Железнов Валерий : другие произведения.

Детский морской клуб

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Этот реферат был написан для защиты аттестационной работы на курсах повышения квалификации педагогов дополнительного образования. Может быть, и здесь кого-то заинтересует. Не пропадать же работе.


Роль детского морского клуба в профессиональной ориентации и социальной адаптации школьников

(реферат)

  

Ведение

   Морское дело - это тяжелая, но, в то же время, интереснейшая работа. С незапамятных времен освоение Мирового океана, открытие новых земель сопровождалось невероятным мужеством и отвагой человека, решившего покорить водную стихию. Во всём мире, во все времена человек, управляющий морским судном, пользовался уважением окружающих, ибо для такой работы мало одной смелости и силы, нужны немалые знания и большой опыт. Научно-технический прогресс с каждым годом всё более внедряет в судостроение и судоходство новейшие достижения, а это требует более тщательной подготовки моряков.
   Но постижение морской науки всегда начинается с азов, невозможно достигнуть вершин морской службы, перешагнув через нижние ступени карьерной лестницы. Спросите любого моряка, с чего он начинал, и ответ будет почти всегда один и тот же - это гребля на шлюпке, хождение под парусом, строевые занятия, изучение такелажных работ (вязание морских узлов, плетение матов, кранцев, огонов и др.), сигнальное дело, освоение морской терминологии. А, кроме того, строевые занятия и шлюпочная подготовка позволяют воспитать в будущих моряках чувство коллективизма, взаимовыручки, ответственности за порученное дело, привить само понятие "экипаж". Даже ношение морской формы, как давно замечено, дисциплинирует, а без дисциплины не может быть и флота. Морские офицеры всегда считались элитой в любой армии мира, а шагающий строй моряков всегда приковывает одобрительные взгляды прохожих и вызывает нескрываемый восторг у мальчишек. А почему? А потому, что моряк - это человек универсальный; он может провести своё судно среди айсбергов, починить, вышедший из строя двигатель, слесарить, плотничать, постирать себе одежду и приготовить пищу, в часы досуга спеть и сплясать. Но, если понадобится, всегда придёт на помощь, терпящему бедствие, или бесстрашно встанет на защиту Родины.
  
  
  
  

