Жданович Николай Александрович : другие произведения.

Анацикл. Реверс. Фигурный стих. Центон. Лабиринт

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Язык и литература /Записки энтузиаста/

  
  Анацикл. Реверс. Фигурный стих. Центон. Лабиринт
  
  АНАЦИКЛ.
  
  Стих Анацикл достоин уважения -
  Он сверху вниз и слева направо,
  Снизу вверх и справа налево,
  Читается в оба направления.
  
  Притом читается он не по буквам,
  Что мы встречали, Палиндром читая,
  Читается всегда он только по словам,
  И рифму, и рифмовку сохраняя.
  
  Анацикл в русской поэзии
  Крайне редко встречается.
  Много поэтов - ни у кого из них,
  Кроме Брюсова, не получается.
  
  "Жестоко - раздумье. Ночное молчанье
  Качает виденья былого,
  Мерцанье встречает улыбки сурово.
  Страданье -
  Глубоко - глубоко!
  Страданье сурово улыбки встречает...
  Мерцанье былого - виденья качает...
   Молчанье, ночное раздумье, - жестоко!"
  (В. Брюсов)
  
  Была кольцевая рифмовка: АББА
  При чтеньи с конца - всё та же осталась она.
  
  Поскольку найти не удастся пока
  В поэзии нашей такого стиха,
  Возьмём из античных времён тогда
  Достойный пример Анацикла:
  
  laus tua, non tua fraus, virtus, non copia rerum
  Scandere te fecit hoc decus eximum.
  Eximum decus hoc fecit te scandere rerum
  Copia non, virtus, fraus tuf nou, tua laus
  
  Этот Анацикл латинский в переводе
  Звучит как правильный, иль что-то вроде:
  
  "Подвиг твой, а не преступление,
  Добродетель, а не богатство
  Позволяют тебе возвыситься
  До этой исключительной славы"
  
  Вот как звучит при чтении
  В обратном направлении:
  
  "До этой исключительной славы
  Позволяют тебе возвыситься
  Не богатство, а добродетель,
  Не преступление, а твой подвиг"
  
  ***
  
  РЕВЕРС.
  
  Реверс с Анациклом - братья близнецы,
  Но Анацикл появился чуть-чуть раньше.
  По содержанию - оба молодцы,
  По алфавиту - Анацикл старше.
  
  Молодцы они и в правилах по чтению,
  Рука об руку шли с внутренним почтением:
  "Слева вправо сверху вниз,
  Вместе ходим - наш девиз.
  Справа влево снизу вверх
  Доберёмся быстрей всех".
  
  Но различия по рифмам у них есть:
  Анацикл отстоял мундира честь -
  Рифма в нём не поменялась,
  Как была, так и осталась;
  
  Реверс сильно волновался...
  Алфавитный строй сказался:
  Рифму сохранить пытался,
  В перекличке опознался.
  
  Когда сверху вниз бежал,
  Рифму смежную держал.
  Шёл обратно, подустал -
  В перекрёстную попал.
  
  Глаза зелёные твои .........................а
  Мне будут снова сниться и ............а
  Слеза как чистый образ твой .........б
  Весне запомнится шальной. ..........б
  
  Рифмовка смежная в стихе, две рифмы по одной -
  Одна из них "твои - и", другая "твой - шальной".
  При чтеньи в обратном порядке, с конца,
  Смена рифмовки произошла -
  Из смежной она к перекрёстной ушла.
  И схема конечных рифм видна -
  Одна "весне - мне", другая "слеза - глаза":
  
  Шальной запомнится весне ............а
  Твой образ чистый как слеза ..........б
  И сниться снова будут мне .............а
  Твои зелёные глаза. .........................б
  
  Ближе к Реверсу, чем к Анациклу
  Стих дальнейший лежит по смыслу.
  Польский "Перевёртыш про девицу"
  Предлагает смыслом поделиться:
  
  Жила девица рынка недалече,
  Слыла красою, не беспутной речью.
  Любила музыку, не баловство,
  Хвалила простоту, не мотовство.
  Чиста была, не блудом промышляла.
  Свой возраст юный не срамит она,
  Хвалой, не поношением славна.
  
