Жемчужников Алексей : другие произведения.

Инь-ян

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для конкурса "Внеземные поселения будущего", проводимого на сайте фантастс.ру. По условиям конкурса необходимо было дать свою картину внеземных поселений будущего - их повседневной жизни, возможностей по преобразованию мира, участия в глобальных проектах по мирной космической экспансии человечества. "Приветствуется описание Домов Будущего, как центров общественной, культурной, научно-исследовательской деятельности. От участников конкурса ожидается позитивный настрой. Обязательные условия: 1. Действие происходит в 2147 году по земному летоисчислению, что должно быть отражено в тексте. 2. Профессия главного героя - гражданина России, связана с космосом.".

  Инь-ян
  Попасть в ангар можно было и не выходя на скованную глубоким космическим холодом поверхность Ганимеда. Но для этого надо было пройти через всю базу. Путь не то чтобы длинный - в поперечнике всё поселение было чуть более четырёх километров, но пришлось бы пробираться через множество переходов, а кое-где и вовсе обходить отсеки по периметру. И они бы не успели вовремя к старту. Впрочем, похоже, это всё равно было неизбежно.
  Пройти с небольшим два километра можно было минут за пятнадцать. Лара за это время преодолевала и гораздо большие расстояния, перемещаясь по изъеденной рытвинами и впадинами поверхности планеты, выверенными по силе и точности прыжками. Но это когда не приходилось в буквальном смысле тащить за собой груз прошлого, привязанного к скафандру страховочным тросом. Груз этот неумело подскакивал, когда она ускоряла движение, и затем неуклюже барахтался в попытке ровно приземлиться на ноги и удержать в руках фотоаппарат с огромным объективом.
  Она не ожидала этой встречи. Во всяком случае здесь и сегодня. Столкнулась с ним возле секции главного инженера. Лебедев вызвал её по какому-то срочному вопросу. Лара была уверена, что речь идёт о запланированном на сегодня монтаже. Думала экстренная планёрка, уточнение каких-либо деталей. Но все мысли о работе вылетели из головы, когда его выбросило на неё прямо из-за поворота. В испуге выставил руки, и Лара поднырнула под них, уходя от прямого столкновения. Зацепила коленом фотоаппарат, перекинутый через плечо на длинном ремне.
  - Поаккуратнее надо, девушка, - на неё он не обратил никакого внимания, - Это же Сони. Серия Юнивёрс. Икс тысяча. Предназначен для открытого космоса. Знаете, сколько стоит? Вашей пионерской зарплаты не хватит, чтобы расплатиться за целую жизнь.
  Не столько голос, сколько эта напористая манера показалась ей очень знакомой. В этом было что-то подзабытое омерзительно-обывательское, то от чего она уже давно отвыкла здесь, вдали от Земли. Она всмотрелась в него и едва не выдала себя с трудом удержав вскрик. Он почти что не изменился за прошедшие годы, только стал чуть более пухлым. Невысокого роста, ненамного выше её шестнадцати с половиной десятков. Курчавые волосы, голубые глаза, молочная кожа с лёгким румянцем. В нелепых раздутых штанах с огромными боковыми карманами и плотной оранжевой куртке со стоячим воротником.
  Но как это вообще возможно? Что он здесь делает? И пока она ошарашенно размышляла из секции как раз выглянул Лебедев. Красивое волевое лицо, высокий лоб, густые подвижные брови. Пронзительный, ясный и в то же время мечтательный взгляд.
  - Островская. Лара. Очень хорошо. У меня для тебя поручение.
  Он вздрогнул, услышав имя. Посмотрел на неё как-то искоса.
  - Не могу я, Артур Александрович, - попыталась вырваться она из ловушки, сознавая что не только нарушает субординацию, но и просто поступает по-человечески грубо.
  - Ну и порядки, - нахмурился Лебедев, - Не ожидал от тебя, Островская.
  Она и сама от себя не ожидала. Просто запаниковала. И ощущая себя виноватой, ударилась в иную крайность, стала канючить:
  - Артур Александрович, у меня же через два часа смена. Монтаж защитного купола в ведущем полушарии.
  - Вот именно. Потому и вызвал тебя. Вот познакомься, известный блоггер-путешественник. Вчера только прибыл с Земли. Яков Милевский. Пишет под ником - Я нижнее подчёркивание Миллениум. Слышала о таком? Представляешь какая ответственность? Интересует его прежде всего наша жизнь. Какой смесью мы дышим. А кого у нас показывать если не тебя? Отведёшь его в своё новое жильё в Б4. А потом и возьмёшь с собой на орбиту, чтобы осмотреть наше хозяйство в ином так сказать ракурсе. В общем, пусть проживёт обычный твой день.
  - Нет, это невозможно, Артур Александрович. Избавьте. Б4 и ангар - это же в разных концах. Точно не успею. И такой ответственный монтаж. Можно перепоручить кому-то ещё?
  - Островская.
  - Лара? - теперь наконец и Милевский узнал её, - Ничего себе. Вот так встреча.
  - Вы что же знакомы? - вскинул брови Лебедев, - Что же ты, Островская? Старый приятель. Тем более тебе и карты в руки.
  Старый приятель. В этих словах так мало правды, несмотря на то что они верны. И пока она думала, как реагировать, Лебедев скрылся из поля зрения. Практически телепортировался.
  - Вот это да, - Яков присвистнул, обходя её кругом, разглядывая её серо-голубой комбинезон с нашивками и шевроном, на котором от Земли в пламени удалялась стремительная ракета, - Лара - космическая пионерка. Не ожидал. Привет. Классно выглядишь. Правда.
