Аннотация: Продолжение комментариев к "Шань хай цзин".
КАНОНИЗАЦИЯ.
Третья книга второго цзюаня, как и весь второй цзюань в целом, осуществляет канонический обзор западных гор (си-шань); однако, как было уже отмечено ранее, третья книга насыщена, как никакая другая из горообзорных книг "Шань хай цзин", теми горами, которые тем или другим образом причастны по своему функциональному статусу, как языческие центры духовидения, к сотворению языческой мифологии. Надо обратить внимание на такой немаловажный факт, как на начавшийся процесс в языческой среде канонизации отдельных гор и водоёмов; среди прочих гор стали выделятся те горы, которые будут подвергнуты богословско/духовной канонизации, включёны в канон наиболее почитаемых гор. Это горы-тотемы родов и племён, огненно/вулканические горы, и горы, чем-либо выдающиеся среди прочих гор. Об этой канонизации аналитическое суждение будет высказано позже.
У всех 23-х духов 23-х гор, обзору которых посвящена третья книга второго цзюаня, на туловищах баранов имеются человеческие лики. Зооморфизм с элементами начавшегося андропоморфизма; тело животного, а голова уже, или лицо (лик) - человека. Для жертвоприношения духу барана с человеческим лицом полагалось править обряд "с закапыванием одного счастливого нефрита (юй)", а в качестве жертвенного риса использовался необрушенный рис.
Обзор гор барановидных духов с человеческими ликами начинается с горы Чунъ-у (Высокой Защиты), которая расположена к югу от Хэ (малоазийской Реки Марахан-донной). К северу от Чунъ-у шань правят ритуал жертвоприношения горе Старший в роде Суй. К югу от Чунъ-у шань правят обряд жертвоприношения Яо-цзи (или Яо-чи), озеру или болоту Яо (Балотон-нуну). К западу от Чунъ-у шань правят ритуальный обряд жертвоприношения Холму "Где охотится Ди (Предок)". К востоку от Чунъ-у шань правят обряд Хо-Янь или Янь-Хо (Пучине Янь).
Есть здесь Цзянь-му; у него круглые листья с белыми подлистниками и красные цветы (чи-хуа) с чёрными прожилками; плоды подобны плодам дикого цитруса, поедание которых способствует рождению множества детей и внуков.
Здесь водится животное, подобное обезьяне, с полосатыми, как у барса или тигра, лапами; лавовыми лапами Зверя из Бездонной Прорвы, умеющего бросать камни. Имя его - Цзюй-Фо (Ту-Бо), Гигантский Отец.
Есть здесь пепловидные птицы мань-мань, которые подобны диким уткам, имеющим по одному глазу и крылу; летают, поддерживая друг друга в полёте. Появление их обещает большое наводнение. Некогда пепловидное манимани, выпавшие с неба на пустынную землю, спасло бежавших из египта евреев от голода.
К северо/западу (си-бэй или бэй-си) от Чунъу-шань находится Чан-ша шань (гора Большие Пески). Далее к бэй-си есть Бучжоу шань (гора Щербата, Неполная); там, к северу от Бучжоу-шани правят ритуал жертвоприношения Чжуби шань. Бучжоу и Чжуби расположены вблизи Юе-чун шань (горы Высокий Пик); восточнее Юе-чун шань правят ритуальный обряд жертвоприношения Ю-цзи (озеру Ю). Здесь скрывается исток Хэ-цзянь (Реки Хэ); воды у истока Хэ пенятся и бурлят.
