Железнов Валерий : другие произведения.

Первая одиночка

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:


Валерий Железнов

Первая одиночка

(путевые заметки о первом одиночном плавании под парусами на собственной яхте)

   Всего пять лет назад я и не помышлял о собственной яхте. Мало того, и парусом-то управлять не умел. Первый раз я вышел под парусом в 1977 году на шлюпочной практике первого курса мореходного училища. Это была деревянная шлюпка ЯЛ-6 с косым разрезным фоком. Потом, через много лет меня покатали на парусной яхте в Кронштадте. Вот и все мои познания в парусном деле. За тридцать лет морской карьеры я основательно забыл, что такое парус и когда стал преподавателем в детском морском клубе "Юнга" стал заново изучать теорию парусного дела. Летом с ребятами мы выезжали на шлюпочную практику в загородный лагерь "Зеркальный" и мне пришлось вместе с ними осваивать на практике управление парусом. Вот там-то я и "заразился" яхтингом.

0x01 graphic

   Конечно, не всё сразу получалось, но я учился у более опытных коллег, тем более, что это дело мне очень понравилось. Сначала вспомнил, как ходить под парусом на ЯЛе, а потом освоил технику управления швертботом с бермудским парусным вооружением. За время работы в клубе ходил на разных парусных лодках, но это всё были маленькие суда с небольшой парусностью. Однажды даже участвовал в парусной регате матросом на большой спортивной лодке, где мы завоевали третье место.
  

0x01 graphic

   И вот я загорелся желанием заиметь собственную яхту, настоящую, большую. Стал искать объявления, прицениваться, ездил в яхт-клубы смотреть лодки. Конечно, исходя из собственных финансовых возможностей, а они, признаться, были весьма скромны. За два года я посмотрел восемь лодок и написал несколько электронных писем шведским и финским продавцам. Странное дело, но из Швеции я не получил ни одного ответа, возможно, это меня и расположило к покупке в Финляндии. Правда, и финские продавцы отвечали не все. В конце концов, я остановил свой выбор на одном объявлении финского сайта Nettivene. Тем более что продавец быстро отозвался и вступил в переписку. И ведь что поразительно, я уже почти купил другую лодку, но несчастный случай с моим сыном оказался счастливым случаем в покупке моей "Фортуны". Так я назвал свою яхту. Кстати, с сыном всё обошлось благополучно, и деньги на его лечение тратить не пришлось.
   И вот 22 мая 2018 года мы с коллегой, опытным яхтсменом, поехали в Финляндию смотреть эту яхту. В посёлке Тейё, что недалеко от города Сало, она стояла на берегу. Эта лодка понравилась мне ещё на картинке объявления, но изображению нельзя доверять, нужно смотреть лично. Однако первый осмотр не разочаровал меня, а даже наоборот. Хотите верьте, хотите нет, но когда я прикоснулся к её борту, сразу понял, что она предназначена только для меня. Таким было первое свидание. Товарищ мой тоже подтвердил, что лодка в хорошем состоянии и соответствует заявленной цене. Большим плюсом для меня оказался компромиссный киль этой лодки. Это значит, что половина киля (73 см.) была, как у обычной килевой яхты, но ещё можно было опустить из него шверт длинной в 1 метр. Так что на глубине можно идти с полным килём, а на мелководье уменьшать осадку и подходить близко к берегу. Торговаться я не стал, да и не принято здесь это делать, внёс залог и обещал забрать её через месяц. Подписали с продавцом договор и с тем разъехались по домам. Надо сказать, что хозяев оказалось двое. Томи и его жена Села очень дружелюбно нас встретили и ничего не скрывали, рассказывая о лодке. Оказалось, что прежний владелец был отцом Томи и ходил на яхте, по большей части один. Отец умер, а сыну эта лодка не нужна, потому он и решил её продать, потому мне и досталось, всё, что было на ней. Иногда продавцы покупают себе новую лодку, а кое-какое снабжение и оборудование берут со старой. Здесь же всё осталось, как и было при прежнем владельце. Мы так же осмотрели мачту, которая хранилась в специальном мачтовом сарае, дверь которого (только представьте себе!), не запиралась на замок, а всего лишь была припёрта старым веслом. А ведь там дорогостоящее имущество в сотни тысяч евро! В России такое легкомыслие не осталось бы безнаказанным, но здесь это вполне нормально. Финляндия, вообще, очень безопасная и комфортная страна. Здесь не принято брать чужого и нарушать покой других граждан.

0x01 graphic

   Целый месяц я готовился к новой поездке и предстоящему путешествию, учил теорию и искал переводчика, который помог бы мне закончить сделку и зарегистрировать лодку в Финляндии на своё имя. Друзья-писатели познакомили меня с Дмитрием, который живёт в Хельсинки. Мы познакомились в интернете, и он любезно согласился мне помочь. Второго июля началось это путешествие.
   Около пяти часов утра я приехал в Хельсинки и вышел из автобуса на привокзальной площади. Мы договорились встретиться с Дмитрием на вокзале перед отходом поезда, на который он заказал билеты. Сначала я планировал ехать прямо в Сало без пересадки, так как у меня с собой был громоздкий и тяжёлый багаж и там с ним встретиться, но потом мы решили, что поедем вместе на поезде. И первое, что меня поразило в Хельсинки - была толпа, человек двадцать нетрезвых молодых людей, среди которых было несколько девушек. Они шумно тусовались у одного из привокзальных ларьков с едой и напитками, видимо, продолжая ночное увеселение. Уже много лет я не употребляю алкоголь и к пьяным отношусь с опаской, а тут целая толпа. До встречи с Дмитрием оставалось прилично времени, а сам вокзал ещё был закрыт, поэтому деваться мне было некуда, и я пристроился на скамейке в стороне от этой шумной компании, с любопытством и некоторой тревогой на них посматривая. Вели они себя непринуждённо, громко, но вполне мирно. Ни к кому не приставали, и им никто не делал замечаний. Полиции вокруг тоже не наблюдалось. Это меня тоже удивило. Тревога быстро прошла, а осталось лишь любопытство. В России такое увидишь не часто. Конечно, пьяные на улицах тоже встречаются, но чтобы целая толпа рано утром шумела на привокзальной площади, такого у нас полиция не допустит. Наверное, потому, что в России пьяная компания часто агрессивна и непредсказуема. И ещё мой взгляд привлекли множество радужных флагов на соседних зданиях, а самый большой флаг развевался над крышей вокзала. Как потом выяснилось, в Хельсинки проходил фестиваль ЛГБТ сообщества. И, возможно, эта пьяная толпа к нему имела отношение. В России пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений запрещена, а потому такого количества радужных флагов нигде не увидишь. Вот так меня встретил Хельсинки.
   Когда открыли вокзал, я перебазировался внутрь. У нас в России уже давно на всех вокзалах и аэропортах стоят рамки металлоискателей, рентген и охрана досматривает подозрительных пассажиров. Здесь же никто ничего не досматривал, вход свободный. Дмитрий прибыл к отходу поезда, и мы беспрепятственно заняли свои места в вагоне. Билетов при посадке тоже не проверяли. В каждом вагоне есть общие места, как в наших электричках, но имеются и небольшие купе с сидячими местами. Наши места были в четырёхместном купе, а напротив купе двухместное. Я в финском поезде ехал впервые, мне всё было интересно. Нашёлся один минус; мой громоздкий багаж не помещался в купе, а выделенные места для багажа в вагоне оказались настолько малы, что моя объёмная сумка на тележке туда никак не помещалась. Пришлось оставить его в коридоре, в закутке у переходного тамбура. Это немного мешало пассажирам и персоналу, но никто не возражал. Возможно, где-то в поезде и были места для больших сумок, но Дмитрий об этом не знал, ну, а я тем более. Дорога оказалась недолгой, через три часа мы вышли на платформе Сало.
   Томи и Села уже встречали нас и приветствовали, как старого знакомого. Я представил Дмитрия, и мы сразу отправились в Trafi. Это аналог нашего ГИБДД, только там регистрируют и маломерные суда тоже. Вся процедура регистрации заняла не более получаса. Мы показали свои документы и договор купли-продажи лодки. Дмитрий назвал свой хельсинский адрес, а я заплатил 30 евро. На этом регистрация была завершена. Мне объяснили, что лодка теперь моя и я могу ей пользоваться на основании договора и старой регистрационной карты, пока не прислали новую, а её обещали прислать через две недели. Номер регистрации остался прежним, так что мне не придётся менять его. Факт регистрации лодки на моё имя меня тоже удивил, ведь я ещё не уплатил продавцу оставшуюся сумму и договор не был окончательно подписан. Но, видно, никого это не смущало. Они привыкли доверять, ну, и я не возражал. Кстати сказать, Дмитрий с первых минут активно приступил к своей функции переводчика, благодаря ему всё шло очень хорошо, мы быстро нашли контакт. По дороге шутили и болтали о разном. После регистрации, по совету Томи, мы заехали в магазин за продуктами и на заправку за бензином для двигателя. Потом поехали проверять огнетушитель, но не получилось. Оказалось, что частная проверочная станция уже не работает, и больше проверить огнетушитель негде. Дело в том, что годный огнетушитель на яхте - одно из немногих требований полиции, которая может его проверить. Но такое случается не часто и мы решили, что пока обойдёмся без проверки. Кран для спуска лодки заказан был на 11 часов и Томи поспешил в Тейё.

