Жаков Лев: другие произведения.

Рецензия на "Царство Медное" Е. Ершовой

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на роман Елены Ершовой "Царство медное". Старая добрая фантастика в духе Стругацких - психологическая и социальная.

  
  Сегодня хочу поговорить о дебютном романе Елены Ершовой "Царство медное". Старая добрая фантастика в духе Стругацких - психологическая и социальная.
  Роман захватывает с первых страниц, и напряженное ожидание не покидает до самого конца. После прочтения еще какое-то время ходишь под впечатлением, так и этак перебирая события в уме, пытаясь разобраться в ощущениях, понять, насколько откликается авторская идея. "Царство Медное" - это роман-притча. Хотелось бы сказать, что он предостерегает нас от... но роман слишком неоднозначный, чтобы можно было так сказать. Одно можно сказать точно: это сильная и хорошо написанная история, в которой каждый найдет свое понимание свободы и безволия.
  Ученый Виктор Торий едет на север в экспедицию, чтобы изучать местных загадочных существ: ертского червя, зеленую лысуху и васпов. Однако путешествие проходит совсем не так, как Виктор предполагал. Вся экспедиция, кроме него, погибла, а сам он возвращается домой в сопровождении очень странного человека. То есть совсем не человека. Правда, Ян хочет порвать с прошлым и измениться. Он всеми силами стремится к изменению и готов на все - и это не фигура речи. Он действительно готов на что угодно, вплоть до убийства. Ученый связан с васпом не очень понятной ему самому связью. Виктор чувствует ответственность за привезенного васпа и пытается остановить Яна.
  Сюжет развивается уверенно, постепенно раскрывая героев, их цели и идеалы. У романа довольно камерное звучание, в частности за счет маленького количества главных персонажей и весьма скромного - второстепенных. Как будто перед нами разыгрывается домашняя пьеса. Это придает авторской интонации задушевность и интимность. Расслабленный читатель погружается, обманутый интонацией, в историю - и оказывается дважды жестоко обманут. История постепенно и уверенно набирает гуманистический пафос, герой стремится к человечности в лучшем ее виде - и вдруг облом, еще облом. Счастья не будет. Изгои-васпы на самом деле - тщательно контролируемый эксперимент. Васпов не бросили, не забыли - их изолировали для дальнейшего наблюдения. Наука - прикрытие для военных, и жизни нескольких ученых, отправленных в экспедицию, не значат для правительства ничего. Ничья жизнь не значит для правительства ничего.
  Но что-то же является для этой вечной инфернальной силы всем? Ради чего-то же затеваются эксперименты и жертвуются жизни? Ради чего? Не просто же из природы власти вырастает эта бездушность и манипулятивность? Или именно это имеет в виду автор, так и не показав нам ни одного реального носителя власти, никого из того, кто отдает приказы? Ведь и секретный агент Штефан Динку - всего лишь представитель, хоть и высокого уровня, он не последняя инстанция. Так, значит, власть всегда противостоит человеку, человеческому счастью и человечности?
  Самый неоднозначный и интересный персонаж в романе, конечно же, васп Ян, человек-оса, предавший Улей и Королеву. Легендарное полузабытое существо - его присутствие в столице подобно чемоданчику с миной замедленного действия. Ян стремится к некой цели. Мы не сразу видим эту цель, но чувствуем по всем его действиям, что она есть, и он готов преодолеть что угодно, лишь бы достичь ее. Ян - носитель иной психологии, психологии васпов. Он - то самое бездушное оружие, безвольный винтик государственной машины. И он же стремится к преображению - к свободе. Но как расценивать его стремление, если оно заложено в него экспериментаторами? Автор больше ставит вопросов, чем отвечает на них.
  Виктор - ничем не примечательный ученый. Это просто человек - с невеликими достоинствами и такими же недостатками. Он живет среди нас и делает свою работу. Попав в жернова правительственного эксперимента, пусть всего лишь невольным наблюдателем и помощником, он теряет идеалы, - и только любовь заставляет его в конце встряхнуться и начать действовать. Виктор - своего рода антипод Яна. Он безвольный человек, который обладает свободой (во всяком случае, пока у государства нет на него видов) и не умеет ею распорядиться к собственному благу. Он ученый - но какой-то не увлеченный. Будучи вовлечен в историю против желания, Виктор крайне мало думает об открытиях и не пытается разузнать, расспросить, не проявляет исследовательского пыла. Но с самого начала он задумывается о моральной подоплеке дела - насколько ему это дело видно. Виктор боится почти все время: он слишком хорошо понимает, насколько хрупок его мир, мир обычного человека и обычной морали перед событиями, в которые он вовлечен. В необычных условиях нужно принимать необычные решения, идти против системы - а обычный человек не способен идти против системы, и автор это очень хорошо показывает.