  И он вдруг наставил на неё фотоаппарат. Объектив больше похожий на ствол танковой пушки. Несколько раз громыхнул спуск. В этот миг Лара машинально пригладила непослушные короткие волосы.
  - Вышла мрачновато. Но тебе даже идёт. Ты всегда такая была. Красивая и очень серьёзная. У тебя же всё кипело внутри. И глаза очень выразительные. Глубокие. Карие. А эта короткая стрижка тебе тоже очень идёт. Подчёркивает правильную форму лица и открывает шею...
  - Привет. Тоже не думала повстречать тебя здесь.
  - За хорошим материалом приходится забираться даже на самый передовой край человеческой цивилизации.
  - Представляю, что ты напишешь про нас.
  - Да, у меня свой взгляд на вещи. Ты же знаешь. Иначе бы я не был топовым блоггером.
  - Да, это я знаю, хотя и не читаю твой блог.
  - Ты на меня как будто в обиде? А ведь сейчас 2147 год. Прошло уже целых двенадцать лет. У тебя было время понять, что поступил я может и не очень некрасиво, но абсолютно правильно.
  Предельная честность - инструмент наиболее профессиональных подлецов.
  - Не стесняйся признаваться, что предал меня, воспользовавшись моей доверчивостью.
  - Перестань. Написав тот пост, я вытащил тебя из лап секты, прикрывавшей свой терроризм высокими идеями. Реабилитационный интернат - это конечно не лучшее место, но иначе было бы ещё хуже.
  Это как говорится - хоть в лоб, хоть по лбу.
  - Правда я был уверен, что ты сбежала и погибла или угодила в тюрьму.
  - Вижу ты переживал за меня... Ладно. Всё это для меня действительно в прошлом. Не имеет значения. Пойдём. Покажу тебе Б4. Поселение имеет ячеистую структуру. Все корпуса-ячейки, мы ещё называем их сотами, соединены между собой переходами. В то же время они полностью автономны в плане инженерных систем и коммуникаций. Все соты имеют собственное обозначение. Индексом А обозначается административный корпус. В нём ты уже знаешь - управление и общественные зоны. Ячейки с индексом Б - это жилые, но в них помимо непосредственно жилых отсеков размещается и вся инфраструктура: пункты питания, сфера услуг, спортзалы, клубы. В - госпиталь, Д- это лабораторно-учебные корпуса, Г - мастерские, Е - ангары для техники, Ж- энергетические блоки, З - коммуникации и системы жизнеобеспечения, И - гидропоника...
  - Подожди, подожди. Столько информации. Я всего не запомню.
  Навстречу им проносились колонисты и прикомандированные сотрудники. Первые в рабочих комбинезонах с эмблемами, как у Лары. Прошла группа подростков, спешили на занятия. Они двигались против потока и Якову было весьма затруднительно фотографировать и перемещаться одновременно.
  - Записывай. Потом разберёшься,- безжалостно бросила Лара, - Кстати, почему тебя заинтересовал именно жилой корпус? Могу показать тебе что-либо поинтереснее и поближе к ангару.
  Она не хотела вести его в свой отсек, впускать в личное пространство. Он же словно ворона - глупая собирательница непонятных и ненужных ей вещей, о которых она потом громко рассказывает всем с ветви дерева.
  - Понимаешь, технические новинки, научные открытия, освоение новых космических горизонтов -это всё хорошо. Но для чего всё это? И какими жертвами? Вот что главное. Людей интересует как изменится для них жизнь. А по туалетам, как известно, легче всего судить об истинном отношении к людям.
  - Что? Тебе нужен туалет?
  - Нет, ты не поняла.
  - Ладно. Поехали дальше. Соты соединены переходами последовательно, но кроме того есть тоннели, соединяющие их напрямую. Например, из корпуса А можно попасть в любой из жилых корпусов. И мы как раз находимся в этом корпусе.
  Подчёркнутым жестом экскурсовода Лара обвела обширное купольное сооружение. В центре просторный красиво оформленный вестибюль с аквариумами и оранжереями. Форум. Зона отдыха и общения. Центральный клуб и конференц-залы. Вверх ярусами уходили служебные помещения. В них располагались различные службы, бухгалтерия, отдел кадров.
  - Это я всё уже знаю. Меня поселили тут в специальном отсеке для делегаций, - он едва успевал за ней и потому говорил уже немного запыхавшись.
  - Ну тогда вот переход в Б4. Движущаяся дорожка. Хотя многие у нас предпочитают идти своим шагом.
  Переход имел прозрачные стены. Перед ними проплывали корпуса поселения. Мачты освещения заливали территорию поселения ярким светом, образуя завесу, за которой чёрной стеной вставала густая космическая тьма. Позади остался огромный административный корпус и следом открылся куб учебного корпуса. За ним показались протяжённые сооружения гидропонных ферм. Дальше виднелись строгие параллелепипеды производственных мастерских. И ещё дальше транспортные ангары, стартовая площадка космодрома. Им понадобилось двадцать минут на то чтобы преодолеть путь. Корпус Б4 отстоял дальше всех жилых корпусов, поскольку строился с перспективой расширения базы. Вокруг новой ячейки должны были строиться сооружения, в которых будет работать проживающий в нём персонал. И это был первый жилой корпус с прозрачными поляризованными стенами.
  - Мне сказали, это новое слово в космической архитектуре.