0x01 graphic

   Всю процедуру спуска описывать незачем, да она и не заняла много времени. Правда, пришлось заплатить 200 евро из своего кармана, так было обговорено заранее. Установку мачты, крепёж такелажа и парусов бывшие хозяева произвели сами, я только с любопытством наблюдал и немного помогал. Они мне всё показали, где что лежит, и многое объяснили в отношении управления лодкой. Помогли заправиться пресной питьевой водой и выяснили, сколько времени мне разрешено стоять у этого причала. Оказалось, двое суток. И только после всего этого, когда я сам настоял, сели за окончательное подписание договора. Потом я устроил торжественный подъём государственного флага Российской Федерации на кормовом флагштоке под аккомпанемент российского гимна. Кстати гимн Финляндии у меня на телефоне тоже был записан и я рассчитывал так же поднять и финский флаг, но, к сожалению, его не оказалось под рукой. На этом официальная часть покупки завершилась. Они получили оставшуюся сумму, а я достал из рюкзака, припасённую заранее бутылку шампанского. Хрустальных бокалов тоже не нашлось, наливали в кружки. Однако сей факт нисколько не омрачил приподнятого настроения. Мы весело отметили сделку, а я "обмыл", теперь уже свою, яхту, плеснув на её палубе немного шампанского. Расставались мы, как друзья. И, действительно, эти люди были мне очень симпатичны. Они приветливо встретили, дружелюбно общались, ничего не скрывали, доверяли, помогали. Даже оставили мне свои номера телефонов на всякий непредвиденный случай, обещая помочь в экстренной ситуации. Не каждый продавец будет проявлять столько усердия по отношению к покупателю. Во второй половине дня они собрались домой. Оказалось, что они живут не далеко от Хельсинки и Дмитрий решил ехать с ними, хотя я его уговаривал остаться и покататься под парусом. Но его вполне можно понять. Погода была не комфортная; сыро, прохладно, да и удобств на яхте маловато. Обживаться и обустраивать быт ещё только предстояло. Итак, помахав им на прощание рукой, я остался наедине со своей яхтой.
   "Наедине" - это не просто метафора, это в буквальном смысле слова. Рядом на стоянке не было ни души. Тишина и покой царили вокруг. Хотя рядом и располагалась военная судоремонтная верфь, шума она почти не издавала. Сам посёлок казался безлюдным и лишь на центральной улице у единственного магазина я встретил двух прохожих. Между прочим, с моего последнего приезда здесь кое-что изменилось. Рядом с причалом построили три деревянных заведения для "интимного заседания". Казалось бы, обычный деревенский ватерклозет с унитазом "свободного падения", ан нет, и здесь меня поджидал приятный сюрприз. Там приготовлены были не только рулоны туалетной бумаги, но и средство для дезинфекции рук с салфетками. А сиденье пластмассового унитаза оказалось тёплым. Обычно пластик холодный, а здесь нет. В России я таких не видел. Мелочь, а приятно. Вечером я приготовил ужин из купленных в Сало продуктов и рано лёг спать. Ночь выдалась прохладной, а я с собой привёз только один плед и постельное бельё. Ни одеяла, ни подушки на яхте не было, поэтому пришлось использовать куртку и подушки от диванов. Но мелкие бытовые неудобства меня совершенно не огорчали, я всё ещё пребывал в эйфории от приобретения яхты.
   На следующее утро после завтрака решил сделать пробный выход под парусом. Погода, правда, не радовала, моросил дождь, и было прохладно, но ветер был слабый и я поднял паруса без особого опасения. Надо учесть, что на такой большой яхте под парусами я выходил впервые и потому делал всё не торопясь. Однако с первых минут понял, что управлять этой лодкой довольно легко. На парусе я отошёл от причала, сделал круг по фьорду, но усилившийся дождь заставил меня вернуться. К причалу подходил тоже на парусе. Всё получилось удачно. Оставшуюся часть дня я обживался на яхте, и осматривал окрестности. В магазине спросил, где можно купить СИМ-карту и финский флаг, но такого товара у них не оказалось. Потом попробовал найти руководство яхт-клуба, чтобы поставить печать на отходную судовую роль, нужно же мне было документально зафиксировать факт отхода из Тейё, но никого не нашёл. Впрочем, это нужно было только мне, финны, вообще, не понимают, зачем писать какие-то бумаги при передвижении по своей стране. Другое дело, если бы я покидал пределы Евросоюза, тогда судовая роль со штампом пограничников обязательна. "Ну, и ладно! - подумал я, - вода у меня есть, продуктов мне одному на несколько дней хватит, бензин и спирт для плиты есть, с лодкой я справляюсь, можно уходить". На следующее утро я проснулся рано и после завтрака решил отходить. Ветра почти не было, но и дождя тоже, день обещал быть солнечным и тёплым. Задерживаться далее мне уже не было никакого смысла, да и хотелось побыстрее пуститься в путешествие на собственной яхте.
   Первые мили дались мне с трудом, продвигался я со скоростью около узла. Но и это меня не огорчило. Я с удовольствием осматривал окрестности, наслаждался тишиной и покоем. Душа пела! Мечта сбылась! Я впервые в жизни шёл самостоятельно на собственной крейсерской яхте. Это было счастье в чистом виде! Белое счастье с голубой каёмочкой. В жизни редко выпадают такие моменты, и они запоминаются на долго. Это, наверное, как первый раз влюбиться.
   В таком настроении я подошёл к мосту Stromme (Стрёмме). Место, и вправду, оказалось стрёмным. Здесь нужно было позвонить по определённому номеру, и мост разведут для прохода. Когда я уже собирался звонить, меня обогнала другая яхта, шедшая на моторе. Я запустил свой мотор и бросился вдогонку, намереваясь проскочить мост за ней, тем более, что уже дали зелёный сигнал. "Ну, вот - думаю, - повезло, звонить не надо". СИМку - то финскую я так и не купил, пришлось бы звонить с российского номера, а это дорого. И тут метрах в ста от моста заглох двигатель. Другая яхта уже прошла мост, а я ещё тащился в узком проходе по инерции. С другой стороны моста были видны лодки, ожидавшие своей очереди на проход в обратном направлении. Я лихорадочно пытался снова запустить мотор, но он упорно не хотел работать. Ситуация осложнялась ещё и тем, что приходилось одновременно рулить, чтобы не сесть на мель и не удариться в устои моста. Признаюсь, я сильно занервничал, когда на мосту зажёгся красный сигнал. Поворачивать, а тем более, дать задний ход я уже не мог, потому продолжал медленно двигаться к мосту. Диспетчер моста, конечно, отслеживал ситуацию и, видя моё положение, снова включил зелёный сигнал. И тут, к великой моей радости, затарахтел мотор. Опасаясь, что он опять заглохнет, я не стал давать большие обороты. Так и проскочил мост на малом ходу. Ощущения, я вам скажу, не из приятных. Мало того что я создал для себя опасную ситуацию, так ещё и заставил других участников движения ждать. Ждали ведь не только лодки на воде, но и автомобили на дороге. Хотелось бы за это извиниться, тем более что я гость в этих водах, да и за свой флаг обидно. Наблюдавшие мой проход могли подумать: "Это что за "лошара" идёт под русским флагом с заглохшим двигателем? Дилетант!" Но, возможно, никто так и не подумал. Однако всё обошлось без инцидентов. Выйдя на простор, снова поднял паруса и продолжил свой путь. Ветер чуть усилился и до вечера продвинулся гораздо дальше, чем предполагал, но к вечеру сильно устал, идя весь день галсами против ветра.
   На ночёвку облюбовал небольшой необитаемый островок с маяком и избушкой. На других островах стояли дома, и видно было присутствие людей. Беспокоить своим прибытием никого не хотелось, да и не принято здесь нарушать чужой покой. Подход к острову оказался не таким простым делом, тем более, впервые. Но, в конце концов, с отдачей кормового якоря и поднятым швертом, аккуратно подошёл вплотную к берегу, быстро спустился с носа по съёмному трапику на камни и зацепил швартов за ближайшее дерево. Потом перезавёл носовой швартов "дупленём", чтобы при отходе можно было его отдать с борта. Прогулялся по островку, искупался и завалился спать. Сон был рваным. Я часто просыпался, опасаясь подрыва якоря, что грозило посадкой яхты на камни. Но за ночь никаких происшествий не случилось и мне, всё же, удалось выспаться.
   Утро выдалось туманным, прохладным, сырым. Нужно было плотно позавтракать и снова пускаться в путь, чтобы к вечеру достичь Ханко. По совету бывалого яхтсмена у меня был припасён полуторалитровый термос, кипяток в котором обеспечивал меня чаем на весь день. Чтобы приготовить завтрак и вскипятить воду для термоса, я залил спирт в обе ёмкости спиртовой плиты. Одну конфорку зажёг и стал готовить на ней завтрак, а вторая просто осталась открытой. В этом была моя роковая ошибка. Спирт из открытой конфорки быстро испарился, и спиртовое облако вспыхнуло прямо перед моим лицом. Конечно, я испугался, растерялся на долю секунды и даже хотел выбежать наружу. В следующее мгновение мелькнула мысль про огнетушитель, но я тут же её отбросил. Во первых, он не проверен и может не сработать, да и времени на его запуск уйдёт несколько секунд, а тем временем огонь значительно распространиться. Ведра, чтобы набрать забортную воду тогда у меня ещё не было, его я купил позднее. Под рукой оказался котелок с питьевой водой, и я его веером выплеснул его на огонь. Пламя сразу сникло, но не погасло совсем. Тогда я открыл запасную канистру с водой и стал тушить остатки пожара. Всё это произошло в считанные секунды. Реакция у меня оказалась ещё очень хорошая. Пожар был потушен, но завтрак испорчен и потерян двухсуточный запас питьевой воды. Возгорание не принесло большого ущерба: оплавились полиэтиленовые пакеты с продуктами, немного обгорели занавески на иллюминаторе и слегка покоробился пластик обшивки над плитой. Всё, что залил водой, потом высушил. Когда угроза большого пожара миновала, стало по-настоящему страшно, даже руки затряслись. Могло ведь случиться непоправимое и моё путешествие закончилось бы катастрофой, едва начавшись. Рухнули бы все мечты, погибла бы моя яхта. Вот это меня больше всего и напугало. И чтобы отвлечься от таких мыслей я заставил себя взяться за устранение последствий. Вычерпал воду с полки, где лежали продукты, сами подмоченные продукты выложил на просушку, вытер палубу и удалил оставшуюся воду из трюма. Эта работа отвлекла меня и я успокоился. Вновь разжигать плиту мне уже не хотелось. Завтракал, запивая бутерброды холодной водой. Успокоившись окончательно, снялся со стоянки и направился далее. К счастью погода в этот день мне благоприятствовала. Задул попутный ветер, выглянуло Солнце, потеплело, и я без происшествий подошёл к Ханко.