К бэй-си от этих гор (Бучжоу, Чжупи и Юечун) есть Мишань (гора Ми), известная на Ближнем востоке, как гора Машу (или Мишу, Ник-кола, Мих-хаила, Мик-колы, Еноха-Энки), а в Малой Азии, как гора, имеющая сотни этнических названий: Абалланна Нестихающая, Истехаиущая (Опаллённая, Пламенная), космообразующая Праматерь Могучая (Нахуша, Мокош) Нут, Варуна, Яркая, Аргей, Арх, Арджияс-Даго... На вершине этой вулканической горы есть много Дань-му (деревьев Бессмертия). Дань-му имеют круглые листья на красных ветвях (лава), хуан-хуа (жёлтые цветы, огонь) и красные плоды. С вершины горы берёт начало Дань-шуй (воды бессмертия или "живые воды", лавоогненные воды); Дань-шуй течёт к западу и впадает в Хоу-цзы (озеро Хоу, озеро Проса, озеро вулканических выбросов блевотины Сянь-лю). Здесь, от истока до Хоу-цзы (озера Пропасти, Хо-цзы или Хо-чи, Хо-ши) много бай-юй (белого нефрита); у истока бай-юй (или юй-бай, баллаба, плавленая вода) кипит и клокочет. Здесь рождается священный нефрит (индуисткая амрита, шумерский шум - вулканическое молоко, молочные реки вулканов). "Нефритовый ключ вытекает, чтобы оросить Дань-му (Древо Бессмертия). Дань-му расцветает один раз в пять лет пятью цветами. Когда появляются пять вкусов, то делается ароматным".
Хуан-ди насыщается бай-юй (белым нефритом) в полдень и по утрам, собирает бай-юй на Миш-шани, затем сажает их на южном склоне Чжунь-шань (Горе- Колокол, Горе Гор). "От Мишани до Чжуньшани 460 ли (184 км). Между ними много водоёмов. Там много редких птиц, удивительных зверей и рыб. Всё это необыкновенные твари".
Нефрит цзинь-юй (тин-бул или Бул-тин) твёрдый и гладкий, как отполированный, играет всеми цветами побежалости цветовой палитры.
Есть Чжуньшань (Гора-Колокол), расположена она в 420 ли на северо/запад от Мишани. Сын Чжуньшани, который на теле вулканоподобного дракона имеет человеческое лицо, носит имя Гу (Барабан). Гу совместно с Цинь-пэй, на южном склоне горы Кунь-лунь-шань, убили Бао-цзяна (Речного бога, Вод-донного, Под-донного); за это злодеяние Ди (Предок) казнил Гу с Цин-пэй на восточном склоне Чжуньшани, носившем название Белая Скала. К западу от Чжунь-шань находится Тайци-шань; Гуань-цзянь течёт оттуда на запад и исчезает в Люша (Зыбучих песках).
Здесь, в горах Тай-си, водится много крапчатой рыбы, похожей на ли-юй (юй-ли), рыбу Ли. Рыба эта способна летать; на рыбьем теле её есть птичьи крылья с зелёными крапинками, на белой голове (бай-шоу) красный клюв. Ночами она летает с Си-хай (Западного моря) в Дунь-хай (Восточное море). Крик её подобен крику фэнхуан луань-няо. По вкусу кисло/сладкая, избавляет от слабоумия. Появление этой рыбы в Поднебесной Цзюлин-таотана предвещает богатый урожай.
Хуай-цзянь шань (гора Ясень-реки ил, по иному, реки Акаций) находится в 320 ли (128 км) от Тай-си шань. В Хуай-цзяне находится Сад Умиротворения Предка (Ди). Садом этим управляет Бог Ин-чжао; у него на полосатом, как у тигра, туловище коня с птичьими крыльями, имеется человеческое лицо; и подобен он, как видим, греческому пегасу, крылатому коню, приносящему творческим людям вдохновении и удачу. Летает Ин-чжао над всеми четырьмя морями Девятихолмного Таотана (Дуата-на), оглашая их криками, подобными звуку "лю".
К югу от Хуай-цзянь шань правять ритуальные обряды жертвоприношений Кунь-лунь шань, при этом свет там всегда ослепительно яркий, а воздух - благовонно ароматный.
К западу от горы правят жертвоприношения Да-цзе (озеру Дат или Туз, Тузгёль). Здесь много нефрита (юй). Сюда пришел и здесь, в этих местах обитает Хоу-цзи (озеро Хоу, Владыка озера Проса). Хат-тус - бог-гатый Бог Хатти.
К северу от Хуай-цзянь шань правять обряды жертвоприношения Чжу-пи шань (горе Чжупи, Шиванни). Обитает здесь хуай-лунь (лун-хуай - демон ясеня) Лилун (Бали-лун или Були-лун). Живут здесь ястребы (тетеревятники и перепелятники).