  - Да, иной подход к проектированию. Возможность конфигурировать весь объём внутреннего пространства под конкретные цели. Причём не этажами, а блоками. И даже изменять внешние границы при необходимости. Это дом-трансформер, если хочешь. Здесь можно оборудовать и кубрики общежития, и многокомнатные апартаменты для семейного персонала. Кроме того, здание обладает новой системой стабилизации, что крайне важно, поскольку поверхность Ганимеда, как многих других тел в Солнечной системе не стабильна. Но главное мы хотим реализовать нечто вроде замкнутой экосистемы в границах одной соты. Со временем мы планируем воссоздать здесь уголок средней полосы Восточно-Европейской равнины с возможностью самовоспроизведения...
  Она поймала себя на том, что увлеклась, а Милевский почти не слушает её.
  - Пойдём покажу тебе свою секцию.
  Выделенная ей жилая секция располагалась в блоке 12 на втором уровне октаэдра. Это была небольшая квартирка с прихожей и душем. Через прозрачную стену заглядывал космос с мириадами застывших звёзд. Ниша с кроватью. Шкаф встроенный в стену. Стол с изогнутой круглой столешницей. Предельно функциональная, выдержанная в умиротворённых зеленовато-синих тонах, обстановка была разбавлена частью её личных вещей, следами её увлечений. На полке, в устройстве, по привычке и для простоты ещё называемом горшком росла фиалка. Стоял мольберт с неоконченной работой.
  - О, ты пишешь, -она не успела прикрыть холст, как он уже наставил на него ствол фотоаппарата, - Не бросила, значит своё детское увлечение?
  - Как видишь.
  - А кто эта дива на полотне?
  - Моя напарница, Светлана.
  - Хороша, если не приукрашиваешь.
  Лара мысленно фыркнула. Светлана и впрямь хороша. Кто бы спорил? Настоящая русская красавица. Налитые яблоки скул. Медно-золотистая коса до пояса. Бархатистый взгляд карих глаз. От её томности пятого размера сходила с ума половина мужчин на базе. Светлане посвящали стихи. В них поклонники, не скрывая, выплёскивали переполнявшие их чувства. Не привыкать. Но вот от слов Якова её прямо-таки передёрнуло, и она поспешила развернуть холст к стене.
  Но Яков уже переключил внимание. Приметил на столе единственную сохранившуюся у неё голографию с Земли. Сделана в Крылатском. На одном из холмов велотрассы. Ветер треплет волосы, забрасывая чёрные пряди в лицо. На заднем фоне панорама Москвы. Заслонившее небо нагромождение городского пространства. Иглы небоскрёбов, извилистые линии мостов и транспортных эстакад, полупрозрачные нити воздушных тоннелей.
  - Это я делал фотку, - самодовольно заметил Яков, сверившись с датой, - Это как раз лето 2135. Ты здесь очень удачно вышла.
  Он несколько раз прошёлся по комнате, словно бы шагами замерял её площадь.
  - Ты одна здесь?
  - Пока одна, но потом обязательно подселят кого-нибудь из девчонок.
  - Понятно. Никакой индивидуальной свободы.... Слушай, а неужели всё это тоже для вашей пионерии?
  - А что? Это не согласуется с твоей гражданской позицией? Да всё это для тех, кто хочет сделать космос своим домом, а не источником дохода.
  - Просто я подумал, сколько всё это стоит? Можно ведь использовать с большей выгодой. Например, открыть здесь отель для туристов. Как давно уже сделали американцы на Марсе. А мы могли бы стать первыми туроператорами в системе Юпитера.
  Лара пожала плечами.
  - Когда-нибудь так и будет. Люди станут путешествовать и в систему Юпитера тоже. Всё это инвестиции в будущее всего человечества. Они непременно окупятся.
  - Идеология. Лозунги. Громкие слова. Всё для человечества и ничего для человека. Всё как обычно. Пустая затея. Пионеры космоса... Слушай, а каково это быть пионером?
  Лара развела руками - смотри сам, делай выводы.
  - Нет, я имею ввиду каково это в социальном плане?
  - А вот ты о чём.
  - Да. Интересно как это работать за идею, когда нет и не может быть ничего своего. Вы будто какие-то волонтёры в Африке. Одни вами восхищаются. Другие, и я с ними согласен, полагают, что у вас просто нет выбора. Ведь преобразование мира вполне можно сочетать с личным благополучием. У миллионов людей это прекрасно получается.
  - А у миллиардов не получается, - с усмешкой ответила Лара, - Не получается даже просто обеспечить себе пристойную жизнь.
  - Ну, чаще всего они в этом виноваты сами. Возможности есть у каждого. Вот взять хотя бы меня. Ты же знаешь. Пробивался своим талантом. Работал. И немало достиг.
  - Жизнь для тебя - это игра. Пускай жестокая и с высокой степенью неопределенности. Но всё же игра. Шанс - это случай, слепая удача, везение игрока. Он может выпасть, может и нет. Но что делать с проигравшими?
  - Да это всё фигурально. Никто на самом деле не проигравший. Второе место в жизни не хуже первого. Не надо драматизировать.
  - Меня так и вовсе дисквалифицировали в пятнадцать лет. Отправили в реабилитационный центр.
  - Но ты же не станешь отрицать помощи общества? В разные там интернаты приходит много пожертвований от частных лиц и фондов. Дети в них почти ни в чём не нуждаются.
  - Так же, как никто не нуждается и в самих этих детях. Более всего это напоминает откуп.