   Настроение было прекрасным. На попутном ветре я быстро приближался к южной марине города Ханко и рассчитывал остановиться на ночёвку в гавани яхт-клуба. Но тут я "лоханулся" второй раз. Сначала меня вновь подвёл двигатель. Он заглох перед самым входом в марину. Ветер уже был довольно сильным, и меня понесло на камни узкого прохода. Я лихорадочно пытался вновь запустить мотор и одновременно управлять лодкой, чтобы удерживаться на фарватере. Рядом шли другие яхты, и с ними тоже надо было держать дистанцию. Признаюсь, тогда я начал терять самообладание. Вот что значит отсутствие опыта управления большой парусной яхтой. Но, наверное, тридцатилетний морской стаж не позволил мне сдаться. Я слегка приподнял стаксель и, с трудом управляясь, вошёл в гавань. Кстати, с соседних яхт на меня уже нацеливали объективы, намереваясь снять, как меня вынесет на камни или со мной произойдёт ещё какая-нибудь другая неприятность. Но кадров катастрофы им снять не удалось. В самой гавани движение было очень плотным, мне с трудом удавалось маневрировать на полуспущенном стакселе. Я в растерянности осматривался по сторонам, ища свободный причал, но всё было занято. Ко мне на резиновой лодке подошёл молодой человек, служащий этой марины, что-то пытался у меня спрашивать, но тогда я не был в состоянии, ни понять, ни ответить. Он уехал. Так я и проследовал через всю гавань до восточного выхода в надежде хоть где-нибудь пристать. У самого выхода увидел свободное водное пространство и решил бросить там якорь, чтобы хоть как-то осмотреться и успокоиться. Якорь-то я бросил, но он не держал, меня сносило на скалы. Я бросил второй якорь, но и он не остановил дрейф, лишь слегка его замедлив. Так с ползущими якорями меня плавно снесло к скалам. Хорошо хоть поверхность скалы полого спускалась в воду, сильного удара не случилось. К тому же я успел поднять шверт, тем самым уменьшив осадку. Конечно, я немного запаниковал, но когда уже коснулся килём дна, понял, что ничего страшного пока не произошло. Если удастся запустить двигатель, смогу самостоятельно отойти от берега. Двигатель упорно запускаться не хотел. Киль методично постукивал о каменное дно, а я лихорадочно соображал, что же делать дальше. На берегу заметили моё бедственное положение и не остались безучастными, куда-то позвонили, и через несколько минут ко мне подлетела резиновая лодка с двумя служащими марины. Им я уже смог объяснить, что у меня заглох двигатель и мне нужно к причалу. Они взяли меня на буксир и отвели к техническому "бензиновому" причалу. Сказали, что стоять здесь долго нельзя. Нужно ремонтироваться и уходить. А уходить мне не хотелось, да и некуда. Тогда я пустился на хитрость; разобрал мотор, разложил инструменты, которых у меня явно не хватало, положил рядом инструкцию от двигателя, а сам решил сходить в город на разведку, чтобы разогнать дурные мысли и попробовать найти место для дальнейшей стоянки. Зашёл в Harbor-office и осведомился о стоянке, но мне ответили, что свободных мест нет, а ночевать на "бензиновом" причале нельзя, я обязан отойти. Это меня совсем не обрадовало, но мысли мои уже текли в нормальном направлении, я совсем пришёл в себя после пережитого стресса. Вернувшись на лодку, пополнил запас пресной воды, подзарядил в кафе телефон и ноутбук, спокойно пообедал и только после этого вновь занялся двигателем.
   Рядом располагался гостевой причал, где я мог бы стоять ночью, но все места на нём были заняты шикарными яхтами и большими катерами. Владелец ближайшей яхты с нескрываемым сомнением смотрел на мои попытки оживить мотор. Однако когда мне удалось запустить двигатель, он уважительно поднял вверх большой палец и одобрительно улыбнулся. Пока двигатель прогревался, я отыскал на карте тихое место для якорной стоянки. Оно оказалось совсем рядом за тем самым мысом, к которому меня снесло. С тем я и покинул негостеприимную гавань Ханко. Обойти мыс и встать на якорь в подветренной бухте не составило большого труда. На своей резиновой лодке завёз на берег швартовный трос и для пущей безопасности бросил второй якорь. С тем и остался ночевать. На берегу было почти безлюдно. Только два мужичка мирно выпивали на природе, потом дружно пустили две жёлтые струи в море и оставили меня в одиночестве. Ночь прошла без происшествия, но я, всё же, просыпался от резких рывков и проверял, не снесло ли меня на камни. Как-никак, а пережитые неприятности прошлого дня давали себя знать.
   Утром отправился в город. Наконец-то добился от местных жителей ответа на вопрос, где же можно купить СИМ-карту. Нашёл тот самый R-kioski за мостом, куда меня отправила одна молодая девушка, а попутно пополнил запас продуктов и купил пластмассовое ведро, сковороду и небольшую кастрюлю, чтобы полноценно готовить себе пищу. До этого я обходился только алюминиевой кружкой и миской, а это весьма неудобно. Неспешно прогулялся по городу и вернулся на яхту. Приготовил обед, теперь уже соблюдая осторожность в обращении с плитой, и решил заночевать тут ещё одну ночь. Не терпелось выйти в интернет и сообщить всему миру о своих достижениях, похвастаться в соц. сетях о своём приобретении. К вечеру ветер сменил направление и посвежел. Стоянка моя уже стала не очень безопасной, и, опасаясь новой посадки на мель, мне пришлось спешно сниматься, чтобы найти новую безопасную ночную стоянку. Милях в пяти к востоку от Ханко нашёл тихий залив и там остался ночевать. Так закончились первые трое суток моего одиночного плавания, принесшие мне столько разных неожиданностей. Был даже один нелегальный пассажир. "Зайцем" оказалась ящерица. Пришлось отправить безбилетника на берег. Ну, а как же без приключений?
   Рано утром, двинулся в путь. Ветер со вчерашнего дня не стихал, за пределами бухты видны были белые барашки на гребнях небольших волн. При отсутствии у меня опыта в таких путешествиях, рисковать не стоило, поэтому я предварительно взял первый риф на гроте. Как потом оказалось, совсем не зря. Даже на зарифленном гроте яхту прилично кренило свежим ветром, но зато скорость выросла до шести узлов. Иногда так закладывало, что в каюте полетела с полок посуда, продукты и всё, что было плохо закреплено. Хлопали дверцы шкафчиков, а нижний ящик камбузного стола с грохотом врезался в противоположную дверь умывальника. Собирать всё не было никакой возможности, нужно держать яхту на курсе. И только к вечеру, на якорной стоянке, навёл в каюте порядок. У меня был авторулевой, но я его не подключал, экономя заряд аккумулятора. Этот день дал мне хорошую практику управления в штормовых условиях. Яхта хоть и кренилась сильно, но ни разу не зачерпанула бортом, а такое часто бывает особенно на швертботах. У меня не чистый швертбот, а компромисс, потому-то и не ложится на борт. Сначала при большом крене было страшновато, но со временем я привык и понял, что яхта держит крен стабильно, переворачиваться не собирается. Видно, конструктора всё правильно рассчитали. Ближе к вечеру, когда я уже шёл по узкому фарватеру между островами, меня остановил полицейский патрульный катер. Офицер спросил откуда и куда я следую, потом попросил паспорт. Удостоверившись, что всё в порядке, козырнул и пожелал всего хорошего. Скорее всего, полицейским просто было любопытно, ведь под российским флагом здесь яхты встречаются не часто. За этот день я прошёл значительно больше, чем ранее, но и устал тоже порядочно. Тем приятнее было встать на якорь в уютной тихой бухте с катерной стоянкой, куда я соваться не стал. Этой стоянки не было на карте, а значит она не для всех, а только для своих. Вечером приготовил ужин и слушал по радио, как наши играли на чемпионате мира. На ночь включил якорный огонь. Утром выяснилось, что аккумулятор полностью сел, пришлось подключить второй. Томи предупредил, что один из аккумуляторов старый и плохо держит заряд. Я наивно полагал, что это и был севший, но, к сожалению, оказался не прав. Небольшая солнечная панель, имеющаяся на яхте, должна была подзаряжать батарею днём, но проверить её работу я не мог из-за отсутствия прибора. Как потом выяснилось, она была в нерабочем состоянии, а я часто включал радио, якорный огонь и подзаряжал телефон. Вот и посадил аккумулятор. Зарядить его от берегового питания я тоже не мог, у меня не было кабеля подключения к берегу и зарядного устройства тоже не было. Прежний хозяин заряжал аккумуляторы дома и в дальние походы не ходил, или солнечная панель тогда работала. Поэтому решено было экономить электричество и использовать его только для работы картплоттера. Хоть у меня и имелись бумажные атласы, с электронной картой идти намного удобнее.