Детский морской клуб

  
   Со школьной скамьи мы совершенно отчётливо усвоили, что жизнь на планете Земля зародилась в воде, Мировой океан - это колыбель нашей цивилизации. Все мы потомки тех первобытных водных животных, что когда-то вышли на сушу и освоили материки, но, сколько бы миллионов лет не минуло с тех пор, человечество не может жить без воды. Любой археолог скажет вам, что самые древнейшие поселения человека всегда располагались вблизи водоёмов, что, впрочем, практикуется и в наши дни. Существование водных преград заставило древнего человека искать способы их преодоления на примитивных плавучих средствах. Вся история человеческой цивилизации неразрывно связана с развитием судостроения и флота.
   В наши дни флот и все области экономики, с ним связанные, требуют подготовки высококвалифицированных кадров для работы в составе экипажей судов, в проектно-конструкторских организациях, на судостроительных и судоремонтных заводах, в других областях тесно сотрудничающих с флотом.
   В Российской империи и Советском Союзе военно-морской и гражданский флот играл огромную роль в международной политике и экономике. Престиж военно-морской службы и профессии гражданского моряка был необычайно высок. Конкурс на поступление во все мореходные училища страны был на уровне самых престижных ВУЗов. Но времена меняются. Случилось так, что в постсоветской России престиж морской профессии неприлично упал. За бесценок распродавались, а то и просто разворовывались торговые суда и портовые сооружения, списывались "на иголки" действующие (а порою, новейшие) корабли военно-морского флота, закрывались мореходные училища, ликвидировались научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, разрабатывавшие новые проекты судов и кораблей. Крупнейшие специалисты в области судостроения и управления флотом были вынуждены покинуть свою профессию. Большинство квалифицированных и опытнейших моряков "ушло под флаг", то есть в экипажи иностранных флотов, где была работа и достойная заработная плата. Дошло до того, что отсутствовал конкурс в мореходных училищах, брали всех подряд. Естественно, такие бездумные (а возможно, преднамеренные) действия нашего государства оказали совершенно негативное влияние на будущее флота. Сейчас Российская Федерация постепенно восстанавливает свои позиции в Мировом океане, но потери, понесённые в "перестроечные" годы восполняются с трудом. А если учесть, что наряду с экономикой была разрушена и система образования, то становится ясно, как тяжело вырастить и воспитать новое поколение моряков для нашего будущего флота.
   Однако, с удовлетворением, стоит отметить, что не всё потеряно. Возрождается отечественное судостроение и морское образование. Моряки возвращаются "из-под флага" на российский флот, многие из них, заканчивая морскую карьеру и уходя в отставку с военной службы, идут в морские учебные заведения разных уровней, чтобы обучать курсантов и передавать будущим морякам свой богатый опыт. Немалый вклад в будущее российского флота вносят и детские морские клубы системы дополнительного образования, педагогами в которых работают, как правило, люди, увлечённые и, я не побоюсь громких слов, самоотверженные, готовые работать и за небольшую плату, и в свои выходные дни, и вопреки всем бюрократическим препонам. Необходимо так же учитывать, что на преподавателей возлагается и огромная ответственностью за, доверенных им, детей. Мне думается, в этой сфере равнодушные и корыстные люди работать попросту не могут и не должны. Преподаватель детского морского клуба просто обязан быть компетентным в своей области, иметь способности к преподаванию и популяризации морского дела, а кроме того быть социально адекватным человеком, обладать культурой общения и иметь широкий кругозор, чтобы, в том числе, и на собственном примере воспитывать в учениках уважение к профессии моряка.
   К сожалению, наблюдение за тенденциями развития дополнительного образования детей в последние годы приводит к противоречивым чувствам. По разным приметам ощущается, что люди, формирующие государственную образовательную политику, не в полной мере понимают ту роль, которую играют учреждения дополнительного образования. Отчасти, сложившаяся ситуация, результат недостаточной пропаганды достижений системы внешкольного воспитания, кроме того, некорректные представления о нормах деятельности педагогов дополнительного образования создают впечатление неконкретности, а порой и примитивности решаемых ими профессиональных задач. В полной мере это относится и к деятельности детских морских клубов, которые часто сталкиваются с равнодушием, а подчас, и полным непониманием чиновников от образования. В потоках различных постановлений, указаний, положений, рекомендаций, требований и инструкций тонет инициатива педагогов и гаснет задор учеников. И это можно, отчасти, объяснить тем, что, в отличие от других направлений дополнительного образования школьников, критерии оценки результатов обучения в морском клубе довольно размыты. Однако многочисленные грамоты и медали, завоёванные воспитанниками детских морских клубов на различных соревнованиях и слётах, говорят сами за себя. Детям нравится заниматься морским делом и нередко они после окончания школы поступают в морские учебные заведения. А это и есть самый яркий показатель такой деятельности.
