... Не так представлял свой первый рабочий день выпускник Карагандинской Высшей школы МВД СССР лейтенант Эркин Саданбеков, назначенный следователем в "криминально отягощённый" близостью к столице Аламединский РОВД.
На приветственные речи и поздравления времени не было... Перед ним просто-напросто вывалили три десятка "висяков". Нераскрытые дела наказали изучить, выбрать перспективные, составить план расследования.
С непривычки на это ушла неделя. Зато из семи отобранных пять впоследствии были расследованы и отправлены в суд.
И среди них...
Дело о дорожно-транспортном происшествии со смертельным исходом недалеко от посёлка ГЭС-2. Поиск свидетелей, множество допросов и проверки официальных точек ремонта автомашин результатов не дали. Учитывая, что с момента аварии прошло больше четырёх месяцев, шансы на раскрытие, прямо скажем, были невелики.
В списке вещдоков значился пакет с одеждой, снятой с погибшего. Её даже направляли на экспертизу, ничего значимого по делу не обнаружившую. "Но ведь такого просто не может быть, - рассуждал новичок, - если был удар, то хотя бы микрочастицы от капота должны были на пиджаке или брюках остаться". И, как в Альма-Матер учили, направил вещественные доказательства в Москву, в Научно-исследовательский институт МВД СССР.
И не зря: на спине, на уровне капота легкового автомобиля, обнаружились следы красителя темно-синего цвета. Зацепка.
В ГАИ и уголовный розыск пошла ориентировка: ищем синие "Жигули" или "Москвич". Причём не в официальном сервисе - без справки о регистрации происшествия в милиции машины там не принимали. Но - среди частных "костоправов".
Был один такой умелец в Васильевке. Бумаг не требовал, но брал за ремонт втрое. Среди прочих проверили и его.
... Горохов, было, - в отказ. Закрылся. Но завистливые соседи поведали, что зимой, месяцев три-четыре тому, видели у него на подворье тёмную "шестёрку" без госномеров. Всю ночь ковырялся с ней мастер, утром "Жигуль" исчез...
Припертый показаниями, специалист рассказал, что да, выправлял ту "шоху" злополучную. И денежку не хилую получил. И молчать обещал. Но теперь-то что?! И уверенно показал на колхозного бригадира.
Тот тоже отпираться начал было. Но даже местная автотранспортная экспертиза недавний факт кузовных работ доказала. А уж московская в этом деле жирную точку поставила: краска на капоте по химическому составу сильно отличалась от заводской.
Бригадир поплыл...
...Банальностей, вроде "забудь всё, чему тебя учили", - новичку даже сказать не успели...
В Рыбачье, куда через пару лет Саданбекова перевели уже старшим следователем, напирали на специализацию. А потому, как наиболее опытному, поручили кражи и грабежи - их хватало. Но во время дежурства выбирать не приходилось, опергруппа бралась за всё.
Ночью в "без телефонную" лейтенантскую квартиру постучали. На пороге стоял гаишник: "Байке, авария на посту при въезде в город. Меня за Вами послали". Спустились. У подъезда дежурной машины не наблюдалось, не было её и позади двора. "На станцию уехала, там пакет какой-то важный с товарняком передали. А у меня автомобиля нет. Обычно у брата беру, но он по делам во Фрунзе уехал". "Ладно, пешком на место происшествия пойдём. Какой-то неправильный ты гаишник". "Наоборот, самый честный и правильный" ...
Незаметно дошли до трассы. Остановили попутку, добрались до экологического поста. Недалеко от него, но так, что скорость уже набрать успел, по ходу движения, уткнувшись в бордюр, одиноко стоял видавший виды "Москвич-412" без правого переднего колеса. Прямо на асфальте, явно в шоке, сидел водитель и без конца повторял: "Я человека убилячеловекаубилячеловека..."
Под машиной лежало тело. В такой позе, что, что было ясно: не воскресить. Что и вскоре подъехавшая "Скорая" подтвердила. И, сделав хозяину легковушки успокаивающее, тут же ретировалась.
Пока длился осмотр, гаишники пытались уговорить попутных доставить тело в морг. Ох, нелёгкое это дело! Вот Вы бы согласились!? То-то! Наконец доброволец нашёлся. С ним уехал и сотрудник дорожно-патрульной службы.
Осмотр почти закончили, когда подъехала "дежурка". А с ней - отделовский эксперт-криминалист. Поскольку все замеры уже были сделаны, тому оставалось лишь затвором фотоаппарата пощёлкать.
В больнице, убедившись, что водитель трезв, следователь настоял всё же взять кровь на анализы. Последствия тяжкие, родственники, то да сё: кое-какой опыт имелся. В кармане погибшего документы обнаружили, так что установить личность оказалось не трудно.
На допросе водитель показал, что аксакал голосовал прямо на трассе, попросился в Кеминь. Поскольку сам Руппель ехал в Токмок, с удовольствием взял попутчика. И даже не с тем, чтоб заработать: вместе веселее! "Семью я в прошлом месяце в Германию на постоянное место жительства определил, сам остался дела доделать. Доделал вот..."
... Набрав предел разрешённой скорости, машина уверено шла в Боом. Но тут на полном ходу вдруг вылетело правое переднее колесо! Авто занесло, пассажира при ударе об бордюр выбросило на асфальт через вдребезги разлетевшееся лобовое стекло. Смерть от удара головой о бетон случилась мгновенно. С этим всё было более-менее ясно. Но вот почему колесо вылетело, тем самым "Москвич" потерял управление, и его чуть было не перевернуло?!
И вновь помогла экспертиза. На этот раз её блестяще провело Республиканское Бюро судебных экспертиз. Коллегам удалось отследить довольно-таки редкую деформацию, по-научному - "усталость металла". Лопнула стойка-крепление, и колесо на полном ходу просто - напросто вылетело...
Водитель оказался невиновен.
За это время, выспросив все обычаи, он со своими кыргызскими друзьями не раз побывал в доме погибшего, разделил горе семьи, помог ей материально, в том числе и с организацией похорон и обряда чтения Корана на 40 дней.
Уголовное дело прекратили за отсутствием состава преступления.
А следователь вот уже много лет получает из далёкой Германии открытки. А в них - обязательное приглашение посетить Германию и стать почётным гостем семьи Руппель.