Жданович Николай Александрович : другие произведения.

Стихотворные формы. Акцентный, александрийский, аллитерационный стих

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Язык и литература /Записки энтузиаста/

Стихотворные формы. 
Акцентный, александрийский, аллитерационный стих

В каждом стихе содержанье своё,
А Форма есть облик, строенье его.
Содержанье - о чём говорится в стихах,
А форма - стихи излагаются как.
Они суть основа единства стиха,
Так было, так есть и так будет всегда.

АКЦЕНТНЫЙ СТИХ.

Акцентный - стих ударных слов
В тоническом стихосложении.
Отличен от других стихов
Числом слогов без ударений.
И стихотворный в нём размер свободный,
И стопы строк в нём произвольны.
В нём есть число ударных слов в строке,
Что повторяется во всём стихе. 
Ещё в нём рифма наблюдается - 

За безударных отдувается.
А безударными кишат стихи, 
В строке их от нуля вплоть до семи.
Слог безударный в ней, знать, не в честИ.
Слов длинных может много для строки?
И рифмой обустроены они?

А может мода на акцент пришла(?) - 
Двадцатый век... мятежная душа...

Акцентный стих в поэзии народной 
Был широко распространен,
И к лит. поэзии пригодный
В двадцатый век был устремлён.

У Блока он нашел поддержку,
Понравился М. Кузмину.
К другим поэтам шёл без спешки,
Особенно к В. Маяковскому.

С ним он пришёл к развитию, 
С ним он дошёл до наших дней.
В основе РЭПа его видим мы,
Здесь он во всей красе своей.

По формуле акцентного стиха:
_'0/7_'0/7...

Мы просчитаем, не спеша,
На нескольких примерах
Стихов метрические схемы:
От Маяковского примеры,
Его стихов метрические схемы:

"ГражданИн фининспЕктор!
ПростИте за беспокОйство!
СпасИбо...
                   не тревОжьтесь...
                   Я постоЮ...
у менЯ к вам 
                        дЕло 
                                деликАтного свОйства:
о мЕсте 
               поЭта
                         в рабОчем строЮ"
(В.В Маяковский "Разговор 
с фининспектором о поэзии", 1926 г)

Схема: 
2_'2_'2_'4_'1
1_'3_'1_'2_'
2_'1_'3_'2_'1
1_'2_'2_'2_'

1.	 "Юноше,
                    обдУмывающему
                                                        житьЁ,
2.	решАющему - 
                              сдЕлать бы жИзнь с кого,
3.	скажУ
                    не задУмываясь: 
                                                     - ДЕлай ее
4.     с товАрища
                               ДзержИнского"
(из поэмы "Хорошо!")
Схема: 
0_'3_'6_'
1_'3_'2_'2
1_'2_'3_'3
1_'3_'2

1.	"Армия пролетАриев, встАнь стройнА!
2.	Да здрАвствует револЮция, рАдостная и скОрая!
3.	Это - едИнственная велИкая войнА
4.	Из всЕх, какИе знАла истОрия"
Схема: 
_'4_'2_'1_'
1_'4_'2_'4_'2
_'2_'4_'3_'
1_'1_'1_'2_'2
(из поэмы "Владимир Ильич Ленин")

А вот и один из типичных примеров
Современных акцентных стихов - РЭП(ов):

"Кто вЫше - поЭт
Или тЕхник,
КотОрый
ВедЁт людЕй к вещЕственной вЫгоде?
Оба.
СердцА - такИе же мотОры
ДушА - такОй же хИтрый двИгатель"
(В. Маяковский)

***

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ СТИХ.

Названье стиха от поэмы французской
Во славу Ал. Македонского,
Нашло отраженье в поэзии русской
С участием Тредиаковского.

С тех пор шестистопного ямба строка
С цезУрой, разделом на три стопы, - 
Основа Александрийского стиха,
В котором мужские клаузлы
В ответе за рифму и паузы.

