самодеятельности населения получают первичный опыт, знания, навыки, а также нравственные импульсы своего будущего участия в общественной жизни, в том числе в ее хозяйственно-экономической жизни.
  
   В советский период эта сфера жизни подверглась тотальному разрушению и угнетению, делалось это с одной, в общем-то, вполне понятной целью: с детства вырвать человека из-под влияния национальной традиции, тем самым подготовить его к механическому включению в конвеер, так называемого, социалистического общественного воспроизводства в качестве удобного винтика. Результатом этого было, с одной стороны, чрезвычайное ускорение темпов экстенсивного развития этого конвеерного индустриального производства, но, с другой стороны, такое же его опрощение и примитивизация, но, что еще хуже, начались разрушительные процессы внутри самого человека.
  
   Незаметно, но верно его внутренний мир упрощался и уподабливался его внешнему бытию. Рано или поздно этот мир должен был рухнуть. Народ, который столетиями с материнским молоком впитывал христианскую культуру, не мог принять этот чуждый ему образ жизни и мыслей. Коммунизм был отвергнут, потому что он не предполагал усвоить и опереться в своей исторической работе на духовные ценности, традиции и жизненный опыт народа.
  
   Главным действующим лицом любой хозяйственно-экономической организации является все-таки человек, поэтому любой конфликт между ними, рано или поздно, всегда разрешается в пользу человека. В пользу его жизненных ценностей. Именно этот возврат к духовным и нравственным началам и ценностям человеческой жизни стал мобилизующим мотивом, который обусловил и обеспечил социальной энергией тот решительный и быстрый поворот, который произошел в жизни России в последние два десятилетия.
  
   Однако, этот поворот не был духовно и практически подготовлен. Наивная доверчивость одних, близорукая самонадеянность других, расчетливая и энергичная ловкость третьих привели к разрушению старого порядка вещей, но искусственный и преждевременный характер этих преобразований не позволил вызреть идеологии и формам организации того нового, ради чего эти преобразования народ поддерживал.
  
   Спустя два десятилетия после начала, так называемой, перестройки главные вопросы поднятые и поставленные на повестку дня этой очередной социально-экономической революцией еще не только не решены, но в полной мере даже не осмысленны общественным сознанием. Эта работа только-только начинается. Одной из таких фундаментальных проблем является идеология, а точнее говоря, телеология хозяйства, т.е. ценностные ориентиры, цели и задачи всей хозяйственно-экономической деятельности человека и общества и его правильная общественная организация.
  
   Истинную природу и сущность человеческого хозяйства надо начинать изучать в тех формах и сферах, которые опираются на духовный опыт народа и вырастают из простейших начальных форм его хозяйственной деятельности, где решаются самые важные задачи повседневной жизни, где поддерживается природная жизнь, где осуществляется биологическое воспроизводство, где формируются духовно-нравственные ценности и человеческие отношения, одним словом, в семье, в храме, на личном подворье, в мастерской, в крестьянском хозяйстве и даже на общественном базаре, но на таком, где главным товаровладельцем является труд, а не спекулятивный посредник, поручителем и гарантом является честь, а не "крыша". Именно там формируется духовный фундамент всей хозяйственной жизнедеятельности общества.
  
   Между тем, очередная экономическая революция, разразившаяся в России в конце 20-го - начале 21-го века, была организована под знаменем вполне определенной идеологии - идеологии свободного рынка, как "единственно правильной, единственно возможной и универсальной для всех сфер человеческой жизнедеятельности". То обстоятельство, что эта идеология положенная в основание всей хозяйственно-экономической и общественной жизни в корне противоречила всей исторической традиции, нравам, религиозной вере и опыту народной жизни, почему-то не желали принимать в расчет идеологи перестройки. Рано или поздно, это нетерпимое противоречие должно быть вскрыто, осознано и найти свое разрешение.
  
   Рыночное хозяйство, конечно, имеет право на существование, но у него своя ограниченная сфера полезного действия, за границами которой оно становится вредным и разрушительным. Целые области общественного бытия немедленно вырождаются в нечто злокачественное, если их начать устраивать исключительно на рыночных принципах. К таким областям относятся, например: воспитание, лечение, духовное образование, государственная служба, защита отечества, художественное творчество и многое другое.
  