  В стихе девица и красива, и хвалой славна.
  При чтении его наоборот, с конца,
  Картина в описании уже не та,
  По смыслу - в корне противоположная:
  
  Славна поношением, не хвалой
  Она срамит не юный возраст свой.
  Промышляла блудом, не была чиста.
  Мотовство, не простоту хвалила,
  Баловство, не музыку любила.
  Речью беспутной, не красою слыла,
  Недалече рынка девица жила.
  
  ***
  
  
  ФИГУРНЫЙ СТИХ.
  
  Фигурный стих - стихотворение -
  Неравномерных строк творение.
  В нём строками с любой натуры
  В проекции составлены фигуры.
  
  Пусть треугольник, конус, сердце, крест...
  Своеобразный для поэтов тест
  На мастерство, изобретательность,
  На поэтическую значимость.
  
  Пионерами Фигур. стихометрИи
  Считались Симмий, Феокрит и Досиад,
  Живущие тогда в Александрии.
  Они построили стихи в фигурный ряд;
  
  В 4-ом веке повстречались в Риме -
  Прославился Оптациан Порфирий.
  
  Употребительны и в средние века,
  В поэзии барокко и модерн. стиха.
  Отмечена фигурная манера
  В "Каллиграммах" Г. Аполлинера.
  
  В России первые фигурные стихи
  Сочинил, всем стихоформам вопреки,
  Поэт и проповедник Симеон Полоцкий:
  "Сердце", "Лабиринт" и даже "Крест" Голгофский.
  
  В 18-ом и 19-ом веках
  К ним обращаются в своих стихах
  Державин, Сумароков, Ржевский,
  За ними Рукавишников, Апухтин, Брюсов.
  От модернистов Кирсанов, Вознесенский -
  Все те, кому фигурные стихи по вкусу.
  
  Не всякий стих доходит до сознания:
  Мы с многими согласны, право,
  Не всякому стиху - всеобщее признанье.
  Фигурные стихи - забава,
  В них форма порой выше содержанья.
  Высокого художества в них мало,
  В них виртуозность больше привлекала.
  
  
"Продолжен жизни путь бесплодными степями.
  И глушь и мрак... ни хаты, ни куста...
  Спит сердце; скованы цепями
  И разум и уста,
  И даль пред нами
  Пуста.
  И вдруг покажется не так тяжка дорога,
  Захочется и петь и мыслить вновь,
  На небе звезд горит так много,
  Так бурно льется кровь...
  Мечты, тревога,
  Любовь!
  О, где же те мечты? Где радости, печали,
  Светившие нам столько долгих лет?
  От их огней в туманной дали
  Чуть виден слабый свет...
  И те пропали,
  Их нет"
   (А. Апухтин)
  
  кто
  придя
  в твои
  запретныя
  где б не был до того никто
  найдет безмолвныя твои
  и тайны света низведя
  в тьме безответныя
  родит тебе мечты
  тот светлый ты
  твоя звезда живая
  твой гений двойника
  его смиренно призывая
  смутясь молись издалека
  а ты а ты вечерняя звезда
  тебе туда
  глядеть
  где я
  я"
  (Иван Рукавишников, 1919)
  
  
"Крест пречестный церкве слава,
  На нем умре наша глава
  Христос Господь, всех спаситель,
  Кровию си искупитель.
  Хотяй дело
  си весело
  Совершити,
  должен быти
  Креста чтитель
  и любитель.
   И от него все дела начинати в распятом на нем вину уповати.
  Он бо обыче тех благословити, и же крест на ся тщася возложити.
  В началех дел си и конец дарует, какова в делех кто благотребует.
  Крест на демона мечь от бога даны и на вся, и же гонят христианы.
   Сим враг Голиафд адский посечеся, и жало смерти грех в конец сотреся.
  Сей царем верным
  в бранех помогает,
  Нечестивыя
  враги истребляет.
  Он православным
  есть защищение,
  гонителем же
  в водах топление.
  Его зде знамя
  впереде полагало,
  его те силы,
  царю наш, желаю.
  Да та тя вславит, яко Константина,
  чтителя суща приснодевы сына.
  Да будет ти крест, яко столп огненный
  в нощи, а во дни - облак божественный.
  Щит твоим людем,
  страх же враждующым,
  на христианы
  со мечем идущым.
  Сим Христос враги
  своя победил есть,
  да христианы
  от варвар спасеши,
  сам в силе его
  много лет живеши"
  (Симеон Полоцкий "Крест")
  
  
  
  еле
  качая
  веревки,
  в синели
  не различая
  синих тонов
  и милой головки,
  летаю в просторе
  крылатый, как птица,
  меж лиловых кустов!
  Но в заманчивом взоре,
  знаю блещет, алея, зарница!
  И я счастлив ею без слов!"
  (В. Брюсов "Пирамида-треугольник")
  
  ***
  
  ЦЕНТОН.
  