   На парусе я снялся с якоря и вышел из бухты, но впереди были узкие проходы, а ветер задувал встречный. Лавировать негде. Пришлось запускать двигатель, а он работал очень нестабильно и потому в этот день я далеко не ушёл. Зашёл в ближайшую марину. Двигатель чихал и глох, потому я сначала ткнулся к первому свободному буйку, но один из владельцев соседних яхт показал, куда мне лучше становиться. Когда я зацепил кормовой швартов за другой буй, двигатель снова заглох, а до причала оставалось более десяти метров. Добросить носовой швартов до причала я не смог бы, да и некому было его принять. И тут я услышал, как кто-то зовёт меня из воды под левым бортом. Я взглянул за борт и увидел пловца, на котором из одежды были только татуировки, густо покрывавшие всё тело. Он предложил зацепить мой швартов за кнехт на причале. Я, конечно же, принял это предложение, подал трос и потом искренне его поблагодарил. Это замечательно, что совершенно посторонний человек предлагает помощь, но мне показалось, что он был немного нетрезв, к тому же рядом на берегу его поджидала весёлая компания друзей. Ничего особенного больше в этой марине не случилось. Подключиться к береговому электричеству я не смог, так как на причале стояли электрические колонки не с обычными евророзетками, а со специальными. У меня не было тогда переходника. Где такой переходник купить или как подзарядить аккумулятор мне никто из местных не смог ответить. Хорошо хоть в кафе случайно оказалась женщина, говорящая по-русски. С её помощью я выяснил, что распоряжается в марине владелец кафе и с вопросами лучше обращаться туда. Девушка из кафе разрешила поставить на зарядку телефон и ноутбук, но с аккумулятором не помогла. В марине было оживлённо, постоянно подходили и отходили другие лодки. Некоторые приезжали с маленькими детьми или с собаками. В основном это были моторные лодки и катера местных жителей, но было несколько больших современных парусных яхт, на фоне которых моя лодка выглядела весьма и весьма скромной собственностью простого российского пенсионера. У них было всё оборудовано по последнему слову яхтенной техники, ухоженные с мощными моторами, а я даже аккумуляторы подзарядить не мог. Впрочем, это всё ерунда. Мне моя лодка нравится, я на ней себя чувствую прекрасно, а это главное. К тому же меня выручает большой морской опыт, смекалка и умелые руки. Двигатель-то я починил скотчем и он стал лучше заводиться. К носовому якорю вместо цепи придумал утяжелитель и якорь стал лучше держать грунт. На стаксель приспособил дополнительную снасть - гитов, чтобы сдёргивать парус полностью, не выходя из кокпита, когда он самостоятельно не спускается. Удобно. Одному на парусной лодке трудновато управляться, особенно швартоваться, вот и приходится приспосабливаться. Представляю, как трудно приходится одиночкам в океанских плаваниях, хоть и оборудованы их яхты всем необходимым. Со временем и я обживусь, и у меня будет всё, что нужно. Это ведь только начало первого плавания. В магазине я прикупил продуктов и, наконец-то, блокнот для путевых заметок. Весь вечер вспоминал и записывал впечатления пройденного пути. Когда устал писать, лёг спать. Это была моя первая ночёвка у причала. Здесь было тихо и безопасно. Спал я спокойно и прекрасно выспался.
   До Хельсинки дошёл практически без происшествий. Было два лёгких касания грунта, когда становился и снимался с якоря на двух стоянках. И хоть удары были не сильны, но отдавались они в душе больно. Яхта-то теперь моя, а не чужая и она постепенно становится частью меня самого. Да, конечно, ошибок я делаю много, нужно быть внимательнее. Но, как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Однако у меня есть другое мнение: "Ошибается даже тот, кто ничего не делает, и в этом его главная ошибка". Ошибаться можно и это не стыдно, главное, потом не повторять былых ошибок. И, в конце-то концов, я ведь ещё только учусь!
   По пути в Хельсинки было три ночёвки в тихих уютных заливчиках. Бывало, что останавливался и днём. Отходил в сторону от фарватера и на несколько часов бросал якорь, готовил обед, отдыхал. Торопиться мне особо некуда было, вот я и не спешил. Правда, в Хельсинки ко мне обещали приехать гости, но к их приезду я вполне успевал. Шёл финскими шхерами, наблюдал за местными жителями и любовался природой. Погода установилась на редкость благоприятная. Купался, загорал, на островах черники просто объелся. Вот грибов совсем не было - сухо. И рыбалка не удалась, не клевало совсем. Кстати, и у немногих местных рыбаков тоже не густо. Во всяком случае, сколько я ни наблюдал, никто при мне не вытащил ни одной рыбки. Наверное, есть какие-то особенности рыбалки в финских шхерах. А рыбки свежей хотелось, ведь холодильника у меня не было и приходилось покупать только продукты с долгим сроком хранения и консервы. Надоедает такая еда быстро. Но это всё мелочи. Главное, я иду и ничего со мной страшного не приключилось. Народ вокруг дружелюбный, вежливый. Со всех встречных и обгоняющих лодок приветливо машут руками. На многих лодках играют маленькие дети, собаки. Старики со своими старушками гоняют на катерах. Никак я не ожидал, что финны такие водоплавающие. На многих островах видны постройки, как большие коттеджи, так и маленькие избушки. Создаётся такое впечатление, что у каждой финской семьи есть свой остров, или домик на побережье. А что? Статистику я не изучал, но вполне возможно, ведь население всей Финляндии меньше чем жителей в Санкт-Петербурге, а островов сотни тысяч. Почти у каждого дома свой причал со швартовным буем и у многих имеется мачта с вымпелом. Раньше я не понимал, зачем им эти мачты, а теперь, под парусом, понял зачем. Вымпел на мачте показывает направление и силу ветра. Проходящие мимо суда, и я в том числе, ориентируются по ним. Когда останавливался на ночные стоянки, не раз наблюдал, как местные жители оставляют на ночь свои плавсредства у причалов без присмотра, а сами уезжают домой. Значит, не беспокоятся, что кто-то что-то украдёт. Значит, не крадут! И вообще, насколько я успел заметить, в Финляндии всё стараются делать для удобства жизни людей. О чистоте я уж и не говорю, это у них в крови. При такой чистоте бросить на улице бумажку как-то рука не поднимается. Урны установлены на каждом шагу, повсеместно обустроены специальные дорожки для велосипедистов и пеших прогулок, везде скамеечки для отдыха. На трассах оборудованы кемпинги и просто временные стоянки с туалетами и мусорными контейнерами. Множество парковок для автомобилей и лодочных стоянок, которые, в большинстве своём, имеют заправку топливом, подключение к электричеству и пресной воде. Вода везде питьевая и бесплатная. Зарядить телефон или ноутбук позволят в любом кафе. Правда, система оплаты мне показалась странноватой. Только кое-где имеются таблички с ценами на услуги марины. Чаще, вообще, не понятно кому и сколько платить и, уж тем более, никто не ходит и не требует оплаты. Конечно, можно зайти в ближайший магазин или кафе спросить. Как правило, это и есть владельцы стоянки. Но вот ведь удивительно, никто так и не смог мне подсказать, где можно купить финский флаг и кабель для подсоединения к береговому электропитанию. Так я и шёл без финского флага под правой краспицей. Неприлично как-то! Хоть никакими законами для маломерных судов этого и не требуется, но хорошим тоном считается нести под правой краспицей флаг того государства, в котором находишься. Это правило взято из кодекса торгового мореплавания и международного морского права, которое распространяется только на большие суда. Я, было, даже подумывал самостоятельно сшить флаг, но у меня не нашлось подходящей материи. Так и шёл дальше неприлично!
   В Хельсинки заходил во второй половине дня на моторе. Движение здесь плотное, фарватер узкий, на парусе особо не походишь. Первоначально планировал остановиться в центральной гавани у причала, о котором писал на форуме "Катера и яхты" один из яхтсменов. Он без проблем отстоял там двое суток. Вот и я туда же хотел, но когда вошёл в гавань, увидел, что на месте того причала стоит большой лайнер и вдоль других причалов нет ни одной яхты. Значит, если другие не стоят, то и мне нельзя. Повертел головой и направился к ближайшей яхтенной стоянеке, которая расположилась на острове при входе в гавань. Служащий этой стоянки указал мне место и попросил зайти в офис после швартовки для регистрации, что я и сделал. Но в офисе меня ждал неприятный сюрприз - 35 евро за ночь. Для меня эта цена неприемлема, о чём я вежливо сказал и спросил, нет ли поблизости более дешёвых стоянок. Служащий пожал плечами и ответил, мол, он не уверен, что я найду здесь что-то намного дешевле. Пришлось извиниться и идти отдавать швартовы. В душе я грязно выругался, что вообще сунулся сюда. Сначала подумал встать на якорь вблизи берега и на берег высаживаться при помощи моей "надувнушки", как было в Ханко, но прежде решил обследовать соседнюю гавань. А вот там-то, как раз, и оказалось место для таких, как я. Здесь была большая марина и две поменьше, а так же были причалы на городской набережной. Большинство мест уже были заняты катерами и яхтами. Сначала я пристал к свободному причалу, сразу не сообразив, что это платные места, так как на нём был номера, а выход в город преграждала калитка с замком. На самом причале никого не было, никто меня не пришёл прогонять или требовать оплаты. Я решил не торопиться, приготовил ужин и заправился водой. Потом спустил резиновую лодку и отправился осмотреть места на другом причале без номеров и со свободным выходом в город. Там оказалось свободное местечко в самом закутке, и я тихо туда перешёл. Когда швартовался, подошла женщина, по-видимому, служащая стоянки и спросила, не нуждаюсь ли я в какой либо помощи. Помощь мне уже была не нужна, я поблагодарил и сказал, что только переночую. Более она меня вопросами не донимала, и я остался у этого пирса на ночёвку. К тому времени уже выяснилось, что гости мои не приедут и долго задерживаться в столице мне незачем. Однако отстоял двое суток. Подумывал съездить домой, чтобы привезти необходимые вещи и инструменты, но решил, что и так дойду до Хамины - промежуточного финиша моего путешествия.