  - В чём же отличие вас, пионеров космоса? По сути тот же закрытый интернат. Колония. Вы так себя и называете. У вас тут настоящее колония-поселение.
  - Прежде всего у нас нет и не может быть лишних, ненужных людей. Все при деле.
  - Это звучит как идея неприкрытой эксплуатации попавших в безвыходное положение людей. Говорят, у вас дети трудятся с малых лет. Бесплатно.
  - А если бы платно, для тебя это всё меняет? Никто здесь не заботится о детях, подростках просто для очистки собственной совести. Здесь их не растят как цветы в горшках. Они будущие пионеры космоса. Всё что они создадут достанется им самим тоже. Всё то что на Земле стоит безумных денег. В том числе и образование. У нас дети получают не дотации, а профессию. Возможность работать без страха потерять место и жить с уверенностью в завтрашнем дне.
  - М-да. Это просто отсутствие выбора.
  - Каждый может покинуть колонию в любой момент при ближайшей возможности. Надумавшему уехать колонию даже выплатят подъёмные.
  - Ух, ты. Щедрое предложение. И многие воспользовались этой возможностью?
  - Достаточно. Никто никого не держит насильно. Суммы не слишком большие, чтобы взыграла алчность, но и не маленькие, на первое время хватит точно. Но уезжают в основном потому что хотят увидеть мир или пожить на Земле. Или потому что хотят работать в областях недоступных для нашей космической колонии. Многие потом возвращаются, кстати.
  Лара взяла из рук Якова свою голографию и поставила её обратно на стол.
  - И если у тебя больше нет вопросов по нашему общественному устройству или по устройству наших туалетов, то мне пора идти в ангар. Скоро начинается моя смена на лифтере.
  - Я с тобой. Помнишь поручение твоего благодетеля?
  - Не сомневайся. В отличии от тебя я помню о своих обещаниях. Только пойдём не через базу, а по поверхности. Так гораздо быстрее.
  - Ну что же, - Милевский хотя и несколько спал с лица, всё же не отступил, - Заодно сделаю хорошие снимки.
  Неподалёку был пункт службы инженерной службы технического надзора. После недолгих уговоров и разговора по интеркому с главным инженером, ей удалось получить у диспетчера разрешение на выход и взять два скафандра
  - На поверхности сейчас минус сто шестьдесят по Цельсию, - пыталась напугать Лара земного гостя, рассчитывая на его отказ.
  - Ничего. Этот аппарат рассчитан и не на такие условия. У него защитная нанооболочка.
  Пока она помогала ему облачаться в скафандр он снова затеял разговор о прошлом:
  - Всё-таки Лара, а как ты оказалась на Ганимеде?
  - Это случилось после очередного побега из реабилитационного интерната. Решали мою судьбу, намеревались перевести в заведение с более строгим режимом. И мне уже было почти всё равно. Меня привели в кабинет инспектора по делам несовершеннолетних. И тут появился Артур Александрович Лебедев. Космонавт. Герой России. Хотя тогда я даже не знала кто он такой. Но сразу подумала, что в нём есть нечто неземное. Необычное. В выражении лица, во взгляде, в том, как он мне улыбался... Затем несколько часов он рассказывал мне о пионерах, о колонии на Ганимеде, о космосе, о Юпитере...
  - Почему он выбрал тебя?
  - Видел мои конкурсные работы.
  - Ты о своих подростковых рисунках? По тебе психиатр плакал. Босх и рядом не стоял.
  - Ты как обычно тонок. Мне нравилось выражать то что происходило у меня в душе. Это помогало мне пережить непростую для меня окружающую действительность. Но иногда я отправляла тематические работы на конкурсы. Никогда не выигрывала и не была в призах. Но Артур Александрович сказал, что решил отыскать меня после того как увидел одну из моих работ на конкурсе "Будущее человечества". Он добился моего перевода в отряд подготовки сначала на Земле, а потом и на Луне. А через два года после его визита я оказалась на Ганимеде.
  - А что было на той работе, которая так приглянулась Лебедеву?
  - На мой взгляд ничего особенного. При помощи графической программы создала модель с некоторыми интерактивными возможностями. Футуристический город, каким я понимала его. Динамика, красота, максимальное удобство для каждого и для всех, интеграция с природой. Артур сказал, что получилось очень талантливо и мне надо учиться, чтобы развивать способности и приносить людям пользу.
  Милевский ухмыльнулся:
  - Вот видишь. Это доказывает именно мою точку зрения. Он помог тебе только потому что ты оказалось талантлива. В каком-то смысле не сидела сложа руки, а пробивали себе дорогу. Он не занимался благотворительностью и не собирался помогать всему человечеству, всем попавшим в сложное положение подросткам.
  - Это ты так видишь ситуацию, в которой не был сам. Я вижу иначе. О моём существовании знали, работы мои видели многие, но фактически никому не было до меня дела. И я понимала, что дальше не будет лучше. По достижению восемнадцати лет общество не замечает нас с той же самозабвенной силой с которой до этого добивалось нашего появления.
  - Допустим. Но что в результате? Ты всегда мечтала писать шедевры, стать известной художницей или дизайнером, а стала космической... крановщицей?
  - Лифтером. Оператором ядерного тягача. И ты говоришь так будто в этом есть что-то плохое.
  - Нет. Но это не совсем то что ты хотела... Ты не реализовала талант художника.
  - Отнюдь. Здесь он раскрылся в полную силу. Я создаю будущее.
  - Да? А где можно посмотреть твои проекты?