  Лиза - девушка-цветок, девушка-солнышко. Мне сложно говорить про Лизу, она не произвела на меня впечатление как персонаж, несмотря на позитивность образа, наполненность светом и любовью. Лиза пассивна и страдательна, держится на втором плане, после встречи с Виктором у нее нет желаний и стремлений, она больше не действует - и в итоге теряется на фоне разворачивающихся событий.
  Штефан Динку - возникает только в последней трети, однако является важным персонажем, так как он "часть той силы, что вечно хочет зла" и творит его. Динку - олицетворение бездушности власти и ее показного внимания к рядовому гражданину, которое в любой момент может обернуться принуждением и подавлением. Пример того, во что мечтает превратить государство Динку и его хозяева, - Улей васпов, их организация, их методы. Правительство втайне от общества смоделировало "идеальную государственную модель". Васпы похищают детей и нечеловеческой жестокостью превращают их в послушную машину для убийства. Воины-васпы лишены собственной воли, приказ командира для них - закон.
  Роман достаточно прост по строению и фантдопущению. Собственно, фантодопущение всего одно: человека превратили в подобие осы. Васпы живут ульями, у них нет общества как объединения личностей, нет, у них именно насекомый образ жизни и жесткая структура роя. И эта продуманность допущения и соответствие его основной идее является достижением автора, тем, что выделяет роман из ряда других со сходной тематикой. Автор показывает, что власть всегда стремится превратить человека - в послушную, удобную, обезличенную единицу, готовую в любой момент превратиться в безвольное оружие.
  Авторская идея фундаментальна и затрагивает саму сущность человеческой природы, вернее, природу соорганизации человеков, поэтому стоило бы показать, как она реализуется в разных слоях общества. Но мир в романе недостаточно проработан, чтобы полнее раскрыть идею, он дан расплывчато и схематично. Сумерки, некая катастрофа, произошла в этом мире триста лет назад. Однако вокруг героев - совершенно обычный, по деталям судя - идентичный нашему мир. Катастрофы как будто не было, мы не наблюдаем никаких последствий. К тому же персонажей в романе самый минимум, фактически там задействованы всего четыре персонажа: Ян, Виктор, Лиза и Штефан Динку. Причем вторые двое действуют довольно слабо. Хотя агент Динку и является реальным антагонистом, он как человек выражен довольно слабо, видимо, потому что он один из тех самых исполнительных винтиков системы, всего лишь представитель той силы, на стороне которой выступает, - власти.
  Думаю, автор сознательно сделал (или подсознательно стремился сделать) описываемую действительность максимально узнаваемой. Чтобы дать понять, что события романа происходят здесь и сейчас, рядом с нами, между нами. Любой может оказаться результатом экспериментов, проводимых правительством, и проявления нашей воли будут всего лишь заданным извне императивом. А мы можем даже не подозревать об этом! Но в итоге автор отыграл только часть возможностей интересной, богатой идеи.
  Идея может играть на двух уровнях, в зависимости от развития гуманистических и материальных технологий. При уровне технологий, примерно равном нашему (или ниже) авторская идея превращается в антиавторитаристкую притчу, злободное и важное сегодня слово. Притча о свободе и подавлении.
  При высоком уровне технологий, высоком уровне сложности, при перенаселении теоретическом человечество вполне способно превратиться в муравейник или осиное гнездо, и тогда наша психология вполне может измениться весьма и весьма своеобычно, тогда осиная тема играла бы совсем иначе.
  Интересно, что главный персонаж книги - Ян - является носителем идеи как неволи, так и свободы. Он фактически работает марионеткой правительства, он плод эксперимента - и одновременно идет против системы (как васпов, так и людей) и с нечеловеческой силой стремится к преображению - и свободе.