   В столице Финляндии я знал только привокзальную площадь, ранее никогда здесь не был, потому надо было посмотреть город. Конечно, это не мегаполис, как, например, Лос-Анджелес, но столичный ритм жизни здесь тоже чувствуется в отличие от провинциальных городков. Народ на улицах более сосредоточен, кроме туристов все куда-то спешат, и только автомобили не превышают установленную скорость. Часто встречаются азиатские и арабские эмигранты, а так же темнокожие представители африканского континента. Кстати, нередко слышна и русская речь, хоть в гавани встретилось всего три российских флага. Да и то это были большие яхты, стоявшие на платных закрытых стоянках, куда мне вход был воспрещён. На одной из них - шикарной моторной яхте была грандиозная вечеринка. Под громкий русский рэп пассажиры тусовались на палубе с бокалами в руках, а на огромном экране шла трансляция футбольного матча чемпионата мира. На корме судна, кстати, не было никакого флага, но название "Хулиган" говорило само за себя. Жаль, что по таким вот российским гражданам судят о всей нации.
   Интересный факт; на рынке у главной гавани в последний день решил на оставшуюся мелочь купить немного ягод. На килограмм не хватало, попросил взвесить, сколько можно. Девушка сначала наотрез отказалась, но посоветовавшись со старшей подругой, отсыпала мне в мешочек горсть голубики. Я протянул ей горсть мелких монет, но она выбрала только двадцатицентовые, сказав, что остальные они не используют. Это меня удивило, ведь только что в магазине у меня брали на оплату даже монеты в один цент. Не понятно!
   Видел нищих попрошаек и бомжей. Такие же, как у нас - грязные, не обращающие ни на кого внимания. Встречал подвыпивших прохожих. Случайно наткнулся на группу цыган. Ну, эта нация во всех странах ведёт себя одинаково. Для них никаких законов не существует, кроме своих собственных. Эти громко ругались, крича друг на друга через улицу. Ну, совсем, как у нас! Горожане старались не замечать этого безобразия, проходили мимо, опустив взгляд, и, уж тем более, не делали им замечаний. Толерантность! На мою саркастическую ухмылку по поводу этой перепалки один из финнов лишь ответил грустной улыбкой. Полицейских на улицах не видел совсем, лишь пару раз промелькнул полицейский автомобиль. Похоже, со свободой волеизъявления тут что-то не так, а может быть, я просто чего-то не понимаю. Впрочем, это не моя страна и не мне судить её жителей и их нравы. Однако Хельсинки оставил у меня приятное общее впечатление. Это город, в котором я согласился жить, если бы не Питер, который мне нравится больше.
   Более меня здесь ничего не задерживало рано поутру, пока не было ветра, я пустился в дальнейший путь на моторе. Удивительно, но в Хельсинки двигатель меня ни разу не подвёл. Когда задул ветер, поднял паруса. Шёл весь день и только к двадцати часам встал на якорь в живописной бухте вблизи берега. Носовой швартов закрепил на ближайшем дереве. Когда заходил, меня встретили местные жители на байдарках и маленьких лодках. Все улыбались и махали руками. Я тоже улыбался, приятно ведь! Чем-то мне это напомнило встречу туземцами европейских кораблей на каких-нибудь экзотических островах южных морей. Нет, конечно, это сравнение весьма и весьма отдалённо и скорее я здесь выглядел большим дикарём, чем они. По берегам бухты разбросано множество построек и я решил, что это небольшой посёлок. Но к вечеру всё вокруг опустело, все разъехались спать по домам. В бухте остался я и красивая пара лебедей. Кстати, лебеди встречались постоянно. Видно, и им здесь жить комфортнее, чем у нас. Здесь я впервые попробовал готовить еду на костре, благо сухих дров было в достатке, и сухой тростник на растопку тоже имелся. Еду-то я приготовил, но ужасно закоптил всю посуду, а потом её с трудом отдраивал. Надо на будущее приобрести стальной лист, чтобы использовать его в качестве плиты. Заодно нагрел воды и за последние несколько дней хорошенько отмылся сам. Стоянка была безопасна. Спал спокойно. Весь следующий день занимался мелкими делами, которых накопилось множество. Одному в плавании всего не успеть, да и силы уже не те. Сердце после инфаркта постоянно подсказывает: "Не торопись! Отдохни! Не напрягайся!". Слабые сосуды тоже дают себя знать. То тут, то там на руках появляются синяки, это от нагрузки рвутся мелкие капилляры. Правое колено ещё побаливает после растяжения. Но ничего критического не произошло. Свежий чистый воздух, насыщенный ароматами моря и хвои оздоравливает. А главное, отсутствие бытовых стрессов и море положительных эмоций. Так что на здоровье жаловаться нечего. Это уже замечено мною давно - в море я болею гораздо реже, чем дома. А в одиночном плавании болеть, вообще, некогда! К тому же, я не перестаю радоваться своему приобретению. Множество случайностей привело меня на палубу этой яхты. Эйфория первых дней прошла, первые ошибки и неудачи немного охладили пыл, но вовсе не разочаровали. Я часто ловлю себя на мысли, что очень правильно сделал, решившись на это путешествие. Это ведь проверка сил и замечательное приключение. Я сам себе и капитан, и матрос. Капитан может приказать матросу, а матрос может послать капитана в известном направлении. И здесь только я решаю, что и когда делать. Живу в своё удовольствие, о чём давно мечтал. Возможно, меня ещё ждут неприятности, но "Фортуна" улыбается мне. Выкрутимся! Где наша не пропадала!
   А вот и неприятности! Накаркал! Впрочем, этого следовало ожидать. На подходе к Котке заглох двигатель. Сколько я ни пытался его запустить вновь, ничего не получалось. Пыхтел, скрипел, плевался дымом, но работать не хотел. А потом его и вовсе заклинило. Парус беспомощно висел при полном штиле. Вот кто бы мог подумать, что в "Маркизовой луже" может случиться такой штиль?! И именно тогда, когда у меня сломался мотор! Есть от чего впасть в отчаяние. На якорь вставать нельзя, ведь лодка находится на фарватере, по которому ходят большие грузовые суда. Вдобавок к этому "сдох" второй аккумулятор и я остался без электронной карты. Сели батареи двух телефонов. Осталась только рация, но вызывать спасателей на шестнадцатом канале это уже последнее дело. Да и не имею я права это делать, никакой опасности жизни нет. За ложный сигнал бедствия можно и ответить по закону, а за буксировку придётся платить. Так что надо обходиться своими силами. И я обходился. Грёб рулём, веслом, размахивал гротом. Скорость была минимальной, но лодка сошла с фарватера и медленно входила в гавань. До ближайшей якорной стоянки или причала оставалось миль пять, и осилить их я уже не мог. Совершенно выбившись из сил, бросил якорь в стороне от основного фарватера, вывесив вместо якорного огня фонарик. Ночи стояли белые, опасаться, что какое-нибудь судно напорется на меня в темноте, не стоило, но сон, всё равно, был рваным. Я просыпался при каждом подозрительном звуке, а когда задул лёгкий утренний бриз, поспешил сняться с якоря и ещё до восхода Солнца уйти к ближайшему причалу. Им оказался причал на острове Varissaari. Я аккуратно подошёл и ошвартовался. Лишь почувствовав себя в относительной безопасности, осмотрелся. Этот остров - зона отдыха и природный заповедник. И тем удивительнее было полное отсутствие людей. Кафе, пляж с шезлонгами, доски для сёрфинга, всё это никем не охранялось. Пресная вода пошла из шланга на понтоне, когда я решил попробовать пополнить запас питьевой воды. И никого! У нас бы в подобном месте сразу набежала охрана с кучей претензий. Могли бы запретить сход на берег или вовсе прогнать от причала. Лишь в 10.20, с первым паромным катером прибыл персонал, стали выгружать продукты и напитки для кафе. Но они занимались своим делом и ко мне никто никаких вопросов не имел. С этим же катером я отправился на берег. Надо было как-то зарядить телефон, чтобы выйти в интернет и решить проблему с двигателем. Честно признаться, сильно тогда растерялся и даже не представлял, что можно сделать. На берегу прогулялся по марине в тщетной надежде обнаружить российский флаг. Стоять здесь для меня дорого - 5 евро за три часа. По пути в город заглянул в кафе, над входом которого развевались флаги разных государств. Среди них был и наш. Я почему-то подумал, что здесь могут помочь. И не ошибся!
   Женщина за барной стойкой по-русски не разговаривала, но она позвала повариху, которая и переводила наш разговор. Я спросил, есть ли в Котке магазин лодочных моторов. И они нашли в интернете такой. Потом ещё туда звонили. Дали мне адрес с телефоном и предложили вызвать такси, так как до магазина было очень далеко. От такси я отказался, а водички попросил. День выдался очень жарким, я весь вспотел не только от жары, а больше от волнения, и хотел пить. Бокал воды со льдом мне предоставили совершенно бесплатно. Я искренне поблагодарил этих любезных женщин и уже в приподнятом настроении вышел из кафе. Сразу идти покупать двигатель я не собирался, надеясь на помощь форумчан "К и Я". Надо было только зарядить телефон и выйти в интернет. Может, кто-то что-то подскажет, поможет. А пока я сходил в старый порт, посмотрел на другие стоянки и купил свежих продуктов. Ждать обратного катера пришлось долго и в кафе на причале мне разрешили зарядить телефон. Причём здесь тоже оказалась русскоговорящая женщина. Я к ней обратился по-английски, но она безошибочно определила во мне русского. На лбу у меня написано что ли?! А впрочем, может и на лбу. На моей белой бейсболке красовался герб Санкт-Петербургского центрального яхт-клуба, а на футболке эмблема прошлогодней балтийской регаты "Tall Ships Races 2017". Но, скорее всего, выдавал акцент. Я заказал мороженого, чтобы не сидеть просто так и вышел на форум с призывом о помощи, описав ситуацию, в которую попал. Уже через час неизвестный мне ранее коллега-яхтсмен прислал сообщение, в котором посоветовал обратиться к его другу в Котке. Я позвонил по указанному телефону и объяснил, какая меня постигла неприятность. Человек, отвечал по-русски хорошо хоть и с акцентом. С ремонтом двигателя он помочь не мог, но предложил отбуксировать меня в его марину. Первым делом я поинтересовался ценой стоянки. Оказалось 15 евро в сутки. Это немного дешевле, чем в южной марине, но тоже дорого для меня и я вежливо отказался, поблагодарив. Ещё он назвал мне тот же магазин лодочных моторов, что и в кафе. В Котке, оказывается, другого нет. Уже немного остыв и успокоившись, я решил не пороть горячку, всё хорошенько обдумать и принять взвешенное решение, а в платную марину я всегда успею.
