ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА НА МОРСКИХ ТЕАТРАХ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
АВИАЦИЯ
ЧЁРНОЕ МОРЕ
В первые дни войны авиация Черноморского флота не предпринимала налётов на корабли и суда противника в море и в портах.
Только утром 25 июня 1941 года девятка бомбардировщиков СБ-2 из состава 78 отдельной бомбардировочной авиационной эскадрильи ВВС ЧФ (командир - майор Ф.И.Бадарбеков), с Николаевского аэродрома совершила налёт на румынский порт Галац и сбросила на суда и портовые сооружения 70 ФАБ-100. Прямым попаданием была потоплена румынская несамоходная деревянная баржа SH Ferry Boat, которая была полностью уничтожена.
Это была самая первая полноценная победа Военно-морского флота СССР и первая победа морской авиации в Великой Отечественной войне.
Черноморская авиация ВМФ ещё долго оставалась на первом месте среди других сил Флота СССР в плане нанесения врагу реальных потерь. Утром 28 июня 1941 года снова 17 бомбардировщиков флота (девять из 78 ОБАЭ и восемь из 40 СБАП ВВС ЧФ) атаковали группу кораблей румынской Дунайской речной флотилии в районе Сулины и по течению Дуная. В Сулине была потоплена несамоходная плавучая батарея МR-5 без потерь в людях, повреждения получил вспомогательный минный заградитель Aurora (237 брт), в экипаже которого погибло и умерло от ран 6 моряков. На 14 миле Сулинского канала были потоплены несамоходная плавучая казарма MR-2, на которой погибло 11 солдат и баркас Elena (36 брт), на котором погиб 1 солдат. Также на 22 миле Дуная был повреждён буксир ВМФ Mantuirеa (266 брт), в экипаже которого были ранены 2 человека.
29 июня 1941 года восемь СБ-2 из состава 78 ОБАЭ нанесли удар по Тульче, где снова был повреждён буксир Mantuirea и повреждена землечерпалка Carl K"uhl (749 брт). В результате прямого попадания ФAБ-100 в монитор Laskar Catargiu, в его экипаже погибли и получили смертельные ранения 7 моряков и 12 получили ранения.
БАЛТИКА
В первые два дня войны ВВС БФ не наносили удары по кораблям и судам противника, но 24 июня 1941 года большая группа ударной авиации Балтийского флота вылетела для уничтожения вражеского морского конвоя, следовавшего к Виндаве, якобы с целью высадки десанта. Это были советские корабли, которые ушли из осаждённой Либавы и к моменту подлёта самолётов уже вошли в порт. Не обнаружив "противника" группа разделилась и нанесла бомбовые удары по Мемелю, Шилуте и гавани Павилоста. Помимо различных разрушений и жертв, в порту Мемеля, который бомбили 9 ДБ-3 из состава 1 минно-торпедного полка ВВС БФ, был повреждён двумя близкими разрывами германский транспорт Hernum(1.467 брт).
Первые целенаправленные удары по кораблям противника в море, авиация флота нанесла 30 июня 1941 года, когда были атакованы немецкие торпедные катера из состава 1 флотилии. В результате сотрясения от близких бомбовых разрывов у тка S-40 вышел из строя двигатель и он был вынужден прервать выполнение боевого задания. При новой атаке трёх И-153 из состава 71 ИАП ВВС БФ на немецкие торпедные катера 4 июля 1941 года, лёгкие повреждения от пулемётного огня получили тка S-26 и тка S-27, на борту которых получили ранения 2 офицера - командир S-26 и врач 1 флотилии торпедных катеров.
Поздним вечером 5 июля 1941 года два звена СБ-2 из состава 73 БАП ВВС БФ нанесли удар по рейду порта Виндава. Лёгкие повреждения от осколков в результате близких бомбовых разрывов получил немецкий прорыватель минных заграждений Sp-11, на котором 5 моряков получили ранения. Утром 6 июля 1941 года шесть СБ-2 и пять Ар-2 из состава 73 БАП снова нанесли бомбовый удар по рейду порта Виндава. В результате 4 прямых попаданий был тяжело повреждён германский прорыватель минных заграждений Sp-6, который был вынужден уйти в ЛИБАВУ и встать в доковый ремонт. На его борту 3 моряка погибли и 11 получили ранения. Прорыватель минных заграждений Sp-11 вновь получил небольшие повреждения и потерял 2 человек ранеными. На тральщике М-31 получил ранение 1 член экипажа.