   Впрочем, обучение морскому делу - не единственная задача в работе детского морского клуба. Пусть многие из воспитанников не станут настоящими моряками, не будут проектировать и строить корабли, вообще не будут связаны с флотом. Это совсем неважно. Зато огромное значение имеет социальная адаптация ребёнка, воспитание в нём ответственности за порученное дело, дисциплины, уважение к чужому труду, умение работать в коллективе единомышленников, развитие имеющихся задатков лидера. Преподаватель здесь берёт на себя ещё и роль воспитателя. В конечном итоге морской клуб помогает школе и родителям выпустить в жизнь всесторонне развитую личность и патриота. А поэтому педагогу дополнительного образования необходимо совмещать в своей деятельности как работу с коллективом воспитанников, так и индивидуальный подход к каждому ребёнку.
   Ни для кого не секрет, что в нашей стране подавляющее большинство педагогов - женщины, и особенно это заметно в системе общего школьного образования, а если учесть, что в современной семье, в силу различных обстоятельств, ребёнок тоже обделён мужским вниманием, то картина воспитания детей выглядит весьма удручающе. Это касается не только воспитания мальчиков, но и девочкам, так же, необходимо мужское влияние. Безусловно, женщина олицетворяет собой, прежде всего, материнскую любовь и без женщины, вообще, не мыслим процесс воспитания ребёнка, но подчас женские методы воспитания играют злую шутку с детьми - вырастает поколение "тепличных" детей, которые, выходя в реальный мир, теряются и не способны противостоять агрессивному влиянию социальной среды. Молодые люди, ограждённые в детстве от всяких неприятностей, не приученные к какому либо физическому труду, получавшие всё по первому требованию, привыкшие к тому, что в компьютерных играх можно безболезненно наносить увечья и проливать кровь виртуальных врагов, а свои собственные ошибки легко исправляются, получая новую жизнь простым нажатием кнопки на клавиатуре, совершенно не имеют представления о естественных процессах современного общества. Им очень тяжело адаптироваться в новой самостоятельной жизни. Но, не всё так плохо! В системе дополнительного образования процент преподавателей-мужчин значительно выше, и, как правило, это люди весьма компетентные, увлечённые своим делом, имеющие немалый жизненный опыт. В полной мере это относится и к детским морским клубам, где большинство педагогов - мужчины, прошедшие суровую школу морской флотской жизни. Пожалуй, без преувеличения можно сказать, что воспитанникам этих клубов повезло: взрослый увлеченный человек возится с ними, рассказывает о море, о настоящем мужском братстве, о героях и сражениях, учит управлять парусом, да порою просто беседует на равных. А если такой преподаватель окажется ещё и талантливым воспитателем, то он сможет компенсировать недостаток мужского воспитания в семье и школе.
   В последнее время большое значение уделяется военно-патриотическому воспитанию молодёжи. И это не может не радовать, ибо патриотизм - это олицетворение любви к сво­ей Родине, сопричастность к ее истории, приро­де, достижениям, проблемам, притягательным и неотделимым в силу своей неповторимости и не­заменимости, составляющим духовно-нравствен­ную основу личности, формирующим ее граждан­скую позицию и потребность в достойном, само­отверженном, вплоть до самопожертвования, служении Отечеству. Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественной и го­сударственной системы, духовно-нравственную основу их жизнеспособности и эффективного фун­кционирования. Реализация принципов воен­но-патриотического воспитания призва­на обеспечить развитие нового, по-настоя­щему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойно­му выполнению функции по защите Отечества и осуществляется по следующим основным направ­лениям:
   Духовно-нравственное - осознание лично­стью высших ценностей, идеалов и ориенти­ров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствовать­ся ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и пове­дении. Оно включает развитие высокой куль­туры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, от­ветственности и коллективизма.
   Историческое - познание наших корней, осоз­нание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков современного поколения и ис­торической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Включает изучение мно­говековой истории государства, места и роли Рос­сии в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание осо­бенностей менталитета, нравов, обычаев, верова­ний и традиций наших народов, героического про­шлого различных поколений, боровшихся за не­зависимость и самостоятельность страны.
   Политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основ­ных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и орга­нов в политической системе общества и государ­ства. Это направление включает ознакомление с законами государ­ства, особенно с правами и обязанностями гражда­нина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осоз­нание положений Военной присяги, воинских ус­тавов, требований командиров, начальников, стар­ших должностных лиц.
   Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирова­ния и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, ми­ропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Оте­честву, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и пробле­мам, почитание национальных святынь и симво­лов, готовность к достойному и самоотверженно­му служению обществу и государству.
   Профессионально-деятельностное - формиро­вание добросовестного и ответственного отно­шения к труду, связанному со служением Отече­ству, стремления к активному проявлению про­фессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозиро­вать и реализовывать планы своего профессио­нального роста.
