Зеленцов Александр Семенович : другие произведения.

Персонократия или Персонобесие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почему современная философия считает возможным настаивать на некоем природном суверенитете индивидуального человеческого разума и человеческой воли, если сами эти воля и разум всецело зависят от степени разумности и от качества той свободы, которую имеют духовные родители каждого данного человека. Кто-то из людей родился в чуме охотника, кто-то в царском шатре, кто-то в вертепе разбойников, а кто-то в обители Мудрости и Благочестия, а кого-то вскормила волчица в своем логове. И вот, эти все люди имеют равные права, равную способность и возможность участия в жизни мира, равное достоинство и равное место в обществе? Их голос имеет равное право в решении судеб человечества, а их воля равно должна быть признана на весах справедливости? Мудрый и глупый, злодей и праведник, неопытный младенец и почтенный старец - все они равны друг перед другом и перед Истиною?

  Персонократия или Персонобесие.
  
   Не взыскательная по своему интеллектуальному содержанию статья К.Белова "Персонократия", помещенная на сайте "Завтра", тем не менее, своим лейтмотивом попадает в основную струю интеллектуального беснования современного человечества. Существо этого направления мысли давно определено христианскими богословием и философией, как человекобожие.
   В противовес христианскому учению о богочеловечестве, которое проповедует добровольное присоединение человека к Божественному мироустройству и домостроительству в качестве благочестивых детей и учеников Божиих, которые с прилежанием и смирением, как и положено детям своего Отца и ученикам своего Учителя, постигают науку жизни в Его школе, постепенно приближаясь к Его Мудрости и к Его святости, адепты "человекобожия" проповедуют свободу человека от какого-либо авторитета и первоисточника.
   С точки зрения этой нелепой по своей сути, но весьма соблазнительной для незрелого ума философии человек самим фактом своего появления на свет уже представляет собою носителя высшего знания и высшей воли в мироздании. На чем основано это предубеждение, видимо навсегда останется тайною, ибо весь жизненный опыт и все традиционное предание о природе человеческой решительно отрицает такое странное представление о человеке.
   Ни один факт жизни человеческой не говорит о том, что человек от своей физической природы наделен какими-то задатками высшего знания и сверхприродной власти над миром. Скорее, наоборот, его природная немощь и отсутствие даже того инстинктивного наследства, с которым рождаются животные виды земной фауны должны были бы, скорее, навести на мысли о том, что человек не только не рождается наследником вселенской власти и высшего знания, а, напротив, как ни какое другое существо во Вселенной нуждается в том, чтобы после своего физического рождения быть воспринятым кем-либо для своего воспитания и образования. Так что вся его дальнейшая судьба, его человеческое достоинство и мера его приобретаемого в последующем знания о Бытии решительно зависит от того, где, от кого, в какой школе и в какой культуре он получит это свое духовное воспитание. В древности, а в некоторых культурах и по сей день, это называли вторым - истинным рождением человека.
   Если это так, а отрицать это можно только очертя голову, то как же можно настаивать на некоем природном суверенитете человеческого разума и человеческой воли, если сами эти воля и разум всецело зависят от степени разумности и от качества той свободы, которую имеют духовные родители каждого данного человека. Кто-то из людей родился в чуме охотника, кто-то в царском шатре, кто-то в вертепе разбойников, а кто-то в обители Мудрости и Благочестия, а кого-то вскормила волчица в своем логове. И вот, эти все люди имеют равные права, равную способность и возможность участия в жизни мира, равное достоинство и равное место в обществе? Их голос имеет равное право в решении судеб человечества, а их воля равно должна быть признана на весах справедливости? Мудрый и глупый, злодей и праведник, неопытный младенец и почтенный старец - все они равны друг перед другом и перед Истиною?