К востоку от Хуай-цзянь шань праят ритуал жертвоприношения Хэн шань (Ген-шань). Хэн шань имеет четыре террасы, на которых обитаются однорукие демоны Цюн. Течёт Инь-цзянь (река Инь). Пребывает здесь Небесный (Тянь) бог (Лин); похож он на восминогого быка с двумя головами и конским хвостом. Звук голоса подобен голосу Бо-хуана (Державного Бо). Вид его предвещает войну.
Кунь-лунь шань (гора Дракона Огня, Огнлонные горы Кунь и Лунь есть два гнезда бога Ра, бога Солнца) находится в 400-х ли (160 км) к нань-си (юго-западу) от Хуай-цзянь шань (горы реки Ясеня или Акаций). Именно здесь находится нижняя (земная) столица Ди (Предка) - Пуруш-Хан-нида (Кан-неш). Лу-У (или У-лу, Булу или Хулу, Хуру, Куру, Гора), Бог Холма (Холмистого, Пламенистого), правит и этой горой и первостолицей Ди (Предка Ханцев).
Лу-У (У-Лу), Бог Холма, имеет на полосатом туловище тигра человеческий лик, лавоподобные когти тигра и девять (цзю) хвостов. Улу (Булилун) "управляет девятью сводами неба и временами года в саду у Ди" (Предка ханцев). Есть здесь чунь-няо (птица чунь), которая следит за одеждой и утварью Ди (Предка). Водится здесь животное, по имени Тулоу (Тул-лун, Туллан, Туллана сад), подобное четырёх/рогому барану (баран-золотое руно, олицетворение солнцерождающего вулкана Праматери Макуш-Нут), которому правять человеческие жертвоприношения. Есть здесь циньюань-няо (син-булилан-няо), подобная пчеле, но величиной с утку-мандаринку; она способна клюнуть зверя или птицу и те погибают, а если клюнет дерево, то и оно засыхает.
С Кунлунь шань Хэ-цзянь течёт к югу, затем на восток до Уда-шань (горы Недостижимой). Оттуда, с Уда-шань, берёт своё начало Чи-цзянь (Галис-цзянь, река Красная, Калас-цзянь); Чи-цзянь течёт на юго/восток (нань/дунь) и впадает в Сы-тянь цзянь (реку Небесных берегов). Янь-цзянь стекает к юго/западу, впадает в Чоуту-цзянь. Ци-цзянь (река Чёрная)стекает к западу до Да-Юй цзянь (реки Большой Юй). Здесь, на Куньлунь шань, водится множество удивительных птиц и зверей.
С Лэю-шань (горы Радостных Прогулок), находящейся в 370 ли от Куньлунь шань, Тао-шуй (Персиковая река) течёт на запад, впадает в Хоу-цзы (озеро Проса).
Лю-ша (Зыбучие пески) находятся в 400 (160 км) по течению реки (Хэ); Ло-му шань (гора Матери Ло, Балло-Мами, ПраМами) в 200-х ли по течению Хэ (Реки). Здесь, в Ло-му шань, есть бог Чан-чэн (Старший Чэн), он управляет этой горой. Чан-чэн является воплощением девяти небесных добродетелей (цзю тянь дэ). Чанчэн по виду, как человек, но с хвостом барса.
Юй-шань (Нефритовая гора) находится в в 350 ли (170 км) западнее Лому-шань. Здесь обитает Си-ванму (Бабка-хозяйка Запада); она "похожа на человека, но с хвостом барса, клыками как у тигра, любит свистеть; на всклокоченных волосах надеты украшения. Она управляет небесными эпидемиями и пятью наказаниями".
Водится на Юй-шани животное, по имени цзяо (тао), похожее на собаку, пятнистую, подобно леопарду, с рогами как у быка. Лает по собачьи. Её появление предвещает богатый урожай. Синь-юй-няо (птица Синь-юй) питается рыбой, голос подобен звуку "лу"; сама красная, похожа на фазана. Появление её предвещает большое наводнение.
Холм Сянь-юань (Мастеров Колесниц) находится в 480 ли к западу от Юй-шань. Здесь ничего не растёт. Сюнь-цзянь истекает оттуда к югу, впадает в Ци-цзянь.