   Психологическое - формирование высокой психологической устойчивости, готовно­сти к выполнению сложных и ответственных за­дач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и дру­гих видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успеш­ной жизни и деятельности в коллективе армейского подраз­деления, или экипажа корабля. Оно включает изучение и прогно­зирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженно­сти, преодоление стресса, формирование психо­логических качеств с учетом особенностей раз­личных категорий личного состава, каждой лич­ности, индивидуально-воспитательная работа в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.
   Воспитание на воинских традициях, представ­ляющих собой устойчивые, исторически сложив­шиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравствен­ных установок и обычаев, связанных с выполне­нием учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта. Важнейшими воинскими традициями, оказываю­щими наибольшее воспитательное воздействие на молодежь, являются: верность Военной присяге, Боевому Знамени и Военно-Морскому флагу, слу­жение интересам народа, а не отдельным полити­ческим партиям и их лидерам; самоотверженность и самопожертвование в бою ради достижения об­щей победы; массовый героизм и мужество в пе­риод, когда решается судьба независимости Оте­чества; воинская доблесть, умение стойко пере­носить трудности военной службы; демократизм взаимоотношений между военнослужащими и взаимное доверие; гуманное отношение к повер­женному врагу, пленным и населению зарубежных стран.
   Однако вернёмся к дополнительному образованию вообще и морскому клубу в частности. На примере детского морского клуба "Юнга" при Санкт-Петербургском городском дворце творчества юных (Аничков дворец) можно проследить этапы развития морской подготовки и профессиональной ориентации школьников. Основанный в 1937 году, клуб является одним из старейших детских объединений не только Аничкова дворца, но и города. Со временем клуб расширился, и у воспитанников даже появилась возможность проходить плавательскую практику. На озере Зеркальное была основана база для шлюпочной и парусной подготовки. Потом в распоряжение МК "Юнга" передали парусно-моторную шхуну "Юный балтиец". На этом учебном корабле "юнги" обошли всю Европу, побывали во многих иностранных портах, пересекли Балтийское, Северное, Норвежское, Средиземное моря и выходили в Атлантический океан. Ребята всегда с восторгом отзывались о времени, проведённом на борту этого парусника, ведь они были там не просто пассажирами, а практикантами со своими обязанностями и выполняли вполне определённые судовые работы. Были тяжёлые годы спада деятельности клуба, когда само его существование ставилось под сомнение. Сокращалась численность учащихся и многочисленные клубные аудитории передавались под работу детских объединений другого профиля и направленности. Существенно сокращалось финансирование морского клуба. Учебно-тренировочное судно "Юный балтиец" было передано другой организации, и юные моряки остались без возможности выхода в море на практику. Восстановить былой масштаб клуба до сих пор так и не удалось. Утешает лишь то, что находятся энтузиасты морского дела и спонсоры, готовые помочь в деле воспитания будущих моряков. Частные лица и морские организации нередко оказывают содействие.
   Сейчас МК "Юнга" на подъёме, его воспитанники всегда активно принимают участие во всех дворцовых мероприятиях, участвуют в большинстве детских морских соревнований и слётов. Руководство города часто приглашает "юнг" на различные торжественные мероприятия, не связанные с морской тематикой. В последние годы всё больше детей проходит обучение в прославленных аудиториях морского клуба. Встаёт вопрос о возвращении клубу некоторых учебных аудиторий. Успешно решаются вопросы прохождения плавательской практики. В частности, учебный парусный барк "Мир" брал на свой борт практикантов из МК "Юнга". Ведутся переговоры и заключаются договора на прохождение морской практики с другими организациями и частными судовладельцами. Недавний Международный морской фестиваль, проходивший в Санкт-Петербурге 29 - 31 августа 2014 года, показал, что воспитанники детского морского клуба "Юнга" могут на равных участвовать в событии такого масштаба. Наряду с этим никогда не прекращала действовать база шлюпочной подготовки в детском лагере "Зеркальный".
   По старой традиции совет клуба, состоящий из старших "юнг" регулярно собирается для решения многих вопросов, касающихся общественной жизни клуба, организации развлекательных мероприятий и концертных выступлений, а так же члены совета клуба помогают педагогическому коллективу в совершенствовании методов работы. Эта дополнительная работа, без сомнения, благотворно влияет на формирование характеров, приучая ребят к ответственности за порученное дело, к осознанию собственной значимости в коллективе, но и накладывает на них существенные ограничения в поведении, заставляя быть примером для младших. Воспитанники клуба обязаны посещать занятия в морской форме, а ношение формы дисциплинирует уже само по себе. В настоящее время в клубе организована "вахтенная служба". Каждый день, на время проведения занятий, один из старшекурсников заступает на "вахту" по клубу с обязанностью следить за порядком, соблюдением правил поведения, с заполнением вахтенного журнала. Это ещё один эффективный метод поддержания дисциплины, воспитания самостоятельности и ответственности.
   Особую радость и гордость вызывают выпускники клуба, которые не забыли те годы, что провели в его стенах. Они приходят в гости, вспоминают любимых преподавателей, делятся впечатлениями, оказывают всяческую помощь. Многие из "юнг" стали моряками и добились значительных успехов в своей работе. Это ли не самый лучший подарок учителю, если его помнят и ставят в пример своим детям.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Библиография:

   Б.В. Куприянов - "Педагог дополнительного образования: анатомия профессиональной деятельности": статья.
   Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика. - "Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей": учеб. пособие для студ. пед. вузов/ М.: Издательский центр "Академия", 2004.
   Голованов, В.П. - "Методика и технология работы педагога дополнительного образования": учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2004.
   "Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте копмпетентностного подхода. Материалы к учебно-методическому пособию": СПБ.: Издательство ГОУ "СПбГДТЮ", 2005.
   М.Г.Ермолаева. "Игра в образовательном процессе": СПб. 2005.
   Прокофьев В.А. "Информационные технологии на морском транспорте": СПб.: Изд. ГМА им. Макарова, 2006.
  
   Багрянцев Б. "Отдать швартовы": М.: Изд. "Молодая гвардия", 1984.
   Макаренко А.С. "Воспитание гражданина" М., "Просвещение", 1988
   "Нормативно-правовая база дополнительного образования детей" М., Центр "Школьная книга",2006
  
   Сухомлинский В.А. "Как воспитать настоящего человека" М., "Педагогика", 1989
   Илиевский Н.В. Методические рекомендации по использованию государственных символов России.
   Замоткин А.П. "Морская практика для матроса". М., "Транспорт", 1993
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Интернет-ресурсы

   1. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 года N 3266-1 (в редакции Федеральных законов 1996-2009 г.г.)    http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986/ - Министерство образования и науки Российской Федерации.
   2. Приоритетный национальный проект "Образование". http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ - Министерство образования и науки Российской Федерации.
   3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утверждена Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 г. Пр-271) http://k-obr.spb.ru/page/298/ - Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию.  
   4. Приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 года N 2075 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений" "Российская газета" - Федеральный выпуск N 5405 от 11 февраля 2011. http://www.rg.ru/2011/02/11/pedagog-dok.html
   5. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений Утверждено приказом Министерства образования и науки РФ  от 27 марта 2006 г. N 69. http://методкабинет.рф/index.php/rezhimvremeni.html     Всероссийский педагогический портал Методкабинет РФ.
   6. Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07 марта 1995 г. N 233 с изменениями от 22.02.1997 г., 08.08 2003 г., от 01.02.2005 N 49, от 07.12.2006, от10.03.2009)  http://urist.mosuzedu.ru/prav_osn/tipPlzh3.html 
   7. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования (внешкольные учреждения) СанПиН - 2.4.4.1251-03 (зарегистрированы Минюстом РФ 27 мая 2003 г. N 4594) http://www.tehbez.ru/docum/documshow_documid_554.html  - Информационный канал "Профсоюзы России".
   8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 N06-1844). http://law7.ru/base33/part5/d33ru5984.htm  - Российский правовой портал Семерка.
   9. Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы.  http://www.anichkov.ru/departments/centre - Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования "Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных".
   10. Нормативно-правовые основы аттестации педагогических кадров.   http://spbappo.ru/modules/div/cao/cao.php   - Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

3

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"