Аннотация: "Первоязыческий словарь Инмира" есть продолжение словарей языческих прообразов Бытия и Ума, раскрывающих самую суть происхождения Первоэтнического Первоязыка Бел-лус-сххенов (Бел-лус сттенов).
А. М. ЖИТНИКОВ.
СЛОВАРЬ ПРАЯЗЫКА: КЛАСС ПРООБРАЗОВ ИНМИРА.
ЯЗЫК БОГОВ И ЯЗЫК ЛЮДЕЙ.
МИНИЕССКИ
Праязык, Языческая Доктрина и Языческая философия - вот три кита, на которых стоит Первая, по терминологии Аристотеля, философия. Праязык ведь есть ничто иное, как корневая основа этноязыков. Отсюда вытекает, что был "один язык и одно наречие" ("Библия. Бытие."), воспринимаемое нами как протоязык; этот праязыческий "один язык" стал матрично-корневой базой для формирования множества этнических языков.
У древних хеттов существовали такие понятия, как Язык Богов и Язык Людей; в одноимённом сочинении есть такие языческие формулы (перепечатываю наиболее значимое из текста, опуская несущественное):
"Тебя лишь смертные зовут Таха-танвити,
Среди богов ты - Мать Источников - Царица!
... Тебя лишь смертные зовут Вас-сецили,
Среди богов ты - Царь, подобный Льву!
... Тебя лишь смертные зовут Таси-мамети,
Среди богов тебя зовут Тим-мет (Тиам-матерь)!
... Тебя лишь смертные зовут: Советник Бога Грома,
Среди богов ты - Бог Грозы Полей!
... Зерно! Ты смилуйся! О, будь благословенно!
Тебя лишь смертные зовут Зерном,
Среди богов тебя зовут Хаяма!"
Праязык или Язык Богов формировал Языческую Доктрину, предтечу Языческой Философии; ведь Языческая Доктрина есть ничто другое, как теософическое обоснование самого Протоязыка, отождествляемого с языком Божественной Мудрости или Мудрости Богов. Теософия есть синтезированная Мудрость Богов, изначально явленная как Языческая Доктрина, обосновывающая Праязык; с течением времени, в связи с распылением корневой основы протоязыка на словотварные смысовые конструкции этноязыков или множеств этнических языков, тождественных Языкам Людей, Языческая Доктрина стала терять свою языческую девственность и чистоту, раздробилась, подобно разбитому зеркалу на сотни более мелких фрагментов: языческую философию, мифологию, фольклор, языкознание, науку...
"И" и "Юй".
"Когда Юй управлялся с наводнением, то взял своим помощником "И". Юй приводил в порядок воды, а "И" тем временем брал на заметку всё вокруг. Постиг он всю пространность неба, проведал он всю даль земли, проник он за пределы всех четырёх морей. Прознал он всё меж четырьмя горами. В землях всех тридцати пяти стран из птиц и зверей, деревьев и трав, камней и металлов, вод и земель ничего не осталось, чего бы он не заметил". (Ван Чун, "Лун хэн", кН. 11, гл. 1, "О небе").
В преданиях "И" есть первый географ древнего Китая; традиция приписывает "И" вместе с Юем составление древнекитайского свода географических знаний, мифологии и верований "Шань хай цзин". Бо И ("Дядя-Помощник"), согласно хансийским преданиям, в мифах "проходит как чудесный лесничий, приручавший птиц и зверей при Шуне, и как помощник Великого Юя в грандиозной эпопее усмирения всемирного потопа". Из древних текстов известно, что Шунь ещё при жизни своей передал престол Юю, так что И Бо или Бо И мог служить обоим государям. Однако предпочтение отдаётся службе Юю.
"Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и чтобы как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым". ("Библия: Бытие", $ 19-20). Чем и занимался И Бо во времена Юя (И Була), дававший имена птицам и зверям, которых старался привлечь для служения людям.
Гун-Гун есть, согласно хансийской мифологии, рогатая змея; Гунгун есть зооморфное божество, олицетворяющее собой огнеплавленную, а также пресную либо солёную воду глубин Огненного Океана. Змея есть потоки извивающейся воды либо плавленой лавы, а рога олицетворяют собою два вулканообразных гнезда солнцеокого Ра и водно-плутонического Осириса, бога бессмертного, в циклах времён года, возрождающего жизнь после смерти. Поэтому Осирис-Атум есть хозяин Древа Жизни и Смерти, а Ра (Ла) или Асу-Ра-Мис (Асу-Ла-Нис, Абу-Ла-Нис) представляется хозяином Древа Познания Жизни и Смерти, Добра и Зла, или по другому - Гнезда Жизни и Смерти и Гнезда Познания Жизни и Смерти, Добра и Зла.
