Жданович Роман Борисович : другие произведения.

Вождь Русской консерватории Владиславу Александровичу Чернушенко посвящается

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Вождь Русской консерватории
   Владиславу Александровичу Чернушенко посвящается
  
  
   Той весной страна бурно радовалась милости, явленной православным, избавленным от ждавшегося в лето 7000-е, - как 5 веков учили Русь греческие книжники и иереи, - Светопреставления и Страшного суда (картина коего, неизменно, красит притвор любого храма). Русь переживала взрыв деловой и политической активности. Анналы митрополита Даниила (Никоновская летопись, 1520-е гг.) пестрят записями о событиях тех дней: "...Апреля же в 6-е отпустил князь великий посла Стефанова, Мусата, ко его государю в Волохи. Апреля же, отпустил кн.вел.Иван Васильевич посла Максимилианова, короля Римского, Юрия Делатора, да с ним кн.вел.Иван Васильевич послал своих послов к королю Римскому Максимилиану: Юрья Грека Траханиота да Михаила Клипика Яропкина, да Ивана Волка Курицына. Тои же весны послал кн.вел. дьяка своего Василия Кулешина рубити города Владимиря деревяна, по Васильеву окладу (чертежу) Мамырева, и срубиша его в два месяца. Тои же весны, повелением вел.кн.Ивана Васильевича, заложиша град на Немецком рубеже на Норове, на Дивичей горе на слуде, четвероуглием (бастионом), и нарече ему имя Иванъградъ. Тои же весны, месяца мая в 17-е, Иван-Спаситель Фрязин, каплан постриженный Августинова закона белых чернецов, закона своего отрекся и чернечество оставил, <и> женился - понял за себя Алексиевскую жену Серинова. И кн.вел. его пожаловал селом!" [ПСРЛ, т. 12, с.233].
  
   Ренегатство (обращение в истинную веру) неведомого аббата из ордена ученых отшельников августинианцев (к этому ордену принадлежал М.Лютер) - чье имя Джованни-Сальватора книжник перевел на святоотеческий язык - хотя вызывалось прозаической причиной: стремлением оформить отношения с уведенной у Алексиса Сорино супругой, - было сочтено столь важным, что митрополит занес его в летопись. В одном ряду с рассказами о дипломатических сношениях с тестем вел.князя кесарем Стефаном Великим и с Римско-Германским императором Максимильяном, и о военно-фортификационных делах! И, похоже, Иван III Васильевич был такого же мнения, возведя ренегата в дворянское достоинство и обеспечив неверную папежницу богатым приданым.
  
   Кто такой чернец Иван мы узнаем из известия, под 1490 г. добавленного в особую редакцию Никоновской летописи: Лицевой Свод, составлявшийся в Посольском приказе (под рукой родственников блгв.царицы Настасьи Захарьиной), редактировавшийся же лично Иваном IV Васильевичем, внуком Ивана III: "Тое же зимы прииде из Рима на Москву брат вел.кн. Софии именем Андрей, сын Фомы, деспота Морейского, да с ним вместе приидоша послы вел.князя Дмитрий да Мануил, Ивановы дети Ралевы, и приведоша с собою к вел.князю мастеров: <...>, да каплана белых чернецов Августинова закона Ивана-Спасителя, органного игреца <...>" [там же, с.222]. Действительно, хотя священническая фамилия "Спасителев" присваивалась только в семинариях (возникших в ХVII в.), дворянский род Спасителевых по документам известен с 1540-х годов. Руку же венецианского аббата Ивана Фрязина, - как подобает возрожденцам знавшего многие искусства, но чьи музыкальные сочинения утрачены, - можно увидеть в росписи Успенского собора столицы (ок. 1500 г.), с ее цитатой из "Божественной комедии", где врата Ада сторожит трехглавый пес Цербер (чуждый православной иконографии).
  
   Такова была культура Средневековой России, утраченная в годы Смуты, романовской греко-православной "реформации" и никонианства! Её достижения, как и европейский ("либерально-западнический") ее характер, отрицаются азиопскими мракобесами от истории даже теперь [напр.: Б.П.Кутузов "Русское знаменное пение", гл.9], после открытия Супрасльского Ирмология 1598 г. (раскрывшего науке тайны русской академической музыки ХV - ХVI веков), постулирующими извечное русское невежество - восхваляемое, как "высокодуховное", доныне, вопреки фактам и свидетельствам.
  