   Нормальная рыночная спекуляция и конкуренция, которые в определенных границах своей применимости способны приносить добрые жизненные результаты, за этими пределами убивают все лучшее, что есть в этой жизни. Слава Богу, сегодня это уже не требует доказательства, плоды распространения рыночного подхода к решению всех и всяческих задач, что называется, налицо. В России начинает формироваться многоукладная экономика, другими словами, такой хозяйственный организм, разные формы и сферы которого организуются и осуществляют свою деятельность по разным экономическим и социальным законам.
  
   Условно эти уклады можно разделить на три основные группы: государственно-экономический, общественно-экономический и коммерческий или собственно рыночный (капиталистический). Все эти три уклада возникли на развалинах монолитного социалистического уклада, поэтому все они являются для нашей страны, практически новыми, потому что многовековой опыт хозяйствования, накопленный Россией до революции 17-го года, был вытравлен основательно. Вот почему так трудно происходит становление нового хозяйства и новой экономики России.
  
   Главная проблема и, можно сказать, главное заблуждение нынешней экономической науки состоит в том, что она представляет себе эти три хозяйственно-экономических уклада, как нечто однородное, существующее по одним и тем же законам и правилам. Поэтому она, вопреки всякой очевидности, здравому смыслу и экономической целесообразности, пытается организовать их жизнедеятельность по одним и тем же законам и считает при этом, что таким образом она следует принципу равных условий, равных возможностей и справедливого распределения. Трудно себе представить убеждение более далекое от реальности, чем это.
  
   Здесь все свалено в одну кучу: семейное хозяйство, милостыня, благотворительность, общественная взаимопомощь и бытовая кооперация, личное творчество и социальная инициатива, государственные формы хозяйствования, коммерческий бизнес и, так называемый, теневой "бизнес".
  
   Всему этому предлагается прокрустово ложе одинаковых правил, законов и условий. Совершенно не удивительно, что первым следствием такого подхода является всеобщее неисполнение этих законов и правил, а вторым следствием является неразбериха и хаос во взаимоотношениях, как между самими хозяйствующими субъектами, так и между ними всеми, государством и обществом в целом.
  
   Попытка организовать хозяйственно-экономическую деятельность этих трех укладов по одному уставу представляет собою, примерно то же самое, как попытка по одному уставу организовывать жизнедеятельность армии, крестьянской общины и купеческой корпорации. Сегодня в качестве универсального устава для всех сфер и форм жизнедеятельности предлагается устав купеческой корпорации, к тому же управляемой, как правило, преступными элементами - результаты уже налицо.
  
   Но, конечно, мало указать на это, надо практически предъявить правильные решения тех проблем нашей жизни, которые не могут и не должны решаться исключительно на основе рыночных механизмов. С этой задачей можно справиться, только если обратится к мудрости и знаниям тех духовных институтов, которые еще сохранили традицию, а также к почти забытому историческому опыту народа. В этой связи и становится важно изучать и задействовать опыт православной церкви в области хозяйственного строительства.
  
   Здесь, пожалуй, требуется некоторое отступление для того, чтобы напомнить самим себе исторический факт, хорошо забытый за время пещерного антиклерикализма большевиков. Церковь в продолжении всей истории своего полноправного участия в общественной жизни, а в истории России этот период длился около девяти веков, являлась, не только воспитателем своего народа, но одновременно и одним из важнейших участников хозяйственно-экономической жизни. Более того, именно монастырям и храмам общество обязано формированию той органичной, природосообразной и нравственно-человечной культуры хозяйствования, которая позволила не только выжить в суровых природных и исторических условиях, но накопить силы и ресурсы для освоения обширнейших территорий.
  
   Конечно, церковь не все сама придумала, но она имела достаточно мудрости, чтобы не разрушать опыт, уклады, традиции, приемы и культуру коренных народов, освящая и преумножая то лучшее, что в них было своим опытом и своею работой.
  
   Секуляризация общественной жизни началась как раз с разрушения церковного хозяйства в начале 17-го века и, можно без преувеличения сказать, что именно фактическое отделение церкви от участия в организации хозяйственной жизни, одновременно с ее отделением от участи в жизни обещественно-политической, привело к духовному и нравственному опустошению этих сфер жизни, что и стало причиной всенародной пролетаризации населения.
  