Хоу И - "Охотник И" есть по существу вторая ипостась И-Бо; согласно мифу, он спас землю от катастрофы, вызванной одновременным выходом на небо десяти солнечных воронов (одновременное действие десяти вулканов). Испепеляющая всё жара, исходившая от десяти пламенисто/вулканических воронов, вызвала такой силы зной на земле, который не вынесла даже Нюйцзы; реки и моря, даже океанский поток, были осушены до дна "злым ветром", дующим со стороны восставших вулкано/солнечных воронов. Отстреляв стрелами девять (вулканообразных) солнц, И-Хоу (И-хай = возможно, "И"-Океан-да-море, Мар-ду-киан) десятое оставил светить, поместив его на небо. Затем И-Хоу очистил землю от чудовищных монстров, досаждавших людям.
Тай-и - "Великое начало", выражаемое здесь, как "некая метафизическая сверхприродная субстанция, вечная и неизменная, некая высшая духовная сила, первооснова мира", "изначальное нерасчленённое единство вселенной", подобная Тай ши - "Великому началу", "исходному принципу всего сущего, источника круговращения пяти первоэлементов; "...тай и... делясь создаёт Небо и Землю, в своём круговращении образует силы ян и инь... действуя по воле Неба". ("Ши сань цзин", т. 22). ("Древнекитайская философия. Эпоха Хань", из комментария к "Бо ху тун", 9).
ДАО.
Дао - не являясь вещью, творит проявлением всё многообразие вещей; вещи же не могут проявить дао. По своей сущности, ханцийское дао тождественно корне/эйдосным идеям Платона; согласно своей ментальной природе видородные идеи проявляют всё множество вещей, не являясь по своей ноуменальной природе, этими, самими по себе, вещами.
Чтобы лучше уяснить ментальную природу дао (идеи Платона), нужно ознакомится с прекрасным описанием его сущностной природы в "Хуайнаньцзы", в главе "Об изначальном дао". "Дао покрывает небо, поддерживает землю, разворачивает четыре стороны света, раскрывает восемь пределов. Высоко беспредельно, глубоко безмерно, обнимает небо и землю, сообщается (бин-шоу) с бесформенным (у-син). Бежит источником, бьёт ключом. Пустое, постепенно наполняется. Клокочет и бурлит. Мутное, постепенно очищается. Встанет между небом и землёй и наполнит всё пространство; ляжет между четырьмя морями и заполнит всю ширь. Раздаёт и не иссякает. Нет для него ни утра, ни вечера. Растянутое - покрывает шесть сторон. Свёрнутое - не заполнит и ладони. Сжатое - способно расправлятся, тёмное - способно быть светлым, слабое - способно быть сильным, мягкое - способно быть твёрдым. Натягивает четыре шнура, таит во рту инь-ян (Ан). Связывает пространство и время, сообщает свет трём светилам. Предельно разжиженное, оно как кашица; предельно тонкое, оно едва уловимо. Горы благодаря ему высоки, пучины благодаря ему глубоки, звери благодаря ему бегают, птицы благодаря ему летают, солнце и луна благодаря ему светят, звездный хоровод благодаря ему ему движется, линь благодаря ему бродит, феникс благодаря ему парит... Колесо крутится, не прерываясь; вода течёт, не останавливаясь, начинаясь и кончаясь с тьмой вещей... Движется по кругу форма, вращается ступица. Один оборот сменяет другой... Высшее дао рождает тьму вещей, но ею не владеет; творит многообразные изменения, но над ними не господствует... Человек при рождении покоен - это его природное свойство. Начинает чувствовать и действовать - и еум наносит вред своей природе. Вещь приближается, и разум откликается - это пришло в движение знание. Знание и вещь приходят в соприкосновение - и рождается любовь и ненависть" (стр. 65-71).