  - Ты был только что в одном из них. Хотя это конечно не только моя работа, совместная со многими проектировщиками.
  Было приятно наблюдать, как у Милевского округлились глаза. Он молчал всё то время пока она надевала скафандр. А после проверки скафандров они покинули шлюз и двинулись напрямик, вдоль периметра поселения к видневшемуся в двух километрах цилиндрическому ангару.
  - Потрясающе, - не своим голосом кричал Милевский, прыгая следом за ней над поверхностью Ганимеда. И куда только подевалась его раздражающая манера многозначительно растягивать каждое слово?
  Поселение располагалось в Факула Мемфис, огромном палимпсесте, кратере-призраке, в юго-восточной части тёмной области Галилея. В этом месте рельеф планеты был относительно спокойным. Вся область вокруг за его пределами была пересечена глубокими бороздами и различных размеров кратерами. Застывший, депрессивный, особенно в отсутствии солнечного света, пейзаж, в то же время завораживающий мрачным своим величием.
  Впрочем, и солнце, когда Ганимед, облетая Юпитер одной стороной, поворачивался к светилу не добавляло особенно красок. Могучее и жаркое на Земле, здесь оно было бессильно сделать что-либо. Пожалуй, Лара могла бы и с закрытыми глазами безошибочно назвать, где и какая расположена трещинка, складка, выемка на поверхности. За прошедшие десять лет её пребывания здесь не произошло никаких изменений, если не считать следов деятельности человека.
  Перед шлюзом главного модуля был разбит парк. Подсвеченные лужайки, кустарники и несколько деревьев, на завезённой с Земли почве заботливо укутанные в прозрачные саркофаги. Не только кропотливый эксперимент, но и отвоеванная у ледяной темноты часть далёкого мёртвого мира. Вокруг вились дорожки из разноцветных плит, стояли скульптуры и инсталляции из местных пород, большая ротонда.
  - Ничего более сюрреалистичного никогда не видел, - заявил Милевский.
  Лара ничего на это ему не ответила. Подумала, что его присутствие на поверхности Ганимеда это вот, пожалуй, действительно сюрреализм.
  В ангар они пришли, что называется на флажке. Все остальные уже стартовали. Из кабины модуля выглянула Светлана. Посмотрела на журналиста с нескрываемым любопытством. Воплощённое спокойствие и жизнерадостность в любой ситуации. А новое знакомство и вовсе перевешивало для неё всё остальное. Лара представила ей журналиста.
  - Здравствуйте. А в жизни вы лучше, чем на портрете.
  И Милевский наставил на неё объектив. Светлана засмеялась. Обменялась с Ларой взглядом. Лара закатила глаза, показывая, что она обо всём этом думает.
  - Пора стартовать. Меняйте скафандр и занимайте кресло.
  Взлётно-посадочный модуль представлял собой дискообразной формы аппарат многоразового использования, для доставки экипажа на космические корабли и станции. Вместимостью четыре человека. Едва только они разместились в креслах, на связь вышел Роберт, руководитель работ. Устроил взбучку за опоздание. Лара оправдываться не стала. Зато проявил благородство Милевский. Представился и витиевато объяснил ситуацию, неоднократно употребив:
  - Это всё из-за меня. Но у нас согласовано с Лебедевым. Знаете такого?
  Пока они разговаривали, Светлана выполнила предстартовые процедуры. Получив разрешение, произвела обратный отсчёт и отдала команду на запуск. Купол ангара раскрылся, и электромагнитная катапульта выбросила их в чёрное небо. Плавно нарастающее ускорение вжало их в кресла и довольно быстро отпустило. А спустя несколько мгновений наступила невесомость. Модуль вышел на орбиту Ганимеда.
  Некоторое время ушло на выравнивание орбиты и стыковку с лифтером.
  Лифтер представлял собой разновидность ядерного тягача. В передней части располагалась двигательная установка. Потом шли продольные и поперечные несущие фермы с закреплёнными на них узлами для подъёма и транспортировки грузов. На другом от ядерной установки конце несущих ферм были ионные двигатели для маневрирования, роботехнические средства и приборно-агрегатный отсек, четырёхместная кабина тягача.
  - На Луне и на астероидах видел агрегаты и побольше, - заявил Яков, которому будто бы стало обидно за что-то.
  Взлётно-посадочный модуль пристыковался к тягачу именно в этом месте и через шлюз они перешли в кабину. Светлана и Лара тут же занялись проверкой систем.
  В магнитосфере происходило настоящее светопреставление. Приборы сходили с ума от мощнейшего радиационного возмущения, связь постоянно прерывалась помехами. Эфир наполнился заглушающим всё и вся голосом огромной планеты. Более всего это напоминало эсхатологический рёв голодного древнего божества, очнувшегося от тысячелетнего сна.
  - Юпитер разбушевался не на шутку, - произнесла Лара, бросив взгляд в иллюминатор.
  В тропическом поясе планеты происходило нечто невероятное. Полосы атмосферных потоков переплетались, закручивались, рождая поистине апокалиптические узоры турбулентности. На теневой стороне, за линией терминатора, были видны вспышки чудовищных молний. Огненные клубки, фиолетовые, с белыми прожилками, разматывающие слепящие нити разрядов на тысячи километров.
  В районе экваторе столкнулись сразу несколько ураганов. Гигантское красное пятно пожирало очередную жертву. В этот раз белое пятно, похоже, было обречено. А вот оранжевое ещё имело шанс ускользнуть и тем самым продлить своё существование. В то время ещё одно красное пятно меньших размеров и вовсе находилось несколько в стороне от схватки.