  Центон - мозаика цитат
  В одном произведении,
  Взятых у поэтов напрокат
  Без прав на них и разрешений.
  
  Стихи юмористического толка
  В поэзии звучат довольно долго -
  Аж с незапамятных времён античных.
  Барокко, постмодерну симпатичных.
  
  Звучат на временных условиях
  В шутливых эпиграммах и пародиях:
  
  Буду петь, буду петь, буду петь (С. Есенин)
  Многоярусный корпус завода (А. Блок)
  И кобылок в просторах свободы (Н. Некрасов)
  Чтоб на блоке до Блока вскрипеть. (С. Кирсанов)
   (эпиграмма на А.А. Жарова из книги
   И.Л. Сельвинского "Записки поэта", 1928)
  
  Введём Центон в повышенный тариф -
  В стихи со схемой перекрёстных рифм:
  
  "Однажды в студеную зимнюю пору,
  Сижу за решеткой в темнице сырой.
  Гляжу, поднимается медленно в гору
  Вскормлённый в неволе орёл молодой.
  И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
  Мой верный товарищ, махая крылом,
  В больших сапогах, в полушубке овчинном
  Кровавую пищу клюёт под окном"
  
  А вот ещё один Центон готов -
  Из разных строк А. Пушкина стихов:
  
  "Я помню чудное мгновенье -
  Три сестрицы под окном.
  Зима!.. крестьянин торжествуя,
  Всё ходит по цепи кругом,
  Гонимый вешними лучами.
  Уж солнце меркнет за горами...
  Беги, сокройся от очей!
  И сердцу будет веселей.
  Во глубине сибирских руд
  Горит восток зарёю новой.
  Не пой красавица при мне,
  Подруга дней моих суровых.
  Прощай свободная стихия,
  Гусей крикливых караван...
  Мороз и солнце! День чудесный!
  Храни меня мой талисман!"
  
  Встречается Центон в рассказах прозаических,
  Составленный из строк стихов лирических:
  "...Я перестал слышать музыку, румынский оркестр и песни
  Грузии печальной, и мне на плечи кидается анчар, но не волк
  я по крови своей: и в горло я успел воткнуть и там два раза
  повернуть. Встал, жену убил, сонных зарубил своих малюток.
  Гул затих, я вышел на подмостки, я вышел рано, до звезды,
  был, да весь вышел, из дому вышел человек с дубинкой и меш-
  ком. Пушкин выходит из дома босиком, под мышкой сапо-
  ги, в сапогах дневники. Так души смотрят с высоты на ими
  сброшенное тело. Дневник писателя. Записки сумасшедшего.
  Записки из Мертвого дома. Ученые записки Географического
  общества. Я синим пламенем пройду в душе народа, я крас-
  ным пламенем пройду по городам. Рыбки плавают в кармане,
  впереди неясен путь. Что ты там строишь, кому? Это, барин,
  дом казенный, Александровский централ. И музыка, музыка,
  музыка вплетается в пенье мое. И назовет меня всяк сущий
  в ней язык. Еду ли ночью по улице темной, то в кибитке, то
  в карете, то в вагоне из-под устриц..."
  (Т.Н. Толстая "Сюжет", опубл. В 1997)
  
  Не можем его просто так пройти, мимо -
  Из басен Крылова Центон анонимный:
  
  В июне, в самый зной, в полуденную пору,
  Сыпучими песками в гору, ("Обоз")
  Из дальних странствий возвратясь, ("Лжец")
  По улицам слона водили,
  Как видно, напоказ, -
  Известно, что слоны в диковинку у нас, -
  Так за слоном толпы зевак ходили; ("Слон и Моська")
  Какой-то повар-грамотей
  С поварни побежал своей, ("Кот и повар")
  Со всех дворов собак сбежалося с полсотни,
  
  Как вдруг из подворотни ("Прохожие и собаки")
  
   Проказница мартышка,
   Осёл,
   Козёл
  Да косолапый Мишка
  Затеяли сыграть квартет. ("Квартет")
  Когда в товарищах согласья нет,
  На лад их дело не пойдёт,
  И выйдет из него не дело, только мука.
  Однажды лебедь, рак да щука... ("Лебедь, рак и щука")
  
  ***
  
  ЛАБИРИНТ.
  