   Даже в первозданной природе нет этого равенства, но каждый знает в ней свою роль и свое место. Да и как может быть иначе, мир рухнул бы, если бы в нем не было этого от вечности установленного и свято поддерживаемого порядка, если бы перестала существовать иерархия ценностей и лестница совершенства, если бы низшее стало диктовать свою волю высшему, а неразумное разумному.
   О чем же тогда пишет и к чему взывает К.Белов во след за своими предшественниками, отдает ли он себе отчет от куда и куда ведет его эта кажущаяся ему очевидной и бесспорною мысль: "Позволено ли человеку придумывать новые, не существующие ранее, понятия? Обладаем ли мы правом творить новые идеи и смыслы? Разумеется да. Человеческое состоит в том, чтобы творить. Создавать механизмы, произведения искусства, идеи. Иначе мы не можем, иначе нам нельзя. Перестав развиваться, мы перестаём существовать.", "Привычки и стереотипы - это кошмар человечества. Тормоз развития. Собственные мечты и желания мы заменяем волей массового сознания. Задача персонократии состоит в тем, чтобы научить человека противодействовать стереотипам. Заменить стереотипное мышление на самостоятельное. Думай сам - вот наша основная идея.". И, наконец: "Персонократия (власть личностей, от persona - личность и kratos - власть) - форма правления, при которой власть осуществляется индивидуально каждым человеком с уважением чужого мнения. Ответственность избираемых лиц персонифицируется. Персонократия является развитием демократии в том отличии, что она старается уйти от обезличенных понятий "толпа", "электорат", "народ" и заменить их на "личность", "личная ответственность". Человек превращается из части толпы в субъект, способный влиять на конечное решение. Если демократия принесла людям свободу в реализации решений, то персонократия выступает за наделение людей ещё и свободой в принятии этих решений. Как следствие, это ведёт к повышению ответственности.".
   Итак, персонократия, как высшая форма демократии! Иначе говоря, персонократия это высшая форма человековластия. Автор, очевидно, полагает, что ему удалось сформулировать некую новую идею более высокого порядка, чем которые знает человечество. Увы, много ясней и последовательней были в развитии этой идеи древние философы, в частности тот из них, кто первый сказал, что "Человек есть мера всех вещей. Существующих, что они существуют, а не существующих, что они не существуют". Если же искать первоистоки этой мысли, то мы приходим к началу человеческой истории, в царство Едема, где получило свое первое крещение разумное человечество.
   Книга "Бытие" просто и бесхитростно повествует о первых "днях" человечества на этой земле. Боги решают сотворить человека разумного по своему образу и подобию из некоей земной сущности (или существа), названную в Бытии "перстью", после того, как это новое разумное существо появилось на свет, Бог (или боги - по буквальному переводу Библии) дал этому существу самый важный наказ (заповедь): никогда и ни при каких условиях не пользоваться плодами "древа познания добра и зла". Чтобы понять смысл этой заповеди, то есть от какого зла Бог ею предупреждает человека, необходимо ясно понимать, что такое это "древо познания добра и зла". Архаичный язык Библии несколько затемняет изначальный смысл повествования, но даже и с первого прочтения ясно, что речь идет о познании человеком этого мира.
   Что же хочет сказать Господь человеку по этому поводу? Смысл его предупреждения становится совершенно понятен, когда другой персонаж книги "Бытие", так называемый "змей", подступает к человеку со своими искусительными предложениями. Эти предложения, прочитанные в след за Божьими заповедями не оставляют никакой неясности в том, что касается их подлинного содержания. "Змей" говорит человечеству в лице Адама и Евы почти буквально следующее: Бог не разрешает вам вкушать от древа познания, то есть пользоваться плодами самостоятельного познания природы вещей без согласования результатов этого познания со своим духовным учителем и родителем, каковым для человечества является Бог, потому что Он - Господь боится, что вы - люди станете, как боги, знающие добро и зло, а я - "змей" предлагаю вам не бояться Бога и тогда вы действительно станете, как боги.
