Зеленецкий Юрий Георгиевич : другие произведения.

Почему глупыми могут быть только атеисты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   Не идти вперед - значит идти назад.
  
   Банальность
  
  
   Глупость вообще - это причина различного рода, сводящихся к потере времени, потерь, допущенных в условиях, исключающих возможность оправдания этих потерь любыми другими причинами.
   Среди этих многочисленных, общих для верующих и атеистов оправдательных причин может быть все, что угодно: состояние усталости, аффекта, действия внешних раздражающих, отвлекающих или угнетающих факторов и т.д. и т.п., - чуть ли не до бесконечности. Но, как это должно быть очевидно и для верующих и для атеистов, только атеисты не могут привести в оправдание допускаемых ими потерь и прорух вмешательство внешних сверхъестественных сил: "Нечистый попутал" или "Черт под руку толкнул".
   Безусловно, верующие тоже не должны всуе этого "нечистого" поминать. Для них, очевидно, главной причиной допускаемых ими разного рода потерь является наказание за какие-то нынешние или прошлые грехи.
  
   Но если мы...в грехе погрязли,
   То боги нас карают слепотой,
   Лишают нас способности судить
   И нас толкают к нашим заблужденьям,
   Смеясь над тем, как шествуем мы важно
   К погибели.
  
   В.Шекспир
  
  
   И тут можно перейти к тому пониманию глупости, которое абстрагируется от великого множества частных причин, мешающих людям ясно и правильно "судить".
   Тогда, глупость - это причина неспособности делать выводы из признаваемого известным знания, когда время делать эти выводы уже пришло.
   То есть, глуп не тот, кто чего-то не знает, а тот, кто не может делать необходимые выводы из того, что он знает, опять же, когда время делать эти выводы уже пришло.
   Например, уже дети малые знают, что чтобы увидеть дальше, надо подняться выше. При этом даже они могут знать, что выше надо подняться иногда и для того, чтобы увидеть глубже, например, в воде подводную лодку. Но, естественно, только в более зрелые годы к людям приходит понимание, что и верную дорогу в жизни можно увидеть, только поднявшись на соответствующую высоту.
   И это вовсе не просто теоретические рассуждения. Ведь, наверное, не малое число людей по поводу какой-нибудь совершенной ими глупости на практике слышали комментарий: "Ты что, не знал..." При этом, естественно, такой комментарий подразумевает, что время делать выводы из того, от знания чего уже невозможно откреститься, давно пришло.
   Поэтому только некими сверхъестественными причинами, и только верующие могут оправдать непонимание, что вовсе не всякое движение вперед есть благо. Например, как указывал тот же В.Шекспир, те, кто всего-навсего "грехи отцов творят на новый лад", если и идут вперед, то только не в том направлении.
   Направление же, в котором должны идти все люди, невзирая на различия в вероисповеданиях и в отношении к вере вообще, вполне ясно и точно обозначено в Библии (1 Фел.5,21): "Все испытывайте, хорошего держитесь". Только "глупый повторяет глупость (Пр. 26,11)" и не только свою.
   В этом, выраженном в Библии направлении, движется сама природа. Каждый может видеть, что в природе имеют место и пустоцветы, и другие проявления нарушения ее хода. Но каждый же может видеть, что эти нарушения не получают в природе продолжения или быстро сходят на нет.
   В этом, выраженном в Библии направлении, движутся наука и техника. И движутся тем стремительнее, чем быстрее и тверже отказываются от того, что было в них пустоцветом и т.п. При этом среди ученых и инженеров, независимо от того, являются ли они верующими или атеистами, существует понимание, выраженное в словах Р.Фейнмана: "Задача не в том, чтобы просто сказать, что это неверно, а в том, чтобы заменить старое утверждение чем-то новым, а это не так просто".
   Так вот, глупость нынешних атеистов, среди которых немало инженеров и ученых, как раз и заключается в их неспособности сделать из уже давным-давно, еще с дофейнмановских времен известного им положения необходимые выводы.
   Особенно эта глупость атеистов бросается в глаза именно в нынешнее время, когда уже с полной очевидностью на практике доказана верность положения Ф.М.Достоевского: "Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной".
   При этом пикантность ситуации заключается именно в неспособности атеистов понять одну простую вещь: общую для всех "первоначальную нравственную идею" нужно сделать умной. "Дружбу, не скрепленную умом, легко разрушает глупость" (В.Шекспир). "Тот, кто полюбил тебя ни за что, легко может и возненавидеть тебя безо всякого повода" (Неизвестный автор). "Просвещенный ум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце" (Ф.Шиллер).
   Тот же В.Шекспир очень верно отмечал в трагедии "Отелло": "Я никогда не встречал человека, который бы знал, как любить себя..." Не встретил бы Шекспир такого человека и ныне, ни среди верующих, ни среди атеистов. Вот только в отличие от многих нынешних атеистов В.Шекспир хорошо знал то, что изложено в правиле Берке: "Никогда не ставьте задачу, решение которой вам не известно". Поэтому В.Шекспир написал процитированные слова в трагедии "Отелло" только после того, как в трагедии "Гамлет" написал о том, как можно знать самого себя.
   Но вот тут-то российские атеисты как раз и могут оправдать свою неспособность понять то, что уже века назад понял В.Шекспир, отвратительными переводами его произведений на наш язык.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"