  "Царство Медное" отражает русский вариант отношения гражданина и государства: издавна у нас правительство - это черный голем, адская машина, безжалостно перемалывающая человека, хтоническая сила, против которой человек бессилен. Собственно, это сила, нацеленная на уничтожение отдельного человека, его индивидуальности, человечности, чести и достоинства. Государство для русского человека - не возможность проявить свои лучшие качества, но средство их подавить.
  В самом начале романа звучат цитаты из "Откровения Иоанна Богослова", так называемого Апокалипсиса. То есть перед нами разворачиваются события, равные или предшествующие Страшному суду.
  Но в одном месте автор меняет "и вышла саранча; и дано ей мучить пять месяцев только одним людям, которые не имеют печати Божией" на "и вышла саранча; и дано ей мучить пять месяцев только тех людей, которые не имеют знака Зверя".
  Саранча - васпы, Ян - Зверь. Поэтому он и щадит Виктора, что у того на руке отметка Яна. Но в конце, после трансформации, Виктор говорит про Яна, что он - Бог. Реплика Виктора состоит из одного слова, и по правилам орфографии, слово это пишется с заглавной буквы. Поэтому здесь не очень понятно: имеется в виду бог как некое божество локального уровня или же Бог - творец и вседержитель? Однако если у нас цитируется Апокалипсис, значит, мы находимся в христианских координатах, и бог - это Бог.
  Что же получается? Автор пользуется библейской традицией для создания притчевого звучания, но трактует канон по-своему. Саранча выходит, посланная Богом, чтобы наказывать и мучить людей. Здесь васпы приобретают обретают символическое звучание, они уже не просто результат эксперимента, они - Божье наказание.
  Ян, один из саранчи, и он же - Зверь. "Дано ей мучить только тем людям, которые не имеют печати Зверя". Ян оставляет метку на Викторе - и не убивает его даже в конце, трансформировавшись.
  Однако васпы - создания людей, результат эксперимента. То есть здесь люди сами выступают в качестве Бога, взяв на себя смелость сотворить нечто, выходящее уже за рамки образа и подобия. Более того, люди (не вообще люди, а те конкретные, которые затеяли эксперимент, Штефан Динку, его предшественники и приспешники) лишили свое детище главного божественного дара - свободы.
  Жаль, из текста непонятно, были ли васпы орудием в войне, которая и привела к Сумеркам, или же они дитя Сумерек.
  Ян взбунтовался против своих создателей. Божественное создание, саранча и Зверь, само стало Богом. А боги превратились в людей, которых наказывают и для которых грядет Страшный суд и конец света. Выходит, что играя в богов, люди уничтожают себя своими же руками.
  И вот здесь мы опять видим, что автор не дотянул события в романе до идеи. Разрушенного мира мы почти не видим. В столице люди живут по-прежнему. Божественный гнев уничтожил даже не треть людей - двух-трех преступников и одну библиотекаршу, да часть правительственной лаборатории с учеными и охраной, и порвал поезд - количество жертв неизвестно, но выжившие точно есть. Это не конец света и не апокалипсис. Это даже не война. Это - инцидент. Подобная идея, как в социальном, так и символическом аспекте, должна вовлечь в реализацию значительно большие ресурсы, жертвы, затронуть массу людей и судеб. Камерность воплощения противоречит глобальности идеи. Таков, на мой взгляд, основной недостаток романа.
  И, однако, это противоречие не отражается на впечатлении от книги. "Царство медное" - качественная социальная фантастика, роман открывает нам талантливого автора с большим потенциалом. Хочу пожелать Елене новых высот и побед!
  Некоторые замечания по языку и деталям будут высланы автору отдельно.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) М.Зайцева "Трое"(Постапокалипсис) Э.Дешо "Син, Кулак и Другие"(Киберпанк) С.Елена "Избранница Хозяина холмов"(Любовное фэнтези) А.Кочеровский "Баланс Темного"(ЛитРПГ) А.Минаева "Академия Алой короны. Обучение"(Боевое фэнтези) А.Лерой "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк) А.Гаврилова "Не дразни дракона"(Любовное фэнтези) А.Гончаров "Лучший из миров"(Антиутопия) Ф.Юлия "Я смертная."(Антиутопия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"