   Идеологам коммунизма оставалось только организовать и направить эти пролетаризированные массы против своих "угнетателей". И в этом приходится признать торжество исторической справедливости, потому что церковь, отделенная от непосредственного участия в повседневной практической жизни общества стала им восприниматься, как его нахлебница, потому что материальная организация церкви ведь не могла перестать пить и есть, в то время, как она уже не имела возможности полноценно участвовать в хозяйственной жизни своего народа. Между церковью и народом образовалась пропасть, в эту пропасть рухнула вся Россия. Этот исторический урок не усвоен нами до сих пор.
  
   Вот почему необходимо говорить о возрождении и правильном развитии хозяйственной жизни храмов, монастырей, домашнего хозяйства, ремесел, промыслов и других форм хозяйственной самодеятельности населения, которое в подавляющем своем большинстве является религиозным и стремится свою практическую жизнь строить в соответствии со своими идеалами и традициями.
  
   Основная причина, по которой в современной России народ не хочет заниматься активной хозяйственной деятельностью состоит в том, что он не понимает - куда же катится колесо истории, в какой ряд следует становиться, чтобы его жизнь не входила в противоречие ни с его личным благом, ни с общественными стремлениями, ни с божьими заповедями.
  
   То, что он видит и слышит вокруг, сильно его смущает и убивает его энтузиазм, каждый раз, когда он готов поддаться своему естественному желанию что-нибудь делать в этой жизни. Эта растерянность плохо сказывается не только на развитии государства и бизнеса, но и на отношении большей части народа к своему собственному хозяйству и к общественному служению. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на наши деревни, дворы, дома, квартиры и продукты нашей хозяйственной деятельности. Почти на всем, что выходит сегодня из рук нашего народа лежит печать отрешенности и безразличия, это верный признак его внутренней душевной потерянности.
  
   Надо сказать, что и сама православная церковь испытывает сегодня определенные трудности, связанные с интенсивным строительством, восстановлением и возрождением ее разрушенного в советский период хозяйства. Вполне естественно, что чем большее число храмов и монастырей возрождаются из руин, тем актуальней становится задача поддержания и развития их хозяйственной, производственной, культурно-творческой и духовно-просветительской деятельности.
  
   Но насущная необходимость в развитии храмового и около храмового хозяйства обусловлена отнюдь не только внутренними задачами Церкви. Чтобы оценить характер и смысл этой проблемы по существу, необходимо принять во внимание два определяющие ее значимость фактора:
  
   во-первых, вопреки странному и противоречащему опыту всей мировой истории представлению, будто Церковь и, следовательно, ее основной конституирующий институт - храмы, должны существовать в некоем обособленном от реальной жизни общества пространстве: молиться, исполнять требы и питаться исключительно подаянием, Церковь, как прообраз будущего спасенного, т.е. вернувшегося к своему первозданному и безгрешному образу, человечества, не только имеет право возделывать эту землю, ради удовлетворения, в том числе, и собственных нужд, но это прямо и не двусмысленно вменено ей в обязанность: "И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его" Быт.2,15;
  
   во-вторых, нужда в этом есть не только для самой Церкви, не менее остро эту нужду испытывает сегодня вся земля и весь народ России. Именно Церковь в лице ее приходских общин, монастырских хозяйств, православных ученых, изобретателей, людей творчества, крестьянских хозяйств и всех тех, кто сохранил традиции духовно-осмысленного жизнетворчества, способны и могут вдохнуть жизнь в Программу национального экономического возрождения, конечно, в союзе и согласии с другими религиозными конфессиями, получившими свою историческую прописку на русской земле. Реальным примерам того, как это происходит в действительности, уже несть числа.
  
   В этом контексте уместно сказать, что распространение духовно-нравственных ценностей религии на культуру хозяйственной деятельности человека является не только своевременной и актуальной задачей, но, можно сказать, что сегодня это уже шекспировский, гамлетовский вопрос: вернет Россия свое историческое достоинство и то лучшее, что она веками накапливала тяжким трудом или она снова пойдет учиться у тех, кому самим впору пойти к ней учиться.
  
   В начале прошлого века русский философ и священник Сергий Булгаков, представляя свою фундаментальную работу "Философия хозяйства", обратил внимание на вопиющее противоречие, так называемого, экономического материализма, который уже тогда пустил свои метастазы в сознании огромного большинства ученой интеллигенции. Последующие десятилетия трагически подтвердили правоту отца Сергия.
  