12 июля 1941 года из Виндавы в Ригу вышел крупный немецкий конвой из судов и кораблей т.н. "Экспериментального соединения Балтийского моря" - мобилизованных баркасов и сейнеров, предназначавшегося для десантных операций до постройки специальных средств.
В течении 13 июля 1941 года было предпринято несколько попыток атаковать этот караван с воздуха, однако только одна из них увенчалась относительным успехом. Восемь ДБ-3 из состава 1 МТАП ударом с высоты в 3 км потопили прямым попаданием катер Deutschland, осколочные повреждения получили буксир и два парома.
Позднее, уже в районе устья Западной Двины в результате бомбового удара пяти ДБ-3 была повреждена тяжёлая плавучая батарея August, на которой 13 моряков получили ранения. Всего кроме потопленного катера, были повреждены 12 кораблей и судов, общие потери личного состава германских ВМС составили 5 погибших и 27 раненых.
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ
Авиация Северного флота в 1941 году и в первой половине 1942 года нанесла определённые потери германскому флоту, но не смогла полностью уничтожить или потопить ни одного корабля или судна противника.
21 июля 1941 года два Пе-2 из состава 72 смешанного авиационного полка ВВС СФ нанесли удар по порту Киркенес, где у причала получил тяжёлые повреждения от трёх бомбовых попаданий германский транспорт Wandsbeck(2.183 брт) c грузом продовольствия на борту. У транспорта выгорели мостик и надстройки, в результате полученных пробоин он сел на грунт. Груз был частично потерян, 3 члена экипажа получили ранения. Однако судно впоследствии было поднято и после ремонта снова вошло в строй в конце марта 1942 года.
На следующий день после налёта на порт Киркенеса, при атаке двух Пе-2 из состава 72 САП ВВС СФ, в море осколками бомб от близких разрывов был легко повреждён германский транспорт-угольщик ВМС St"or(655 брт).
10 августа 1941 года при возвращении из набеговой операции трёх германских эсминцев, в районе острова Кильдин они были атакованы двумя СБ-2 из состава 72 САП ВВС СФ. В результате сотрясения от близких разрывов 4 авиабомб у борта эсминца Z-4 Richard Beitzen, он получил тяжёлые повреждения и до ноября 1941 года находился на ремонте в г. Киль.
Первая полная победа была одержана авиацией СФ при налёте на порт Киркенеса 16 октября 1941 года, когда в гавани бомбовым ударом были потоплены два мотобота, однако уничтоженные цели по своему масштабу не могут считаться полноценной победой. До сих пор историки не могут найти в документах их наименования или номера, что само по себе говорит об их ценности.
Поздним вечером 5 декабря 1941 года в порту Лиинахамари в результате налёта гидросамолётов авиации СФ, прямое бомбовое попадание получил германский транспорт Antjie Fritzen(4.330 брт). Были разрушены каюты экипажа и повреждено рулевое управление, 3 моряка погибли и 4 получили ранения.
В порту КИРКЕНЕСА при налёте трёх СБ-2 в ночь на 19 января 1942 года осколками от близких разрывов были повреждёны два боевых корабля германских ВМС - сторожевой корабль NM-21 Franke и сторожевой корабль Bussard, на борту которых 1 моряк погиб и 2 получили ранения. В порту Лиинахамари 4 февраля 1942 года лёгкие повреждения от осколков бомб поучил германский транспорт Boltenhagen.
Следующий крупный успех, но снова без полного уничтожения вражеских единиц, случился 13 июля 1942 года, когда три ДБ-3ф и пять Пе-2 из состава авиации СФ, при налёте на порт Киркенеса повредили два германских судна - транспорт Colmar(3.992 брт) и транспорт Klaus Howald(5.956 брт). Кроме повреждений этих судов, от разрывов бомб также пострадал причал и несколько зданий, сгорел склад лесоматериалов и гараж ВМС, где были уничтожены 22 автомобиля. Кроме этого вышла из строя подстанция и как следствие был обесточен горно-обогатительный комбинат, с которого в Германию отправлялась продукция стратегического значения. Потери в людях составили 6 человек убитыми и 25 ранеными.