  В этих танцах атмосферных потоков Лара всякий раз открывала для себя нечто за гранью реального. Немыслимый ритуал. Иные и впрямь не выдерживали здесь, сходили с ума.
   - О, - только и сумел произнести Яков, подплыв следом за ней, - А красное пятно оказывается не такое уж красное. И оно всё в белых прожилках.
  Позабыв обо всём он уже не отрывался фотоаппарата, делая снимок за снимком. Благо материал был богатый.
  Он только запечатлел хаос вихрей и каскады молний, как началось прохождение похожего на заплесневевшую головку сыра Ио, породившее новые возмущения и приведшее к ещё большим хаотическим всплескам в ионосфере. Полюса Юпитера оделись в яркую пульсирующую корону фиолетового цвета.
  - Маленький ты, мой, - певучим голосом произнесла Светлана, непрестанно меняя регулировки, - Сердишься.
  Лара фыркнула. Так мило обращаться с чудовищем, похоронившем в себе не один экипаж и сожравшем сотни автоматических аппаратов могла только её чудная напарница. Не существует для неё зла в этом мире. Плачет по каждому увядшему цветку в оранжерее. Это при том, что безо всяких условностей, она лучший лифтер на ближайшие шестьсот миллионов километров. Последним скептикам это стало понятно после недавних работ на Ио, когда монтировали новую исследовательскую аппаратуру. Там долго вообще ничего жило. Вулкан выбросил столб серы на три сотни километров и зацепил шаттл с персоналом, едва не отбросив челнок в лапы ненасытного Юпитера. В сложной ситуации Светлана сумела спасти и людей, и контейнеры с дорогой аппаратурой, вытащить из страшной силы поля тяготения планеты-гиганта. И всё это так, будто взбивала подушки в спальне, дабы возлежа в неге помечтать о суженом. Только складка у переносицы и морщинка на лбу проступили отчётливей.
   - Первый, как слышите? - Светлана вызывала штаб, - У нас сильные помехи. Роберт, ждём указаний.
  А вот Лара не могла выносить всё это спокойно:
  - Неужели не могли спрогнозировать обстановку в магнитосфере?
  Она была несправедлива и знала об этом. Но ничего не могла поделать с собой. Не любила, когда срывались планы, вмешивались обстоятельства, на которые она не могла повлиять. В тихую ярость приводила сама мысль о том, что подобные обстоятельства существуют.
  - Так у нас что, внештатная ситуация? - встрепенулся Милевский.
  - Нет, у нас она как раз вполне себе обычная.
  На лице Милевского отразилось непонимание. Лара поняла, что придётся ему объяснять. Всё равно ведь переврёт в репортаже, но у неё хотя бы будет спокойна совесть.
  - У Юпитера огромный радиационный пояс такой мощности, что то и дело не выдерживают даже защищённые приборы, как на пилотируемых кораблях, так и на автоматических аппаратах. Мы конечно совершенствуем и усиливаем защиту, но этого недостаточно. Приходится учитывать положение радиационного пояса и всплески в магнитосфере.
   - А они зависят от силы солнечного ветра, - продемонстрировал эрудицию Милевский, - Так что не приняв во внимание активность солнца, ваши службы оказались некомпетентны в прогнозах.
  Лара заметила, как усмехнулась Светлана и мысленно отругала себя за несдержанность. Вот раздует теперь этот журналист из искры её гнева пламя вселенского скандала.
  - Всё не так просто. Положение радиационных поясов и мощность поля зависят не только от солнечного ветра. Влияет и процессы, происходящие на самом Юпитере, а так ж на его спутниках. Положение, форма и сила во многом зависят от активности Ио, ближайшего к Юпитеру спутнику. Ио и есть главный поставщик частиц для плазмы Юпитера. В то же время Ганимед обладает собственной магнитосферой и создаёт вокруг себя как бы защитный барьер, который обтекает плазма... Факторов очень много. Мы их всё время изучаем, чтобы контролировать ситуацию, но просчитать всё и вся в системе Юпитера невозможно.
  В данный момент не то что изображения, простейшей кодировкой передать сообщение без помех не было возможности. Прошло несколько томительных минут. Наконец сквозь треск и шипение долетело словно с другого конца Галактики:
  - Инь-ян... Оставайтесь на месте... Ждите...
  - Причём здесь инь-ян? - удивился Яков, - Ерунда какая-то. Это из-за помех что-ли слышится?
  Лара пожала плечами. В шутку брошенные кем-то слова обернулись для их экипажа и прозвищем и позывными. Она не хотела этого объяснять, но в эфире раздалось снова:
  - Инь-янь... занимайте четвёртую позицию... по плану... всем предварительная готовность...
  При помощи ионных двигателей лифтер начал маневрирование, чтобы занять условленную позицию у сборочной площадки на орбите Ганимеда. Вместе с другими тремя тягачами им нужно было отбуксировать собранную здесь конструкцию, металлический каркас нового защитного купола для буровой установки на ведущей стороне спутника.
  - Так откуда же это пошло? - не унимался Милевский.
  - Надо спрашивать того шутника, который это придумал.
  - Да есть тут у нас шутники, - тягуче пропела Светлана.
  Она непрестанно отслеживала и корректировала манёвры лифтера. Пальцы порхали над сенсорной панелью. Отсветы шкал и приборов ложились на красивое лицо, искрами отражались в светлых глазах.
