Аннотация: Язык и литература. /Записки энтузиаста/
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ.
ГЛАВА I. СТИХ.
В явлениях стиха понятия встречаются,
Средь них есть метрика в союзе с ритмикой,
Богаче стих, где рифма появляется,
Стройнее стих, объятый строфикой.
Понятье стих всегда звучит двояко:
По смыслу он - художественная речь
Из множества отрезков длиною всякой,
Которых можно в ритме к рифмике увлечь.
Вот здесь идём мы к пониманию,
Пока батальный шум не стих,
Понятьям быть в языкознании:
Там, где есть проза, есть и стих.
В стихе есть заданные паузы,
Чтобы упрочить ритм стиховой,
С учётом всех конечных клаузул:
И дактилической, и женской, и мужской.
Пора назвать второе значение стиха:
То не баллада, не поэма, не строфа -
То - единица ритма стихотворного,
А значит - стихотворная строка.
***
В итоге, при любом литхудтворении
Мы в памяти, в уме и на слуху
Невольно вспоминаем, слышим, понимаем,
И словом "стих" мы смело называем,
Как целое его стихотворение,
Так и отдельно взятую его строку.
Отметим стих - стихотворение:
"Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слёз!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьётесь о сердца людские,
Как волны об утёс"
( Н.А. Некрасов)
А также СТИХ - одна Стихотворная строка:
"Мой дядя самых честных правил..."
(А.С. Пушкин)
***
В науке о законах строения стиха
"Метрика и ритмика" мы встретим выражение.
Коль точно их не разграничить - нет греха,
А если разграничить, то нужно пояснение.
Всё дело в том, что эти два понятия -
Основа для создания стиха, строки.
И ни одно из них не подлежит изъятию
Науке о стихосложеньи вопреки.
Звуковые признаки в стопы сочетаются,
От сочетаний стоп строки появляются.
И метрика и ритмика в стихе всегда при деле,
И это то, что мы о них сказать хотели.
О сказанном покажем на примере:
" А мо'й прия'тен вку'с и ле'том и зимо'й!"
(В. Майков)
"Кака'я гру'сть! Коне'ц алле'и
Опя'ть с утра' исче'з в пыли'"
(А. Фет)
"Пора', пора'! Рога' трубя'т"
(А. Пушкин)
"Всяк до'м мне чу'жд, всяк храм мне пу'ст"
(М. Цветаева)
"Певе'ц во ста'не ру'сских во'инов"
(В. Жуковский)
"Где ка'пли слёз? Их не'т. Их не'т"
(А. Пушкин)
Мы видим, как сочетанья звуков стоп
Слагают ритмику для строк.
Во всех примерах - Ямб 4-х стопный.
У поэтов всех времён, и многим впрок,
Он был и есть как самый расторопный.
Но ритмика в стихотворении
Имеет собственное мнение:
Под влияньем смежных строк
В живом единстве с содержанием,
Она меняет метр стоп,
И в том есть ритмики призвание.
Понять, что споры здесь излишние,
Возьмем одно четверостишие:
"Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты"
(А.С. Пушкин)
- схема метра как всегда: (1)
- -"- -"- -"- -"-
- -"- -"- -"- -"
- -"- -"- -"- -"-
- -"- -"- -"- -"
- а схема ритма такова: (2)
- -"- -"- - - -"-
- - - -"- -"- -"
- - - -"- - - -"-
- -"- -"- - - -'
Там, где Ямб звучит сплошной,
Стопозначный в чистом виде, (1)
В свя'зи с Ритмикой сквозной,
Он Пиррихия увидел.(2)
Пиррихий к Ритмике пришёл,
Чтобы исправить кое-что.
Подумал Ямб и просветлел,
Ведь он давно того хотел.
Сдружились быстро. Сразу в бой:
Создали вместе ритм иной -
Интонационно - звуковой.
Хорей ритмы поддержал
И трехстопным завещал,
Что в стихотворении
Ритмы все приемлемы.
Спондей руку всем пожал
И успехов пожелал.
***
РАЗМЕР СТИХА (СТРОКИ).
Что в поэзии есть стихотворный размер?
Итожим мнения учёных, как пример:
То - форма ритма стихотворного
И форма частного строения строки,
Как заданная автором, удобная,
Чтоб с её помощью слагать стихи.
Размеры разные бывают,
Зависит всё от стоп -
Какие стопы составляют
Строку средь смежных строк.
Будь то двусложная стопа Хорея -
В стопе ударный первый слог.
Размер строки будет длиннее,
Чем больше в ней Хорея стоп.
Пример четырёхстопного Хорея -
В строке ударный первый, третий, пятый слог:
"Бу'ря мгло'ю не'бо кро'ет
Ви'хри сне'жные крутя'"
-' - -' - -' - -' -
-' - -' - - - -'
(А.С. Пушкин "Зимний вечер")
А вот и Ямб спешит двусложный -
Ударный слог в стопе второй.
Свободный, легкий и надёжный,
В любой поэзии он свой.
В примере ниже Ямб пятистопный, ходовой.