   Я сидел в каюте и размышлял, как поступить. Покупать новый двигатель дорого, но и ремонт старого может обойтись не намного дешевле. Опять же нужно найти мастерскую, где мне починят мотор, а возможно, и не возьмутся. Старый ведь! И неизвестно, что с ним произошло, может он, вообще, ремонту не подлежит. Опять же, на ремонт уйдёт много времени, и всё это время мне придётся платить за стоянку. Не стоять же мне всё время на острове и кататься на берег и обратно за 8 евро. Тогда я ещё не знал, что у островного причала ночевать запрещено. Но пока меня никто не гнал. Покупка нового двигателя съест мои последние деньги, отложенные на это путешествие, но у меня будет новый надёжный мотор, и я уже без опаски могу ходить узкими фарватерами, безопасно швартоваться в маринах. Выяснив на карте, где находится магазин, вознамерился дойти поближе к нему по воде, благо ветер благоприятствовал и я поднял паруса. Для этого нужно было пройти на север весь порт и подняться вверх по течению узкой реки. Как я буду идти по реке без мотора, не представлял. Задача подойти как можно ближе, чтобы не топать пешком несколько километров. Но решение пришло поздно, а ветер к вечеру стих и осилить этот переход до заката я не смог. Бросил якорь на разрешённой якорной стоянке, и решил продолжить путь завтра. Но и на следующее утро у меня тоже не получилось. Ветер оказался настолько слабым, что я не смог преодолеть встречное течение в устье реки. Пришлось повернуть назад. Но направился я уже не к острову, а к причалу Морского центра в старом порту. Недалеко от этого места в прошлом году стоял наш трёхмачтовый учебный барк "Мир", на котором я был руководителем практики у моих клубных юнг. В Котку мы тогда пришли на морской фестиваль, проходивший в рамках культурной программы регаты. Так что места были знакомы. Теперь же я швартовался на своём паруснике. Подошёл к служебному причалу, так как на соседнем причале висели таблички "Не швартоваться!". На карте, однако, это место было обозначено, как разрешённое для стоянки. Но мне выбирать не приходилось. Я, на всякий случай, прикрепил на носу лодки записку, что у меня сломался двигатель, и я пошёл покупать новый, а сам отправился пешком в магазин. Жара стояла около тридцати градусов и до магазина я добрался изрядно стоптав ноги, обильно обливаясь пСтом. По дороге видел кем-то оставленный около автобусной остановки велосипед. Он не был пристёгнут, а просто стоял у дерева. Никого вокруг не было. Мелькнула мысль, не позаимствовать ли его для поездки в магазин..., но постеснялся. Продавцы в магазине по-русски не говорили, и я объяснил им на английском, что мне надо. Один из продавцов позвонил своему русскому другу и через него мы вели дальнейший разговор. В конце концов, договорились, и двигатель я купил. Почему-то, именно, подходящий для меня мотор оказался единственным и стоил 1119 евро. Цена меня сильно напрягала, ведь я рассчитывал на 600 - 800 евро, но делать уже было нечего. Пока мотор испытывали и готовили к продаже, я сходил в соседний магазин и, наконец-то, купил тот самый переходник, без которого я не мог подсоединиться к береговому электричеству. Обратно меня вместе с новым мотором доставили к причалу на служебном автомобиле магазина. Изучив инструкцию по эксплуатации нового мотора на английском языке, приступил к замене двигателей. В одиночку было трудновато, но справился. Пришлось сливать бензин из бака в пустую канистру потому, что он был смешан с маслом и предназначался для старого двухтактного, а мой новый "Mercury" четырёхтактный, ему масло в бензин добавлять не требуется. Чистый бензин у меня ещё оставался в запасной канистре, но срочно надо было его пополнить. К тому же на этом двигателе был установлен встроенный генератор. Это очень здорово! Теперь я смогу подзаряжать аккумуляторы на ходу. К сожалению, выяснилось, что соединительный клапан на топливном шланге не подходит к "Mercury", необходимо было сразу купить фирменный клапан. И как я об этом не позаботился, наивно полагая, что они все одинаковые. На первый взгляд так и было, но там отверстия разного диаметра. Да и забыл я про это в магазинной суматохе, устал. Мозги "плавились" на такой ужасной жаре! Придётся ещё раз тащиться в этот магазин. Но на новом двигателе есть небольшой бачёк для бензина и его хватило для пробного запуска и непродолжительной работы. Двигатель приятно бурчал на малых оборотах, а я со смешанными чувствами вслушивался в его работу. И радовался и сожалел. Снова возвращаться в магазин пешком мне совершенно не улыбалось, и я решил взять в аренду велосипед. В морском центре мне подсказали, что велосипеды дают в южной марине, куда я и направил свои измученные стопы. В том же кафе, где я подзаряжал телефон и ждал катер на остров, уже другая девушка, но тоже говорящая по-русски, выдала мне за пять евро ключ от велосипеда на шесть часов. На велосипеде добираться до магазина получилось намного быстрее и приятнее. Кстати, тот велосипед у остановки всё так же сиротливо стоял у дерева. Возможно, его бросили, а может быть, просто оставили в надежде, вернувшись на автобусе, забрать. У меня теперь было транспортное средство, и меня он уже не очень интересовал. На арендованном велосипеде после магазина я съездил на заправку и залил полную канистру бензина. Бензин в Финляндии почти в два раза дороже российского, но новый мотор гораздо экономичней старого, и этого должно хватить на долго при условии непродолжительных переходов на двигателе. К вечеру вернул велосипед и не спеша отправился на лодку. От причала меня никто не гнал, даже не поинтересовались, что я тут делаю, калитка была не заперта, электричество было, я решил остаться ночевать. Кстати на этом причале мне пришла в голову идея подзарядить аккумулятор через адаптер ноутбука. Зарядка шла, но адаптер сильно грелся. Приходилось его часто отключать для охлаждения. Но батарея "подтянулась" и этого должно было хватить для работы картплоттера. Завтра отправлюсь в Хамину, благо тут не далеко осталось.
   И вот я в Хамине! Отсюда мой путь будет пролегать через родные российские воды и Сайменский канал в Лаппенранту. И к этому нужно основательно подготовиться. Сегодня рано утром по холодку снялся от причала Морского центра и двинулся под парусом. Ветер усилился, и пришлось взять первый риф. От греха подальше! Но пройти самое узкое место между двух островов на парусе я не смог при встречном ветре, а лавировать там опасно, запустил мотор. Паруса не спускал. Мой "японец" работал как часики, приятно было слушать его ровный гул. Проскочил узкость и на галфвинде рванул дальше. Прикладывало прилично, но теперь я уже не боялся большого крена, уверен был в лодке. Скорость была приличной, и за шесть часов долетел до Хамины. Сначала по-глупости сунулся к причалу яхт-клуба, что на острове, но когда узнал, что стоянка здесь стоит 25 евро в сутки, отдал концы и перешёл на гостевой причал, где ещё оставались свободные места. Первым делом пошёл с канистрой на заправку. Привычного уже автомата здесь не было. Заправщиком был дедок бодрого вида, он же оказался продавцом в магазине и принимал в кассе плату за топливо. Про него даже на форуме писал один из яхтсменов. Как выяснилось, он и являлся главным на этой стоянке. Странно, но денег за стоянку он с меня не спросил. Может это и не правильно, но и я сам ему об этом не напомнил. В этот день я гулял по городу, купался на пляже рядом со стоянкой и отсыпался после волнений последних дней. На следующий день уехал домой и вернулся через два дня с кучей полезных вещей, которых мне очень недоставало. А главное, привёз зарядное устройство для аккумуляторов и тестер, для проверки электрической системы яхты. Зарядил оба аккумулятора и проверил солнечную панель. И, о, чудо! Она работает! Выдаёт двадцать вольт. Значит, обрывов нет, как я полагал ранее, и паять ничего не придётся. Покопался в схеме и обнаружил неисправность, быстро устранил, и солнечная панель стала давать зарядный ток на аккумулятор. Это меня очень обрадовало, но, тут же, огорчило другое. При помощи тестера замерил напряжение на выходе генератора и с ужасом увидел на шкале всего семь вольт на холостых оборотах. Я уже провёл кабель от генератора к батареям, но замерял напряжение при отключённом кабеле. При увеличении оборотов двигателя напряжение снижалось. Не может этого быть! Должно же быть не менее двенадцати. Как же тогда заряжать аккумулятор? К сожалению, в инструкции к двигателю ничего не сказано о работе генератора, кроме того, что он присутствует. В интернете я отыскал эту же инструкцию на русском языке, но и там о генераторе слов не больше. При рабочей солнечной панели это не так критично, но ведь новый двигатель и очень жаль, что он работает не так, как надо. На форуме эта тема уже обсуждалась, и некоторые яхтсмены тоже жаловались на генератор такого же двигателя. Тогда я решил обратиться в гарантийный сервис. Найти сервис в Хамине не представлялось возможным, нужно было возвращаться в Котку. Заодно и на ежегодный морской фестиваль попаду. А пока надо было устроить большую стирку, ведь у меня скопилось много грязных вещей. В марине стираться нельзя, а прачечной я не нашёл. Решил найти какой-нибудь необитаемый островок и там устроиться. Недалеко от Хамины таковой отыскался быстро, к нему-то я и ошвартовался с отдачей кормового якоря. Теперь эту операцию я уже проделывал увереннее и управился быстро. На острове растительности было совсем мало, но дров для костра нашлось достаточно. На костре нагрел воды и сготовил обед. Теперь у меня был старый поднос из нержавейки, и посуда оставалась чистой без копоти. Стирал хозяйственным мылом, ведь за стирку порошком на открытой воде можно налететь на немалый штраф. За экологией здесь следят бдительно. Ну, а уж как постирал, так и постирал. Это, конечно не в стиральной машине, но, всё же, чище, чем было. Лодка быстро превратилась в большую сушилку. На всех снастях были развешены мокрые вещи. Смотрелось смешно.