  - На мой взгляд очень удачное сравнение. Вы действительно очень разные и в то же время дополняете друг друга, - Милевский обвёл рукой сферическую кабину, - Вы здесь и правда плавает, как две рыбки, светлая и тёмненькая.
  - А вам какие рыбки нравятся? - лукаво улыбнулась Светлана, - Светленькие или тёмненькие?
  Лара скривилась. Светлана в своём репертуаре. У Милевского сразу заблестели глаза. Похоже он уже рассчитывал увезти с собой впечатления совсем иного рода, нежели рабочие будни колонии пионеров космоса на Ганимеде.
  - Знаете, я полагаю все рыбки красивы по-своему. Светлана, можно спросить? Вы не думали покинуть колонию? Уехать на Землю?
  Вот паразит неуёмный.
  - А у меня уже это было, - улыбнулась Светлана, - Я покидала колонию, несколько лет жила на Земле. Хотела стать актрисой. Играть в театре или большом кино.
  - И что же у вас не вышло?
  - На Земле не вышло. Хотя я и снялась в нескольких фильмах в эпизодических ролях. А от многих отказалась.
  - Позвольте угадаю. Это от тех что с откровенными сценами?
  - Именно. Для меня, воспитанницы колонии имени Гагарина, пионерки это было...
  - Неприемлемо? Недопустимо? Не позволяла идеология?
  - В каком-то смысле. Но не так как вы это понимаете. На эти роли идут ведь от безысходности. Потому что нужны деньги или ради карьеры. Но ведь у меня была совершенно иная ситуация. У меня были знания, профессия и рабочее место на которое я всегда могла вернуться.
  - И вы вернулись, так сказать, к звёздам. Вы знаете, потенциально это ведь целый сюжет для романа или фильма. Не думали об этом? Я мог бы помочь, продюсировать...
  Он было подплыл ближе к Светлане, но перед рубкой в этот момент ярко вспыхнула молния. Несмотря на мощные фильтры их ослепило. В кабине погасло освещение, выключились приборы. Лара на ощупь бросилась щёлкать аварийными тумблерами. Светлана запричитала на такую напасть. Милевский ладонями держался за глаза и стонал.
  - Что это такое? Взрыв? У нас авария? Мы горим? Воздух выходит?
  - Молния.
  - Как молния? Откуда? В нас попала?
  - Успокойтесь, разгерметизации не произошло. Но что-то у нас явно сгорело. Перейдём на запасной контур и продолжим работать.
  Не успели включиться приборы, как в эфире раздались обеспокоенные голоса товарищей.
  - Инь-ян... ответьте... Лара, Светлана... девочки...
  - В порядке. Системы работают. Можем продолжить.
  Милевский решился открыть глаза.
  - Ничего себе шарахнуло. Думал всё уже, отплавался. Уфф... Перед глазами круги.
  - Обычное дело. Видимо оказались в облаке плазмы и разряд проскочил между фермами и двигателями при вращении.
  Но Милевский уже не слушал. Он с тревогой всматривался в фотоаппарат.
  - Почему его так глючит? Неужели сломался?
  - Внимание всем экипажам. Приготовиться к буксировке. Пятиминутная готовность.
  Лара пробежала глазами индикаторы механизмов. Потом ещё раз чтобы убедиться.
  - У нас отказы. Не реагирует грузозахватный робот. Придётся выходить и цеплять конструкцию в ручном режиме.
  - Куда выходить? Ты что пойдёшь в космос? Но там же молнии? А вдруг в тебя попадёт?
  - В области магнитосферы Ганимеда - это редкость даже при сильных возмущениях поля Юпитера. Так что вряд ли повторится. Тебе повезло увидеть.
  - Повезло, - уныло протянул Милевский, огорчённо вертя в руках ставший вдруг непослушным и непредсказуемым фотоаппарат.
  Закусив губу, с хмурым видом он наблюдал в иллюминатор, как перебирается вдоль ферм вышедшая из корабля в космос Лара. Как она возится возле какого-то механизм, затем спускается при помощи двигателей скафандра вдоль троса к монтажной площадке, где покоилась конструкция собранного купола. В динамиках время от времени слышался её голос, когда она переговаривалась со Светланой.
  - Готово, - наконец сказала она, - Светлана, подтверди.
  - Да захват закрепился. Неисправность погасла. Возвращайся.
  Лара вернулась минут через пятнадцать. Она выглядела уставшей, но довольной.
  - Крепление тросов в порядке. Но четвёртый и шестой так и не включились. Придётся управлять из кабины.
  Светлана слегка скорректировала положение лифтера.
  - Первый у нас всё в порядке. Нахожусь по заданным координатам. Готовы к буксировке.
  В течение нескольких минут шла перекличка. Затем долетел голос диспетчера:
  - Внимание. Сигнал будет идти с диспетчерского пункта с учётом положения каждого лифтера. Возможны помехи и сбои. Будьте внимательны. Немедленно докладывайте.
  Немного погодя:
  - Обратный отсчёт. Десять... два, три, один. Поехали.
  Прошло ещё несколько томительных мгновений и вдруг впереди вспыхнули ядерные двигатели лифтера. Положение тягача стало меняться. Лифтер набирал ход. Изменились показания нагрузки на механизмы и на тросы.
  - Полегче бы, - заволновалась Лара, - Полегче, Светлана. Тросы не выдержат. Или снесёт нам несущую ферму.
   - Первый. У нас нагрузка в красном секторе. Откорректируйте сигнал, сбросьте скорость.
