Зеленцов Александр Семенович : другие произведения.

Идея России, как провиденциальный проект

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Величие Российской истории именно в том, что она начиналась и совершается не как естественно-исторический процесс, а как духовно осмысленный и провиденциальный проект. Все ее перипетии это история становления, болезней, падений и достижений духовного народа, а поэтому и разрешение всех ее коллизий невозможно иначе, как только духовно-осмысленным образом. Настоящее время, более, чем любое другое прежде, требует от народа в первую очередь решения духовных проблем и только тогда будет найдено решение проблем социальных, политических и хозяйственно-экономических.

  
  Идея России, как провиденциальный проект.
  
   Откуда есть пошла Русская земля? Мы часто повторяем эти слова, не всегда думая о том, что вопрос в них заключенный исполнен отнюдь не риторического смысла. Оттого, какой ответ мы дадим на этот вопрос, зависит очень многое для понимания российской истории и российской действительности. Само образование России, как исторического субъекта, было мотивировано и обусловлено не только политическими, военными и экономическими обстоятельствами, а, в значительной мере, соображениями и причинами метафизическими.
  
   Что-либо понять в социально-политических перипетиях истории древней Руси и новой России, не принимая во внимание ее историю духовную, невозможно.
  
   Первое тысячелетие миссионерства христианской религии заканчивалось не просто. Пережив за десять веков и периоды гонений и триумфальных побед, христианская церковь находилась в постоянном напряжении всех своих сил и перед множеством непрерывно грозящих ей опасностей. Но, быть может, самая большая опасность грозила ей не извне, не от молодого и пассионарного мусульманства, не от языческих отживающих свой век варваров, а изнутри самого христианского мира.
  
   К этому времени было уже очевидно, что останки западной части римской империи, усвоив внешние атрибуты христианской религиозности, оказались в глубоком конфликте с внутренним духом христианства. Культура и мировоззрение Древнего Рима, ставшие за века римского господства духовным фундаментом западных народов, довольно естественно сочетались с ветхозаветным Законом, но отторгали и не могли вместить свободный дух христианской Благодати и Истины.
  
   Холодный разум римлянина был не в состоянии осмыслить урок, преподанный Христом человечеству. Вопрошая Христа об Истине, он также не услышал Его ответа, как некогда не услышал его Пилат. Между Законом и Благодатью Западная церковь все более склонялась к Закону.
  
   Между тем, христианская проповедь уже собирала свою жатву далеко за историческими границами западной римской ойкумены. За ее пределами жили племена неиспорченные римским рабовладением, римским милитаризмом и, главное, римским духовным прагматизмом и формализмом. Они с непосредственным детским простодушием принимали христианское учение, находя в нем ответ на самые сокровенные и сакраментальные вопрошания своей неиспорченной души и бесхитростного ума.
  
   Обращая свои взоры на Запад, где торжествующая христианская церковь заняла трон высшей земной власти и утопала в земной роскоши, они с недоумением и растерянностью смотрели на то, с каким цинизмом и расчетливостью она этой властью пользовалась.
  
   К началу 13-го столетия не только новообращенные христианские народы смотрели на западное христианство с тревогой и смущением, но и восточная ветвь римского христианства в Византии окончательно от него отчуждалась. Вот практически общее мнение историков: "Латиняне в глазах византийцев к началу Х111 столетия - это не только грабители, сребролюбцы, захватчики, варвары, не ведающие ни истиной веры, ни подлинной культуры, - они "враги Христа", предатели христианства..." (Культура Византии... М.1989г., стр.88).
  
   Дух Рима не был побежден христианством и по этой причине дальнейшее развитие всей западной цивилизации пошло по пути компромисса. Внешние формы христианского культа оказались наполнены чуждым им смыслом языческих и ветхозаветного культов. В целом тот симбиоз, который получил в последствии наименование латинства или папства, оказался не более, чем подражанием христианству и, конечно, не мог не вызвать отторжение тех христианских общин и тех народов, которые искали и стремились обрести правую, то есть истинную веру и истинного Бога.
  
   Отделившаяся от Рима Византия, оказавшаяся на периферии римской империи, объективно была более свободна и открыта христианскому учению и поэтому ближе к сердцу принимала его проповедь. Быть может, именно поэтому она простояла еще почти тысячу лет после того, как древний Рим был безжалостно разрушен своими бывшими колониями и сателлитами.
  
   Главное, что навсегда разделило восточное и западное христианство и развело их в разные стороны, как в пространстве, так и во времени, это несовместимо разные представления о том, какова миссия христианской церкви в мире.
  
   Католическая церковь в лице института Папы считает себя оплотом и представительством Бога на земле и выстраивает вокруг себя подобие небесного царства, при этом церковная иерархия мыслится не более не менее, как той вертикалью власти, на которой это царство только и может быть основано.
  