   Правды в этих словах "змея" столько же, сколько ее было бы в словах человека, который убеждал бы младенца, что его отец потому не разрешает ему самостоятельно испытывать природу огня, природу воды и пороха, что не хочет видеть своего сына равным себе.
   "Змей" имел успех в своем предприятии и последствия его всем известны из Библии. Человечество пустилось во все тяжкие, соблазненное сладкими плодами самопознания. Это самопознание привело его в воды Потопа, оно ввергло его в огненные бездны Содома и Гоморры, оно побудило его строить Вавилонсукю башню и разделило его на непонимающие друг друга языки и культуры. Жизнь человечества с той самой поры, когда оно бросило вызов божественному миропорядку стала адом. Вражда и войны, безумие и разврат поселились в душе человека и в его доме. Вся последующая история человечества это история одного сплошного безумия и жестокости. Что еще должно произойти с человечеством, чтобы оно, наконец, ужаснулось своим несчастьям и захотело вернуться к отеческому очагу, как блудный сын возвращается к отцу, испив чашу своих несчастий?
   Можно ничего не знать о природе мироздания и об его истинном устроении, можно ничего не знать о Боге, которым удерживается от распада и растления Мироздание, можно даже не считать Его свои Отцом, но как можно не видеть очевидных последствий надменного человеческого самопознания и самоволия? Как можно не ужаснуться его плодам и не искать спасения от них? Даже ничего не ведая о подлинных истоках религии, не зная ее Традиции, как можно не искать в бездонных глубинах ее опыта и ее Мудрости ответа на главные вопросы жизни, как можно не сверить с ними плоды своего сумеречного умопостижения - пусть не из страха за свою жизнь, если она так малоценна в собственных глазах, но хотя бы из страха за будущее и благополучие своих детей?
   Автор Персонократи, как бы понимая все это пишет: "Казалось бы, инновации, есть суть человеческого существования. Однако людям свойственен страх. Больше всего на свете мы боимся неизвестности. Развитие подразумевает неизвестность. Никто не знает, чем лично для него обернётся новое открытие, новая идея, новое понимание. Так рождается страх перед изменениями. Человек смог обосновать этот страх, придать ему "простительную" форму - стереотипы. Барьеры, возведённые на пути прогресса. Стереотип - это нечто априори верное, не поддающееся критики, своеобразная "привычка общества". Если так написано, значит так должно быть. Сознание человека становится порабощено чужими мыслями, формами поведения, которые содержат его в статике. Стереотипное мышление - это главный стоп-кран эволюции, основной соперник инновациям.".
   В его глазах инновации это такая ценность человеческого бытия, перед которой должны отступить страх перед неизвестностью, неизбежные последствия ошибок и даже возможное самоуничтожение человеком своего бытия, настолько притягателен для него вкус свободы и новизны. Простые человеческие радости, такие как мир, любовь, божественная благодать живого бытия... почему-то не кажутся ему настолько ценными, чтобы ради них пожертвовать хоть толикой своей персональной свободы и хотя бы самыми спорными из своих умозрений. Что это - затмение ума или окончательное охлаждение сердца?
   Скорее всего, мы имеем дело с болезнью ума, который до такой степени увлекся интеллектуальной игрой в самопознание, что решительно не в состоянии посмотреть на нее "со стороны" и оценить возможные последствия этой самостийной и своевольной игры. Конечно, главным "благоприятным" условием развития этой массовой болезни является антирелигиозное воспитание, которое внушает человеку - подобно едемскому змею - верховенство его ума над всеми иными авторитетами, а его желаний и воли над всеми ценностями бытия. Болезнь эта так глубоко вошла в человеческое сознание и в культуру, что вполне уживается с формальной религиозностью человека и с его физической принадлежностью к религиозным сообществам и церквам. Так что персонократия, то есть персонобесие это, может быть, не только рудимент прошлого, но вполне может стать реальностью будущего.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"