Утром 30 мая 1942 года при атаке авиацией флота морского конвоя при подходе к Киркенесу в результате нескольких прямых бомбовых попаданий, был серьёзно повреждён и потерял ход германский транспорт Sedda Fritzen(2.882 брт).
Первая полноценная победа авиации СФ произошла только 7 июля 1942 года, когда четыре Пе-2 из состава 29 бомбардировочного полка, западнее Вардё атаковали в море норвежский транспорт Else Maria(1.971 брт), который находился в германском фрахте и следовал с грузом железной руды из Киркенеса в Германию.
Получив несколько прямых бомбовых попаданий судно затонуло, потери экипажа составили 13 человек погибшими.
ТОРПЕДОНОСНАЯ АВИАЦИЯ
ЧЁРНОЕ МОРЕ
Первая победа торпедоносной авиации советского ВМФ в Великой Отечественной войне также принадлежит авиации Черноморского флота, хотя её пришлось ждать достаточно долго. Атаки самолётов-торпедоносцев ЧФ по кораблям и судам противника в море и портах начались в конце мая 1942 года, но восемь месяцев подряд все они были полностью безрезультатными.
Днём 22 января 1943 годa вылетевший на "свободную охоту" одиночный Ил-4(пилот - капитан И.Н.Василенко) из состава 5 гвардейского минно-торпедного полка ВВС ЧФ, в районе Сулинского гирла Дуная атаковал стоявший на якоре транспорт. Венгерский транспорт Koloszvar(1.030 брт) получил попадание торпеды, которая уничтожила машинное отделение, но судно осталось на плаву. В результате начавшегося из-за разлившейся нефти пожара, транспорт полностью выгорел. Остов был отбуксирован на верфь в Будапешт, но восстановлен не был и простоял там до конца войны. Из числа экипажа погибли 7 моряков из состава машинной команды и 7 немецких зенитчиков.
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ
Ещё в январе 1942 года самолёты-торпедоносцы Северного флота применили своё оружие при налётах на вражеские порты в Норвегии, в сочетании с бомбовыми ударами, однако применение одиночных торпед в ограниченных акваториях не принесло успехов.
Первые атаки самолётов-торпедоносцев СФ по кораблям и судам противника в море начались ещё в апреле 1942 года, но по ряду причин они также не увенчались успехом. Лишь спустя три месяца торпедоносцы достигли своего первого крупного успеха, который однако не привёл к полному уничтожению боевой единицы противника.
9 августа 1942 года на перехват конвоя обнаруженного разведкой западнее Берлевога, вылетела пара Ил-4 из состава 2 смешанного авиационного полка ВВС СФ, которая совместно атаковала и потопила один из транспортов. В реальности атаке подвергся отряд из 4 германских сторожевых кораблей 59 флотилии. Одна торпеда попала в носовую часть сторожевого корабля V-6113, который в результате взрыва получил тяжёлые повреждения, 13 моряков получили ранения. Немецкому экипажу удалось сохранить сторожевик на плаву и отбуксировать его в порт на ремонт, продолжавшийся до 1944 года.
Следующий успех едва не случился 7 октября 1942 года, когда пара Ил-4 из состава 2 САП ВВС СФ атаковала стоявший у норвежского побережья норвежский транспорт Тora Elise(712 брт), который в результате получил попадание одной торпедой. К несчастью, по какой-то причине она не взорвалась и транспорт не пострадал.
Первого полноценного успеха торпедоносцы ВВС СФ добились только 25 апреля 1943 года. Шесть торпедоносцев HP.52 Hampden из состава 24 минно-торпедного авиационного полка ВВС СФ в сопровождении шести истребителей Пе-3 атаковали в Конгс-Фьорде немецкий конвой, следовавший в Киркенес. Один из торпедоносцев смог выйти на близкую дистанцию атаки и потопил немецкий транспорт Leesee(2.624 брт), который имел на борту 3.622 тонны угля для нужд 19 горно-стрелкового корпуса вермахта*. Потери экипажа транспорта составили 3 человека погибшими. Советский самолёт-победитель был сбит зенитным огнём практически в упор и его экипаж погиб. Пилот капитан В.Н.Киселёви штурман ст.лейтенант М.Ф.Покало посмертно были удостоены званий Героя Советского Союза.