   Можно сказать, что в учении и практике католической церкви средневековья осуществилась мечта тех из учеников Христа, которые при его земной жизни мечтали, как они сядут рядом со своим учителем царствовать над народами. Только ученики, мечтая об этом, видели во главе этого царства живого Христа, что касается католической иерархии, то она научилась хорошо без Него обходиться, лишь усвоив для папского престола Его достоинство и Его атрибуты.
  
   Через тысячелетие после земной жизни Христа христианское вероучение все еще находилось в острой и судьбоносной полемике с ветхозаветным учением. Главным предметом спора был вопрос о том, что составляет сущностный смысл религии - Закон Ветхого Завета или Благодать и Истина Нового Завета?
  
   Рим в этом споре по существу оказался на стороне Закона. Трудно сказать, что было бы с Россией, если бы она приняла христианскую веру от латинян, может быть, она сумела бы найти свое место в ограде Закона, но, скорее всего, природная душа народов живших на ее землях отторгла бы этот конгломерат рациональных догматов и отправилась бы на поиски живой христовой Истины. Она хотела полноценной духовной пищи и нашла ее в Византийской церкви.
  
   Рассказ Повести временных лет о посольстве русских в религиозные центры разных народов исключительно для выбора веры едва ли не единственный случай в истории, когда независимый народ в лице своей власти и элиты не покоряется чуждой вере, не принимает ее ради корыстных политических соображений. Он покоряется ей не в результате ее экспансии, а буквально умом и сердцем сознательно пытается угадать своего еще не ведомого Бога, чтобы принести к его ногам свою честь и славу.
  
   Невозможно не верить в простодушную правдивость этих строк: "В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: "Вот приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?". И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу". И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом 10, и сказали им: "Идите сперва к болгарам и испытайте веру их...".
  
   И вот они вернулись: "И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: "Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними", - и обратился к послам: "Говорите перед дружиною". Они же сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?". Они же сказали: "Где тебе любо".
  
   Наивность и простота рассказчика служит порукой достоверности его рассказа и наводит на размышление, что так обращаться в новую веру может только народ не тронутый духовным растлением и принимает он Истину абсолютно открытым сердцем. Слово выбор едва ли вообще уместно в данном случае, ибо выбирает тот, кто знает многое и сознательно сравнивает одно с другим, те же, кто едва понимают смысл выбираемого, скорее, ищут и интуитивно доверяются или не доверяются виденному. Если доверяются, то безоговорочно и в ответ ждут такой же безоговорочной верности. Трудно себе представить, что народ, с такой душой мог бы с той же непосредственностью принять какую-нибудь иную веру, кроме православия. Подобное стремится к подобному, это справедливо для многих отношений и случаев жизни, но особенно непреложно в любви и вере.
  
   Трудно представить этот народ покупающим себе индульгенции или сутяжничающим с ближними и с Богом на основании формального права, как это свойственно иудаизму и в значительной степени католицизму. Поистине религия, в основе которой вера в Благодать и Истину, как высшую инстанцию в решении всех вопросов и дел мира и религия, в основе которой вера в Закон, буква которого становится высшим арбитром между людьми и даже между людьми и Богом - это две разных религии.
  
   Таким образом, исторически достоверно, что начало российской истории было положено ее вхождением по сень восточного христианства с его более живым чувством веры и более бескомпромиссным исканием Истины, чем в Риме. Россия была буквально в младенчестве крещена в водах православия и ее не тронутый корыстолюбивым рационализмом разум принял его во всей его полноте и чистоте. Не в борьбе, не в спорах и между усобицах, а сознательным и общим волеизъявлением было совершено это. И с этого исторического момента Россия раз и навсегда встала под это знамя.
  
   Можно сказать, что Россия и не выбирала вовсе свою религию, но родилась в ней, в ней выросла, в ней прошла свой тысячелетний земной путь. Православие для России это даже не религия, в литературном и культуроведческом смысле этого слова, это духовная родина ее души, ее сердца и ее разума. Может быть, именно поэтому она так плохо заботилась о своей религии, и так легко ее теряла, что считала ее чем-то само собой разумеющимся, как солнце или воду.
  
   Вывод, который напрашивается из этой внешней канвы русской истории и который подтверждается каждым поворотом ее тысячелетнего пути, состоит в том, что Россия это не исключительно политическое и не исключительно хозяйственно-экономическое образование на карте мира. Это духовный субъект мировой истории, со своим виденьем и пониманием мироздания, может быть не умом, но духовным сердцем определивший свои высшие ценности в нем, своего Бога и свое, может быть, смутное, но выстраданное чувство правды и справедливости.
  