   Исследуя философию экономического материализма, отец Сергий задается вопросом: "Являются ли ...известными величинами основные вспомогательные понятия экономического материализма? Конечно, о том, что значит хозяйство, мы знаем из непосредственного опыта, но подвергалось ли это понятие философскому анализу и критической обработке? Ставился ли критический вопрос, что такое хозяйство и как оно возможно? На это может быть только один ответ: нет и нет.". И далее он продолжает: "Основной вопрос, который не исследовался, хотя и в известном смысле предрешался в экономическом материализме, таков: является ли хозяйство функцией человека или же человек есть функция хозяйства?"
  
   Исторический, он же экономический материализм, особенно то его направление, которое культивировалось в марксистском приходе, исходил, как из безусловной догмы, что человек это продукт и следовательно функция своей собственной хозяйственной деятельности, со всеми вытекающими из этой материалистической догмы последствиями. Отвечая этой догме с позиции религиозного знания, С. Булгаков пишет: "...хотя философия хозяйства и исповедует реальность материи..., однако этот реализм ее имеет совсем иной смысл, нежели в материалистической философии: это - мистический реализм, или же, по выражению Вл. Соловьева, религиозный материализм".
  
   С тех пор минуло около ста лет и на первый взгляд, кажется, что практически материализм опровергнул сам себя своим собственным опытом, однако, в сознании большинства он остался не преодоленным. Более того, в действительности складывается весьма парадоксальная ситуация: во времена идейного и политического господства марксизма, реальная стратегия хозяйственного развития была подчинена не экономическим, а, скорее, идейным задачам и целям, а поэтому и строилась по логике господствующей идеологии.
  
   Это было вопиющим противоречием практики с философской теорией. Но вот, когда идейно и политически все учение марксизма официально было отвергнуто, когда, казалось бы, пришло самое время освободить реальную хозяйственную жизнь от материалистической догмы, все снова перевернулось с ног на голову, точнее говоря, все по-прежнему осталось в состоянии вопиющего внутреннего противоречия, только уже с обратным значением. На фоне тотального отрицания и шельмования марксизма и внешнего возвращения к религиозным и нравственным основаниям бытия, произошло фактическое воцарение в практике и политической стратегии хозяйственно-экономического строительства крайних, самых пошлых форм экономического материализма, причем столь последовательного и дремучего, в сравнении с которым Капитал Маркса кажется наивным и сентиментальным идеализмом.
  
   Общее впечатление таково, что марксизм был отвергнут не потому, что он грешил материализмом, а потому что он делал это не последовательно. Его отвергли, чтобы расчистить дорогу идеологии золотого тельца.
  
   Причин, почему это стало возможно, можно указать две. Во-первых, потому что не закончена начатая русской философской и богословской мыслью теоретическая работа по критическому осмыслению опыта и теории экономического материализма, во-вторых, потому что все теории всегда использовались только, как инструмент для оправдания тех целей и задач, которые преследовала, в каждый данный момент истории, господствующая сила, будь это партия, класс, тайная организация или государство.
  
   Таким образом, народ России и православная культура стоят сегодня перед важнейшей и, можно сказать, глобальной задачей: объединенными усилиями возродить дух, Традиции, опыт и формы хозяйственно-экономической деятельности на основаниях тысячелетней традиционной культуры, отвоевывая шаг за шагом пространство и прерогативу духовного руководства этой деятельностью.
  
   Современную ситуацию в хозяйственно-экономической жизни России можно охарактеризовать одним словом: революция. Как всякая революция, она началась с тотального разрушения существовавшего порядка вещей, в том числе и того хозяйственно-экономического уклада, который сложился в результате почти векового эксперимента коммунистической партии. Как всякая революция, нынешняя "перестройка", разрушая прошлое, инкриминирует ему все мыслимые и немыслимые преступления, пороки и недостатки. И еще в одном отношении нынешняя революция, точнее говоря, ее творцы очень похожи на своих предшественников: они также плохо представляют себе, что же делать дальше, после того, как оказался разрушенным старый уклад жизни.
  
   Сказанное не является политическим лозунгом, это простая, но практически необходимая констатация фактического положения вещей. Без этой констатации невозможно выбрать правильную точку отсчета для анализа и определения самых насущных шагов на пути возрождения и развития хозяйственного организма России, как, впрочем, и ее общественного организма. В данном случае, разговор ограничивается одной, не самой экономически значимой, но, безусловно, самой массовой сферой жизнедеятельности, к которой относятся и все формы малого предпринимательства и бизнеса.
  