  Жанр визуальной поэзии.
  Как вариант стихов фигурных?
  Мы к ним вообще-то не в претензии,
  Но нет в них тайных дел амурных,
  Ведь все они давно ждут пенсии, -
  Предпенсионные фигуры.
  Всю геометрию познали:
  Кресты и Яйца расписали,
  В конструкциях звучать устали,
  Поэзию давно достали.
  А в Лабиринте нечто есть другое:
  В нём буквы из различных строк
  Порой в стихе творят такое, -
  Чтоб догадаться, нужен срок.
  
  В нём зашифрованное слово,
  Когда не выделишь его особо,
  Ищи по разным коридорам,
  И можешь не найти до гроба.
  А если и найдешь удачно,
  Не знаешь, что с ним делать дальше,
  Ведь слово от него идёт второе,
  И направление его другое.
  
  Валерий Брюсов здесь не долго думал -
  Направил буквы в верхний правый угол
  И выразил своё признание
  Вадиму Шершеневичу в послании:
  
  "ВлекисуровуюмечтУ,
  дАйутомленнойреЧи
  ваДимъ,иэтудальИту,
  дарИнастаромВече
  себеМгновениЕогня,
  дайсмУтестеНыволи.
  тыискуШениЕкремля:
  затмениЕоШибокбудня
  троньискРоюдоболи!"
   (В.Брюсов)
  
  Не очень сложный стихотворный Лабиринт
  Представил Загорянский Валентин.
  Одноимённый акро-мезо-телестих
  Стихотворением укрылся и затих,
  Но как пройдешься по словам -
  Звучит Марина тут и там:
  
  Минуты ли Мерцаньем МгоголетниМ
  АзАрт знАвАлА... нАкАзАть глАзА!
  РадаР, РапиР паРиРуй, РупоР РебеР, -
  И джИ И жгИ, смИрИсь И чтИ, И бдИ!
  НаНят каНоН, На троН НаНят каНуН!
  Ах,АфродитА, Ах, звездА, Ах, фрескА!
  (В. Загорянский)
  
  Но есть ещё Никкула Кляцкий,
  Заядлый и занятный лабиринтер, -
  Стих подарил без всякой взятки,
  А просто сдал в печать ко мне на принтер.
  
  Я был польщён - с таким названием
  "Окутала поэзией сакральной...
  Ромбический Лабиринт", -
  Позволил мне издать репринт:
  
  "подвластнысл О гунеземному
  миргрёзитай Н ы К олдовства
  письмомдуш И стр У нузатронув
  пленяясло В оммас Т ерства
  заграньн Е бесного А страла
  вполётп О лночныйув Л екало
  перока К внебыльзерк А ла
  гдеам П литудойволнку П ели
  безб Р ежнорайскойкрас О ты
  нав Е рхблаженствазвали Э льфы
  пу Т ьусластивдосверхзве З ды
  в О бъятьяхрадужныхфантаз И й
  Н адивныйсветлюбвивэкстаз Е
  с В етясьулыбкойсловносма Й л
  ям О тылькомвзлеталнапра С но
  под Л унныйсерпкогдаалм А зный
  твой С ветморфейрукойс К рывал
  лишьа К апелласквозьд Р емоту
  дарилв О калтвойнашн А пев
  вновьот Д авалсяяпо Л ёту
  откаплич У встваоп Ь янев
  уступитме С тосол Н цумесяц
  наземлюспу С тят О блака
  строкжемчуг А у Й мутбольвсердце
  пролившисьли Р ойсвысока"
  
  (Никкула Кляцкий,
  http://niccula.ucoz.com/)
   Продолжение следует ...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"