   Внутренний мир и историческая судьба такого народа уже не могут быть изъяснены только из материальных условий существования и не подлежат исключительно земному суду истории и путь его не может быть понят только из законов земного бытия. Чтобы в этих словах не слышался надменный пафос, которого в них нет, надо сказать, что Народ России это не единственный на Земле народ, чья судьба изначально предопределена свыше.
  
   Однако провиденциальная предопределенность не избавляет народ от всех испытаний земной жизни, скорее, напротив, возлагает на него тяжкий крест этих испытаний. Религиозная вера, если она принимается не в качестве удобной ширмы или средства для решения каких-то иных задач, а принимается сердцем и разумом в качестве Истины, есть ни что иное, как Знание, причем знание самой Истины и это знание накладывает на того, кто к нему приобщен, самую великую ответственность, какая только возможна в этом мире. Это ответственность и перед Истиною за ее правильное разумение и следование ей в жизни, и перед миром, о котором сказано в евангелии, что он ждет откровения сынов человеческих. Только человеку дана способность познания Истины, поэтому только и исключительно на нем лежит ответственность за то, чтобы Истина была хозяйкою в его доме жизни.
  
   Каждый человек и каждый народ, принявший решение следовать за Истиной должен хранить ей верность, иначе его отпадение от Истины станет и для него самого и для всех, на кого распространяется его власть большим бедствием, чем если бы он никогда не знал ничего об Истине.
  
   Всматриваясь в трагические зигзаги российской истории нельзя не видеть, что каждое ее падение и каждый трагический поворот имеют одну главную причину: отступление ее князей, ее духовных вождей и ее народа от Истины своей веры.
  
   Слишком велик соблазн облегчить бремя, которое когда-то возложили на нее основатели Русского православного царства, найти тот компромисс, который нашли для себя народы Запада, устроить свою жизнь в соответствии со своими земными нуждами и желаньями, одним словом, отступиться от веры своих отцов и этой ценой войти под крышу земного дома, где так благополучно (для близоруких глаз) устроились соседние народы. Но это именно соблазн, ибо нет места в том доме для России, там вообще уже нет места ни для кого, даже для тех, кто этот дом построил. Там давно все застроено и заселено. Но самое главное в том, что в этом доме никогда не было, нет и не может быть того мира и той духовной правды, без которых душа России задохнется, зачахнет и не сможет жить.
  
   С какой бы стороны ни посмотрели мы на состояние современного человечества, оно слишком тревожно и опасно, чтобы питать иллюзорную надежду притулиться или спрятаться от своих проблем под чью-либо более надежную крышу. Таких крыш уже давно на Земле нет.
  
   С одной стороны, великие народы с древними культурами, с гигантским населением и все возрастающей физической мощью на Востоке, такие как, Япония, Китай, Индия, Мусульманские страны и т.д.. Все они не представляют собой нечто единое, скорее, наоборот, между ними пролегают глубокие этнокультурные и геополитические пропасти, что потенциально чревато далеко идущими последствиями. С другой стороны, страны евро-атлантического региона, между которыми накоплено ни чуть не меньше конфликтного потенциала. Но кроме потенциала социально-политических противоречий эти страны располагают огромным военным потенциалом и все это вместе чревато уже не политическими, а апокалипсическими последствиями.
  
   В этих условиях взоры человечества все чаще бывают направлены на высшие духовные инстанции основных религий и духовных движений. От них оно ждет ответа на вопросы, на которые не смогла и уже, очевидно, не сможет дать ответ наука. Однако, за последние столетия в мире произошли трансформации, которые коренным образом изменили его положение в мире и его мышление.
  
   Пасторальные картины пасущегося и промышляющего подножным кормом человечества, чья духовная жизнь проходит под сенью храмов и их благодатным окормлением, сохранились только в качестве музейных экспонатов. Уже не храмы, рыцарские замки и земледельческие латифундии формируют пространство земной суши, а университеты, заводские трубы, офисные небоскребы и киборгообразные машины. Это другой мир, в котором уже невозможно сохранять единомыслие через лапидарные формулы культа, а порядок поддерживать авторитетом и силой княжеской власти.
  
   Образование и просвещение сделали свое дело, возникло новое человеческое сообщество, уже не только чувствующее и верующее, но думающее и решающее. Завладеть его вниманием и покорить его волю уже невозможно иначе, как только Словом, обращенным к его разуму. Почему пустыми стоят храмы и плачут в них молчаливые иконы? Потому что нет или очень мало там тех, кто разумным Словом выразил бы ту Правду, которую они хранят и пытаются высказать доступным им бессловесным образом.
  
   Сегодня, как никогда ранее единственною силою и властью способной мобилизовать народы, или деморализовать их, просветить или ввергнуть в духовный хаос является Слово. Но именно Слово подверглось за века так называемого Просвещения тотальному расчленению и обессмысливанию.
  