   Без преувеличения можно сказать, что эта фактически полностью упущенная из поля зрения государства сфера общественной жизни, является столь же важным условием существования и развития социально-экономической организации России, как недра, пашня, леса и акватории являются условием промышленного и сельскохозяйственного ее развития.
  
   Мировой опыт показывает, что, имея весьма ограниченные природные ресурсы, но, нарабатывая мощный слой, так сказать, социального гумуса в сфере хозяйственной самодеятельности населения, можно достичь гораздо большего, чем на богатейшей природной ресурсной базе, не имея этой предпосылки. Чтобы убедиться в этом достаточно вглядеться в опыт нашего восточного соседа - Японии.
  
   Однако, должно быть очевидно, что сама собой эта социальная почва не может накапливать свой жизнетворческий потенциал. Поставленная, в настоящее время, в условия "равноправные" с государственными, корпоративными и частными монополиями, которые буквально вытаптывают и обескровливают эту жизненно важную сферу, она, скорее, вымирает, чем выживает. Последствия могут оказаться намного более трагичными, чем это может показаться на первый взгляд.
  
   За пределами рыночной бизнес-сферы остаются слишком важные хозяйственные области, которые, в тоже время, не могут быть втиснуты в прокрустово ложе рыночных механизмов управления и хозяйствования. Как можно, например, подчинить рыночной логике семейные хозяйственные отношения, хозяйственные отношения внутри деревенского общежития, творческую кооперацию ученых, деятелей искусства, религиозной общины, деятельность врача или учителя, не говоря уже о государственной и военной службе? Всякое смешение, а, тем более, подчинение этих важнейших и конституирующих жизненную культуру общества сфер его бытия с, так называемым, рынком убивает общество, сначала духовно и нравственно, а затем экономически и физически.
  
   Неприятие домашними (личными) хозяйствами, домашними промыслами и ремеслами, художественным творчеством и научной деятельностью, изобретательством, храмами, монастырями и религиозными общинами рыночных механизмов организации и контроля хозяйственной деятельности, как универсального принципа, связано отнюдь не столько с проблемами налогообложения и финансирования, сколько с самой идеологией рынка, как такового.
  
   Является фатальной ошибкой все хозяйственно-экономические отношения людей сводитьк извлечению прибыли, как доминирующей и определяющей все остальные цели. Такой взгляд на смысл человеческого бытия входит в тотальное противоречие не только с христианским или, скажем, мусульманским взглядом на жизнь, он вопиюще противоречит основным ценностным ориентирам любой положительной религии и любой человеческой морали.
  
   Общество в целом только в кошмарном сне может быть уподоблено коммерческой фирме и живущим по ее законам. Цели и задачи общественного развития вырастают из бесконечно более глубоких онтологических оснований бытия, чем цели и задачи коммерческой организации, поэтому они имеют абсолютный приоритет над целями и задачами любой формы коммерческой деятельности, как впрочем, и над целями и задачами даже государственного строительства. Коммерческая деятельность не является и не может быть целью общества, она была, есть и всегда будет только одним из способов, средств и форм достижения его основных жизненных целей.
  
   В соответствии с этим формы хозяйственной жизнедеятельности каждого отдельного человека, семьи, общественных объединений и общества в целом, имеют право и должны организовываться не только на коммерческих (рыночных), но и на иных, чем чисто коммерческие, основаниях и иных, чем чисто рыночные, отношениях.
  
   Здесь уместно повторить, что в нынешней социально политической и хозяйственно-экономической ситуации, для большинства потенциальных и начинающих участников хозяйственно-экономической деятельности самым трудным вопросом является даже не бюрократические препоны, не финансовые трудности и не разрушенная инфраструктура хозяйственных связей, а непонимание своего места, как хозяйствующего и социального субъекта в общем национальном устроении жизни и внутреннее неприятие того утверждаемого государством модус вивенди, который насаждается в России на месте изжившего себя коммунистического идеала.
  
   Ведь эффективными могут быть только те формы хозяйствования, которые развиваются в согласии с общим вектором развития и сообразованы с общепринятыми и освященными нравственным авторитетом принципами и нормами.
  
