Не растекаясь мыслью и словами по древу, скажем прямо и сразу: с гнилой головой живут все, кто до сих пор не понял, что приведенная в эпиграфе пословица имеет более глубокий, общий, а не только какой-то один-единственный конкретный смысл. С головы начинает гнить абсолютно каждый человек. Потому что: "Голова - всему начало".
Самое замечательное здесь заключается в том, что, в отличие от рыбы, головы не только начинают гнить у абсолютно живых и здоровых людей, но и люди с такими головами могут вполне благополучно и даже припеваючи физически жить многие годы, до окончательного износа других частей тела.
Современное название таким людям - живые трупы. Не используя такое название, об этом феномене говорили уже давным-давно. "Бодрствуй умом, ибо сон разума подобен истинной смерти" (Демокрит). "Человек, сбившийся с пути разума, водворяется в собрании мертвецов" (Притчи царя Соломона. 21,16).
Между прочим, сравнение приведенных цитат показывает, что вопрос о гнилоголовости Демокрита требует отдельного исследования, потому что из приведенных его слов вовсе не следует, что он понимал проблему гнилоголовости также ясно и полно, как царь Соломон.
Потому что главное, что определяет гнилоголовость человека, - это путь, который человек выбирает. Или, по разным причинам, не выбирает. В жизни. "Обдумай стезю для ноги своей, и все пути твои да будут тверды" (Притчи. 4,26).
Чтобы проще было показать, что значит "обдумай стезю свою", можно обратиться к другим авторам, что особенно интересно, бывшим практически современниками царя Соломона. Этакий десант мудрецов. "Совершенный муж сосредотачивает свои силы на основе. Коль он достигает основы, перед ним открывается правильный путь" (Конфуций). "Носятся вечно по ветру людей молодых помышленья побужденья; если ж участвует старец, то смотрит вперед и назад он" (Гомер). То есть, возращаясь к царю Соломону: "Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их".
И, наверное, для разумных людей уже приведенного достаточно, чтобы увидеть и понять смысл обозначенного в заголовке явления. Ведь дальше-то совсем элементрарно: "Каковы сами, таковы и сани". И рыбы здесь не причем.