Ударный слог 2-ой, 4-ый, 6-ой, 8-ой...:
"Наря'жены мы вме'сте го'род ве'дать,
Но, ка'жется, нам не' за кем смотре'ть"
- -' - - - -' - -' - -' -
- -' - - - -' - - - -'
(А.С. Пушкин "Борис Годунов")
Длина строки - стиха размер,
А в слове Метрика есть корень "метр".
Не в метрах ли строки' промер?
И что такое метр стиха?
- Его ритмическая схема (мера).
В силлабо-тонике, считай, - стопа,
Но только нужного размера.
Будь то двусложная стопа,
Где встретим Ямба, вспомним о Хорее.
А то трёхсложная она -
Где Дактиль, Амфибрахий и Анапест в деле.
Они звучат по-разному всегда:
Хорей привык как та'-та;
Ямб всегда звучит та-та';
Дактиль любит та'-та-та;
Амфибрахий как та-та'-та;
Анапест следом та-та-та'.
Теперь определим размер стиха:
- Хорей четырёхстопный:
"Те'рек во'ет, ди'к и зло'бен.
Ме'ж уте'систых грома'д,
Бу'ре пла'ч его' подо'бен,
Слё'зы бры'згами летя'т"
-' - -' - -' - -' -
-' - -' - - - -'
-' - -' - -' - -' -
-' - -' - - - -'
(М.Ю. Лермонтов)
- Ямб четырёхстопный:
"В пере'дней толкотня', трево'га;
В гости'ной встре'ча но'вых ли'ц,
Лай мо'сек, чмо'канье деви'ц,
Шу'м, хо'хот, да'вка у поро'га..."
- -' - -' - -' - -' -
- -' - -' - -' - -'
- -' - -' - - - -'
-' -' - -' - - - -' -
(А.С. Пушкин)
- Дактиль двустопный:
"Кто бы ни зва'л - не хочу'
На суетли'вую не'жность
Я променя'ть безнаде'жность
И, замыка'ясь, молчу'"
- - - -' - - -'
- - - -' - - -' -
- - - -' - - -' -
- - - -' - - -'
(А.А. Блок)
- Амфибрахий трёхстопный:
"Не ве'тер бушу'ет над бо'ром,
Не с го'р побежа'ли ручьи' -
Моро'з - воево'да дозо'ром
Обхо'дит владе'нья свои'"
- -' - - -' - - -' -
- -' - - -' - - -'
- -' - - -' - - -' -
- -' - - -' - - -'
(Н.А. Некрасов)
- Анапест трёхстопный:
"Пропаду' от тоски' я и ле'ни,
Одино'кая жи'знь не мила',
Сердце но'ет, слабе'ют коле'ни,
В каждый гво'здик души'стой сире'ни,
Распева'я, вполза'ет пчела'"
- - -' - - -' - - -' -
- - -' - - -' - - -'
- - -' - - -' - - -' -
- - -' - - -' - - -' -
- - -' - - -' - - -'
(А.А. Фет)
Редко, но встречается
Опус односложного стиха.
В нём с рифмой получается,
По содержанью - чепуха.
Брахиколоном называется.
В нём в каждой стопе содержится слово,
Состоящее из одного слога:
Шёл он в дом свой.
Путь вёл сквозь парк.
Кто в глаз дал? Стой!
Глушь. Ночь. Тишь. Мрак.
Всё реже звучат Логаэды
Из разнометрических стоп,
Давно позабыли поэты
Равноударность неравных строк.
Одно стихотворение нашли
У нашего известного поэта.
С прочтением, мы к выводу пришли,
Что выдержан стих в форме Логаэда:
"Сего'дня дурно'й де'нь:
Кузне'чиков хо'р спи'т,
И су'мрачных ска'л се'нь -
Мрачне'й гробовы'х пли'т"
- -' - - -' -'
- -' - - -' -'
- -' - - -' -'
- -' - - -' -'
(О. Мандельштам)
Античный стих в форме Логаэда
Возьмём у древнеримского поэта:
"Спросишь, Лесбия, сколько поцелуев
Милых губ твоих страсть мою насытят?
Ты зыбучий сочти песок ливийский
В напоенной отравами Кирене,
Где оракул полуденный Аммона
И где Батта старинного могила.
В небе звезды сочти, что смотрят ночью
На людские потайные объятья.
Столько раз ненасытными губами
Поцелуй бесноватого Катулла,
Чтобы глаз не расчислил любопытный
И язык не рассплетничал лукавый"
(Гай Валерий Катулл "К Лесбии",
пер. А.И. Пиотровского)
Для Р.с. темы завершения,
Представим всем на рассмотрение
Стих. размеров применение
В А.С. Пушкина поэт. творениях.
Представлено в табличном выражении:
Метр--------------------Стопность-----------------Итого
------------1,2-----3--------4-------5------6----------
Ямб 99 1584 21605 6443 3754 33485
Хорей 5 125 41105 - 3 4238
Дактиль 138 - - - 992 138
Амфибрахий 62 55 213 - - 330
Анапест 99 25 - - - 124
Логаэды - - - 31 69 100
-------------------------------------------------------
Итого 403 1789 25923 6474 3826 38415
(Подсчёт строк произведен В.А. Никоновым и др.)
Не вошли в количество строк, что в таблице,
Одна тысяча триста сорок четыре.
В силлабо-тонике им трудно ужиться,
Знать, не прижились они и поныне.