   Вода у этого острова была прозрачна и хорошо прогрелась. Купаться в такую жару - одно удовольствие. Удивительно, но в других местах вода сильно цветёт и мелкие плавающие на поверхности водоросли порой превращали её в болото. Купаться в таком месиве не хотелось, а здесь совсем другое дело. Вечером вновь пытался рыбачить, но всё впустую. На следующий день вернулся к гостевому причалу в Хамину и простоял там ещё три дня. За это время многое сделал на лодке. Установил "лези джек" на грот, это такая снасть, чтобы при спуске парус не разваливался по палубе, а аккуратно складывался на гик. На местной свалке из толстой прессованной фанеры выпилил заготовку для бушприта. Переставил кормовой фонарь с транца на релинг, чтобы не мешал при швартовке. Не знаю, как швартовался прежний хозяин, но я уже три раза срывал швартовным тросом этот фонарь со штатного места. Хорошо хоть не повредил. Наконец-то наклеил на борта новое название "Fortune" и поднял под правой краспицей маленький финский флаг, сшитый дома. А ещё нарисовал на куске белой ткани вымпел клуба "Юнга" и поднял его под левую краспицу. На многих яхтах на этом месте висят вымпелы яхт-клубов или другие значки. Чем я хуже? Пусть самодельный, но и у меня будет свой клубный вымпел. Теперь всё, как у нормальных людей. Да всего и не перечислишь. Куча мелочей была сделана для комфортного проживания.
   25-го июля с утра отправился в Котку. Путь был уже знаком, да и с новым двигателем я чувствовал себя увереннее и всегда мог его запустить, если не справлялся на парусе. Войдя в порт Котки, направился в устье реки на моторе, намереваясь, всё же, дойти по реке поближе к магазину и выяснить вопрос с гарантийным ремонтом генератора. С поднятым швертом вошёл в устье без проблем, но дальнейший путь мне преградила высоковольтная линия электропередачи. Издалека провода казались намного выше моей мачты, но приблизившись вплотную, с ужасом понял, что не пройду. А если мачта зацепит провод, может произойти страшная трагедия. Порвать провода своей мачтой я не смогу, не велика масса и скорость, а вот устроить короткое замыкание с грандиозным фейерверком вполне даже можно. Только тогда от моей яхты останутся только оплавленные ошмётки пластика и куски расплавленной мачты. Если останусь жив, буду выплачивать огромный штраф или даже на какой-то срок стану клиентом местной тюрьмы. Испугался не на шутку. Врубил двигатель на полный задний ход, развернуться в узкой речушке было почти невозможно. Затормозить удалось буквально в нескольких метрах от линии. Помогло течение. Потом с трудом развернулся и отошёл подальше, чтобы встать на якорь. Пришлось на резиновой лодке добираться до берега, оставить её в камышах и дальше топать пешком. Но расстояние, таки, сократил наполовину. В магазине кое-как объяснил причину моего появления и попросил починить по гарантии. Они сказали, что нужно везти двигатель к ним. Я изобразил глубокую скорбь и большую озабоченность, ведь брать такси очень не хотелось. Тогда один из продавцов поехал со мной на лодку. Я объяснил ему, где сейчас стоит лодка и обещал через час быть на причале Морского центра. Он тоже обещал туда приехать. Меньше чем через час я уже стоял у причала в ожидании продавца. Но не на том, на котором ночевал прошлый раз, а на соседнем, где висели таблички "Не швартоваться". Вход на другой причал теперь был закрыт запертой на замок калиткой. Видно, мне тогда просто повезло. Его долго не было, и уже решил, что не приедет, однако он приехал. Двигатель уже был готов к снятию, но он сказал, что сначала проверит на месте. Запустили мотор, и он стал замерять прибором напряжение на разных режимах работы. Потом попросил подключить генератор к аккумуляторной батарее и снова стал замерять напряжение сети на разных оборотах. Оказалось, что всё в порядке. Дело в том, что нельзя замерять напряжение генератора с отключённой батареей. Что-то там работает не так, а когда аккумулятор подключён, то всё становится на свои места и напряжение поднимается при повышении оборотов двигателя. Ну, а кто же знал? Нигде об этом не написано. Я ведь штурман, а не механик. Тем не менее, я был очень рад этому факту и искренне поблагодарил мастера за работу. Денег, естественно, он не просил. Всё же, гарантия!
   Ночевать у этого причала я опасался и отправился к причалу острова Varissaari. Пришвартовался туда вечером, но когда все посетители покинули остров, шкипер с паромного катера попросил меня уйти, объяснив, что остров - это частная территория и ночевать здесь нельзя. Ночью может приехать патруль костгарда и оштрафовать или даже арестовать. Конечно, спорить я не стал и мгновенно отошёл от причала. Значит, в прошлый раз мне и здесь тоже повезло. Уже стемнело. Я, недолго думая, зашёл в южную марину и встал к первому попавшемуся свободному причалу, в надежде, что ночью меня уже никто не выгонит, а утром уйду сам. Утром самонадеянно отправился в город на морской фестиваль. В старом порту было малолюдно, не смотря на обилие торговых палаток и аттракционов. Без больших парусников это выглядело обычной ярмаркой. Возможно, днём здесь будет веселее и многолюднее. С некоторым разочарованием побрёл назад, заскочив по дороге в магазин за свежими продуктами. Когда подходил к причалу, что-то подсказывало мне, о новой неприятности. Так оно и случилось. Рядом с моей лодкой стояла другая, на причале были сложены штабелем доски, а рядом недовольно расхаживал владелец причала. Он был явно недоволен моим наглым вторжением. Я, как можно вежливее, принёс свои извинения, оправдываясь пакетом с продуктами, мол, только в магазин сходил, и стал быстро отдавать швартовы. Мужик сразу подобрел, и ругаться не стал. Вышел из марины и отправился назад в Хамину. Почему-то там мне было уютнее. Хотелось снова туда вернуться. Тогда я ещё не знал, что останусь там на долго. Через пять часов я уже сдавал в Хомине фекальные воды из моего септиктанка, а ещё через полчаса ошвартовался к гостевому причалу. Кстати, здесь произошли небольшие перемены: на заправке поставили автомат, а бодрый дедок из магазина исчез. Вместо него теперь работала девушка. Я спрашивал её о цене стоянки, но она не знала, лишь дала мне городской номер телефона, по которому нужно было договориться. А как я буду договариваться? Финского не знаю, на английском кое как. При личном контакте хоть на пальцах, мимикой можно объясниться, а по телефону я сказать ещё смогу, а вот понять с большим трудом. Ну, совсем плохо я воспринимаю иностранный язык на слух.
   По плану это была лишь короткая остановка перед следующим этапом путешествия. Я всё ещё не оставил надежды дойти до Лаппенранты. В Хамине мне уже нечего было делать, и я двинулся в сторону границы, в Кламилу. Переход был не долгий, но непростой. Путь пролегал по узкому извилистому фарватеру, а шёл я под парусом. К собственной гордости лавировал очень удачно. Какой-то встречный местный житель даже вышел из рубки своего катера, чтобы одобрительно поднять вверх большой палец. Наверное, понравились мои маневры в узком проходе между островами. Вечером уже стоял на якоре в тихой заводи около марины.
   На "резинке" высадился на берег, осмотрел марину и узнал цену стоянки на гостевом причале. Странно, но она оказалась выше, чем в Хамине. Я думал, что цена выше в крупных городах, а в маленьких посёлках вроде Кламилы должно быть дешевле, но оказалось не так. Найти владельца марины мне не удалось, но женщина в кафе сказала, что он будет завтра утром. Надо узнать, на всякий случай, сколько стоит зимняя стоянка здесь. Вечером на форуме прочитал, что закрыли таможню в Выборге и, вообще, в этом ведомстве творится что-то непонятное. Для перехода в Лаппенранту мне не нужно было заходить в Выборг, но это известие зародило сомнение в целесообразности этого перехода. Связался с моим знакомым, который часто бывал в Финляндии и Швеции, знал языки и все местные правила, касательно яхтенного бизнеса. Он ответил, что цена стоянки в Лаппенранте, лишь немного ниже, чем в Кламиле, и если я не собираюсь постоянно ходить по Сайме, то лучше остаться здесь. Тем более, он сам собирается зимовать в Кламиле и владелец его давний знакомый. Обещал похлопотать и за меня, чтобы тот сбросил цену. Ну, что же, так тому и быть! Он прав. Не пойду на Сайму! Но тогда встаёт вопрос, где держать лодку до подъёма на берег, ведь отпуск скоро закончится, и надо будет возвращаться домой. Тот же знакомый посоветовал найти тихое место и оставить лодку на якоре. Я и сам об этом думал, но как-то боязно оставлять яхту на якоре без присмотра. На следующий день встретился с владельцем марины, и он мне "зарядил" 250 евро в месяц(!), а за зимнюю стоянку 500(!). Меня это совершенно не устраивало, я рассчитывал 200 - 300. Не дав окончательного ответа, пошёл искать укромное место для длительной якорной стоянки. Речка, впадающая в бухту, имела тихие заводи, где можно было бы спокойно отстояться до октября, но глубины на карте не были указаны. Тогда я сам решил измерить глубину, а заодно искупаться. Места здесь красивые, тихие, растут белые лилии. В лесу даже обнаружил старый деревянный причал с двумя моторными лодками, и стоящими рядом автомобилями. Если зайти в эту заводь, можно безопасно стоять на якоре. Но когда я спустился в воду, оказалось слишком мелко. Даже с моей небольшой осадкой заходить сюда опасно.