"Ещё не было ни неба, ни земли, только образы и никаких форм... Были два бога, одновременно рождённые (по космическим меркам, конечно. Авт.). Глубокое - неизвестно, где его предел, пространное - неизвестно, где ему конец. Затеи произвели разделение на Инь и Ян, разъятие на восемь пределов. Твёрдое и мягкое образовались, и тьма вещей сформировались. Мутный эфир образовал насекомых, кристально/чистый эфир породил людей. Таким образом, дух (шэнь) - принадлежность неба, а плоть - земли. Дух уходит в свои врата, а плоть возвращается к своему корню... Покой и тишина - это то, на чём основан божественный разум, пустота и ничто - обитель дао... Разум получен от неба, а плоть дарована землёй. Поэтому и говорится: "Одно рождает два, два рождает три, а три рождает тьму вещей. Тьма вещей несёт на себе инь и обнимает ян, столкновением эфира образуется гармония". Поэтому и говорится: "В первую луну появляются соки, во вторую луну - припухлость, в третью - плод, в четвёртую - мякоть, в шестую - кости, в седьмую оформление завершается, в восьмую - приходит в движение, в девятуюдвижение сменяется толчками, в десятую происходит рождение ("Хуайнаньцзы. О духе", стр. 160-161)".
Следовавшие размышлению, видели силу божественной сущности, правящей временем и Атманом и сокрытую собственными свойствами, в колесе "с одним ободом из трёх частей, шестнадцатью концами, пятьюдесятью спицами, двадцатью противоположными спицами, с шестью восьмёрками, с одними многообразными узами, делящуюся на три пути, с одним заблуждением от двух причин. Мы почитаем её как реку с пятью рукавами, пятью истоками, могучую, извилистую, чьи волны - пять дыханий, чьё начало - пять чувств, с пятью водоворотами, с пятью стремительными потоками несчастья, разделённых на пятьдесят видов и пять частей. В этом великом колесе Брахмана, всеоживляющем, всеохватывающем, блуждает "Гусь" (Хус-сан), мысля (думного) Атмана и Движущего (энергия движения материи и мысли) различными.
Владыка (Брахман) поддерживает всё это сочетание тленного и нетленного, проявленного и непроявленного. Не будучи владыкой индивидуальный Атман связан, ибо по природе он - воспринимающий... Существуют двое нерождённых - знающий и незнающий, владыка и не владыка, ибо один, нерождённый. Связан с воспринимающим и воспринимаемым предметом. И ещё есть бесконечный Атман, принимающий все образы, недеятельный. Когда человек находит триаду, это Брахман. Тленное - Прадхана, бессмертное и нетленное - Хара. Тленным (инмиром вещей природы) и (думным) Атманом правит один бог... Следует узнать это вечное, пребывающее в Атмане (Атум египтян, Бух-Атун); ничего не следует знать, кроме него. В помышлении о воспринимающем (мыслащем), воспринимаемом (мыслимом) и Движущем (энергия мышления, производная от энергии движения) высказано всё. Это тройной Брахман ("Упанишады", М., 1992г., т.2, "Шветашватара упанишада", стр 175-177)".
ИБИБ, БИБ. Аналогом этого древнейшего корня являются такие значения его, как убивец, избивать, избивавший... бивень.
ИБИЛ, БИЛ. Данный триадно/тетроидный дуэт входит составной частью в различно/значимые слова со значением "бил": бил, избил, прибил...
ИБИН, БИН. В ближневосточном регионе тетро/корневое слово "Ибн" ассоциируется с русскоязычным "сын". В некоторых древнеязыческих царствах Ближнего Востока и Малой Азии (Мало-сантонии) входило в состав наименований династий и царств.
ИБИС, БИС. Предтеча более позднего слова "писаницы, писмена, писати).
ИБИТ, БИТ. Большинство корневых оснований этого рода идут в основном русле общезначимых для рода значений: убит, избит, побит, прибит, убиенный... битой быть битым.
ИБИХ, БИХ. "Бих" - есть зооморфно/ноуменальный прообраз парнокопытного "быка.
ИЛИБ, ЛИБ. Оба корня, как триадное, так и тетроидное, являются предтечами в конструкционном производстве таких слов, как прилив, прилипший, липучий, липкий... Входит в состав наименований некоторых стран: либерия, либант...
ИЛИЛ, ЛИЛ. Целостность этих корней ощутима на слух: лил дождь, илил излил ил (смесь земли с водой). Илистое дно. Ручъеносное Яр-ило или палило лученосное Ярило (АЛ-Или, Балили-Палили). Палил заалевший жарко-ярко Ярило паролучный.