   Одним из немногих ЖИВЫХ осколков Средневековой России, сохранившимся с тех дней, является Хор государевых певчих дьяков (т.е. гражданских чиновников) - издавна соперничавший с митрополичьим (синодальным, патриаршим) хором и, вполне возможно, в 1490-х как-то связанный с деятельностью Джованни Сальватора.
  
   Сейчас это Государственная академическая Капелла - переведенная Петром Великим в С-Петербург, да так и оставшаяся в нашем городе, когда музыкальные вкусы властей изменились, востребовав к жизни в московской столице ансамбль песни и пляски Александрова и хор старых большевиков.
  
   Обычно, в т.ч. и в этом году, при публикации поздравлений В.А.Чернушенко с юбилеем, называется дата рождения Капеллы 12.08.1479, когда Государев хор участвовал в службе на освящение Успенского собора. Это не совсем верно. При Иване III - еще до победы над Ахмат-ханом в 1480 г. - Московское государство начинает расставлять видимые знаки своего суверенитета. Реставрируются уцелевшие, возводятся по образцу старых новые величественные соборные церкви, некогда украшавшие города Владимирской Руси но в годы татарских нашествий разоренные и запустевшие.
  
   Для перестройки Успенского собора Москвы (и для многого иного), по образцу столичного общерусского - владимирского, - в 1475 из Италии приглашается Ридольфо Фьораванти по прозвищу Аристотель, один из крупнейших инженеров эпохи, в Риме бывший под следствием, обвиняясь в подделке денег, в России же получивший откуп на право чеканки (монеты его эмиссий сохранились). Так что, можно считать Московское государство и местом рождения учреждения, подобного ФРС...
  
   Новые объемы репрезентативных зданий, возводимых для общественных собраний всей суверенной России, потребовали совершенно новых навыков певцов и музыкантов - способных заполнить звуком пространства соборных церквей и парадных дворцовых палат. Отвечать поставленной задаче был должен великокняжеский певческий ансамбль, учрежденный около 1476 г. и собиравший лучших певцов страны, обучавший им смену, став средоточием профессиональной музыкальной культуры Руси. Неверно, будто первая русская консерватория была создана в Кременчуге в 1784 г. (как и в Петербурге в 1862, и в Варшаве в 1821 г...)! Её предшественница была создана в 1738 г. - тоже на Украине, в Глухове, как подразделение Придворного хора. Но консерваторские задачи издавна выполнял и сам Государев хор, уже в ХV - ХVI вв. введя в православную церковную практику многоголосное: строчное пение ("русский авангард ХVI века").
  
   Судя по устройству хора, подразделявшегося по нескольким "станицам" (от слова стан) из 4-5 человек: 1-2 путника, нижник - бас, вершник - тенор и демественник, - присутствующему также у казаков - основу репертуара в древности образовывало не церковное, а мирское пение, близкое фольклорному ансамблевому многоголосию - сохранившемуся у казаков ("русское бельканто"), в ХVI веке возвратившихся на Дон из Рязанской земли. Такова была общая средневековая русская организация и отраженная ею русская музыкальная культура - опередившая свое время и сохранившаяся до ХХ века лишь в форме пережитков ("казачье бельканто") либо занятных курьезов (строчной распев), потерявших понимание современников, подвергших аусцуги многоголосных стихир Ивана Грозного (где сохранились указания мест вступления вершника и нижника) унисонной "гармонизации"...
  
   Государевы певчие дьяки пели на официальных мероприятиях, церковных и светских, сопровождали государей на смотрах, в гостевых поездках и военных походах, участвовали в коронационных актах, великокняжеских бракосочетаниях и крестинах, архиерейских настолованиях. Будучи обще-образованными людьми - подобно эллинским философам - они обучали наукам детей высшей знати, занимались рукописным "издательством" книг, вели судебное производство по делам церковных и дворовых людей, дворцовое делопроизводство, иногда привлекались к войсковой службе. Чины хора при нехватке кадров откомандировывались на службу приказными дьяками.
  