   Потом я отправился в посёлок, зайти в магазин и посмотреть, как можно отсюда уехать. Автобусная остановка в посёлке была, но расписания на ней не было. До Хамины 19 километров. Выбираться отсюда будет проблематично. Своей машины у меня нет. Прикинув все "за" и "против", решил вернуться в Хамину и оставить лодку там. Остаток дня делал бушприт из заготовленной в Хамине фанеры. Установил на место и временно закрепил фалами. Со временем заменю их на цепь, или металлические трубки. Получилось совсем недурственно. Теперь у носового якоря будет штатное место, да и на берег легче будет высаживаться. Конечно, всю эту конструкцию можно изготовить в мастерской из нержавеющей стали, будет надёжнее и красивее, но денег у меня на это уже нет. На следующий день снялся с якоря и попробовал выйти из бухты, но встречный ветер задувал до 15 м/с, а волна с большими белыми барашками разбежалась приличная. Рисковать не хотелось, а спешить некуда было. Зашёл под остров и встал на якорь близко к берегу в ожидании благоприятной погоды. Здесь тихо и спокойно. Вообще, что-то я устал за последние дни, хочется отдохнуть, постоять. Остров был обитаем. На нём стояло несколько домов с причалами. В воде виднелись буйки сетей. На берег высаживаться не стал, чтобы не беспокоить "аборигенов". Вечером пара местных островитян вышла на лодке проверять сети. Казалось бы, что тут такого. Но они после этого подошли ко мне и отдали всю мелкую рыбу. Просто так, совершенно бескорыстно. Не велика прибыль, но очень приятно. Какие добросердечные люди! Всё больше и больше мне нравится эта страна!
   Ночь прошла без происшествий. Рано утром снялся и на моторе вышел из-за острова. Ветер чуть стих, но продолжал задувать навстречу. На открытом пространстве уже можно было безопасно лавировать под парусом, и я около часа шёл галсами. Потом сделал два поворота, и ветер стал уже попутным. С попутным ветром я мчался в Хамину на полных парусах, разгоняясь больше шести узлов. Не знаю почему, но в Хамине мне было уютнее всего. Домой оттуда добираться удобнее. Приятное место! Хотя и здесь бывают небольшие эксцессы. Например, одной ночью на гостевой причал пришла группа молодых парней. Они громко разговаривали, пили пиво, шумно ныряли с причала. Я проснулся от топота у меня над головой. Кто-то шагал по моей палубе. Посмотрел, а эти парни облюбовали мой забортный трап, чтобы вылезать из воды на причал. Снова ныряли и снова поднимались через мою яхту. Прогонять или делать замечания постеснялся, но демонстративно включил в каюте свет в надежде, что это их отпугнёт. Но нет, они даже не обратили на меня внимания. Протопав по моей яхте всей компанией три раза, немного угомонились. Правда, их громкая музыка ещё долго не давала спать. Ну, ладно я, иностранец, не сделал им замечания, но и никто из финнов с соседних яхт тоже не пытался их приструнить, а ведь шуметь после 22.00 запрещено. Молодёжь, горячие головы. Они везде одинаковы. Я уж не говорю про мотоциклистов. Эти гоняют по ночам с оглушительным треском. Или есть лихачи на катерах, которые гоняют даже в гавани вдоль причалов, где скорость ограничена. Висят же специальные знаки ограничения скорости, запрет разгонять волну. Но им наплевать! Так что идеальной дисциплины нет нигде. Всегда и везде находятся любители нарушить установленный порядок. К счастью, в Финляндии таких мало. Кстати сказать, и в работе государственных органов власти, тоже бывают сбои. Вот мою регистрационную карточку из Trafi обещали прислать в Хельсинки через две недели, а уже почти месяц прошёл. Потом я послал им запрос по электронной почте, и выяснилось, что адрес перепутали. Пришлось ещё раз дать им правильный адрес, и тогда карточка пришла в срок. Ну, что ж, бывает. Зато как быстро они меня зарегистрировали в Сало!
   По приходу в Хамину, оставил лодку на гостевом причале, а сам снова поехал домой. Пробыл дома всего двое суток и вернулся назад с полной сумкой и набитым до отказа рюкзаком. Стоять у гостевого причала уже не было смысла, и я отправился искать подходящую якорную стоянку. Нашёл тихое место в гавани, где располагается муниципальная стоянка. За островом, чуть в стороне от фарватера, бросил якорь и завёз на берег носовой швартов. Место показалось мне тихим, защищённым от ветров, безопасным. Здесь можно оставить лодку на длительное время. С острова в город пешком пройти нельзя, и я на "резинке" пошёл искать удобные места для высадки на берег. Когда возвращался назад, заметил на стоянке российский флаг и решил подойти, поговорить, расспросить. Это было удачное решение. Оказалось, что здесь целая колония российских яхт. Познакомились, разговорились. Ребята оказались приветливые, рассказали о стоянке, о цене и пригласили присоединиться к ним. Это предложение я с радостью принял. Нашлись общие знакомые. Вот ведь не подводит меня "чуйка"! Интуиция подсказала же мне, чтобы не ходил в Лаппенранту, а вернулся в Хамину. И вот тут такое приятное знакомство. В этот же день я пришвартовался к причалу и влился в дружную компанию соотечественников. Были здесь и семейные пары с маленькими детьми. Правда, два дня стоять пришлось на чужом месте, но в выходные оформить стоянку нельзя, а в понедельник с утра пойду в муниципалитет, и, может быть, получу место. На всякий случай отослал письмо по указанному электронному адресу с просьбой выделить место для стоянки.
   В понедельник с утра пошёл в муниципалитет. Первый же попавшийся чиновник указал мне кабинет, в котором заседала женщина, отвечающая за причальные места. Её в кабинете не оказалось, но ждать пришлось совсем не долго. Когда чиновница пришла, я представился и по-английски кратко изложил суть. Она уже прочла моё письмо и написала ответ. Так что много объясняться не пришлось. Однако языковой барьер, всё же, затруднял общение. Тогда она пригласила в кабинет переводчика, русскоговорящую сотрудницу муниципалитета. И всё стало гораздо проще. Но, то место, на которое я претендовал, было занято. И, вообще, свободных мест на причалах, где стояли парусные яхты, не было. Нашлось только одно место на катерном причале. Отказываться было бессмысленно, я согласился. И на этот раз мне улыбнулась Фортуна! Женщина что-то занесла в свой компьютер и направила нас с переводчицей в другой кабинет. Там я заполнил анкету и оплатил стоянку до весны. Через полчаса оформление стоянки было закончено. Я вышел из учреждения с номерком места стоянки и ключом от калитки. Признаться, такой оборот событий меня ошарашил. Приятно, конечно. Я был просто поражён работой государственного учреждения и его чиновников. Оказывается, можно так быстро работать! Без волокиты и ненужных процедур. У меня даже не спросили паспорт или документы на лодку. Всё, что я записал в анкете принято на веру без дополнительных подтверждающих документов. А стоимость стоянки в 150,5 евро показалась мне смешной. По сравнению с питерскими ценами - это просто даром! Невероятно! Мне, российскому гражданину, привыкшему к невероятному бюрократизму, волоките и всеобщей коррупции отечественных чиновников сначала даже трудно было поверить. Тогда в Сало при регистрации я тоже поразился быстроте и простоте оформления, но это было впервые и могло быть исключением. Общение с полицейским патрулём тоже не принесло огорчений. И теперь в третий раз я общался с представителем финской власти без напряжения и лишних проволочек. А три раза - это уже система. Система, хорошо отлаженная и работающая на благо граждан. Почему в России так не получается? Обидно! Вот так моя "Фортуна" прописалась в муниципальной марине Хамины. Возможно, эта марина станет моей домашней гаванью на долгое время.
   В этот же понедельник я перешвартовался на своё законное место и стал готовить лодку к длительной стоянке. Отсутствие на этом причале электроснабжения меня слегка расстроило, но я ведь не собирался здесь жить долго. Ну, а при особой необходимости можно было протянуть кабель на берег и подключиться к розетке на столбе у края мола. Метров сто или немного более. На будущее надо будет обзавестись таким кабелем. А пока я убрал с палубы внутрь всё, что не нужно на стоянке и хорошенько закрепил все швартовы. На следующее утро зачехлил паруса, надраил палубу, закрыл яхту на замок и уехал домой. И опять мистика. Когда уходил по причалу на берег, пару раз оглянулся, ощущая чей-то укоризненный взгляд. Было такое чувство, что яхта грустно смотрит мне вслед. Ну, просто физически этот взгляд ощущался. Я мысленно пообещал не забывать о ней и навещать.
   До подъёма на зимнюю стоянку, я ещё несколько раз приезжал и жил на яхте по два - три дня.
  
  
  
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"