ИЛИН, ЛИН. Ну кто не знает Ильин день?! Громовник Илья по небу в колеснице ездит, громовым набатом в колокола бьёт, всё живое разгоняет под крышу перед бо-о-ольшим дождём; иногда кое-кого из великих грешников молнией-хлыстом божьим для острастки огреет, чтоб беспределом не лихоимствовали.
На Ближнем востоке Илу считался верховным Белым Богом.
ИЛИС, ЛИС. Все корни в применении многозначны; все пути их применения в этноязыках не уследишь. Но некоторые узловые значения их определить нужно пытаться обозначит и выразить в словах, хотя бы и более поздно образованных, но прообразами имеющими эти праязыческие триадно/тетроидные корни. Что в слово "илистый" входит корневая опора слова "илис" заметно сразу. Или наименование "лиса" в названии известного персонажа сказок многих народов мира. Листья.
ИЛИТ, ЛИТ. Однокорневые слова "лить" и "литьё" без разьяснений понятны в россии. Литосфера - сфера литых подпочвенных плит. Сфера пролития надземных вод из небесных туч.
ИЛИХ, ЛИХ. "Лиха беда начало" - говорит русский человек и приступает к делу, к работе. Булихан (Вулкан великан) - "Лихой человек".
ИЛИШ, ЛИШ. "Лишний человек". Лишение кого-нибудь на что-нибудь за что-нибудь.
РОД "ИНИ" (Иниродный ряд).
ИНИБ, НИБ. Посвящённые в таинства метаистории Древнего востока знают, что на востоке, в языческие времена, богом неба или "Небесным человеком" был провозглашён бог "АН" ("ЯН" у ханцийцев); Анна была богиней неба. Одновременно, Нана или Мами, считалась Праматерью (Балланана-нут телом), породившей энерго/материальную матрицу Вселенной.
"Ин" ("Инь" у ханцийцев) - это нечто другое, относительно классов бытия и ума, относящееся к иному миру, Инмиру, миру физических вещей природы. В целом же, как ранее было писано, согласовочная буква "Н", олицетворяла собою по совместительству три эональных мира: 1.надземный (небо), воздушно/космический океан; 2.земной (сенлиан, ченлиан), земной море-да-океан; 3.подземный (плутонический океан плавленно/магматических вод).
ИНИЛ, НИЛ. Нужно отметить, что все эти корне/сущностные концепты, которые имеют место быть зачисленными по ведомству корне/словарных запасов праязыка, есть по сути своей наименования природных прообразов вполне реального малосантийского бытия (Маркондейского, Мардукианского, моря-да окианского, Цзюлин-таотанского), которые до наших дней имеют свойство сохраняться как природные объекты в Малой Азии, Ближнем востоке и Северной африке. Всем известна египетская река Нил, названная так по прообразу своему, который реально существовал в Малой Азии как водородный вулкан Балабастан (протоводные Баллабассан, благостный Баллахассан, Варухаббан...), ментальный первоисточник всех вод земли. Позднее, по этим корневым концептам, когда будут проявлены буквы "М" и "Р", "инил" станет "имиром", а "нил" реинкорнируется в "мир". И мир расцветёт набором новых думно/смысловых символов, что само по себе обогатит человечество знаковыми возможностями самовыражения.
ИНИН, НИН. Иным родам, таким как рода "Нина", "Нима", "Мина", популяризация не нужна; они известны с глубокой древности. Знатокам ближневосточной мифоистории известно, что "Хуш родил также Нимрода (Саргона Древнего, царя кунилиана или сумериана): сей начал быть силён на земле... Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне, в земле Сеннаар". Нимрод оставил о себе память и в мифологии; здесь он известен по имени Нинурта, то есть человек из рода Нину. Это он ходил войной, во второй половине 24-го века до новой эры, в Тильмун-етен, чтобы защитит ПурушХан-ниду (ПурКан-неш) от агрессии ПурушХат-тумма (Хат-тусы, Гад-деса) и победил; пограбил капитально тильмун-етенские земли, после чего они долго не могли прийти в себя от такой миротворческой защиты.