   Неуверенность в том, что твоя личная инициатива солидарна с общим и правильным устроением жизни является самым сдерживающим фактором созидательной жизнедеятельности каждого добросовестного члена общества. Вот почему бесконечные попытки государства пробудить творческую активность народа на самом нижнем и самом массовом уровне его хозяйственной жизнедеятельности до сих пор терпят фиаско. Желание подчинить эту сферу исключительно философии 'бабла', налогового кодекса и логике бухгалтерского учета, которые вполне оправданы в сфере реального бизнеса, здесь приводят к обратному результату.
  
   Дело ведь доходит до смешного, особенно в российской глубинке, "щупальцы" налоговых органов тянутся к таким формам хозяйственной самодеятельности населения, на которые даже в советское время смотрели сквозь пальцы. И это притом, что целые области чисто коммерческой деятельности, причем, в совокупных объемах сопоставимых с объемом национального ВВП, остаются вне контроля и учета ФНС и отдаются в беспошлинное пользование, так называемым, олигархическим, а иногда и откровенно преступным предпринимательским сообществам.
  
   Надо добавить к сказанному. Что "бюджет" бюрократического "кормления от места" также сопоставим с государственным бюджетом. Это не просто ошибочная философия хозяйства, это позор и преступление перед собственным народом, весьма чреватое последствиями.
  
   Практические последствия этого многогранны, но об одном из них хочется сказать особенно, именно потому, что эта проблема является по существу центральной при выборе национальной экономической стратегии и имеет прямое отношение к сфере малых форм хозяйственной деятельности. Имеется в виду развитие инновационного бизнеса.
  
   Что такое инновационный бизнес по своей природе? Инновационным он является потому что основным условием его реализации является наличие новаторской идеи, которая предлагает наиболее удачное решение той или иной хозяйственно-экономической задачи, а бизнесом он становится тогда, когда реализацию этой идеи он ставит на коммерческую основу. Упуская многие второстепенные факторы, влияющие на развитие этого бизнеса, надо сказать об одном наиважнейшем его условии: о наличии поля этих потенциально инновационных идей, о том, где они произрастают и каковы условия их появления на этом поле.
  
   Этим полем являются как раз те самые малые формы хозяйственно-экономической самодеятельности населения, в недрах которых и зарождаются мириады этих идей и новаций, лишь небольшой части которых суждено стать основой инновационного бизнеса, а большая часть - это повседневное народное жизнетворчество, которое удовлетворяет текущие моральные и материальные потребности общества и каждого человека. Чтобы это поле стало плодоносно на новаторские бизнес-идеи ему необходимо создать естественные для его жизнедеятельности условия и, самое главное, на него нельзя смотреть, как на дойную бизнес-корову и нельзя бесконечно стричь, как газон, ему надо дать развиваться свободно и непринужденно, сообразно его глубинным внутренним потребностям и логике его собственного самосознания.
  
   Вот тогда государство и бизнес-сообщество не будут поспевать снимать с него свой урожай. Важно только, чтобы и государство помогало этому саморазвитию общества, а бизнес, эксплуатируя плоды его самодеятельности, добросовестно возвращал ему справедливую долю прибыли от этого бизнеса.
  
   То, что происходит сегодня диаметрально противоположно сказанному. Государство тратит большие средства не на первоисточник инноваций, а на вторичные условия его функционирования, в то же время всячески угнетая его почвенную основу, из которой он вырастает, а бизнес с помощью того же государства попросту растаскивает весь творческий (инновационный) потенциал общества, даже не оглядываясь на тех, кто его создает. Можно ли удивляться, что так плачевно наше бытие.
  
   Все сказанное прямо и непосредственно касается значительной части того, что здесь именуется малыми формами хозяйственно-экономической самодеятельности населения, которые сегодня поставлены в совершенно ложное положение: чтобы как-то легализоваться они вынуждены декларировать и регистрировать свою деятельность, формально подчиняя ее логике и практике налогового законодательства, но чтобы элементарно выжить, они вынуждены играть с ним в кошки-мышки.
  
   В этой игре проигрывают все и тот реальный малый бизнес, который вырастает из хозяйственной самодеятельности населения и государство и общество в целом.
  
   Совершенно очевидно, что требуется иной подход к решению этих задач, иная философия, иное законодательство, иная практика и иная хозяйственная культура. И все это невозможно вырастить искусственно на гидропонике бюрократически спланированных технопарков и новых 'городов Солнца'. Ничего, кроме разочарования эти прожекты принести не могут, потому что они не имеют корней в действительной и подлинной жизни страны.
  
  А.З. 2007 г. Москва.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"