   Значение Придворного хора, не потерявшего положения в 1700-х гг., однако, очень резко упало в 1917, когда он утратил свой не только общегосударственный, но и столичный статус, сделавшись учебным коллективом областного значения. Национально-русская музыка - новым властям была не нужна! И хотя с Петроградской народной хоровой академией (новое название) связан труд многих больших музыкантов 1-й\2 ХХ века, а в 1954 г. коллективу присваивается имя М.И.Глинки, по существу, можно говорить о возрождении его лишь в 1970-е годы, после прихода в Капеллу Владислава Александровича Чернушенко.
  
   Не рискуя состязаться со специалистами, рассказываем о его вкладе речью официальной справки государственного учреждения: "...Наделённый огромным талантом, блестящими профессиональными знаниями и организационной энергией, он сумел вернуть старейший хор России на его исторические позиции. Под его руководством возрождается мировая слава знаменитого русского хора. С именем Владислава Чернушенко связано и возвращение в концертную жизнь страны громадного пласта русской духовной музыки, долгое время находившейся под запретом. Именно хор Ленинградской капеллы под управлением Чернушенко в 1982 г. после 54-летней паузы исполнил "Всенощное бдение" Рахманинова. Вновь зазвучали духовные произведения Гречанинова, Бортнянского, Чайковского, Архангельского, Чеснокова, Березовского, Веделя. С приходом Владислава Чернушенко постепенно восстановился характерный для Капеллы широкий диапазон исполняемой музыки, важное место в репертуаре заняли сочинения крупных вокально-инструментальных форм: оратории, кантаты, реквиемы, мессы. Особое внимание Капелла уделяет музыке современных композиторов, а также редко исполняемым сочинениям. 01.11.1991 в структуре Капеллы воссоздан Симфонический оркестр, который завоевал признание и симпатию широких слушательских кругов самых разных стран мира. С коллективом сотрудничают выдающиеся дирижёры и исполнители нашего времени. Хор и Симфонический оркестр Капеллы много и с большим успехом гастролирует как по России, так и за рубежом. Как и в прежние времена, критика относит Капеллу к числу лучших музыкальных коллективов мира".
  
   После совершенного в лихие 2000-е - ведшегося не один год, с привлечением силовых рычагов самых высокопоставленных столичных "лап" (и в основном по национальному признаку) [ср.: http://samlib.ru/editors/z/zhdanowich_r_b/importwiolonchelejwrossiju.shtml], устранения Чернушенко с поста ректора Государственной Консерватории им.Римского-Корсакова (1979-2002), его профессиональная деятельность в нашем городе не прекратилась. Энциклопедическая справка напоминает регалии маэстро: "...председатель Хорового общества Ленинграда - С-Петербурга (с 1974), заместитель председателя Всероссийского Музыкального общества (с 1983), Председатель Петербургского музыкального общества (с 1986), член Совета по русскому языку при Президенте Российской Федерации (1995--1997), 1-й президент Петербургского Рахманиновского общества (1997--2000), академик Петровской академии наук и искусств". ...Чтоб было понятнее, как именно проявляется "талант, блестящие профессиональные знания и организационная энергия", расскажу эпизод. Некогда меня удивляла странная расстановка певцов на сцене капеллы, казавшаяся неуместным привлечением в певческое действо хореографических черт. Оказалось, плац-парадные экзерсисы здесь совершенно не причем; руководитель воспользовался советами давнего поклонника - радиоинженера по специальности, подсказавшего такое построение вокалистов, как наилучшее, с точки зрения распространения звуковых волн. К хору возвратилась его история ХV века!
  
   14 января 2016 г. В.А.Чернушенко исполнилось 80 лет. Постановлением губернатора СПб. Г.С.Полтавченко юбиляр награжден знаком отличия "За заслуги перед С-Петербургом", в адрес его пришли телеграммы с поздравлением от имени С.Б.Иванова, В.И.Матвиенко, С.Е.Нарышкина. Президента россиянии, разумеется, среди поздравителей не было... Праздничных мероприятий, посвященных юбиляру, в столице не проводилось. Артист, однако, не обратил на это внимания, встретив дату на работе, продолжая руководство, творческое и техническое, трудами Петербургской Капеллы.
  
   Р.Жданович
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"