ИНИС, НИС. Возвращаясь к теме войн торгового града ПурушХан-ниды со своим северным соседом, царством Бухуристана (Бохарод-дина) со столицей ПурушХаттум, нужно отметит такие нюансы, как то, что земли со столичным градом (бургом) ПурушХан-нида (Хаммиды) назывались в те языческие времена Нижними Землями Бухористана, а земли северного соседа со столицей ПурушХаттум, называли Верхними Землями Бухористана. Эти земли заселёны были первонародом с бугра языческого Первостановления Бен-Бен (острова Буян), понимающими язык людей, предковым народом Син-Син (Синилиане, земляне). Земли Ниса (Низа), Нис-сана, Нис-шана=Горы Ниса.
ИНИХ, НИХ. Ниха, Николай, Михаил, Мик-кула - гора Ниха. Николая-Угодника. Еноха.Энки. Аники-воина. Гора связанная со многими мифическими сказаниями.
ИНИШ, НИШ. Ниша-шана. Ниш-шнаиа (нижняя). Ниша (свободное место в чём-нибудь, где-нибудь; например, в стене, для установки икон, статуэток богов и богинь).
РОД "ИСИ" (Исиродный ряд).
ИСИБ, СИБ. Ноуменальный предтеча Сифа, его ментальный прообраз. Персефона, Сиванму, Порос бинини. Субэтнос северного союза племён Тильмун-етена.
ИСИЛ, СИЛ. "Сила есть, ума не надо", утверждает русская мудрость. Била, сила, хила (могила), тила, кила, хира, кира, гера, сира, чира - всё это корне/сушностные варианты, которые в своё время отождествляли себя с землёй.
ИСИН, СИН. Син - бог Луны.
ИСИС, СИС. Система созидания.
ИСИТ, СИТ. "Что есть Истина?" Буси-тон (Посейдонова пустыня, Прорва бездонная, исскуственный рай Етен-Биштина). Исида - богиня Египтп. Сита - жена Рамы. Сидон - город, погибший от вулканического извержения. Хастинапура - столица Бухористана (Бхарат-Атана, Бухорис-Абана, бугористого Осирис-Атума, Бугор Исед-донов; Бухор Анисибана).
ИСИХ, СИХ. Сиху - мать десяти солнц с вулканической горы Фус-сан (Бус-сан, бас-сан, Бас-тан, Хас-сан, Хастан).
ИСИШ, СИШ. "Сишу" - прообраз "сижу"
РОД "ИТИ" (Итиродный ряд).
ИТИБ, ТИБ. Тибр, тигр.
ИТИЛ, ТИЛ. Идилия, а от этого слова получается прилагательное "идеальный".
ИТИН, ТИН. Тина - плантации водорослей.
ИТИС, ТИС. Тиснение
ИТИТ, ТИТ. "Тит, иди молотить".
"Брюхо болит".
"Тит, иди есть".
"А где моя большая ложка?"
Таков вот один из древнейших шуточных анекдотов о титанах, вулканических великанах языческой древности, гигантах гор.
ИТИХ, ТИХ. Тихо, тишина. Стихло всё кругом и мир наполнился ужасом безголосового безмолвия пустотной вечности. Страх сковал Вселенную. И тогда земля обратилась к солнцу: "О! Око неба, дарующее земле свет и тепло, пусть сверщится проявление жизни на земле, пусть спадёт с прямоходящих обезьян морока доязыческого бытия". Солнце сказало "Парабран", то есть пусть придёт на землю проявление мира вещей через проявление тождественных вещам сущностно/корневых идей-концептов, видородно/корневых эйдосов думно/смыслового сознания. И стало так: мир был проявлен, тождественными вещам, сущностными именами, адекватными этим вещам.
ИТИШ, ТИШ. Тишина небытия.
РОД "ИХИ" (Ихиродный ряд).
ИХИБ, ХИБ. Ноуменальный протобраз более поздних слов "кипение", "Кибела", "Хепри", "гибель". Изгиб, пригибание. Гипер-бореи.
ИХИЛ, ХИЛ. Первосушностная земля, предтеча Геры
ИХИН, ХИН. Хини-лан (Химерам, кикиморам) - ноуменальный прообраз геноизного видорождения прообразов природного инмира из прообразов интеллектуального Ума. Химера - это есть смыслосформированный монстр времён словотворения, когда из исскуственных смешений разнозначных корней, возникали чудовища словотворения, в которых совмещались различные прообразы корне/сущностных ноуменов; та же химера есть собирательный сплав протообразов: голова льва (лава, лаба), средина - принадлежала коз-зам, а хвост был причеплен от змеи. Другие примеры; минотавр, кентавр, мнемозина... и прочие, несть им числа. Просто сейчас они приобрели иные значения, отличные от преждерождённых и потому нами приняты как благообразные и естественные. Химерическое кумиропоклонение отошло в прошлое, постоянно грозя нам возрождением в новом обличье для новых кланово/целевых игр духовно/жреческой элиты.