* - полуторагодовалый запас при cредней месячной норме потребления в 200 тонн
БАЛТИКА
Самолёты-торпедоносцы Балтийского флота начали торпедные атаки кораблей и судов противника с июня 1942 года, однако в силу ряда особенностей, ни одна атака в течении года* не увенчалась даже относительным успехом. Вылеты торпедоносцев в новом 1943 году возобновились в мае, но первая полноценная победа была достигнута только в следующем месяце.
Один из двух Ил-4 из состава 1 гвардейского минно-торпедного полка (пилот - лейтенант А.И. Разгонин), вылетевших на дальнее крейсерство в ночь на 6 июня 1943 года, обнаружил несколько кораблей и судов противника при входе в Ирбенский залив в районе мыса Домеснес. В результате атаки, которую немцы даже не заметили, был поражён и затонул германский транспорт Hеinrich von Plauen(1.746 брт), на котором погибло 3 члена экипажа.
* - до начала ноября
ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ
БАЛТИКА
Поздним вечером 10 августа 1941 года подводная лодка Щ-307 (командир капитан-лейтенант Петров Н.И.), в результате торпедной атаки потопила в районе Либавы германскую подводную лодку U-144, на борту которой погиб весь экипаж в составе 28 человек.
ЧЁРНОЕ МОРЕ
15 августа
румынский транспорт Peles
потоплен торпедой пл Щ-211
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ
12 сентября
норвежский транспорт Ottar Jarl
потоплен торпедой Щ-422
ТОРПЕДНЫЕ КАТЕРА
БАЛТИКА
Первый крупномасштабный бой советские торпедные катера провели 13 июля 1941 года в Рижском заливе, атакуя корабли т.н. Экспериментального соединения Балтийского моря. Ни одну цель потопить торпедами не удалось, но четыре вражеских корабля получили лёгкие повреждения от пулемётного огня катерников. Лёгкую победу над уже побеждённым противником советские торпедные катера Балтийского флота одержали 14 сентября 1941 года. В этот день тка N-67 обнаружил в Рижском заливе покинутый командой немецкий вспомогательный тральщик М-1707, который перед этим подорвался на мине, потерял ход и получил попадание крупнокалиберного снаряда с береговой батареи N-43 на острове Сааремаа. После осмотра вражеского корабля и взятия полезных трофеев, советские катерники добили его торпедой.
Первую полноценную и полностью принадлежащую им победу, торпедные катера БФ одержали 23 сентября 1941 года, когда в районе острова Орренгрунд в Финском заливе, торпедные катера N-12 и N-22 потопили немецкий вспомогательный сторожевой корабль V-308, потерявший 10 моряков погибшими.
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ
Первые столкновения торпедных катеров Северного флота с кораблями противника произошли в начале сентября 1941 года. 1 и 3 сентября советские торпедные катера пытались выйти в атаку на немецкие морские конвои при входе в Петсамо-фьорд, но были отогнаны огнём немецких кораблей охранения. Первая торпедная атака катеров N-11 и N-12 по конвою противника состоялась 11 сентября 1941 года, когда по врагу безрезультатно были выпущены 4 торпеды. Ответным огнём был легко повреждён тка N-12. В бою 14 сентября 1941 года пулемётным огнём тка N-13, N-14 и N-15 был легко повреждён немецкий сторожевой корабль V-6109.
Наконец 6 октября 1941 года советский торпедный катер N-12 в районе Стурре-Эккере торпедировал и потопил норвежский мотобот Bjornungen(165 брт) с грузом железнодорожных рельсов и шпал.
ЧЁРНОЕ МОРЕ
При набеге двух советских торпедных катеров на порт Ялты 13 июня 1942 года, торпедный катер Д-3 (командир - Кочиев К.Г.), прямым торпедным попаданием уничтожил стоявшую у причала итальянскую малую подводную лодку СВ-5.
НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ
АРТИЛЛЕРИЯ
БАЛТИКА
Первая победа флотской артиллерии в Великой Отечественной войне принадлежит артиллеристам Балтийского флота. Ещё 14 сентября 1941 года береговая батарея N-43 на острове Сааремаа обстреляла и дополнительно повредила в районе острова Аллираху подорвавшийся на мине немецкий вспомогательный тральщик М-1707, который получил одно попадание 130-мм снаряда в корму. Потери экипажа в совокупности составили 14 человек погибшими. После этого корабль был оставлен командой и впоследствии добит торпедным катером БФ.
При тралении Моонзудского пролива 14 ноября 1941 года огнём всех 11 орудий трёх береговых батарей N-90, N-314 и N-509 c острова Осмусаар, был потоплен немецкий тральный пинас N-6 с плавбазы катеров-тральщиков MRS-11. Сама база с октября стояла на ремонте в Либаве, в то время как её пинасы* продолжали тралить фарватеры вплоть до Таллина.
* - моторные баркасы, на плавбазе находилось до 16 единиц
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ
Первые залпы по противнику артиллерия Северного флота нанесла уже 22 июня 1941 года, когда три 130-мм орудия батареи N-221 на полуострове Средний, при выходе из Петсамо-фьорда безрезультатно обстреляли финский рыболовный траулер Viena. Обстрелы вражеских целей береговыми батареями флота продолжались с различной интенсивностью и периодичностью вплоть до окончания боевых действий в Заполярье. В частности уже 4 июля 1942 года батарея N-221 выпустила 24 снаряда по плавбазе катеров-тральщиков Bali и её тральным пинасам при входе в залив Петсамо. Плавбаза получила лёгкие повреждения осколками от нескольких близких разрывов.
Первую полноценную победу артиллеристы Северного флота одержали 26 мая 1942 года когда огнём батареи N-221 был уничтожен норвежский* транспорт Vardo(860 брт) c грузом бензина из состава конвоя Киркенес - Петсамо. При входе в Петсамо-фьорд он вышел из дымовой завесы кораблей сопровождения и попал под сосредоточенный огонь флотских артиллеристов. После первых попаданий начался сильный пожар, команда спаслась на шлюпках. Объятое пламенем судно сдрейфовало на мель и окончательно затонуло 27 мая. Перед этим по его остову нанесли удар реактивными снарядами три советских истребителя.
* - захвачен Германией 1.9.1940 г. и использовался в её интересах без смены команды
ЧЁРНОЕ МОРЕ
29 августа 1943 года всп судно SNR-203 60 т Таганрог
МИННЫЕ ПОСТАНОВКИ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ
8 ноября 1941 года
немецкий транспорт Flottbek(1.330 брт)
мина пл К-22
БАЛТИКА
Первая возможная победа подводных миноносцев Балтийского флота возможно принадлежит подводной лодке "Лембит", которая 5 ноября 1941 года выставила 20 мин у южного входа пролива Бьеркезунд. В этом районе 28 ноября 1941 года подорвался на мине и затонул финский тральщик Porkkala, который погиб со всем своим экипажем из 32 человек. Но эта победа может принадлежать советским торпедным и сторожевым катерам, которые в сентябре также выставили в этом районе мины.
МИННЫЕ ПОСТАНОВКИ НАДВОДНЫХ КОРАБЛЕЙ
БАЛТИКА
Минные постановки надводные корабли Балтийского флота начали в первый день войны. Тральщик Т-204 ""ФУГАС"* в течении суток, под атаками авиации выставил в районе Либавы три минных заграждения. На одном из них уже 1 июля 1941 года подорвался и затонул германский тральщик М-3134, на котором погибли 9 моряков. Также на минах выставленных в этот день, 10 июля 1941 погиб германский противолодочный корабль Uj-112, потери экипажа которого составили 5 человек погибшими.
* - прибыл в Либаву перед началом войны на ремонт, одна машина находилась в нерабочем состоянии
СЕВЕРНЫЙ ФЛОТ
7 декабря 1941 года советские морские охотники Северного флота МО-153 и МО-163 выставили 4 мины при входе в Петсамо-фьорд. Спустя полтора месяца охотники МО-122 и МО-123 выставили в том же районе ещё 4 мины. На какой-то из этих мин 16 марта 1942 года подорвался и затонул германский транспорт Utlandsh"orn(2.643 брт), на борту которого погибли 9 моряков из состава экипажа и 8 солдат.