  - Третий... Параметры... Ошибки у вас...
  - Это значит после удара молнии сбоят системы. Первый, перехожу на ручной режим.
  - Продолжаем. Третий в ручном режиме. Следите за скоростью и направлением.
  Четыре лифтера перемещали изготовленную и собранную на орбите Ганимеда гексагональную многоуровневую органометаллическую конструкцию. Каждый лифтер тянул сразу за восемь тросов. После краткого разгона ударом ядерных двигателей, то и дело вспыхивали огни плазменных, корректирующих траекторию.
   - Первому и второму. Приготовиться к торможению. После разворота конструкции приготовиться к торможению третьему и четвёртому.
  На поверхности Ганимеда зажглись огни, обозначавшие точные места установки конструкции. Там тоже работали механизмы и монтажники, облачённые в скафандры. На переносице Светланы пролегла складка, на лбу прорезалась морщинка. В этот раз она даже закусила губу.
  - Тише. Тише, - приговаривала Лара.
  Милевский перекочевал на другую сторону. О чём-то задумавшись всматривался в проплывавшую поверхность Ганимеда. Промелькнуло поселение. Даже с трёхсот километров хорошо был виден купол главного корпуса, от которого отходили закрытые переходы к другим сооружениям. Получалась конструкция, напоминавшая разделённый на восемь частей пирог. Каждая такая часть называлась сектором. Эти сектора так же были заполнены строениями и сооружениями. При этом очень много полезного жилого и функционального пространства находилось под поверхностью Ганимеда, на глубину до ста метров.
  Вскоре конструкция встала на место. Ларе пришлось снова выходить в космос чтобы вручную освободить тросы в двух механизмах.
  - Ну и смена, - выдохнула она, вернувшись.
  - Как ты хотела? - откликнулась Светлана, - Не кочегары мы, не плотники.
  - Милевский ты чего такой убитый? Покажем твой аппарат ребятам из технической лаборатории. Снимки наверняка сохранились в памяти.
  - А ремонт кто оплачивать будет? Всё равно что новый купить? Знаешь сколько стоит?
  - Ты уже говорил. Не расплачусь за всю жизнь.
  - Тебе смешно. А мне что прикажешь делать? Это моё орудие труда, если хочешь. У меня ипотека вдобавок.
  - Оставайтесь у нас, - предложила Светлана, - Откроем тут первую киностудию. Фильм про меня сделаем. Или про вас.
  - Вернусь на Землю, подам на вашу организацию в суд. Будете возмещать ущерб, раз не приняли должных мер для создания необходимых условий для сохранения имущества и здоровья граждан.
  - Вот те раз.
  - Всем экипажам... Смена окончена... Всех благодарю за самоотдачу... Очередность посадки... Первым инь-янь.
  - Ох, спасибо, Роберт, - выдохнула Лара, - Экипаж переходим все в модуль. Начинаем расстыковку.
  Сразу после посадки Милевский убежал, предварительно уточнив как ему попасть в главный купол. Светлана и Лара остались вдвоём возле модуля. Неторопливо снимали скафандры. Напряжение смены медленно отступало.
  - В душ хочется, как никогда, - выдохнула Лара.
  - И потом борща горячего, - поддержала Светлана подругу, - Нажалуется ведь Лебедеву.
  - И чёрт с ним, - помолчав добавила, - Помнишь рассказывала тебе про одного индивида из своего подросткового прошлого?
  - Это который был старше и нравился тебе потому что имел на всё свою точку зрения? Он покровительствовал тебе и стал духовным лидером вашей компании, а потом вдруг написал в блоге о том, что ты и тебе подобные просто жалкие отщепенцы, желающие бунтарской позицией утвердиться в этом мире? А ты потом написала такой ответ, что тебя исключили из колледжа?
  - Не думала, что ты так хорошо помнишь. Но только исключили меня не за ответ, а за сломанный нос.
  - Во время разбирательства родители просили тебя сказать, что это вышло не специально, а ты наоборот, заявила, что поступила бы также. И после этого тебя передали в комиссию по делам несовершеннолетних. Ты и там выступила. И тогда решили изолировать от тебя общество. Отправили в реабилитационный интернат. А родителям вкатали штраф.
  Светлану внезапно осенило:
  Слушай, так это что он? Ничего себе. Ведь это из-за него у тебя так всё сложилось...
  Лара кивнула.
  - Нет, это не в нём дело. Двенадцать лет назад не могла даже представить, что окажусь здесь. Теперь не могу подумать о том, что меня могло здесь не быть. В тот сложный для меня момент жизни один человек сказал: Настоящий мечтатель никогда не разочаруется, он станет только терпеливее и мудрее.
  - Лебедев.
  - Точно.
  - Очень сердитый на вид.
  - Ага.
  И Лара произнесла, подражая голосу главного инженера.
  - Островская. Надеюсь ты это хотя бы не специально.
  Прямо за спиной раздался знакомый голос:
  - Островская. Это как понимать? Приезжает журналист с Земли и после нескольких часов с тобой подаёт в суд на всю колонию за порчу имущества из-за... сейчас... отсутствия ... Островская, это же твой старый товарищ. Надеюсь, ты это хотя бы не специально?
  От неожиданности Лара втянула голову в плечи
  - Артур Александрович? Не заметила вас.
  Прыснула Светлана, едва сдерживаясь чтобы не захохотать в голос. Лара состроила ей гримасу и погрозила кулаком. Встала перед Лебедевым, виновато опустив голову, но с трудом скрывая улыбку.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"