К слову сказать, Химилан - это не Гималаи, это горная гряда, некогда так называемая в Малой Азии; находилась она там, где располагалась столица Бухористана - Буситон, позднее переименованная в БурХуситон или Хастинапуру (Пуруш-Хаттаум, Хаттусу, Гестию, Гештиниану, Гезсиду...). Возможно, что Бургуситона располагалась именно на этом, со всех сторон невеликом горном острове, носившем имя Хин или Син (Етен, Тин; Бенбен, Синсин; город на реке Ясень или Хубалицзян, Хубаливан, Хубалибан, Купаливан, Балухабан, Варухабан, Субараван; Остров Соборования, Собраний Богов и Богинь).
ИХИС, ХИС. Там, где некогда была прародина протоцивилизации, то есть в Малой Азии, есть вулкан, который всем известен под именем Хассан. Это и есть тот функциональный предтеча всех протоматериальных (протоводных) феноменов Вселенной, которые им порождались беспрерывно: плавленая вода, пресная вода, "живая" лава (лаба), "мёртвая" лава, сера, все химические элементы, камни, базалт, гранит, туф, пемза, пепел, почва, минералы, металлы; пламя, пар, дым, воздух (восход на востоке), газ, звёзды, планеты, солнце. луна, земля; насекомые-искры вулканические, змеи (лавоводные потоки), рыбы, птицы, копытные, хищники, двуногие обезьяны, человек. А вулкан Абалланна (Аблланун-Нут) сата (сада) Ахаша (Кощея, бессмертного в циклах годового круговращения) проявляла эти феномены ноуменами (именами) думного (Атум, Атман) мыслеоформления.
Ихихи - это ноуменальные предтечи царства Игиги (Нихи-Хан, Хан Енох-Энки - хозяин Абсу, пресноводного океана подземных вод; шумеры уже стали забывать о плавленых водах подземного океана, выбрасываемых иногда изо рта в виде вулканической блевотины. Из Тильмун-етена, где было много вулканов, они мигрировали чуть ли не с пятого тысячелетия до новой эры; а на вновь обретённой родине в междуречье Хид-текиль (Тигра) и Евфрата (Прато) вулканов уже не было. Ноуменально/смысловые прообразы, относящиеся к вулканам Тильмун-етена, были в новых условиях переосмыслены; их ноуменами названы были иные топонимии. А те, что были сохранёны, претерпели значительные изменения относительно прежних значений их на бывшей прародине.
ИХИШ, ХИШ. "Хиш" есть ноуменальный прообраз слова "Кижи"; согласно русскому мифологическому преданию, языческий город, затонувший в водах Беломорья, но не сдавшийся врагу. Возможно, что "Хиш" есть то же самое, что сокрыто за топонимом "Хуш", "Пур-Хушитон", Хастина-пур.
Хиш-Хани - вулканическе кишки, по которым солнцеокий бог "Ра" перетекал изо рта космогеноизной богини Нут (могучая Мокош) к рождающему лону её, исходя из которого каждое уту-Ра, Суин (Сын, Ибн, Бен, Сун, Шем, Чэн...) Праматери Всего Сущего во Вселенной, приносил земле свет и тепло.
РОД "ИШИ" (Иширодный ряд).
ИШИБ, ШИБ. Более позднее: Шива, Шиванна, Джива, Живой...
ИШИЛ, ШИЛ. "Шило в мешке не утаишь". Пришил солнечными лучами небо к земле. Шили(жили)-были.
ИШИН, ШИН. "Джин (шин)" - всемогущий демон вулканоподобной лампы или другого сосуда, напоминающего вулкан (бутылка, кувшин, корчага, вулканическая гора...).
ИШИС, ШИС. "Шисну" - ноуменальный прообраз слова "Жизнь, Житие, Живому".
ИШИТ, ШИТ. "Шит" как оружие защиты жития своего. Ищите и обрящете то, что ищете.
ИШИХ, ШИХ. Пших, чих - непроизвольное чихание.
ИШИШ, ШИШ. Шишка; ёлочные шишки, шишка на теле. "Шиш тебе, а не это самое...", в смысле не получишь ничего из желаемого.