Стих шестистопного ямба,
А, значит, двенадцать слогов,
Размера французского явно 
С цезУрой в средине стихов:
И ударенья стоят в нём исправно,
Что на шестом и последнем слогах.
Да и с рифмовкой, похоже, что пАрной, -
Всё как в двустишных французских стихах.

Только двустишья стоят не отдельно.
Эти двустишья не спутать с строфой - 
Движутся тесно в стихотворении,
В смежной рифмовке между собой.

Французский стих с "Александрии",
В силлабо-тонике в России,
Похерил единую клаузул стать,
И чисто мужских уже не видать.
Двустишья идут с чередованьем
Мужских и женских окончаний,
А, значит, клаузул на "М" - мужских,
А так же клаузул "Ж" - женских:
(ммжжмм... или жжммжж...)

"НадмЕнный врЕменщИк, || и пОдлый И ковАрный,     (м II ж)
МонАрха хИтрый льстЕц  || и дрУг неблАгодАрный,   (м II ж)
НеИстовЫй тиран || роднОй странЫ своЕй,           (м II м)
ВзнесЁнный в вАжный сАн || пронЫрствами злодЕй!"  (м II м)
(К.Ф. Рылеев, "К временщику", 1820)

С тем, чтобы легче войти в тему,
Всмотрись в метрическую схему:
U_'U_'U_' || U_'U_'U_'U   (ж)
U_'U_'U_' || U_'U_'U_'U   (ж)
U_'U_'U_' || U_'U_'U_'    (м)
U_'U_'U_' || U_'U_'U_'    (м)

А клаузулы пред цезУрой
Мужские все своей фигурой;
Все в удареньях главные,
И все двусложноямбные;
Метрически звучат всегда
Под ритм та-тА, та-тА, та-тА.
И снова вознеслись мы в облака
Александрийско-русского стиха:

"Вблизи семи холмОв, / где так невыразИмо   (ж)
Воздушен на  зарЕ / вечерний очерк РИма     (ж)
И светел АпеннИн /белеющих тумАн,           (м)
У сонного ПетрА / почиет ВатикАн.           (м)
(А.А. Фет, "Даки", 1856)

Привычный Пушкину размер стиха
Подвергся им новаторству слегка:
Он в полустишья первые пред паузой
Ввёл дактилические клаузулы.

"Был некто А'нджело, / муж опытный, не новый  
В искусстве влАствовать, / обычаем суровый,       
БледнЕющий в трудах,/ ученье и посте,                 
За нравы стрОгие / прославленный везде <...>"   
(поэма "Анджело")

***

АЛЛИТЕРАЦИОННЫЙ СТИХ.

Стих этот древнегерманской природы,
Одна из древнейших  стиха формаций,
Встречается в творчестве разных народов
От европейских до азиатских.
Немцы и шведы, казах и киргиз
Часто используют с древних времен
Как свой Аллитерационный стих,

Рождённый из эпоса их племён.
Как категория акцентного стиха, 
Имеет формы, от него отличные:
В нём звуковой повтор обязан быть всегда
В местах определённых стихов различных;
В нём произвольное количество слогов
От ударения до ударения;
Начальные буквы иль слоги стихов
Аллитерируются в стихотвореньи:
 
"Засушливых сорок дней
Зловещим грозят Гильде!
Завтра начинается зной.
Запасся ли ты водой?
Золото батырской узды
Заменить не может воды.
Заклинаю тебя, постой,
Забывать нельзя о Гильде"
(Киргизский эпос "Манас", пер, А. Тарловского)

Целенаправленное применение
Согласных, гласных звуков в строках стихов,
И их намеренное повторение,
Тем самым к ним вниманья привлечение,
И выразительности усиление
Как целого стиха, так и отдельных слов.