ЧЁРНОЕ МОРЕ
В ночь на 25 июня 1941 в Тульчинском рукаве(42,5 миля) Дуная, вышедшие на минную постановку бронекатера Дунайской флотилии были замечены и обстреляны румынскими кораблями. Катера развернулись и отошли, при этом один из катеров на развороте выставил 8 мин на фарватере. Противник даже не заметил минной постановки и через месяц поплатился за это. 26 июля 1941 года на одной из мин подорвался и затонул румынский буксир Helidon , при этом погибло 5 солдат.
МИННЫЕ ПОСТАНОВКИ АВИАЦИИ
БАЛТИКА
К минным постановкам с воздуха авиация Балтийского флота приступила 28 июня 1941 года, когда ДБ-3 из состава 1 минно-торпедного авиационного полка начали выставлять мины в Финском заливе, а несколько позднее в районах Виндавы и устья Западной Двины. Эти постановки увенчались успехом 23 июля 1941 года, когда в Рижском заливе подорвался на мине и затонул немецкий тральщик М-3131, флагманский корабль 31 флотилии, на борту которого погибли 22 моряка, в том числе командир флотилии, командир отряда, флагманский врач и командир самого тральщика.
CЕВЕРНЫЙ ФЛОТ
Долгое время авиация Северного флота не занималась минными постановками ввиду отсутствия самолётов, которые могли осуществлять такие постановки. 29 марта 1942 года два ДБ-3 из состава 2 гвардейского САП выставили две мины у входа в Петсамо-фьорд, на которых в тот же день подорвался и затонул германский вспомогательный тральщик М-5608, на котором погибло 9 моряков .
ЧЁРНОЕ МОРЕ
К минным постановкам авиация Черноморского флота приступила 30 июня 1941 года, когда четыре ДБ-3 из состава 2 минно-торпедного полка ВВС ЧФ выставили 15 мин в устье Дуная. Постановки в этом районе продолжились и в дальнейшем. Первый успех этих постановок наступил 24 июля 1941 года, когда на 69 миле Дуная, напротив города Рени подорвался на мине и затонул румынский буксир Cerna.
25 июня 1941 года первая победа военно-воздушных сил Черноморского флота
румынская баржа Ferry Boat
1 июля 1941 года первая победа минной постановки надводных кораблей Балтийского флота
немецкий тральщик М-3134
13 июля 1941 года первая победа военно-воздушных сил Балтийского флота
десантный катер Deutschland
23 июля 1941 года первая победа минной постановки военно-воздушных сил Балтийского флота
тральщик М-3131
24 июля 1941 года первая победа минной постановки Военно-воздушных сил Черноморского флота
буксир Cerna
26 июля 1941 года первая победа минной постановки надводных кораблей Черноморского флота
буксир Helidon
9 августа 1941 года первая победа подводной лодки Балтийского флота
подводная лодка U-144
15 августа 1941 года первая победа подводной лодки Черноморского флота
транспорт Peles (5.708 брт)
12 сентября 1941 года первая победа подводной лодки Северного флота
транспорт Ottar Jarl (1.459 брт)
23 сентября 1941 года первая победа торпедных катеров Балтийского флота
сторожевой корабль V-308
6 октября 1941 года первая победа торпедных катеров Северного флота
мотобот Bjornungen (165 брт)
14 ноября 1941 года первая победа берегой артиллерии Балтийского флота
тральный пинас N-6
16 марта 1942 года первая победа минной постановки надводных кораблей Северного флота
транспорт Utlandsh"orn (2.643 брт)
29 марта 1942 года первая победа минной постановки авиации Северного флота
тральщик М-5608
26 мая 1942 года первая победа береговой артиллерии Северного флота
транспорт Vardo (860 брт)
13 июня 1942 года первая победа торпедных катеров Черноморского флота
малая подводная лодка CB-5
9 августа 1942 года первая победа торпедоносной авиации Северного флота
сторожевой корабль V-6113
22 января 1943 года первая победа торпедоносной авиации Черноморского флота
транспорт Koloszvar (1.030 брт)
16 марта 1943 года
25 апреля 1943 года первая полноценная победа самолётов-торпедоносцев Северного флота
транспорт Leesee (2.624 брт)
6 июня 1943 года первая победа самолётов-торпедоносцев Балтийского флота