   Современный образованный человек подобен компьютеру нафаршированному хаотичной информацией и такими же хаотичными знаниями, которые дают ему готовый ответ на любой поставленный им вопрос и хотя опыт жизни постоянно доказывает ему, что знания эти или бесполезны, или даже вредны и ложны, однако, отказаться от них он мог бы только в пользу иных более высоких и истинных знаний. Но таких знаний он не может найти в научных энциклопедиях, потому что их там нет. Их вообще нет нигде, кроме как в том же вечном источнике Знания, из которого черпали его духовные отцы и учителя всего мира и всех времен.
  
   Перед духовной культурой стоит поэтому не праздная задача - обрести самой и предложить человечеству это знание и при этом предложить его в таком разумном слове, которое хранит в себе и Истину веры и достоверность знания, правду жизни и ее насущную пользу. Между тем, именно в основных понятиях и категориях, на которых держится все знание и вся вера человечества оно находит не ответ на свои вопросы, а глубокое разочарование и недоумение, поскольку там, где когда-то были строгие и выверенные формулы веры, сегодня разброд мысли и шатанье умов. Нет такого понятия, по поводу которого два человека могли бы сегодня договориться и нет такого слова, смысл которого не распался бы на множество разных смыслов. Как же объясниться и как придти к взаимному пониманию современным народам, если лучшие их умы не понимают друг друга.
  
   Революции, окончательно разрушившие уклад средневековой Европы и определившие ее судьбу на последующие столетия, начались с революции в умах, которую в значительной мере подготовили, так называемые, просветители, среди которых не последнее место занимают энциклопедисты. Последние прославили себя тем, что издали энциклопедию знаний, где в "новом свете" увидели и изложили все основные знания человечества о мире. Сегодня всем очевидно, что эти новые знания оказались очень далеки от Истины, однако, даже при этом они сделали свое дело и подвигли человечество к дальнейшим поискам Истины. Зло, которое они принесли человечеству своими заблуждениями, в конечном счете, будет искуплено той благодатью, которая снизойдет на человечество вместе с Истиной.
  
   Страшный парадокс современного человека состоит в том, что рожденный и вскормленный в атмосфере всеобщего образования, всеобщего культа научного знания и информационного потопа, он жаждет и алкает, как человек оказавшийся в соленом океане без пресной воды и пищи.
  
   Россия знала и своих энциклопедистов, которые соблазняли ее (и не безуспешно) откровениями непогрешимых истин и пережила свои революции, которые обманули ее лучшие надежды и, вот, она стоит сегодня перед жизненной необходимостью нового живого Знания, которое откроет перед нею тайну ее бытия и перспективу грядущего. Кто полагает, что стремление к познанию Истины есть опасное стремление, а так сегодня думают многие, поскольку в прошлом оно не раз заводило человечество к заблуждениям, тот вообще ничего не понимает в смысле и задаче истории.
  
   Именно познание Истины есть главная задача человека в историческом процессе и этот процесс не может быть завершен, пока человечество не искупит свой грех и смиренным познанием Истины не вернет себе свое утраченное богоподобие. В этом и состоит смысл того, что христианство называет спасением и которое не может быть достигнуто человеком иначе, как через Слово, то есть через Познание Истины.
  
   Россия не сможет разрешить ни одной из своих исторических задач и насущных проблем, если не начнет учиться всему заново, если не соберет свои лучшие духовные и интеллектуальные силы и не сумеет в истинном свете увидеть содержание высших своих ценностей, значение главных слов и смысл основных исторических событий. Наступает эпоха нового Просвещения и дай Бог, чтобы это Просвещение оказалось просвещением Истиною.
  
   Величие Российской истории именно в том, что она начиналась и совершается не как естественно-биологический процесс, а как духовно осмысленный и провиденциальный проект. Все ее перипетии это история становления, болезней, падений и достижений духовного народа, а поэтому и разрешение всех ее коллизий невозможно иначе, как только духовно-осмысленным образом. Настоящее время, более, чем любое другое прежде, требует от народа в первую очередь решения духовных проблем и только тогда будет найдено решение проблем социальных, политических и хозяйственно-экономических.
  
   Однако, национальная идея России не вырастет, как трава из весенней земли, не упадет с неба, как летний дождь и не может быть произведена промышленным способом. Она может появиться только в результате возрождения и оздоровления духовной культуры общества, из его религиозной и культуротворческой деятельности. Только в атмосфере этой общенациональной работы появятся идеи, труды, движения и люди - носители и творцы национальной идеи, способные не только написать книги, снять фильмы или принять мудрые законы, но, что самое главное, жить в согласии с этой идеологией и помочь в этом всему обществу.
  
  А.З. Москва. 2007.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"