Приводим Ломоносова творенье, где
В спец. Аллит.стихе преобладал звук "Г":

"Бугристы берега, благоприятны влаги,
О, горы с гроздьями, где греет юг ягнят,
О, грады, где торги, где мозго-круглы браги..."
("О сомнительном произношении буквы 
"г" в Российском языке")

И А. Пушкина стихи
Аллитерацией полны - 
Созвучных комбинаций в них 
И гласных и согласных.

"Нева вздувалась и ревела
Котлом клокоча и клубясь"

***

"Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Кто к торгу страстному приступит?
Свою любовь я продаю..."

***

"Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса..."

***

"Пора, перо покоя просит..."

***

В стихах символистов аллитерации
Бывают и вычурны, и назойливы.
Фривольны бывают и комбинации
В повторах согласных по интонации,
Что в строках слишком уж прожорливы,
А для стиха достойны, не достойны ли?

Приводим два стихотворенья
Бальмонта - "Влага", "Чёлн томленья":

"С лодки скользнуло весло,
Ласково млеет прохлада.
"Милый! Мой милый!" - Светло,
Сладко от беглого взгляда.
Лебедь уплыл в полумглу,
Вдаль, под луною белея.

Ластятся волны к веслу,
Ластится к влаге лилея.
Слухом невольно ловлю
Лепет зеркального лона.
"Милый! Мой милый! Люблю" -  
Полночь глядит с небосклона"

Мы видим бешеный напор
Аллитерированных "Л",
Но ждёт нас дерзкий перебор
Со сменой звуков, - беспредел!

"Вечер. Взморье. Вздохни ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный чёлн...
Чуждый чистым чарам счастья,
Чёлн томленья, чёлн тревог
Бросил берег, бьётся с бурей,
Ищет светлых снов чертог..."

Душевный, добрый Северянин
В содеянном навзрыд печален - 
Аллитерационный стих, подчас,
Он начинает с Ассонанс:

"Элегантная коляска в электрическом биенье
Эластично шелестела по шоссейному песку"

Но есть ещё стиха призвание
В приёмах звукоподражания -
Согласных звуков повторение
Для созданья впечатления
Об образе, предмете иль явлении:
"Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный"
(Б.Л. Пастернак "Золотая осень")
Как будто шуршанье сухой листвы...
---
"Пора, пора! Рога трубят!"
(А.С. Пушкин "Граф Нулин")

А здесь ощущается звук трубы.
---

"Вверху рычат германские моторы:
-Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода  в грробы,
Мы - смерть... тебя уже не будет скорро"
(В. Инбер "Пулковский меридиан")

Самолётов рычанье слышишь ты.
---

"Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой
Перестукивали стыки: на восток, восток, восток..."
(П. Антокольский "О парне из гитлеровской дивизии")

Тут поезд идёт, стучит в две стопы.
---

"Снег идёт, / густой-густой, /
В ногу с ним, / стопами теми, /
В том же темпе, / с ленью той /
Или с той же / быстротой, /
Может быть, проходит время?"
(Б. Л. Пастернак "Снег идёт")

Иль маятника тиканье, вдруг, вспомним мы,
А может так стучат старинные часы?
---

Аллитерационный стих - весь в ритмах,
Он и в повторах звуковых и в рифмах:

"Лет до ста
              расти
                    нам без старости.
Год от года
             расти 
                    нашей бодрости.
Славьте, 
              молот и стих,
 
                    землю молодости"
(В.В. Маяковский);
---

"И тогда под звуки мандолины
Выйдешь ты в туман долины,
Чтобы в медленном кругу гавота
Беспокойно ожидать кого-то..."
(М.А. Светлов);
---

"На диване 
Надю Ваня"
(Н.И. Глазков);
---
 

"Папины дочки
Щёткины почки"
(Я.А. Конюшков);
---

"Сидеть ли дома скуку пить
Или пойти треску купить?"
(В.В. Супруненко);
---

"Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала"
(К.И. Чуковский)

Продолжение следует ...

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"